Напоминание

«Использование многофункционального пособия «Волшебная пуговка» в логопедической работе».


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский р-н, д. Пристань 2-я
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование многофункционального пособия «Волшебная пуговка» в логопедической работе».
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

«Использование

многофункционального пособия

«Волшебная пуговка» в

логопедической работе».

Учителя-логопеда

Марущак У.А.

Пояснительная записка

г.о. Химки

Возраст:

дидактические игры предназначены для детей дошкольного

возраста (от 4 до 7 лет).

Название

материала:

Многофункциональное

дидактическое

пособие

«Волшебная пуговка» (дидактические игры).

Вид

ресурса:

методическое

пособие

с

подбором

дидактического

и

наглядного материала.

Цель, задачи материала:

проводится с целью повышения интереса к

процессу обучения; развитию речи; коммуникационных способностей; мелкой

моторики; познание окружающего мира (восприятия предметов и явлений);

повышения положительных эмоций, составляющих основу психологического

здоровья и благополучия ребенка.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию:

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в

психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития

речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений

пальцев рук. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для

накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков

ручной умелости.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок

испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на

развитие двигательных (моторных) центров речи.

Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только

рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным.

Повышается

концентрация

внимания,

развивается

логическое

и

образное

мышление.

Упражняясь

с

пуговицами,

ребенок

развивает

координацию

движений,

добиваясь

точного

выполнения;

усидчивость.

Произвольность

психических процессов, совершенствование визуального и кинестетического

каналов

восприятия

обеспечиваются

тем,

что

упражнения

выполняются:

«Услышал, увидел, сделал, рассказал». Нельзя недооценивать и релаксационное

воздействие

на

организм

манипуляций

с

пуговицами,

желание

ребенка

бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и развивать

интерес ребенка к играм с пуговицами.

Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового

взять руку ребёнка с пуговицей (картинкой и т.д) и показать, как нужно ею

пользоваться.

Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется

так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и

ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций,

необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Итак, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы

активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию

наблюдательности,

концентрированного

внимания

и

речи

важнейших

компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия

детей.

Необходимость разработки упражнений с использованием различных

материалов назрела в процессе моей работы с детьми, имеющими ОНР. У таких

детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и

лексика, и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Недоразвитие всех

компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией

мышечного тонуса, неточностью двигательных умений, наблюдается

истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость.

Ребята с огромным удовольствием выполняют различные игровые задания

с пуговицами.

Игры с пуговицами отлично развивают:

• мелкую моторику и тактильное восприятие;

• зрительно-моторную координацию;

• точность движений и внимание;

• мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по

размеру, цвету).

А также воспитывает усидчивость и трудолюбие.

Дидактические игры

• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне

ячеек цветные кружки-ориентиры.

Педагог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата, развивать

мелкую моторику рук.

Оборудование: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне

ячеек геометрические формы-ориентиры.

Педагог предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на

геометрические формы.

• «Продолжи логический ряд»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: пуговицы двух цветов.

Педагог начинает строить цепочку из пуговиц нескольких цветов и

предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной

последовательности.

• большая - маленькая, большая - маленькая и т. д. ,

• красная - синяя, красная - синяя и т. д. ,

• красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая,

• одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т. п.

• «Дорожки»

Задачи: развивать устойчивость внимания, фонационный выдох.

Оборудование: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.

Педагог просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая

пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.

Для развития фонационного выдоха предлагаем пропевать определённый

гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

• «Подбери дереву листья». Из пуговиц определенного цвета необходимо

подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

• «Выложи картинку» («Пуговичные узоры»)

Возьмите лист бумаги и много небольших пуговиц. Предложите ребенку

выкладывать пуговичками какое-то изображение.

Варианты задания:

- выложить простой рисунок на пустом листе (буква, цифра, листочек, домик,

личико, солнышко,

- выложите рисунок по контуру

- заполнить фигуру (выложить пуговицы внутри заданного контура,

- повторить рисунок (предлагается образец рисунка, ребенок должен

попробовать выложить такой же)

- доделать картинку (нарисуйте на бумаге рисунок, в котором не хватает

нескольких деталей, и попросите ребенка его дополнить пуговицами, например –

колеса у машин, глазки и нос у зверюшек, окна у домика).

• «Найди по адресу». В домике живут пуговицы. а) Какая пуговица живет в

1 подъезде, на 2 этаже? б) Какая пуговица живет во 2 подъезде, на 4 этаже? в)

Какая пуговица живет в 4 подъезде, на 2 этаже?

• «Рассели пуговицы» (игра наоборот). Засели: а) красную

большую пуговицу в 1 подъезд на 3 этаж б) оранжевую маленькую – в 4 подъезд

на 2 этаж.

• «Найди лишнюю пуговицу»: а) по цвету; б) по размеру; в) по форме; г) по

количеству отверстий.

• «Логический квадрат». Положи в пустые клеточки нужные пуговицы.

• «Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Оборудование: мешочек, пуговицы разной формы.

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает

детей, какой формы пуговицы. Затем убирает их в мешочек. И предлагает на

ощупь определить, какая пуговица попалась в руки.

Пуговичный массаж. Необходимо заполнить просторную

коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много.А теперь

совместно с ребенком:

- опустите руку в коробку;

- поводите ладонями по поверхности пуговиц;

- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

- погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;

- перетирайте пуговицы между ладонями;

- пересыпайте их из ладошки в ладошку;

- разными руками захватывать щепотки пуговиц;

- погрузите ступни в коробку с пуговицами;

- произведите ступнями круговые движения;

- пошевелите пальцами ног в коробках;

- перебирайте пуговицы пальцами ног;

- перетирайте пуговицы между ног.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный

интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом,

происходит сенсомоторное развитие.



В раздел образования