Автор: Гаращенко Светлана Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Ростовский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы практико - ориентированного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Министерство здравоохранения Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Ростовской области
«Ростовский базовый медицинский колледж»
«Формы и методы практико-ориентированного
обучения»
Гаращенко Светлана Ивановна
г. Ростов на Дону
2022г.
Современная педагогическая практика показывает, что наиболее
продуктивными
и
перспективными
в
профессиональном
образовании
являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом
профессиональной направленности
обучения, а это требует применения
новых методов, приемов и форм работы. Одним из таких методов является
практико-ориентированное обучение. Работодатели хотят, чтобы будущий
специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей
деятельности,
владел
новыми
технологиями,
умел
принимать
самостоятельные решения и адаптироваться в профессиональной сфере,
решать проблемы и работать в команде.
В основу моей педагогической деятельности положено личностно-
ориентированное
обучение
и
индивидуально-дифференцированный
подход, для построения практико-ориентированного образования необходим
деятельностно-компетентностный подход. В отличие от традиционного
образования, ориентированного на усвоение знаний, при этом практико-
ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний,
умений, навыков, опыта практической деятельности.
Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта
деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между
собой.
Деятельностная
модель
подготовки
специалиста
предполагает
постоянную трансформацию видов деятельности. Первоначально студент
овладевает
опытом учебно-познавательной
деятельности,
обсуждаются
теоретические
вопросы
и
проблемы.
Далее
осваивается
опыт
профессиональной деятельности путем практической реализации.
Среди форм и методов практико-ориентированного обучения мною
используются:
-
Элементы проблемного обучения
(разбор и анализ ситуаций,
решение проблемных задач);
-
Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии,
совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных
проблем);
- Игровые методы (деловые, имитационные, ролевые игры) как способ
приближения учебной (аудиторной) ситуации к реальной, фактической.
Активные методы обучения могут быть индивидуальными или
групповыми. Групповые методы обучения способствует развитию принципа
сотрудничества, взаимной ответственности, умению работать в команде, при
этом деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый
характер.
Разбор и анализ ситуаций.
Суть метода — выделение из практической деятельности типовых
ситуаций. Обучающиеся анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои
решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у студентов
формируются
профессиональное
мышление
и
способность
принимать
решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.
Решение проблемных задач.
Основа метода состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную
ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения
ответа), он вынужден сам активно формировать новые знания или
использовать имеющиеся знания, опираться на известный ему чужой и
собственный профессиональный опыт, логику и здравый смысл.
Дискуссионные методы построены на живом и непосредственном
общении участников, где преподаватель выполняет функцию организатора
взаимодействия,
обмена
мнениями,
при
необходимости
управление
процессами выработки и принятия группового решения.
Я в большей степени использую семинар-дискуссию, в ходе которого
происходит формирование практического опыта совместного участия в
обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студенты
учатся выражать свои мысли посредством публичного выступления,
докладов
и
сообщений,
защиты
презентационных
работ,
активно
отстаивают свою точку зрения, аргументировано возражают, опровергают
ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить
уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в
процесс учебного познания.
Игровые методы
направлены на обретение нового практического
опыта, носят творческий характер учебно-познавательной деятельности,
вызывают эмоциональную вовлеченность студентов.
Среди форм и методов активного обучения эффективным является
«деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной
деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление
нарушенных потребностей, проблем пациента.
Деловые игры погружают
студентов в модель ситуации, близкой к будущей профессиональной
деятельности. Большое значение имеет разбор деловых игр и обсуждение
допущенных ошибок.
В результате реализации этих методов обучения студент должен
научиться:
●
отбирать и оценивать информацию;
●
точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
●
планировать свою деятельность;
●
давать оценки и самооценки;
●
отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Таким
образом,
практико-ориентированный
учебный
процесс
позволяет
обучающимся
приобрести
необходимый
минимум
профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы,
систему
теоретических
знаний,
профессиональную
мобильность
и
компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает
наших выпускников конкурентоспособными.
Участие в конкурсном движении:
Введение
ФГОС
не
может
осуществляться
без
качественной
подготовки преподавателя, поэтому актуальной на сегодняшний день формой
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов
становятся
конкурсы профессионального мастерства.
Система конкурсного движения решает несколько главных задач:
выявляет
лучших
педагогов;
оценивает
профессионализм
участников;
создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической
среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания
подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные процессы в
образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.
Издательская деятельность:
Наиболее высоким уровнем обмена педагогическим опытом являются
публикации,
как
в
печатных,
так
и
в
электронных
изданиях.
Самообразование и трансляция педагогического опыта – это необходимые
составляющие профессионализма.
Подготовка
студентов
для
участия
в
научно-практической
конференции:
Научно-исследовательская
работа
студентов
является
одним
из
важнейших
средств
повышения
качества
подготовки
и
воспитания
специалистов, способных творчески решать задачи современной науки и
практики, предвидеть перспективы их развития.
Все это способствует изменению отношения студентов к учѐбе от
пассивного к активному, способствует эффективности учебных занятий и
является условием для повышения качества образовательного процесса.
Я планирую и в дальнейшем использовать различные технологии
активного
обучения,
которые
будут
способствовать
практико-
ориентированному
образованию
с
целью
формирования
конкурентоспособного специалиста.