Автор: Ирина Петровна Симанович
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детск ий сад №47
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Московский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия по ПДД
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47
методическая разработка
КОНСПЕКТ
Непосредственно образовательной деятельности
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
по теме «Обучение правилам дорожного движения»
в старшей группе детского сада
« Путешествие на трамвае с Петрушей».
Воспитатель:
Симанович И.П.
Санкт-Петербург
2021
Введение
В течение всего образовательного процесса педагогами создаются
условия для изучения в группе правил дорожного движения. Содержание
деятельности его участников – детей, родителей и самих воспитателей -
достаточно многообразно: это и непосредственное оформление предметно-
практической развивающей среды для организации разнообразной игровой
деятельности
и
закрепления
знаний
в
играх
и
занятиях;
подбор
мультфильмов и художественной литературы, использование интерактивной
доски.
Всё это позволяет педагогам организовать образовательный процесс
дошкольников
по
обучению
правилам
безопасного
поведения
через
проблемные ситуации, проектную деятельность, ситуации общения, целевые
прогулки и наблюдения; учит детей ориентироваться на дороге, используя
имеющиеся наглядные пособия и макеты.
Дети старшей возрастной группы уже хорошо знают
и имеют
представление о назначении светофоров и всех его сигналов, ориентированы
в том, что автомобили движутся по проезжей части , а пешеходы идут по
тротуару; имеют представление о различных видах транспорта, включая
специализированный;
знают,
какие
правила
безопасного
необходимо
соблюдать на дороге.
В старшей группе продолжается работа по закреплению представления
у детей особенностей двустороннего и одностороннего движения транспорта,
о назначении «островка безопасности» на дороге; движения транспорта на
перекрёстке и изучению назначения и многообразия дорожных знаков.
Родители на практике учат детей, как безопасно добираться от дома до
детского сада, знакомят с адресом проживания.
Родители воспитанников активны, имеют представление о том, что должен
знать ребёнок о ПДД, знают, что ему рассказать; закрепляют с детьми
правила дорожного движения, читая художественную
литературу и
обсуждая дорожные ситуации.
На предлагаемом занятии, которое является одним из серии планируемых по
профилактике дорожно-транспортного травматизма, дети должны будут
закрепить виды общественного транспорта, правила поведения в нём при
поездке, правила выхода из общественного транспорта, а также продолжится
закрепление сигналов светофора, роли регулировщика движения.
Мы
всегда
отмечаем
высокую
заинтересованность
воспитанников
и
активность в ходе занятий по заданному направлению, а, следовательно, и
высокий уровень усвоения необходимой информации.
Программное содержание:
продолжать обучать детей безопасному поведению на улицах, продолжать
углублять представления детей о правилах дорожного движения для
пешеходов.
Цель- закреплять знание правил дорожного движения, формировать знания
детей о возможных дорожных ситуациях, об особенностях поведения детей в
городском транспорте, в частности, в трамвае; а также о правильном
поведении
при
выходе
из
общественного
транспортного
средства.
Формировать умение обыгрывать ситуации, а также развивать творческое
воображение и внимательность.
Целевые ориентиры дошкольного образования (социально- нормативные
основные возрастные характеристики возможных достижений ребенка):
-знает, для чего нужен светофор; имеет представление о правилах поведения
на дороге, умеет применять полученные знания на практике.
Содержание
наполнения
образовательной
деятельности
в
разных
образовательных
областях:
«Речевое
развитие»,
«Социально-
коммуникативное
развитие».
«Познавательное
развитие»,
«Физическое
развитие».
Виды
деятельности:
игровая,
двигательная,
познавательно-
исследовательская, коммуникативная.
Задачи:
-образовательные:
-продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на
проезжей части и на тротуаре;
-закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте:
автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси;
-знакомить с особенностями передвижения на таком транспорте, как
трамвай;
-закреплять правила поведения в общественном транспорте;
-выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные
ситуации;
-развивающие:
-развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за
движением автомобилей по проезжей части города.
-развивать наблюдательность к дорожным знакам и сигналам светофора;
-расширять представление о назначении дорожных знаков;
-воспитательные:
- воспитывать сознательное
выполнение правил дорожного движения,
культуру поведения в транспорте.
Средства реализации:
- интерактивная доска, музыкальный центр, макет инспектора ГИБДД ;
индивидуальные «светофорчики» для каждого ребёнка; круги, имитирующие
руль автомобиля; дорожные знаки «пешеходный переход», «остановка
трамвая», «остановка автобуса»; «проездные билеты»; игрушка Петруша
(Петрушка);
Дидактические формы приобщения детей к культуре безопасности:
Используем образовательные ситуации:
- ситуационные беседы (разговоры, обсуждения); виртуальное путешествие;
восприятие произведений фольклора ; моделирование ситуаций, связанных
с преодолением опасностей на дороге.
Методы и приемы:
- Сюрпризный момент, поощрение, итог.
-Игровые ситуации «Приключения Петруши» (введение в занятие,
режиссёрская игра), «Как правильно перейти проезжую часть».
-Ситуация общения «Мы в трамвае».
-Игровые ситуации « Собери дорожные знаки», «Разноцветный светофорик».
- Художественное слово - чтение стихотворения.
-Игры-имитации «Я- водитель», «Я- пассажир».
-Музыкальная подвижная игра « Трамвай качается».
-Сюжетно-ролевая игра « Контролёр и пассажир», «Инспектор ГИБДД в
гостях у детей».
-Дидактическая игра « Собери дорожный знак».
-Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в осенний
период;
Ход занятия.
Мотивационно-побудительный этап деятельности.
Воспитатель организует сюрпризный момент: в гости приходит хорошо
знакомый детям Петруша. Его долго не было. Он был в другом городе, в
другой стране.
Петруша рассказывает, что в том городе что-то произошло. Автомобили
гудят, мчатся в разные стороны, сталкиваются. Все жители боятся выйти на
улицу, сидят дома. Он еле выбрался, чуть не попал под автомобиль (показ
слайдов). Дорожные знаки разбиты, он собрал их и принёс с собой (в
конвертах, показывает).
Дети вспоминают, что читали сказку Д. Родари «Дудочник и автомобили»
( предварительная работа).
Ребенок: объясняет Петруше, что знает, как должно быть на самом деле в
городе (работают светофоры, движение автомобилей – по правилам и все
люди их знают: и водители и пешеходы).
Дети и воспитатель предлагают Петруше посмотреть, как это должно быть
правильно и предлагают ему поехать с ними в путешествие по Санкт-
Петербургу и посмотреть, как это должно быть, а потом вернуться в тот
сказочный город и научить его жителей. Петруша с радостью соглашается.
Организационно-поисковый этап.
Воспитатель Организует беседу по вопросам: Чем опасен человек, который
нарушает правила дорожного движения? (он подвергает опасности свою
жизнь и жизнь других людей)-Кто ходит по тротуару? (пешеход)-Кто
управляет автомобилем? (водитель)-Как называется место пересечения двух
улиц? (перекрёсток)-В каком месте можно переходить улицу? (На светофоре,
там, где обозначен переход)-Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)-
Какой сигнал
на светофоре означает, что можно переходить улицу?
(зелёный).
Воспитатель - раз мы с вами всё повторили, может отправляться в путь. А
на чём же мы поедем, отгадайте загадку:
Дом чудесный-бегунок
На своей восьмерке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
Начинаются с утра у него заботы:
В школу хочет детвора,
Малышам в детсад пора,
Взрослым –на работу.
Он со службы пап и мам
Возвращает по домам,
Из конца в любой конец
Привезет всех молодец!
Все мы в нем бываем.
Звать его… (трамваем).
Музыкальная пауза (физкультминутка) –выполнение движений и исполнение
песенки «Трамвай качается-качается-качается…».
Дети –
начинают рассаживаться в трамвае. Водитель – Женя, делает
объявление, дети «приобретают» билеты на проезд.
Петруша
всех
расталкивает,
пытается
первым
зайти;
расталкивает
«пассажиров» ,;не знает, что такое билет.
Дети – объясняют Петруше, как надо себя вести в транспорте.
Воспитатель -уточняет и дополняет знания детей.
- войдя в салон, не останавливаться у дверей (почему ? – могут открыться);
- обязательно держаться за ручку кресла или за поручень (почему?-не
упадёшь, если водитель резко затормозит);
- показать проездной билет или оплатить проезд (почему?- не надо ждать
появления контролёра);
- не отвлекать водителя разговорами или стучать в стекло кабины (почему?-
отвлёкшись, водитель может не заметить опасность и будет авария);
-не высовываться из окна (почему?- из-под колёс может вылететь камешек,
который травмирует ребёнка);
Петруша занял место, рядом стоит пожилая бабушка.
Воспитатель – предлагает детям решить эту ситуацию.
Дети объясняют Петруше, что это невежливо, надо быть воспитанным и
заботиться о старших. Петруша уступает место бабушке.
Водитель объявляет остановку «Пулковское шоссе».
Воспитатель – к выходу готовимся заранее. Спросить вежливо у пассажиров,
которые стоят впереди : «Извините, Вы сейчас будете выходить?»
Дети прощаются с водителем, «выходят» из салона, Петруша вспоминает,
что надо починить дорожные знаки. В мастерской, которая оказывается на
пути, – «всё исправляют» ( д/игра «Собери знак»).
Останавливаемся у пешеходного перехода (слайд )
Физкультминутка-
дети
сами
придумывают
движения
по
тексту
стихотворения О. Масловой, держа в руках маленькие светофорчики
(предварительная работа – изготовили сами):
СВЕТОФОР.
Это кто тут, посмотри,
Нам мигает: раз, два, три?
Что за странные глаза?
Ярко-красный-первый глаз,
Смотрит строго он на нас,
Говорит, что нет пути,
Вам нельзя сейчас идти!!!
***
Дальше-жёлтый глаз горит,
-Подождите, - говорит,
-Ну ещё совсем чуть-чуть,
И отправитесь вы в путь.
Вот- горит зелёный глаз,
Говорит –Иди сейчас,
Ждут авто и трамвай,
Быстро топай, не зевай!
***
Разгадали или нет
Этот маленький секрет?
Кто на нас глядит в упор?
Ну, конечно, светофор!
(Воспитатель - предлагает представить себя в роли автомобиля и показать,
как ведут себя автомобили по сигналам светофора: на красный сигнал-стоят,
на жёлтый-останавливаются, на зелёный –начинают движение).Как ведут
себя пешеходы? (слайд)
Петруша – Я понял, я понял! (объясняет, что ему надо привезти в сказочный
город светофоры, только не знает, где их взять.)
Дети – дарят ему все светофорчики.
Петруша благодарит детей.
Воспитатель – мы не заметили, как пришли в детский сад; вот мы и в группе.
А кто это к нам пришёл?
Дети встречают инспектора ГИБДД.
Инспектор ГИБДД (муляж, воспитатель) - Я наблюдал за вами по камерам
видеонаблюдения всю дорогу. Хочу вас похвалить: вы ни разу не нарушили
правила дорожного движения, молодцы: следили за знаками, правильно
переходили дорогу. Водитель трамвая, на котором вы путешествовали,
следил за знаками, был внимателен.
Детям предлагается задать «инспектору» вопросы, он отвечает:
-Зачем нужен жезл?
-Когда темно, как увидеть жезл?, другие вопросы – по желанию детей.
Инспектор - говорит о том, что ему пора патрулировать и просит детей не
ходить одним по городу, только со взрослыми; соблюдать правила
дорожного движения; играть подальше от дороги, на игровых площадках.
Петруша –тоже прощается с детьми, ведь ему надо срочно в сказочный
город, там ведь надо помочь жителям. Просит инспектора ГИБДД поехать
вместе с ним, ведь он не может регулировать движение. Это должен делать
инспектор ДПС.
Инспектор соглашается помочь и уходит вместе с Петрушей, который
забирает подарки детей жителям города (светофорчики, знаки).
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспитатель благодарит детей за участие в игре, спрашивает их мнение о
путешествии, что им понравилось, что –не понравилось, помогли ли они
Петруше? Справится ли Петруша теперь в сказочном городе?( конечно, ведь
ему на помощь пришёл инспектор ДПС ГИБДД)..
Дети дарят друг другу рукопожатие за хорошую работу.
Сюрпризный момент – «Билетики» на трамвай – остаются у детей на память
о путешествии с Петрушей.
Заключение.
В старшем дошкольном возрасте расширяется спектр задач,
связанных
с
формированием
безопасности
личности,
даются
базовые представления о безопасности общества.
Это
позволяет
более
четко
структурировать
содержание
образовательной работы, направленной на освоение детьми основ
безопасности
жизнедеятельности,
в
том
числе,
дорожной
и
информационной, а взрослый выступает эталоном поведения.
Дети в группе активно выбирают социальные роли (лидеры,
аутсайдеры); совершенствуется сюжетно-ролевая игра: обыгрывают
модели
разнообразных
отношений
между
людьми,
между
человеком и техникой, в том числе, основанные на представлениях
о возможных опасностях, их предвидении и преодолении.
Зачастую
темами
игр
выступают
факты,
представленные
телевидением (Интернет, реклама, беседы взрослых и др);
В этом контексте такая область знаний, как обучение правилам безопасного
поведения на дороге, так необходима и очень интересна дошкольникам.
Анализ проведённого занятия, выбор сюжета и любимого детьми персонажа,
с
которым
они
встречаются
в
повседневной
жизнедеятельности
в
дошкольном учреждении, подтвердили наличие интереса к изучению ПДД.
Педагогам видна перспектива дальнейшей работы в данном направлении,