Автор: Ахметова Екатерина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Просвет "Детский сад" Росинка"
Населённый пункт: САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВОЛЖСКИЙ РАЙОН, РОЩИНСКИЙ
Наименование материала: Картотека дидактических игр в средней группе
Тема: Формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Картотека
дидактических
игр
по
сенсомоторному
воспитанию детей. 4-5 лет
Название игры,
(
материалы
и
оборудование)
Цель
Ход игры
1.«День
рождение
Крутика
По»(Развивающая среда
«Фиолетовый
лес»,
разноцветные
веревочки,
разноцветные
кружки,
игра
«Фонарики»,
стрелочка «круговерть»,
карточки с цифрятами,
персонаж
Крутик
По,
схемы
«Паровоз»,
«Грузовик».
Развивать
сенсорные
способности
детей-
учить
раскладывать
предметы по одному
признаку(цвету);
Совершенствовать
навыки связной речи;
обогащать словарный
запас
В нашем Фиолетовом
лесу
сегодня
необычный
день,
сегодня день рождения
у одного из жителей
Крутика
По.
Он
пригласил наск себе в
гости, а в гости не
ходят
с
пустыми
руками.
Нам
нужен
подарок!
Крутик
По
очень
любит
геометрические
фигуры. Давайте наш
подарок
будет
из
разных
фигур.
Выбирать фигуры нам
помогут
цифрята
и
стрелочка
«круговерть». Каждый,
по очереди берет себе
карточку, на которой
изображен цифренок.С
помощью
стрелочки
отсчитывает
нужное
количество
шагов.
Фигуру,
на
которую
указала
стрелочка,
надо назвать и взять
себе такую же из игры
«Фонарики».
2.«Где
Лопушок»(разноцветные
кружки,
коврограф
«Ларчик»,
забавные
цифры)
Закрепление
пространственных
представлений,
развитие
внимания,
памяти,
логического
мышления,
воображения, речи.
На
коврографе
выделяется отправная
точка
Лопушка
из
разноцветных липучек.
«Забавные
цифры»
располагаются
в
разных
частях
коврографа.
Первая
остановка
будет
находиться
две
клеточки вправо, одну
клеточку вверх и т.д.
Последняя
остановка
рядом
с
Зайкой
Двойкой.
3.«Разноцветные
цветы»(18
цветных
обручей(по 3 обруча на
каждый цвет спектра и 3
белых обруча)
Формировать
умение
подбирать
предметы
по
слову,
обозначающему цвет.
Проводится
в
зале.Дети
образуют
круг.
На
пол
воспитатель
кладет
белый
обруч-
сердцевину
цветка.
Потом
прикладывает
один
за
другим
цветные
обручи.
Получается
«разноцветный
цветок». Потом детям
предлагается
выложить свои цветы.
Воспитатель называет
цвет,
дети
выкладывают цветные
обручи, «лепестки»
4.«Цветной
волчок»(Волчок с белым
полем,
кружки
из
бумаги
нескольких
цветов с вырезанными
разными секторами)
Формировать
умения
детей
получать
различные светлотные
оттенки цвета за счет
увеличения
или
уменьшения
белого
сектора
в
круге.
Основное
внимание
уделить обозначениям
«самый
темный»,
«самый светлый».
Необходимо
вращать
волчок.
При
наложении
разных
цветных
кружков
с
разными
секторами
белого
цвета,
при
уменьшении
или
увеличении
белого
сектора в результате
быстрого
вращения
волчка
появляются
разные оттенки цвета.
Дети называют их.
5.
«Окраска
воды»(баночки с водой,
гуашь,
кисточки,
салфетки)
Закреплять
у
детей
представление
о
разных оттенках цвета
по
светлоте,
обозначать их словами
«светлее»,
«темнее»,
Дети
под
руководством
воспитателя набирают
на
кисть
разное
количество
краски.
Вода
приобретает
«светлый», «темный».
разные оттенки цвета.
Проводится
обсуждение
с
названием
полученного цвета.
6.
«Фигуры
из
палочек»(палочки
разных
цветов(можно
использовать
счетные
палочки),карточки
со
схематичным
изображением фигур)
Закреплять
знания
детей
о
прямолинейных
геометрических
фигурах,
учить
воспроизводить
геометрические
фигуры
1
вариант:
дети
по
образцу-схеме
выкладывают
из
палочек
простые
фигуры.
2
вариант:
дети
по
образцу-
схеме
выкладывают
из
палочек
предметы,
которые
состоят
из
разных
геометрических фигур.
3
вариант:
дети
подбирают образец -
схему к выложенной
фигуре
7.«Отпечатки»(набор
объемных
геометрических
тел,
схемы-карты
с
«отпечатками» фигур)
Формировать
умение
называть
объемные
геометрические
фигуры и подбирать к
ним
их
паспорта,
«отпечатки»
Дети
называют
фигуру, подбирают к
ней
«отпечаток».
Например,
цилиндр-
прямоугольник
и
2
круга;
конус-
треугольник и круг и
т.д.
8.
«
Доска
Формировать
умение
Дети
воссоздают
сюрпризов»(доска
с
мебельными
гвоздиками,
канцелярские
резинки
разных цветов)
воссоздавать
контур
геометрических фигур
контур
геометрических фигур
с опорой на словесную
инструкцию(форма
и
цвет)
9. «Мастерская форм» (в
зависимости
от
задач
можно
использовать
шнуры,
шерстяные
нити, проволоку, горох,
фасоль,
счетные
палочки
Закреплять
полученные знания и
умения
воспроизводить
разновидности
геометрических фигур
Дети
выкладывают
контур
фигур
по
схеме, по названному
слову, по желанию.
10.
«Составные
картинки»
(образцы
рисунков составленных
из
геометрических
фигур
и
копирующий
набор
геометрических
фигур.
Формировать
умения
детей
расчленять
изображение предмета
на составные части и
воссоздавать сложную
форму из частей.
Анализ
изображений,
называние
геометрических фигур,
самостоятельное
выкладывание
изображения
по
образцу
11.
«Вообразилия»
(набор
геометрических
фигур разного цвета и
величины
Закрепление знаний о
геометрических
формах,
цветах
и
величине.
Плоскостное
моделирование
по
словесной инструкции,
по замыслу.
12.
«У
кого
какая
вещь?»(подобранные
вещи
различных
параметров
величины(елочки
высокие и низкие, ленты
широкие и узкие, шнуры
Формировать
умение
различать
параметры
величины предметов.
Дети
рассматривают
предметы,
разбирают
их.
Сначала
воспитатель
зовет
детей
елочками.
Спрашивает: «Все ли
елочки
одинаковые?
толстые
и
тонкие,
линейки
длинные
и
короткие)
Чем отличаются?»
Дети
озвучивают
параметры величины:
одни- высокие, другие-
низкие.
Аналогично
проводится
работа
с
другими
группами
предметов.
Конспект НОД с использованием современных технологий сенсорного
воспитания в средней группе. Рисование.
Конспект
НОД по нетрадиционному рисованию
с детьми средней группы
«Необычные краски»
Воспитатель: Ахметова Е.И.
2022-2023 учебный год
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие и
познавательное развитие
Предмет: изобразительная деятельность – рисование
Тема НОД: «Необычные краски»
Возрастная группа: средняя 4-5 лет
Цель: развитие творческих и познавательных способностей детей
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, любознательность, интерес к изобразительному
искусству;
Развивающие:
- Развивать способность самостоятельно находить решение проблемной
ситуации;
- Вызвать желание украсить готовые формы узором;
- Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру;
- Развивать творческие способности при рисовании ватными палочками;
Образовательные:
- Продолжать расширять представления детей об изобразительных средствах;
познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования ватными
палочками;
- Продемонстрировать экспериментальным путем получение растительной
краски из моркови;
- Закрепить название цвета «оранжевый»;
- Закрепить понятие об узоре, как о повторяющихся элементах в рисовании;
- Учить оценивать готовые работы.
Методические приёмы:
-Приемы мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, проблемная
ситуация;
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа,
использование ТСО, загадывание загадки, пояснения.
- Приемы организации практической деятельности детей: определение и
демонстрация способа изготовления краски, продуктивная деятельность
(раскрашивание платочков).
- Приемы поддержания интереса у детей: использование ТСО, чередование
видов детской деятельности, физкультурная пауза с использованием
аудиозаписи.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и
детьми определение качества продуктивной детской деятельности.
Форма организации детей: фронтальная, групповая
Техническое обеспечение:
Экран, проектор, презентация с загадками и вариантами узоров на платочках
Демонстрационный и раздаточный материал: лоскуты белой ткани, ватные
палочки, морковь, ситечко, чайная ложечка, баночки с соком моркови.
Ожидаемый результат:
- у детей возникнет желание помочь зверятам, они самостоятельно предложат
решение проблемной ситуации: раскрасить платочки зверят;
- детей заинтересует изготовление растительной краски;
- дети смогут самостоятельно придумать и изобразить узор на платочках из
знакомых им элементов;
- у детей будет возможность оценить готовые работы, показать
понравившийся им узор.
Ход НОД
Этапы НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Организационный
момент
Сюрпризный момент:
почтальон Печкин приносит
посылку от зверят
-Ребята, посмотрите, нам пришла
посылка от зверят!
Проблемная мотивация
-Мамы подарили каждому из них
платочек, а зверята сложили их
вместе и теперь не знают, где чей,
они все перепутались. Просят вас о
помощи.
Беседа
-Как вы думаете, почему зверята
перепутали носовые платочки?
-Как мы можем им помочь? Что мы
можем сделать, чтобы зверята
больше не путали свои платочки?
Сообщение цели НОД
- Да, ребята, давайте мы раскрасим
платочки для зверят.
Наблюдение
Решение проблемной
ситуации
Ответы на вопросы:
-Одинаковые, одного
цвета.
-Нужно платочки
раскрасить.
Основная часть:
Беседа
-Чем же можно платочки
-Акварельными
красками, гуашью,
раскрасить?
- Из какого материала сделаны
платочки?
-Ребята, раньше, когда люди еще не
придумали специальные краски для
ткани, для одежды, они
пользовались красками, которые
получали из растений.
Загадка
- Из чего сегодня мы сделаем краску
для платочков, вы узнаете, если
отгадаете загадку:
Корешок оранжевый в земле,
А коса зеленая в утренней росе.
Хочется отведать вновь и вновь, и
вновь
Эту всем полезную, вкусную…….
(морковь)
Показ изображения моркови на
экране. Беседа.
- Какая морковь?
- Хотите узнать, как сделать краску
из моркови?
У нас в группе найдется морковь?
Экспериментирование(Воспитатель
предлагает детям подойти к
демонстрационному столу)
-Я натерла морковь на терке.
Теперь мне нужно получить сок
моркови – это и будет наша краска.
Я беру ситечко, кладу в него
натертую морковь и выжимаю
ложкой сок.
фломастерами,
карандашами, тушью и
др.
- Из ткани.
Отгадывание загадки
- Морковь
Рассматривание
изображения моркови
Ответы:
- Оранжевая, полезная,
вкусная…
- В уголке природы, на
подносе с овощами
Наблюдение
-Оранжевый.
- Да.
Выполнение движений
по показу
-Какого цвета морковный сок?
- Мы сможем раскрасить платочки
для зверят морковным соком?
Вывод: из моркови можно получить
сок оранжевого цвета и
использовать его как краску для
рисования.
Динамическая пауза (аудиозапись
«Медвежата и мышата»)
- Зверята ждут свои платочки и
играют, давайте и мы поиграем.
Показ видов узоров на экране
-Ребята, сейчас вы нанесете разные
узоры на белые платочки зверят и
они их больше не перепутают, но
сначала давайте посмотрим, как
люди украшают вещи узорами
- Какие элементы узора вы видите?
- Каждый из вас придумает свой
узор. Занимайте свои места за
столом.
Руководство новым способом
нетрадиционного рисования
ватными палочками
На рабочих местах расставлены
подносы с растительными красками
и ватными палочками.
-Как вы думаете, чем мы будем
наносить краску на платочки?
-Возьмите палочку, опустите ее в
краску и рисуйте элементы узора,
который вы придумали. Элементы
должны повторяться, чтобы
получился узор.
Физкультминутка(аудиозапись
Рассматривание видов
узоров на экране
Ответы на вопросы:
- Точки, прямые и
волнистые линии,
круги, кольца, завитки,
цветы, листочки,
сердечки и др.
Рисование ватными
палочками
- Ватными палочками
Выполнение движений
по показу
«Пляска лесных зверят»)
- Пока платочки сохнут, давайте
покажем, как зверята пляшут.
Заключительная часть
Подведение итогов, Анализ работ.
-Посмотрите, платочки стали яркими,
веселыми. Я думаю, они очень понравятся
зверятам.
-Из чего мы сделали краску?
-Что мы использовали для рисования?
- Какой узор вам понравился больше всех?
- Посмотрите, какой интересный,
красочный узор на этом платочке...
- Кто доставит посылку зверятам, когда
платочки высохнут?