Развитие дивергентных способностей посредством овладения культурными практиками в старшем дошкольном возрасте
Автор: Скользнева Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад № 49 Населённый пункт: г. Рыбинск Наименование материала: статья Тема: Развитие дивергентных способностей посредством овладения культурными практиками в старшем дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Переход к новой образовательной парадигме в нашей стране нашел
свое выражение в утверждении новых государственных стандартов
образования. В основу их разработки был положен системно
- деятельностный подход, который ориентирован на становление и развитие
творческой личности, активной, умеющей находить нестандартные решения
возникающих проблем и способной быстро адаптироваться в изменяющихся
условиях жизни. Значимость указанных процессов напрямую связана с
требованиями Закона об образовании в Российской Федерации
и с идеями обновления российской образовательной политики.
В связи с этим, в современной системе образования необходимо уделять особое
внимание воспитанию таланта, развитию природных задатков и способностей
каждого ребёнка. Будущее поколение должно уметь “добывать” знания и
приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода
от процесса передачи готового уровня знаний к приоритетности развития
личности, ее способностей к самосовершенствованию, что обеспечивает ей
успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно
меняющихся социальных условиях. Но дошкольник в настоящее время зачастую
не может осуществить правильное решение той или иной проблемы из-за
линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающего
жёстко определённый ход мысли, однозначную связь между явлениями. Поэтому
уже в дошкольном возрасте необходимо развивать дивергентное мышление.
Дивергентное мышление - (от лат. divergere – расходиться) - это тип мышления,
ищущий в различных направлениях. Именно оно рождает множество
оригинальных идей и предполагает, что на один вопрос может быть несколько
ответов. А ведь именно это является условием самовыражения личности.
Дивергентные способности - интеллектуальные способности, проявляющиеся в
готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно
одного и тоге же объекта.
В последнее десятилетия отечественная педагогическая наука, обращается к
понятиям, которые являются интегративными по своему содержанию и
направлены на решение задач, связанных с целостным развитием личности
ребёнка. Одной из подобных идей является понятие «культурные практики».
Культурные практики – это основанные на текущих и перспективных интересах и
привычные для ребенка виды его самостоятельной творческой деятельности.
Культурные практики с детства являются мощным инструментом для развития
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а так же
предпосылок универсальных учебных действий.
Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с
проявлением его инициативы.
Под инициативой мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам
деятельности. Культурные практики - игра, продуктивная, познавательно-
исследовательская деятельность,- считаются обязательными для развития
ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой
многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие
перед дошкольным детством. В культурных практиках воспитателем создается
атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения,
сотрудничества взрослого и детей.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, которая
дает ребенку возможность фантазировать (проектировать) себе вымышленную
страну (планету, мир и т.д.) и «прожить» пребывание в этой стране в той роли,
которую себе придумал. В игровой деятельности мышление ребёнка независимо и
мобильно, оно эмоционально устремлёно к положительной и оптимистической
реальности, моделирует максимальное количество решений, поскольку не
ограничено определёнными знаниями и предписаниями, но владеет способами
добычи знаний, переработкой информации, её структурирования и
дифференцирования.
Культурные практики, такие как продуктивная и исследовательская,
способствуют созданию новых образов, придумыванию поделок по ассоциации,
ознакомлению со свойствами предметов, развитию дивергентного мышления, как
основы порождения новых вопросов и проблем, и которые становятся фактором
творческого развития старших дошкольников.
В исследованиях креативности (Е.Торранс, Д.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер)
подчеркивается, что целью поискового дивергентного мышления является
развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм
деятельности, которые формируют мыслительные навыки более высокого уровня.
Кроме этого, дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать,
строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.
Приобретенные способности интеллектуального поиска необходимы будут для
решения широкого круга проблем из самых различных областей, жизни.
Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества.
Творчество-это высшая форма самостоятельности. В процессе творческой
деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления,
личностные качества, - он становится творческой личностью. В этих практиках-
пробах дети сами овладевают интересной для них информацией, пробуя,
экспериментируя и «практикуя» свои творческие способности. В творчестве, как
основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна.
Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры,
свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата
творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то,
что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового
проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается
самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и
выводы. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником
возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы
его воплощения.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования
культурных практик как средства развития дивергентного мышления у детей
старшего дошкольного возраста, потому что ребенок выступает не в роли
«ученика», которому следует выполнять заранее определенные действия, а в роли
«творца». С помощью культурных практик дети, выступая в роли «деятеля»,
стремятся найти разные пути решения проблем.