Напоминание

Формы и методы практико - ориентированного обучения


Автор: Гаращенко Светлана Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы практико - ориентированного обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Ростовский базовый медицинский колледж»

«Формы и методы практико-ориентированного

обучения»

Гаращенко Светлана Ивановна

г. Ростов на Дону

2022г.

Современная педагогическая практика показывает, что наиболее

продуктивными

и

перспективными

в

профессиональном

образовании

являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом

профессиональной направленности

обучения, а это требует применения

новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является

практико-ориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий

специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей

деятельности,

владел

новыми

технологиями,

умел

принимать

самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере,

решать проблемы и работать в команде.

В основу моей педагогической деятельности положено личностно-

ориентированное

обучение

и

индивидуально-дифференцированный

подход, для построения практико-ориентированного образования необходим

деятельностно-компетентностный подход. В отличие от традиционного

образования, ориентированного на усвоение знаний, при этом практико-

ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний,

умений, навыков, опыта практической деятельности.

Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта

деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между

собой.

Деятельностная

модель

подготовки

специалиста

предполагает

постоянную трансформацию видов деятельности. Первоначально студент

овладевает

опытом учебно-познавательной

деятельности,

обсуждаются

теоретические

вопросы

и

проблемы.

Далее

осваивается

опыт

профессиональной деятельности путем практической реализации.

Среди форм и методов практико-ориентированного обучения мною

используются:

-

Элементы проблемного обучения

(разбор и анализ ситуаций,

решение проблемных задач);

-

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии,

совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных

проблем);

- Игровые методы (деловые, имитационные, ролевые игры) как способ

приближения учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической.

Активные методы обучения могут быть индивидуальными или

групповыми. Групповые методы обучения способствует развитию принципа

сотрудничества, взаимной ответственности, умению работать в команде, при

этом деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый

характер.

Разбор и анализ ситуаций.

Суть метода — выделение из практической деятельности типовых

ситуаций. Обучающиеся анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои

решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у студентов

формируются

профессиональное

мышление

и

способность

принимать

решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.

Решение проблемных задач.

Основа метода состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную

ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения

ответа), он вынужден сам активно формировать новые знания или

использовать имеющиеся знания, опираться на известный ему чужой и

собственный профессиональный опыт, логику и здравый смысл.

Дискуссионные методы построены на живом и непосредственном

общении участников, где преподаватель выполняет функцию организатора

взаимодействия,

обмена

мнениями,

при

необходимости

управление

процессами выработки и принятия группового решения.

Я в большей степени использую семинар-дискуссию, в ходе которого

происходит формирование практического опыта совместного участия в

обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студенты

учатся выражать свои мысли посредством публичного выступления,

докладов

и

сообщений,

защиты

презентационных

работ,

активно

отстаивают свою точку зрения, аргументировано возражают, опровергают

ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить

уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в

процесс учебного познания.

Игровые методы

направлены на обретение нового практического

опыта, носят творческий характер учебно-познавательной деятельности,

вызывают эмоциональную вовлеченность студентов.

Среди форм и методов активного обучения эффективным является

«деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной

деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление

нарушенных потребностей, проблем пациента.

Деловые игры погружают

студентов в модель ситуации, близкой к будущей профессиональной

деятельности. Большое значение имеет разбор деловых игр и обсуждение

допущенных ошибок.

В результате реализации этих методов обучения студент должен

научиться:

отбирать и оценивать информацию;

точно определять цели, которые он хотел бы достичь;

планировать свою деятельность;

давать оценки и самооценки;

отслеживать собственные ошибки и исправлять их.

Таким

образом,

практико-ориентированный

учебный

процесс

позволяет

обучающимся

приобрести

необходимый

минимум

профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы,

систему

теоретических

знаний,

профессиональную

мобильность

и

компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает

наших выпускников конкурентоспособными.

Участие в конкурсном движении:

Введение

ФГОС

не

может

осуществляться

без

качественной

подготовки преподавателя, поэтому актуальной на сегодняшний день формой

повышения

профессиональной

компетентности

педагогов

становятся

конкурсы профессионального мастерства.

Система конкурсного движения решает несколько главных задач:

выявляет

лучших

педагогов;

оценивает

профессионализм

участников;

создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической

среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания

подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные процессы в

образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.

Издательская деятельность:

Наиболее высоким уровнем обмена педагогическим опытом являются

публикации,

как

в

печатных,

так

и

в

электронных

изданиях.

Самообразование и трансляция педагогического опыта – это необходимые

составляющие профессионализма.

Подготовка

студентов

для

участия

в

научно-практической

конференции:

Научно-исследовательская

работа

студентов

является

одним

из

важнейших

средств

повышения

качества

подготовки

и

воспитания

специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и

практики, предвидеть перспективы их развития.

Все это способствует изменению отношения студентов к учѐбе от

пассивного к активному, способствует эффективности учебных занятий и

является условием для повышения качества образовательного процесса.

Я планирую и в дальнейшем использовать различные технологии

активного

обучения,

которые

будут

способствовать

практико-

ориентированному

образованию

с

целью

формирования

конкурентоспособного специалиста.



В раздел образования