Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Тимофеева Галина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ 78 Приморский район
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель ГБДОУ №78

Приморский район

Санкт-Петербург

В настоящее время тема «развития патриотического воспитания граждан Российской Федерации»

актуальна и является приоритетной в направлении государственной политики. Ведь ребенок не

рождается патриотом, он им становится, если слышит и знает с самого детства о своих предках, о

родной стране, наблюдает за проявлениями чувства гордости.

Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания

дошкольников

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию

системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Востребованность

комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила

юридическое оформление в ряде правовых документов:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ

-Федеральный проект «Патриотическое воспитание на 2021-2024годы» от 1 января 2021года.

— Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493

— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17. 10.

2013 № 1155.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской

федерации» является начальной ступенью всей глобальной образовательной архитектуры,

поэтому столь важно осознавать ответственность за реализацию первого этапа этического,

социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставится

цель по патриотическому воспитанию:

-создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности

позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и

познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе

соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Теоритические основы патриотического воспитания

Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей

чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви

и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к

тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад.

«Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим

сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и

отца». В. А. Сухомлинский.

В силу своего возраста ребенок, не понимая суть, но улавливая характер, подачу и мнение

взрослого, уже считает его «правильным». И хотя многие впечатления еще не осознаны им

глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении

личности патриота.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания

дошкольников

необходимо соблюдение некоторых очень важных

условий

.

1.

Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных

образовательных учреждений

. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно

показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и

адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия:

консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих

групп и т.д.

2. Создание предметной развивающей среды

. Мышление дошкольника, как мы

знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша

действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о

чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены

уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с

семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного

возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с

городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников

.

Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного

воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою

родословную, почитать старшее поколение.

Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

включает в себя

Ряд задач:

- создание системы нравственно -патриотического воспитания;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому

саду, родной улице и городу;

- формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

- воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских

людей;

- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

- ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их

традициям;

- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Необходимо отметить, что основными принципами реализации

нравственно -

патриотического воспитания дошкольников являются

систематичность и

последовательность, взаимосвязь различных занятий

: развитие речи,

ознакомление с окружающей действительностью, изобразительное искусство, музыкально-

творческая деятельность, физическое развитие.

Каждая из тем повторяется в возрастных группах

, изменяются только содержание,

объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное,

систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических

чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких,

даже очень удачных занятий.

Опираясь на этот комплекс задач,

планирование работы по нравственно -

патриотическому

воспитанию дошкольников подразделяется на следующие

блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой

детский сад, моя улица).

Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где

ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где

находится его детский сад. Постепенно дети получают представления о родном городе, селе,

знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают о том, чем славится

их город, село, начинают гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом,

боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников

дошкольного учреждения. У детей формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит,

кормит, заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом няни, прачки, повара, дворника и

других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на создание в детском саду

чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной,

интересной деятельностью. Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный,

коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его общественной оценке

труда людей – наградах и поощрениях.

Проведение конкурсов рисунков на темы: «Моя родословная»

Фото выставка «Как я провел лето!»

Фото – выставка «Моя дружная семья»

Праздничный утренник, посвященный 8-му марта

Развлечение: «День рождения»

В течение года

«Мой детский сад»

Фото – выставка «Доброе утро»

Конкурс: «Лучшая новогодняя игрушка"

«День рождение детского сада»

Пешая экскурсия по району

Экскурсии по детскому саду

2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего

города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

Знакомить детей с историей родного города, традициями, достопримечательностями, лучшими

людьми. Воспитывать любовь к родному городу.

Беседы, экскурсии, наблюдения, совместные

мероприятия, выставки, игры.

Воспитывать у дошкольников позицию «Я – петербуржец».

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края;

знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на

ее особенностях. Дети получают представления о том, какие животные обитают в наших лесах,

какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на

российских лугах.

Рассказывать о красивых местах края, его достопримечательностях.

Формировать экологическое поведение.

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, устный журнал.

Рассказывать о красивых местах края, его достопримечательностях.

Формировать экологическое поведение.

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, устный журнал.

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг),

географическое положение, народонаселение).

Знакомим детей с названиями городов России, со столицей нашей Родины,

с гимном, флагом и гербом государства. Формируем у воспитанников уважение и интерес к

государственным символам России

Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

Тематические беседы, встречи , конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным

датам, проведение конкурсов рисунков на тему: «Любимые праздники»

5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные

воины нашей страны)..

Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. Необходимо:

•Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

•Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и

ответственности за будущее страны.

Знакомя детей с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, следует

акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и

труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам.

Тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами –

интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам,

создание мини-музея «Боевой славы», «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не

забыт».

Совместные мероприятия с воспитанниками посвященные Дню Победы. Поздравление

ветеранов Великой Отечественной войны и труда, концерты для ветеранов

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически

здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью

воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и

формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно

проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике,

например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими

былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий

стрелок» - метание мячиков в цель. Перетягивание каната. «Быстрый наездник» - соревнование-

эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах. «Самый сильный» -

выталкивание плечом соперников за границы мата. «Богатырская помощь» - разобрать по

кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу. Особую роль играют совместные

соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей

и подготовительной группы можно организовать военную игру , в которой папы с сыновьями

участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает

чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений,

развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

6. «История России» (от былинных богатырей до наших дней).

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является

готовность, если это потребуется, встать на ее защиту. На протяжении долгой истории нашей

страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие от человека встать на

защиту Родины. Рассказать об этом дошкольникам необходимо. И хотя мы не ждем от детей

подобной готовности, но примеры из жизни взрослых явятся существенным вкладом в копилку

высших социальных чувств ребенка. Можно познакомить детей с самим понятием защитник

Отечества и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях

разных войн, полководцах — А. Суворове, М. Кутузове, Г. Жукове, рядовых воинах, смело

защищавших Отечество, гражданских людях, вставших в лихую годину на защиту Родины. Подбор

материала воспитатель должен осуществить сам, используя художественную литературу,

изобразительное искусство, фильмы, а также краеведческую информацию (названия улицы,

района; памятник герою и др.).

7. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи,

народное искусство, зодчество, промыслы).

Дети получают представления о культуре народов России . Знакомятся с обычаями

национальных праздников, с народными промыслами, с песенками, с потешками, с загадками.

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам.

«В народном творчестве, — писала А. П. Усова, — исторически сохраняются и вырабатываются

присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более

широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет

значение для патриотического воспитания».

народные и религиозные праздники: масленица, Рождество, Пасха. Как бы там ни было, в

праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку

осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание

воспитывают положительные чувства.

«Осенины»

«Рождество Христово»

«Посиделки»

«Колядки»

«Масленица»

«Христово Воскресение»

«Русский национальный костюм»

Народные подвижные игры

8. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся

людей).

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей

представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые

прославили нашу Родину — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых,

путешественников, врачей (выбор зависит от воспитателя). Надо также на конкретных примерах,

через конкретных людей познакомить детей с характером российского народа (творческие

способности, умелость, песенность , гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою

Родину и др.). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которые обладают

какими-то привлекательными качествами или умениями, приобщить детей к их деятельности.

.Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные

произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины художников, которые с

любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи и музыку . Необходимо, чтобы

произведения искусства были высокохудожественными.

Также средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может

быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно

принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению помещения к

празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна. Главное условие — чтобы

дети видели необходимость своих усилий. Поэтому при обсуждении, например, деталей

оформления воспитатель должен делать это серьезно, взвешенно, в процессе работы следить,

чтобы дети выполняли ее тщательно, если нужно, переделывали, а одобрив сделанное ребенком,

обязательно включать в оформление, иначе у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое

и полезное.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если

взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и

показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность

воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное

вскользь слово может разрушить многое. Поэтому воспитателю стоит задуматься над своим

чувством любви к Родине.

Используемая литература.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста. / Н.А.

Балахонова, В.И. Кручинкина. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI

Междунар. науч. конф., 2015.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до

школы». / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Педагогика: учебное пособие. / В.Г. Рындак. – М.: Высш. шк., 2006.

Патриотическое воспитание дошкольников. Серия: Воспитание человека : методическое пособие.

/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2004.

Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-

Синтез, 2014.

Интернет-ресурсы.

Е. И. Корнеевой Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании

дошкольников.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –

М.: ЦГЛ, 2005

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ, 2005.

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое

воспитание). -М.: УЦ «Перспектива», 2011.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-

составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению

детей 3-7 лет с окружающим миром. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

Маханёва М.Д «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников».

Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. -

М.: Просвещение. 1987.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети.- М., 1985.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М.

Виноградовой.- М., 1991.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.



В раздел образования