Напоминание

конспект занятия по ПДД


Автор: Ирина Петровна Симанович
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детск ий сад №47
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Московский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по ПДД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №47

методическая разработка

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

по теме «Обучение правилам дорожного движения»

в старшей группе детского сада

« Путешествие на трамвае с Петрушей».

Воспитатель:

Симанович И.П.

Санкт-Петербург

2021

Введение

В течение всего образовательного процесса педагогами создаются

условия для изучения в группе правил дорожного движения. Содержание

деятельности его участников – детей, родителей и самих воспитателей -

достаточно многообразно: это и непосредственное оформление предметно-

практической развивающей среды для организации разнообразной игровой

деятельности

и

закрепления

знаний

в

играх

и

занятиях;

подбор

мультфильмов и художественной литературы, использование интерактивной

доски.

Всё это позволяет педагогам организовать образовательный процесс

дошкольников

по

обучению

правилам

безопасного

поведения

через

проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые

прогулки и наблюдения; учит детей ориентироваться на дороге, используя

имеющиеся наглядные пособия и макеты.

Дети старшей возрастной группы уже хорошо знают

и имеют

представление о назначении светофоров и всех его сигналов, ориентированы

в том, что автомобили движутся по проезжей части , а пешеходы идут по

тротуару; имеют представление о различных видах транспорта, включая

специализированный;

знают,

какие

правила

безопасного

необходимо

соблюдать на дороге.

В старшей группе продолжается работа по закреплению представления

у детей особенностей двустороннего и одностороннего движения транспорта,

о назначении «островка безопасности» на дороге; движения транспорта на

перекрёстке и изучению назначения и многообразия дорожных знаков.

Родители на практике учат детей, как безопасно добираться от дома до

детского сада, знакомят с адресом проживания.

Родители воспитанников активны, имеют представление о том, что должен

знать ребёнок о ПДД, знают, что ему рассказать; закрепляют с детьми

правила дорожного движения, читая художественную

литературу и

обсуждая дорожные ситуации.

На предлагаемом занятии, которое является одним из серии планируемых по

профилактике дорожно-транспортного травматизма, дети должны будут

закрепить виды общественного транспорта, правила поведения в нём при

поездке, правила выхода из общественного транспорта, а также продолжится

закрепление сигналов светофора, роли регулировщика движения.

Мы

всегда

отмечаем

высокую

заинтересованность

воспитанников

и

активность в ходе занятий по заданному направлению, а, следовательно, и

высокий уровень усвоения необходимой информации.

Программное содержание:

продолжать обучать детей безопасному поведению на улицах, продолжать

углублять представления детей о правилах дорожного движения для

пешеходов.

Цель- закреплять знание правил дорожного движения, формировать знания

детей о возможных дорожных ситуациях, об особенностях поведения детей в

городском транспорте, в частности, в трамвае; а также о правильном

поведении

при

выходе

из

общественного

транспортного

средства.

Формировать умение обыгрывать ситуации, а также развивать творческое

воображение и внимательность.

Целевые ориентиры дошкольного образования (социально- нормативные

основные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):

-знает, для чего нужен светофор; имеет представление о правилах поведения

на дороге, умеет применять полученные знания на практике.

Содержание

наполнения

образовательной

деятельности

в

разных

образовательных

областях:

«Речевое

развитие»,

«Социально-

коммуникативное

развитие».

«Познавательное

развитие»,

«Физическое

развитие».

Виды

деятельности:

игровая,

двигательная,

познавательно-

исследовательская, коммуникативная.

Задачи:

-образовательные:

-продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на

проезжей части и на тротуаре;

-закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте:

автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси;

-знакомить с особенностями передвижения на таком транспорте, как

трамвай;

-закреплять правила поведения в общественном транспорте;

-выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные

ситуации;

-развивающие:

-развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за

движением автомобилей по проезжей части города.

-развивать наблюдательность к дорожным знакам и сигналам светофора;

-расширять представление о назначении дорожных знаков;

-воспитательные:

- воспитывать сознательное

выполнение правил дорожного движения,

культуру поведения в транспорте.

Средства реализации:

- интерактивная доска, музыкальный центр, макет инспектора ГИБДД ;

индивидуальные «светофорчики» для каждого ребёнка; круги, имитирующие

руль автомобиля; дорожные знаки «пешеходный переход», «остановка

трамвая», «остановка автобуса»; «проездные билеты»; игрушка Петруша

(Петрушка);

Дидактические формы приобщения детей к культуре безопасности:

Используем образовательные ситуации:

- ситуационные беседы (разговоры, обсуждения); виртуальное путешествие;

восприятие произведений фольклора ; моделирование ситуаций, связанных

с преодолением опасностей на дороге.

Методы и приемы:

- Сюрпризный момент, поощрение, итог.

-Игровые ситуации «Приключения Петруши» (введение в занятие,

режиссёрская игра), «Как правильно перейти проезжую часть».

-Ситуация общения «Мы в трамвае».

-Игровые ситуации « Собери дорожные знаки», «Разноцветный светофорик».

- Художественное слово - чтение стихотворения.

-Игры-имитации «Я- водитель», «Я- пассажир».

-Музыкальная подвижная игра « Трамвай качается».

-Сюжетно-ролевая игра « Контролёр и пассажир», «Инспектор ГИБДД в

гостях у детей».

-Дидактическая игра « Собери дорожный знак».

-Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в осенний

период;

Ход занятия.

Мотивационно-побудительный этап деятельности.

Воспитатель организует сюрпризный момент: в гости приходит хорошо

знакомый детям Петруша. Его долго не было. Он был в другом городе, в

другой стране.

Петруша рассказывает, что в том городе что-то произошло. Автомобили

гудят, мчатся в разные стороны, сталкиваются. Все жители боятся выйти на

улицу, сидят дома. Он еле выбрался, чуть не попал под автомобиль (показ

слайдов). Дорожные знаки разбиты, он собрал их и принёс с собой (в

конвертах, показывает).

Дети вспоминают, что читали сказку Д. Родари «Дудочник и автомобили»

( предварительная работа).

Ребенок: объясняет Петруше, что знает, как должно быть на самом деле в

городе (работают светофоры, движение автомобилей – по правилам и все

люди их знают: и водители и пешеходы).

Дети и воспитатель предлагают Петруше посмотреть, как это должно быть

правильно и предлагают ему поехать с ними в путешествие по Санкт-

Петербургу и посмотреть, как это должно быть, а потом вернуться в тот

сказочный город и научить его жителей. Петруша с радостью соглашается.

Организационно-поисковый этап.

Воспитатель Организует беседу по вопросам: Чем опасен человек, который

нарушает правила дорожного движения? (он подвергает опасности свою

жизнь и жизнь других людей)-Кто ходит по тротуару? (пешеход)-Кто

управляет автомобилем? (водитель)-Как называется место пересечения двух

улиц? (перекрёсток)-В каком месте можно переходить улицу? (На светофоре,

там, где обозначен переход)-Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)-

Какой сигнал

на светофоре означает, что можно переходить улицу?

(зелёный).

Воспитатель - раз мы с вами всё повторили, может отправляться в путь. А

на чём же мы поедем, отгадайте загадку:

Дом чудесный-бегунок

На своей восьмерке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

Начинаются с утра у него заботы:

В школу хочет детвора,

Малышам в детсад пора,

Взрослым –на работу.

Он со службы пап и мам

Возвращает по домам,

Из конца в любой конец

Привезет всех молодец!

Все мы в нем бываем.

Звать его… (трамваем).

Музыкальная пауза (физкультминутка) –выполнение движений и исполнение

песенки «Трамвай качается-качается-качается…».

Дети –

начинают рассаживаться в трамвае. Водитель – Женя, делает

объявление, дети «приобретают» билеты на проезд.

Петруша

всех

расталкивает,

пытается

первым

зайти;

расталкивает

«пассажиров» ,;не знает, что такое билет.

Дети – объясняют Петруше, как надо себя вести в транспорте.

Воспитатель -уточняет и дополняет знания детей.

- войдя в салон, не останавливаться у дверей (почему ? – могут открыться);

- обязательно держаться за ручку кресла или за поручень (почему?-не

упадёшь, если водитель резко затормозит);

- показать проездной билет или оплатить проезд (почему?- не надо ждать

появления контролёра);

- не отвлекать водителя разговорами или стучать в стекло кабины (почему?-

отвлёкшись, водитель может не заметить опасность и будет авария);

-не высовываться из окна (почему?- из-под колёс может вылететь камешек,

который травмирует ребёнка);

Петруша занял место, рядом стоит пожилая бабушка.

Воспитатель – предлагает детям решить эту ситуацию.

Дети объясняют Петруше, что это невежливо, надо быть воспитанным и

заботиться о старших. Петруша уступает место бабушке.

Водитель объявляет остановку «Пулковское шоссе».

Воспитатель – к выходу готовимся заранее. Спросить вежливо у пассажиров,

которые стоят впереди : «Извините, Вы сейчас будете выходить?»

Дети прощаются с водителем, «выходят» из салона, Петруша вспоминает,

что надо починить дорожные знаки. В мастерской, которая оказывается на

пути, – «всё исправляют» ( д/игра «Собери знак»).

Останавливаемся у пешеходного перехода (слайд )

Физкультминутка-

дети

сами

придумывают

движения

по

тексту

стихотворения О. Масловой, держа в руках маленькие светофорчики

(предварительная работа – изготовили сами):

СВЕТОФОР.

Это кто тут, посмотри,

Нам мигает: раз, два, три?

Что за странные глаза?

Ярко-красный-первый глаз,

Смотрит строго он на нас,

Говорит, что нет пути,

Вам нельзя сейчас идти!!!

***

Дальше-жёлтый глаз горит,

-Подождите, - говорит,

-Ну ещё совсем чуть-чуть,

И отправитесь вы в путь.

Вот- горит зелёный глаз,

Говорит –Иди сейчас,

Ждут авто и трамвай,

Быстро топай, не зевай!

***

Разгадали или нет

Этот маленький секрет?

Кто на нас глядит в упор?

Ну, конечно, светофор!

(Воспитатель - предлагает представить себя в роли автомобиля и показать,

как ведут себя автомобили по сигналам светофора: на красный сигнал-стоят,

на жёлтый-останавливаются, на зелёный –начинают движение).Как ведут

себя пешеходы? (слайд)

Петруша – Я понял, я понял! (объясняет, что ему надо привезти в сказочный

город светофоры, только не знает, где их взять.)

Дети – дарят ему все светофорчики.

Петруша благодарит детей.

Воспитатель – мы не заметили, как пришли в детский сад; вот мы и в группе.

А кто это к нам пришёл?

Дети встречают инспектора ГИБДД.

Инспектор ГИБДД (муляж, воспитатель) - Я наблюдал за вами по камерам

видеонаблюдения всю дорогу. Хочу вас похвалить: вы ни разу не нарушили

правила дорожного движения, молодцы: следили за знаками, правильно

переходили дорогу. Водитель трамвая, на котором вы путешествовали,

следил за знаками, был внимателен.

Детям предлагается задать «инспектору» вопросы, он отвечает:

-Зачем нужен жезл?

-Когда темно, как увидеть жезл?, другие вопросы – по желанию детей.

Инспектор - говорит о том, что ему пора патрулировать и просит детей не

ходить одним по городу, только со взрослыми; соблюдать правила

дорожного движения; играть подальше от дороги, на игровых площадках.

Петруша –тоже прощается с детьми, ведь ему надо срочно в сказочный

город, там ведь надо помочь жителям. Просит инспектора ГИБДД поехать

вместе с ним, ведь он не может регулировать движение. Это должен делать

инспектор ДПС.

Инспектор соглашается помочь и уходит вместе с Петрушей, который

забирает подарки детей жителям города (светофорчики, знаки).

Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспитатель благодарит детей за участие в игре, спрашивает их мнение о

путешествии, что им понравилось, что –не понравилось, помогли ли они

Петруше? Справится ли Петруша теперь в сказочном городе?( конечно, ведь

ему на помощь пришёл инспектор ДПС ГИБДД)..

Дети дарят друг другу рукопожатие за хорошую работу.

Сюрпризный момент – «Билетики» на трамвай – остаются у детей на память

о путешествии с Петрушей.

Заключение.

В старшем дошкольном возрасте расширяется спектр задач,

связанных

с

формированием

безопасности

личности,

даются

базовые представления о безопасности общества.

Это

позволяет

более

четко

структурировать

содержание

образовательной работы, направленной на освоение детьми основ

безопасности

жизнедеятельности,

в

том

числе,

дорожной

и

информационной, а взрослый выступает эталоном поведения.

Дети в группе активно выбирают социальные роли (лидеры,

аутсайдеры); совершенствуется сюжетно-ролевая игра: обыгрывают

модели

разнообразных

отношений

между

людьми,

между

человеком и техникой, в том числе, основанные на представлениях

о возможных опасностях, их предвидении и преодолении.

Зачастую

темами

игр

выступают

факты,

представленные

телевидением (Интернет, реклама, беседы взрослых и др);

В этом контексте такая область знаний, как обучение правилам безопасного

поведения на дороге, так необходима и очень интересна дошкольникам.

Анализ проведённого занятия, выбор сюжета и любимого детьми персонажа,

с

которым

они

встречаются

в

повседневной

жизнедеятельности

в

дошкольном учреждении, подтвердили наличие интереса к изучению ПДД.

Педагогам видна перспектива дальнейшей работы в данном направлении,



В раздел образования