Автор: Балашова Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская средняя школа №5"
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Три встречи – три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»).
Раздел: среднее образование
Тема урока:
«Три встречи – три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»).
Организационная информация
Тема урока
«Три встречи - три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной
горы Хозяйка»).
Предмет
Литература
Класс
5 класс
Автор
урока
(ФИО,
должность)
Балашова
Оксана
Николаевна,
учитель
русского
языка
и
литературы.
Образовательн
ое учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кингисеппская СОШ №5»
Методическая информация
Тип урока
Урок-исследование
Форма урока – исследование.
Цели урока
формирование умений и навыков пересказа и анализа
художественного текста, развитие памяти, воображения,
культуры речи;
совершенствование навыков устной речи и развитие
первоначального навыка исследовательской работы;
создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения
в деятельность всех учащихся.
Задачи урока
Развивающая:
Развивать
монологическую
речь
учащихся,
развивать
умение пересказа эпизода, умение цитировать при ответе,
умение выразительного чтения, размышлять по заданной теме.
Образовательная:
Совершенствовать умение раскрывать авторский замысел
Воспитательная:
Побудить учащихся задуматься о духовных ценностях.
Знания, умения,
навыки
и
Развитие
коммуникативных
умений
и
навыков,
умения
анализировать, сравнивать, обобщать.
качества,
которые
актуализируют,
приобретут,
закрепят
ученики в ходе
урока
Необходимое
оборудование и
материалы
Компьютер;
учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 под ред.
В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009;
выставка книг П.П.Бажова;
коллекция изделий уральских мастеров;
коллекция уральских камней;
запись фрагмента из сказа «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова;
технологическая карта для каждого ученика.
Мотивация
учащихся
Познавательная: опора на жизненный опыт, создание ситуации
занимательности и проблемной ситуации; нетрадиционная форма
урока – исследование; выполнение творческих заданий;
применение мультимедиа.
Волевая: предъявление учебных требований, самооценка
деятельности.
Эмоциональная: создание ярких наглядно-образных
представлений с помощью оформления класса и презентации;
создание ситуации успеха,
устное одобрение.
Социальная: создание на уроке положительного микроклимата в
классе, положительного отношения педагога к своему предмету, к
учащимся.
Ход и содержание урока
1.Организацион
-ный момент
- Здравствуйте, уважаемые читатели сказов Павла Петровича
Бажова! Сегодня мы уже 3 раз на уроках встречаемся со
сказами Бажова, а число 3 волшебное в русских народных
сказках. Вашими стараниями мы кабинет преобразили в
читальню. Есть здесь предметы, которые будто бы взяты со
страниц сказов Бажова: малахитовая шкатулка, камни-
самоцветы и выставка рисунков и книг.
А теперь сядьте удобнее и посмотрите презентацию,
2. Сообщение
темы и цели
урока.
3. Проблема
4.Работа в
группах, парах.
которую подготовил ваш одноклассник. А я на доске
написала незаконченную фразу (… встречи – …
испытания), в которую нужно вставить два слова,
числительные.
Смотрите и впишите в вашу технологическую карту, сколько
раз встречался Степан с Хозяйкой Медной горы.
(Презентация)
Итак, сколько же было встреч?
( 1-знакомство,2- в гостях у Хозяйки, 3-смерть Степана)
- Ребята, вы молодцы, вы определили тему нашего урока, в
которой не хватало волшебной цифры 3.
Три встречи – три испытания
Теперь мы знаем, о чем сегодня пойдет речь, и вслед за
Степаном отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.
Богаты владенья Хозяйки, есть у нее и малахит, и змеевик, и
слюда, и много других камней самоцветов. (На доске
нарисована гора, на которую «прикрепляются» камни-
самоцветы).
А теперь представьте, что вы осматриваете владения Хозяйки.
Что бы вы вынесли из ее владений? ( Драгоценные камни).
-Да, вижу, что все вы хотите богатства, как и многие из нас. А
Бажов
говорил
совсем
о
других
«драгоценных
камнях»,
рассказывая о жизни уральских рудокопов на самом известном
Гумёшенском руднике.
-Ребята, попробуем определить основную задачу нашего урока-
исследования. (О каких «драгоценных камнях» рассказывает
Бажов?).
О каких «драгоценных камнях» рассказывает Бажов. На этот
вопрос мы и будем искать ответ. А чтобы ответить на этот вопрос,
нам нужно хорошо представить портреты героев, понять их
характеры.
Каждая группа получает для исследования свое задание, а потом
мы вместе обобщим ваши наблюдения.
Помните, что от работы каждого в паре будет зависеть результат всей
группы.
-Алгоритм работы:
1. Прочитайте указанный фрагмент сказа П.П.Бажова «Медной
горы Хозяйка».
2. Найдите в нём детали портрета героя и черты характера,
выпишите необходимую информацию в технологическую карту
рядом с указанными цифрами.
-Прислушивайтесь к мнению друг друга, работу выполните в
течение 15 минут
5.Защита
исследования.
1-ая группа: портрет Хозяйки Медной горы.
2-ая группа: характер Хозяйки Медной горы.
3-ая группа: характер Степана.
- Ребята! Время для работы истекло. Проверим, какие слова и
словосочетания, найденные в результате вашего исследования,
помогут охарактеризовать героев.
1-ая группа,
1 -пара в первой группе.
Мы исследовали портрет Хозяйки Медной горы при 1
встрече и выяснили, что она «небольшого росту, из себя
ладная, платье из шелкового малахиту».
1.Коса сиза-черная
2.Ленты не то красные, не то зеленые
3.Небольшого росту, из себя ладная
4.Из шелкового малахиту платье
5.Как ящерка
-Внимание! Верный ответ появляется на экране, учащиеся
вычеркивают лишнее и добавляют новое.
2 пара во второй группе. Мы исследовали портрет Хозяйки
Медной горы при 2 встрече.
Платье меняется:
1.блестит, будто стекло
2.Полиняет
3.Алмазной осыпью засверкает
4.Скрасна-медным станет
5.Шелком зеленым отливает
3 пара во второй группе. Мы исследовали портрет Хозяйки
Медной горы при 3 встрече.
1. Большая ящерка
Слово для защиты исследования 2-ой группе.
1 пара второй группы
Мы исследовали характер Хозяйки Медной горы при 1
встрече и выяснили, что она любит «над человеком
мудровать, говорит шуткой, весело ей», и выписали такие
слова и словосочетания:
1.Любит над человеком мудровать
2.Весело ей
3.Говорит шуткой
4.Посмеивается
5.Смеется
6.Хохочет- заливается
-Внимание! Верный ответ появляется на экране, учащиеся
вычеркивают лишнее и добавляют новое.
2 пара второй группы.
Мы исследовали характер Хозяйки Медной горы при 2
встрече.
1.От своего слова не отпорна
2.Сама принахмурилась
3.Берешь меня замуж али нет
4.Вроде обрадовалась
5.А теперь поешь маленько
6.А у самой слезы
7.Рука горячая, живая
8.Сама Хозяйка ему пособляла
9.Огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили
3 пара первой группы. Мы исследовали характер Хозяйки
Медной горы при 3 встрече.
1. Слезы у ней так и каплют
2. Камни рассыпались в пыль
3. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости
мало
Слово для защиты исследования 3-ой группе.
1 пара в третьей группе.
Мы исследовали характер Степана при 1 встрече и
выяснили, что он испугался, когда увидел Хозяйку, но виду не
показал.
1.Испужался, а виду не оказывает
2.Стыдно перед девкой обробеть
3.Парню забедно стало, осердился, закричал
4.Никого не боится
5.Стыдно хвастуном себя показать
6.И сделал, как она велела
2 пара в третьей группе. Мы исследовали характер Степана
при 2 встрече.
1.Чести приписать
2.Не испужался душного козла
3.Не могу, потому другой обещался
4.Не обзарился на богатства
5.Не променял Настеньку
6.Невеселый стал
3 пара в третьей группе. Мы исследовали характер Степана
при 3 встрече.
1.Никогда про камешки не говаривал
2. Не продал «слезы Хозяйки (медный изумруд), тайно от
своих сохранял, с ними и смерть принял
- Молодцы! Вы справились со своей задачей. Спасибо! А теперь
давайте отдохнем.
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к
щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь (поворачиваются вокруг себя)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на
пустое место).
– Сядьте за рабочие места, продолжим работу.
-Мы выписали все слова и словосочетания, характеризующие
героев, проверили и оценили свою работу на этом этапе.
-Читателю всегда интересно отгадать авторский замысел.
Попробуем сделать это и мы. Теперь слова и словосочетания,
которые вы нашли, нужно вставить в текст и подготовить
выразительное чтение. (Тексты с пропусками заранее
подготовлены учителем). Время на работу 3 минуты.
1 группа -3 человека (внешность Хозяйки Медной Горы)
читают получившиеся тексты.
1. В глубокой древности сложилось у людей представление о
том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В
сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её
необыкновенной внешностью: коса у неё ______, а в косе
ленты ____________. Она девка __________, из себя _______.
6.Физминутка.
7.Обобщение
исследования.
Создание
текста
Платье из _____________. Многое роднит эту героиню с
прекрасными царевнами.
Правильный ответ.
В глубокой древности сложилось у людей представление о
том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В
сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её
необыкновенной внешностью: коса у неё сиза-черная,а в косе
ленты не то красные, не то зеленые. Она девка небольшого
росту, из себя ладная. Платье из шелкового малахиту.
Многое роднит эту героиню с прекрасными царевнами.
2. Самое замечательное во внешности Хозяйки было то, что
она не была постоянной: платье________, блестит,
будто_______, а то вдруг______,_______осыпью засверкает,
скрасна________станет или шелком________отливает. Хочет
Хозяйка. Чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая
девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же ей
равняться!
Правильный ответ.
Самое замечательное во внешности Хозяйки было то, что она
не была постоянной: платье меняется, блестит, будто стекло, а
то вдруг полиняет, алмазной осыпью засверкает, скрасна-
медным станет или шелком зеленым отливает. Хочет
Хозяйка. Чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая
девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же ей
равняться!
3. В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что
видели ______, да такую _______, каких и вовсе в этих местах
не видали.
Умер Степан, и не перед кем свои наряды-богатства
показывать.
Правильный ответ.
В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что видели
зеленую, да такую большую ящерку, каких и вовсе в этих
местах не видали.
Умер Степан, и не перед кем свои наряды-богатства
показывать.
2 группа – 3 человека (Характер Хозяйки Медной Горы)
1. Не только необыкновенной красотой привлекает к себе
Хозяйка, но и необыкновенным характером. Любит она над
человеком ________. Ей всегда _____. Со Степаном говорит
_____. Видит парня насквозь, да над ним ________. Степан
боится на ящерок наступить, а девка ______. Хохочет-
заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко,
своих чувств она не скрывает.
Правильный ответ
Не только необыкновенной красотой привлекает к себе
Хозяйка, но и необыкновенным характером. Любит она над
человеком мудровать. Ей всегда весело. Со Степаном говорит
шуткою. Видит парня насквозь, да над ним посмеивается.
Степан боится на ящерок наступить, а девка смеется. Хохочет-
заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко,
своих чувств она не скрывает.
2. Медной горы Хозяйка строгая, от слова не ______.
Услышала отказ Степана, сама ________ и даже вроде
_________, похвалила Степана. Подарочек Настеньке –
малахитовую шкатулку подала. Как гостеприимная Хозяйка
накормила его. Самый дорогой подарок, _____, Степану дала,
камешки ________. Нелегко ей далось прощание со Степаном.
Медной горы Хозяйка строгая, от слова не неотпорна .
Услышала отказ Степана, сама принахмурилась и даже
вроде обрадовалась , похвалила Степана. Подарочек
Настеньке – малахитовую шкатулку подала. Как
гостеприимная Хозяйка накормила его. Самый дорогой
подарок, слезы, Степану дала, камешки медный изумруд.
Нелегко ей далось прощание со Степаном.
3. Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у нее
живые, ______ у ней так и каплют. От людей она скрылась,
камешки-слезы рассыпались в _____. Такая она, Медной Горы
Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму –
радости мало.
Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у нее
живые, слезы у ней так и каплют. От людей она скрылась,
камешки-слезы рассыпались в пыль. Такая она, Медной Горы
Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму –
радости мало.
3 группа – 3 человека. (Характер Степана)
1. Герои сказов Бажова – мастера горного дела. Не каждому
рудокопу Хозяйка показывает свои богатства, ее боялись. Вот
и Степан Сначала ______, а виду не подал, стыдно перед
девкой _______. А она над ним еще посмеивается, парню
________ стало, осердился, закричал. Хозяйка же знает, что он
ничего _______. Поэтому обращается к нему с просьбой:
сказать приказчику, чтоб с рудника убирался. Степан не мог
себя ________показать, и сделал так, как она велела.
Герои сказов Бажова – мастера горного дела. Не каждому
рудокопу Хозяйка показывает свои богатства, ее боялись. Вот
и Степан сначала испугался, а виду не подал, стыдно перед
девкой обробеть. А она над ним еще посмеивается, парню
забедно стало, осердился, закричал. Хозяйка же знает, что он
ничего не боится. Поэтому обращается к нему с просьбой:
сказать приказчику, чтоб с рудника убирался. Степан не мог
себя хвастуном показать, и сделал так, как она велела.
2. Хозяйка Медной горы – покровительница смелых и
мужественных людей, не ________Степан душного козла. И на
предложение Хозяйки жениться на ней сначался помялся –
помялся, но сказал: не могу. Потому что ________. Вот за это,
что не _______ на богатства, не _______ Настеньку на
каменную бабу, похвалила его вдвое. А Степан стал невеселый.
По народным приметам, а Бажов знал их, нельзя парню с
Хозяйкой встречаться – быть беде.
Хозяйка Медной горы – покровительница смелых и
мужественных людей, не испужался Степан душного козла. И
на предложение Хозяйки жениться на ней сначался помялся –
помялся, но сказал: не могу. Потому что другой обещался.
Вот за это, что не обзарился на богатства, не променял
Настеньку на каменную бабу, похвалила его вдвое. А Степан
стал невеселый. По народным приметам, а Бажов знал их,
нельзя парню с Хозяйкой встречаться – быть беде.
3. Степан обрел покровительство Хозяйки – значит, жениться
ему было нельзя. О камешках он никогда не _______. «Слезы
Хозяйки» не ______. Тайно от своих _______. Характер
Степана – это напоминание о тяжелом труде и упорстве
уральских рудокопов, о честных и мужественных людях,
которых не сломило вековое рабство.
Степан обрел покровительство Хозяйки – значит, жениться на
ней ему было нельзя. О камешках он никогда не говорил.
«Слезы Хозяйки» не продал. Тайно от своих сохранял.
Характер Степана – это напоминание о тяжелом труде и
упорстве уральских рудокопов, о честных и мужественных
людях, которых не сломило вековое рабство.
Посмотрим фрагмент из мультфильма по сценарию
А.Тимофеевского и послушаем песню на слова А.Добровича
неизвестного исполнителя.
1 группа послушает внимательно и расскажет, как музыка
передает настроение Данилы мастера после возвращения от
Хозяйки Медной горы. (Музыка вызывает чувство грусти,
тоски, печали. Данила грустит, кручинится, тоскует, не
находит себе места, потерял покой и счастья.)
На Урале есть примета: кто с Хозяйкой встретится, худого она
не сделает, но и добра от нее не жди.
2 группа – совпало ли ваше представление о Даниле после
прочтения сказа с образом, созданным художником
А.Голощуком? (Красивый, трудолюбивый, имеет семью, и
перестал быть внимательным к Настеньке. Художник создал
образ в соответствии с текстом).
(Вставить фрагмент мультфильма)
Презентация работы: чтение текстов. На экране
высвечиваются правильные ответы, учитель оценивает
точность вставленных слов и выразительность чтения.
-Итак, теперь мы хорошо представляем главных героев сказа
и можем ответить на проблемный вопрос: О каких
драгоценных камнях говорил П.П.Бажов в сказе «Медной
горы Хозяйка». (Учащиеся рассказывают о камнях-
самоцветах, презентация. На последнем слайде гора
самоцветов. Камень и поделка).
В волшебный мир уральских сказов Бажов погружал живых
русских людей, к которым относится Степан. Запишите 3
черты характера, за которые уважают Степана Хозяйка и
автор. (Учащиеся записывают 3 черты характера, а затем по
очереди озвучивают их).
Учитель внимательно выслушивает.
Ваше мнение интересно. Хозяйка и автор уважали Степана
за смелость, щедрость, верность, красоту, трудолюбие,
мастерство, благородство, мужество. (Образуется гора с
обозначением достоинств человека.)
Так о каких богатствах говорил Бажов? (о духовном
богатстве человека, о его самых лучших качествах.)
Когда-то один писатель сказал: «Если ты прочитаешь
хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом».
Мне очень хочется, чтобы сказы П.П.Бажова сделали бы вас
душою лучше, чище и добрее.
Какие чувства испытывали вы, став на время учениками-
Решение
проблемы
исследователями? Какие «драгоценные камни» унесете вы с
этого урока?
Подготовиться к внеклассному чтению, представить «Сказы
Бажова как отзыв о книге.
Рефлексия
Домашнее
задание
1 встреча
с. 54-56
Портрет Хозяйки Медной горы
1.
2.
3.
4.
5.
В глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют
чудесные существа. В сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её необыкновенной внешностью: коса
у неё--------------------, а в косе ленты не то ---------------------, не то-----------------------. Она девка
-----------------------, из себя---------------------------. Платье из -------------------------.Многое роднит эту героиню
с прекрасными царевнами.
2 встреча с.59-61
1.
2.
3.
4.
5.
2. Самое замечательное во внешности Хозяйки было то , что она не была постоянной: платье
--------------------------,блестит, будто--------------------, а то вдруг ---------------------------, ------------------------
осыпью засверкает, скрасна- ------------------ станет или шёлком -----------------------отливает. Хочет Хозяйка,
чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же
ей красотой равняться!
3 встреча
с.64
1.
3.В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что видели -----------------, да такую -----------------------,
каких и вовсе в этих местах не видали.
Умер Степан, и не перед кем свои наряды - богатство показывать.
1 встреча с. 54-56
Характер Хозяйки Медной горы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Не только необыкновенной красотой привлекает к себе Хозяйка Медной Горы, но и
необыкновенным характером. Любит она над человеком --------------------. Ей всегда ------------------.
Со Степаном говорит ----------------------------------. Видит парня насквозь, да над ним
---------------------------------. Степан боится на ящерок наступить, а девка-------------------Хохочет-
заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко, своих чувств она не скрывает.
2 встреча с.59-61, 63
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Медной Горы Хозяйка строгая, от своего слова не --------------------------. Услышала отказ Степана,
сама --------------------------------- и даже вроде ---------------------------------, похвалила Степана, подарочек
Настеньке - малахитовую шкатулку – подала. Как гостеприимная хозяйка накормила его. Самый
дорогой подарок , -----------------, Степану дала, камешки --------------------------. Нелегко ей далось
прощание со Степаном.
3 встреча с.64
1.
2.
3.
Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у неё живые, ---------------------у ней так и каплют.
От людей она скылась, камешки-слёзы рассыпались в --------------------. Такая она, Медной Горы
Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.
1 встреча с.54-56
Характер Степана
1.
2.
3.
4.
5.
6.