Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование многофункционального пособия «Волшебная пуговка» в логопедической работе».
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
«Использование
многофункционального пособия
«Волшебная пуговка» в
логопедической работе».
Учителя-логопеда
Марущак У.А.
Пояснительная записка
г.о. Химки
Возраст:
дидактические игры предназначены для детей дошкольного
возраста (от 4 до 7 лет).
Название
материала:
Многофункциональное
дидактическое
пособие
«Волшебная пуговка» (дидактические игры).
Вид
ресурса:
методическое
пособие
с
подбором
дидактического
и
наглядного материала.
Цель, задачи материала:
проводится с целью повышения интереса к
процессу обучения; развитию речи; коммуникационных способностей; мелкой
моторики; познание окружающего мира (восприятия предметов и явлений);
повышения положительных эмоций, составляющих основу психологического
здоровья и благополучия ребенка.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию:
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в
психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития
речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений
пальцев рук. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для
накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков
ручной умелости.
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок
испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на
развитие двигательных (моторных) центров речи.
Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только
рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным.
Повышается
концентрация
внимания,
развивается
логическое
и
образное
мышление.
Упражняясь
с
пуговицами,
ребенок
развивает
координацию
движений,
добиваясь
точного
выполнения;
усидчивость.
Произвольность
психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического
каналов
восприятия
обеспечиваются
тем,
что
упражнения
выполняются:
«Услышал, увидел, сделал, рассказал». Нельзя недооценивать и релаксационное
воздействие
на
организм
манипуляций
с
пуговицами,
желание
ребенка
бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать
интерес ребенка к играм с пуговицами.
Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового
взять руку ребёнка с пуговицей (картинкой и т.д) и показать, как нужно ею
пользоваться.
Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется
так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и
ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций,
необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.
Итак, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы
активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию
наблюдательности,
концентрированного
внимания
и
речи
–
важнейших
компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия
детей.
Необходимость разработки упражнений с использованием различных
материалов назрела в процессе моей работы с детьми, имеющими ОНР. У таких
детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и
лексика, и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Недоразвитие всех
компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией
мышечного тонуса, неточностью двигательных умений, наблюдается
истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость.
Ребята с огромным удовольствием выполняют различные игровые задания
с пуговицами.
Игры с пуговицами отлично развивают:
• мелкую моторику и тактильное восприятие;
• зрительно-моторную координацию;
• точность движений и внимание;
• мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по
размеру, цвету).
А также воспитывает усидчивость и трудолюбие.
Дидактические игры
• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»
Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне
ячеек цветные кружки-ориентиры.
Педагог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.
• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»
Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, развивать
мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне
ячеек геометрические формы-ориентиры.
Педагог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на
геометрические формы.
• «Продолжи логический ряд»
Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: пуговицы двух цветов.
Педагог начинает строить цепочку из пуговиц нескольких цветов и
предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.
Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной
последовательности.
• большая - маленькая, большая - маленькая и т. д. ,
• красная - синяя, красная - синяя и т. д. ,
• красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,
• одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т. п.
• «Дорожки»
Задачи: развивать устойчивость внимания, фонационный выдох.
Оборудование: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.
Педагог просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая
пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.
Для развития фонационного выдоха предлагаем пропевать определённый
гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.
• «Подбери дереву листья». Из пуговиц определенного цвета необходимо
подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).
• «Выложи картинку» («Пуговичные узоры»)
Возьмите лист бумаги и много небольших пуговиц. Предложите ребенку
выкладывать пуговичками какое-то изображение.
Варианты задания:
- выложить простой рисунок на пустом листе (буква, цифра, листочек, домик,
личико, солнышко,
- выложите рисунок по контуру
- заполнить фигуру (выложить пуговицы внутри заданного контура,
- повторить рисунок (предлагается образец рисунка, ребенок должен
попробовать выложить такой же)
- доделать картинку (нарисуйте на бумаге рисунок, в котором не хватает
нескольких деталей, и попросите ребенка его дополнить пуговицами, например –
колеса у машин, глазки и нос у зверюшек, окна у домика).
• «Найди по адресу». В домике живут пуговицы. а) Какая пуговица живет в
1 подъезде, на 2 этаже? б) Какая пуговица живет во 2 подъезде, на 4 этаже? в)
Какая пуговица живет в 4 подъезде, на 2 этаже?
• «Рассели пуговицы» (игра наоборот). Засели: а) красную
большую пуговицу в 1 подъезд на 3 этаж б) оранжевую маленькую – в 4 подъезд
на 2 этаж.
• «Найди лишнюю пуговицу»: а) по цвету; б) по размеру; в) по форме; г) по
количеству отверстий.
• «Логический квадрат». Положи в пустые клеточки нужные пуговицы.
• «Чудесный мешочек»
Задачи: развивать тактильные ощущения.
Оборудование: мешочек, пуговицы разной формы.
Педагог предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает
детей, какой формы пуговицы. Затем убирает их в мешочек. И предлагает на
ощупь определить, какая пуговица попалась в руки.
• Пуговичный массаж. Необходимо заполнить просторную
коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.А теперь
совместно с ребенком:
- опустите руку в коробку;
- поводите ладонями по поверхности пуговиц;
- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку;
- разными руками захватывать щепотки пуговиц;
- погрузите ступни в коробку с пуговицами;
- произведите ступнями круговые движения;
- пошевелите пальцами ног в коробках;
- перебирайте пуговицы пальцами ног;
- перетирайте пуговицы между ног.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный
интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом,
происходит сенсомоторное развитие.