Напоминание

«Три встречи – три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»).


Автор: Балашова Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кингисеппская средняя школа №5"
Населённый пункт: город Кингисепп, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Три встречи – три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»).
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока:

«Три встречи – три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка»).

Организационная информация

Тема урока

«Три встречи - три испытания» (по сказу П.П.Бажова «Медной

горы Хозяйка»).

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Автор

урока

(ФИО,

должность)

Балашова

Оксана

Николаевна,

учитель

русского

языка

и

литературы.

Образовательн

ое учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кингисеппская СОШ №5»

Методическая информация

Тип урока

Урок-исследование

Форма урока – исследование.

Цели урока

формирование умений и навыков пересказа и анализа

художественного текста, развитие памяти, воображения,

культуры речи;

совершенствование навыков устной речи и развитие

первоначального навыка исследовательской работы;

создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения

в деятельность всех учащихся.

Задачи урока

Развивающая:

Развивать

монологическую

речь

учащихся,

развивать

умение пересказа эпизода, умение цитировать при ответе,

умение выразительного чтения, размышлять по заданной теме.

Образовательная:

Совершенствовать умение раскрывать авторский замысел

Воспитательная:

Побудить учащихся задуматься о духовных ценностях.

Знания, умения,

навыки

и

Развитие

коммуникативных

умений

и

навыков,

умения

анализировать, сравнивать, обобщать.

качества,

которые

актуализируют,

приобретут,

закрепят

ученики в ходе

урока

Необходимое

оборудование и

материалы

Компьютер;

учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 под ред.

В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2009;

выставка книг П.П.Бажова;

коллекция изделий уральских мастеров;

коллекция уральских камней;

запись фрагмента из сказа «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова;

технологическая карта для каждого ученика.

Мотивация

учащихся

Познавательная: опора на жизненный опыт, создание ситуации

занимательности и проблемной ситуации; нетрадиционная форма

урока – исследование; выполнение творческих заданий;

применение мультимедиа.

Волевая: предъявление учебных требований, самооценка

деятельности.

Эмоциональная: создание ярких наглядно-образных

представлений с помощью оформления класса и презентации;

создание ситуации успеха,

устное одобрение.

Социальная: создание на уроке положительного микроклимата в

классе, положительного отношения педагога к своему предмету, к

учащимся.

Ход и содержание урока

1.Организацион

-ный момент

- Здравствуйте, уважаемые читатели сказов Павла Петровича

Бажова! Сегодня мы уже 3 раз на уроках встречаемся со

сказами Бажова, а число 3 волшебное в русских народных

сказках. Вашими стараниями мы кабинет преобразили в

читальню. Есть здесь предметы, которые будто бы взяты со

страниц сказов Бажова: малахитовая шкатулка, камни-

самоцветы и выставка рисунков и книг.

А теперь сядьте удобнее и посмотрите презентацию,

2. Сообщение

темы и цели

урока.

3. Проблема

4.Работа в

группах, парах.

которую подготовил ваш одноклассник. А я на доске

написала незаконченную фразу (… встречи – …

испытания), в которую нужно вставить два слова,

числительные.

Смотрите и впишите в вашу технологическую карту, сколько

раз встречался Степан с Хозяйкой Медной горы.

(Презентация)

Итак, сколько же было встреч?

( 1-знакомство,2- в гостях у Хозяйки, 3-смерть Степана)

- Ребята, вы молодцы, вы определили тему нашего урока, в

которой не хватало волшебной цифры 3.

Три встречи – три испытания

Теперь мы знаем, о чем сегодня пойдет речь, и вслед за

Степаном отправимся в гости к Хозяйке Медной горы.

Богаты владенья Хозяйки, есть у нее и малахит, и змеевик, и

слюда, и много других камней самоцветов. (На доске

нарисована гора, на которую «прикрепляются» камни-

самоцветы).

А теперь представьте, что вы осматриваете владения Хозяйки.

Что бы вы вынесли из ее владений? ( Драгоценные камни).

-Да, вижу, что все вы хотите богатства, как и многие из нас. А

Бажов

говорил

совсем

о

других

«драгоценных

камнях»,

рассказывая о жизни уральских рудокопов на самом известном

Гумёшенском руднике.

-Ребята, попробуем определить основную задачу нашего урока-

исследования. (О каких «драгоценных камнях» рассказывает

Бажов?).

О каких «драгоценных камнях» рассказывает Бажов. На этот

вопрос мы и будем искать ответ. А чтобы ответить на этот вопрос,

нам нужно хорошо представить портреты героев, понять их

характеры.

Каждая группа получает для исследования свое задание, а потом

мы вместе обобщим ваши наблюдения.

Помните, что от работы каждого в паре будет зависеть результат всей

группы.

-Алгоритм работы:

1. Прочитайте указанный фрагмент сказа П.П.Бажова «Медной

горы Хозяйка».

2. Найдите в нём детали портрета героя и черты характера,

выпишите необходимую информацию в технологическую карту

рядом с указанными цифрами.

-Прислушивайтесь к мнению друг друга, работу выполните в

течение 15 минут

5.Защита

исследования.

1-ая группа: портрет Хозяйки Медной горы.

2-ая группа: характер Хозяйки Медной горы.

3-ая группа: характер Степана.

- Ребята! Время для работы истекло. Проверим, какие слова и

словосочетания, найденные в результате вашего исследования,

помогут охарактеризовать героев.

1-ая группа,

1 -пара в первой группе.

Мы исследовали портрет Хозяйки Медной горы при 1

встрече и выяснили, что она «небольшого росту, из себя

ладная, платье из шелкового малахиту».

1.Коса сиза-черная

2.Ленты не то красные, не то зеленые

3.Небольшого росту, из себя ладная

4.Из шелкового малахиту платье

5.Как ящерка

-Внимание! Верный ответ появляется на экране, учащиеся

вычеркивают лишнее и добавляют новое.

2 пара во второй группе. Мы исследовали портрет Хозяйки

Медной горы при 2 встрече.

Платье меняется:

1.блестит, будто стекло

2.Полиняет

3.Алмазной осыпью засверкает

4.Скрасна-медным станет

5.Шелком зеленым отливает

3 пара во второй группе. Мы исследовали портрет Хозяйки

Медной горы при 3 встрече.

1. Большая ящерка

Слово для защиты исследования 2-ой группе.

1 пара второй группы

Мы исследовали характер Хозяйки Медной горы при 1

встрече и выяснили, что она любит «над человеком

мудровать, говорит шуткой, весело ей», и выписали такие

слова и словосочетания:

1.Любит над человеком мудровать

2.Весело ей

3.Говорит шуткой

4.Посмеивается

5.Смеется

6.Хохочет- заливается

-Внимание! Верный ответ появляется на экране, учащиеся

вычеркивают лишнее и добавляют новое.

2 пара второй группы.

Мы исследовали характер Хозяйки Медной горы при 2

встрече.

1.От своего слова не отпорна

2.Сама принахмурилась

3.Берешь меня замуж али нет

4.Вроде обрадовалась

5.А теперь поешь маленько

6.А у самой слезы

7.Рука горячая, живая

8.Сама Хозяйка ему пособляла

9.Огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили

3 пара первой группы. Мы исследовали характер Хозяйки

Медной горы при 3 встрече.

1. Слезы у ней так и каплют

2. Камни рассыпались в пыль

3. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости

мало

Слово для защиты исследования 3-ой группе.

1 пара в третьей группе.

Мы исследовали характер Степана при 1 встрече и

выяснили, что он испугался, когда увидел Хозяйку, но виду не

показал.

1.Испужался, а виду не оказывает

2.Стыдно перед девкой обробеть

3.Парню забедно стало, осердился, закричал

4.Никого не боится

5.Стыдно хвастуном себя показать

6.И сделал, как она велела

2 пара в третьей группе. Мы исследовали характер Степана

при 2 встрече.

1.Чести приписать

2.Не испужался душного козла

3.Не могу, потому другой обещался

4.Не обзарился на богатства

5.Не променял Настеньку

6.Невеселый стал

3 пара в третьей группе. Мы исследовали характер Степана

при 3 встрече.

1.Никогда про камешки не говаривал

2. Не продал «слезы Хозяйки (медный изумруд), тайно от

своих сохранял, с ними и смерть принял

- Молодцы! Вы справились со своей задачей. Спасибо! А теперь

давайте отдохнем.

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к

щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь (поворачиваются вокруг себя)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на

пустое место).

– Сядьте за рабочие места, продолжим работу.

-Мы выписали все слова и словосочетания, характеризующие

героев, проверили и оценили свою работу на этом этапе.

-Читателю всегда интересно отгадать авторский замысел.

Попробуем сделать это и мы. Теперь слова и словосочетания,

которые вы нашли, нужно вставить в текст и подготовить

выразительное чтение. (Тексты с пропусками заранее

подготовлены учителем). Время на работу 3 минуты.

1 группа -3 человека (внешность Хозяйки Медной Горы)

читают получившиеся тексты.

1. В глубокой древности сложилось у людей представление о

том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В

сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её

необыкновенной внешностью: коса у неё ______, а в косе

ленты ____________. Она девка __________, из себя _______.

6.Физминутка.

7.Обобщение

исследования.

Создание

текста

Платье из _____________. Многое роднит эту героиню с

прекрасными царевнами.

Правильный ответ.

В глубокой древности сложилось у людей представление о

том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В

сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её

необыкновенной внешностью: коса у неё сиза-черная,а в косе

ленты не то красные, не то зеленые. Она девка небольшого

росту, из себя ладная. Платье из шелкового малахиту.

Многое роднит эту героиню с прекрасными царевнами.

2. Самое замечательное во внешности Хозяйки было то, что

она не была постоянной: платье________, блестит,

будто_______, а то вдруг______,_______осыпью засверкает,

скрасна________станет или шелком________отливает. Хочет

Хозяйка. Чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая

девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же ей

равняться!

Правильный ответ.

Самое замечательное во внешности Хозяйки было то, что она

не была постоянной: платье меняется, блестит, будто стекло, а

то вдруг полиняет, алмазной осыпью засверкает, скрасна-

медным станет или шелком зеленым отливает. Хочет

Хозяйка. Чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая

девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же ей

равняться!

3. В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что

видели ______, да такую _______, каких и вовсе в этих местах

не видали.

Умер Степан, и не перед кем свои наряды-богатства

показывать.

Правильный ответ.

В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что видели

зеленую, да такую большую ящерку, каких и вовсе в этих

местах не видали.

Умер Степан, и не перед кем свои наряды-богатства

показывать.

2 группа – 3 человека (Характер Хозяйки Медной Горы)

1. Не только необыкновенной красотой привлекает к себе

Хозяйка, но и необыкновенным характером. Любит она над

человеком ________. Ей всегда _____. Со Степаном говорит

_____. Видит парня насквозь, да над ним ________. Степан

боится на ящерок наступить, а девка ______. Хохочет-

заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко,

своих чувств она не скрывает.

Правильный ответ

Не только необыкновенной красотой привлекает к себе

Хозяйка, но и необыкновенным характером. Любит она над

человеком мудровать. Ей всегда весело. Со Степаном говорит

шуткою. Видит парня насквозь, да над ним посмеивается.

Степан боится на ящерок наступить, а девка смеется. Хохочет-

заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко,

своих чувств она не скрывает.

2. Медной горы Хозяйка строгая, от слова не ______.

Услышала отказ Степана, сама ________ и даже вроде

_________, похвалила Степана. Подарочек Настеньке –

малахитовую шкатулку подала. Как гостеприимная Хозяйка

накормила его. Самый дорогой подарок, _____, Степану дала,

камешки ________. Нелегко ей далось прощание со Степаном.

Медной горы Хозяйка строгая, от слова не неотпорна .

Услышала отказ Степана, сама принахмурилась и даже

вроде обрадовалась , похвалила Степана. Подарочек

Настеньке – малахитовую шкатулку подала. Как

гостеприимная Хозяйка накормила его. Самый дорогой

подарок, слезы, Степану дала, камешки медный изумруд.

Нелегко ей далось прощание со Степаном.

3. Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у нее

живые, ______ у ней так и каплют. От людей она скрылась,

камешки-слезы рассыпались в _____. Такая она, Медной Горы

Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму –

радости мало.

Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у нее

живые, слезы у ней так и каплют. От людей она скрылась,

камешки-слезы рассыпались в пыль. Такая она, Медной Горы

Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму –

радости мало.

3 группа – 3 человека. (Характер Степана)

1. Герои сказов Бажова – мастера горного дела. Не каждому

рудокопу Хозяйка показывает свои богатства, ее боялись. Вот

и Степан Сначала ______, а виду не подал, стыдно перед

девкой _______. А она над ним еще посмеивается, парню

________ стало, осердился, закричал. Хозяйка же знает, что он

ничего _______. Поэтому обращается к нему с просьбой:

сказать приказчику, чтоб с рудника убирался. Степан не мог

себя ________показать, и сделал так, как она велела.

Герои сказов Бажова – мастера горного дела. Не каждому

рудокопу Хозяйка показывает свои богатства, ее боялись. Вот

и Степан сначала испугался, а виду не подал, стыдно перед

девкой обробеть. А она над ним еще посмеивается, парню

забедно стало, осердился, закричал. Хозяйка же знает, что он

ничего не боится. Поэтому обращается к нему с просьбой:

сказать приказчику, чтоб с рудника убирался. Степан не мог

себя хвастуном показать, и сделал так, как она велела.

2. Хозяйка Медной горы – покровительница смелых и

мужественных людей, не ________Степан душного козла. И на

предложение Хозяйки жениться на ней сначался помялся –

помялся, но сказал: не могу. Потому что ________. Вот за это,

что не _______ на богатства, не _______ Настеньку на

каменную бабу, похвалила его вдвое. А Степан стал невеселый.

По народным приметам, а Бажов знал их, нельзя парню с

Хозяйкой встречаться – быть беде.

Хозяйка Медной горы – покровительница смелых и

мужественных людей, не испужался Степан душного козла. И

на предложение Хозяйки жениться на ней сначался помялся –

помялся, но сказал: не могу. Потому что другой обещался.

Вот за это, что не обзарился на богатства, не променял

Настеньку на каменную бабу, похвалила его вдвое. А Степан

стал невеселый. По народным приметам, а Бажов знал их,

нельзя парню с Хозяйкой встречаться – быть беде.

3. Степан обрел покровительство Хозяйки – значит, жениться

ему было нельзя. О камешках он никогда не _______. «Слезы

Хозяйки» не ______. Тайно от своих _______. Характер

Степана – это напоминание о тяжелом труде и упорстве

уральских рудокопов, о честных и мужественных людях,

которых не сломило вековое рабство.

Степан обрел покровительство Хозяйки – значит, жениться на

ней ему было нельзя. О камешках он никогда не говорил.

«Слезы Хозяйки» не продал. Тайно от своих сохранял.

Характер Степана – это напоминание о тяжелом труде и

упорстве уральских рудокопов, о честных и мужественных

людях, которых не сломило вековое рабство.

Посмотрим фрагмент из мультфильма по сценарию

А.Тимофеевского и послушаем песню на слова А.Добровича

неизвестного исполнителя.

1 группа послушает внимательно и расскажет, как музыка

передает настроение Данилы мастера после возвращения от

Хозяйки Медной горы. (Музыка вызывает чувство грусти,

тоски, печали. Данила грустит, кручинится, тоскует, не

находит себе места, потерял покой и счастья.)

На Урале есть примета: кто с Хозяйкой встретится, худого она

не сделает, но и добра от нее не жди.

2 группа – совпало ли ваше представление о Даниле после

прочтения сказа с образом, созданным художником

А.Голощуком? (Красивый, трудолюбивый, имеет семью, и

перестал быть внимательным к Настеньке. Художник создал

образ в соответствии с текстом).

(Вставить фрагмент мультфильма)

Презентация работы: чтение текстов. На экране

высвечиваются правильные ответы, учитель оценивает

точность вставленных слов и выразительность чтения.

-Итак, теперь мы хорошо представляем главных героев сказа

и можем ответить на проблемный вопрос: О каких

драгоценных камнях говорил П.П.Бажов в сказе «Медной

горы Хозяйка». (Учащиеся рассказывают о камнях-

самоцветах, презентация. На последнем слайде гора

самоцветов. Камень и поделка).

В волшебный мир уральских сказов Бажов погружал живых

русских людей, к которым относится Степан. Запишите 3

черты характера, за которые уважают Степана Хозяйка и

автор. (Учащиеся записывают 3 черты характера, а затем по

очереди озвучивают их).

Учитель внимательно выслушивает.

Ваше мнение интересно. Хозяйка и автор уважали Степана

за смелость, щедрость, верность, красоту, трудолюбие,

мастерство, благородство, мужество. (Образуется гора с

обозначением достоинств человека.)

Так о каких богатствах говорил Бажов? (о духовном

богатстве человека, о его самых лучших качествах.)

Когда-то один писатель сказал: «Если ты прочитаешь

хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом».

Мне очень хочется, чтобы сказы П.П.Бажова сделали бы вас

душою лучше, чище и добрее.

Какие чувства испытывали вы, став на время учениками-

Решение

проблемы

исследователями? Какие «драгоценные камни» унесете вы с

этого урока?

Подготовиться к внеклассному чтению, представить «Сказы

Бажова как отзыв о книге.

Рефлексия

Домашнее

задание

1 встреча

с. 54-56

Портрет Хозяйки Медной горы

1.

2.

3.

4.

5.

В глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют

чудесные существа. В сказе Бажова это Хозяйка. Писатель наделяет её необыкновенной внешностью: коса

у неё--------------------, а в косе ленты не то ---------------------, не то-----------------------. Она девка

-----------------------, из себя---------------------------. Платье из -------------------------.Многое роднит эту героиню

с прекрасными царевнами.

2 встреча с.59-61

1.

2.

3.

4.

5.

2. Самое замечательное во внешности Хозяйки было то , что она не была постоянной: платье

--------------------------,блестит, будто--------------------, а то вдруг ---------------------------, ------------------------

осыпью засверкает, скрасна- ------------------ станет или шёлком -----------------------отливает. Хочет Хозяйка,

чтоб женился на ней Степан, а у него хорошая девушка есть, сиротка. Только против Малахитницы где же

ей красотой равняться!

3 встреча

с.64

1.

3.В конце сказа о внешности Хозяйки только сказано, что видели -----------------, да такую -----------------------,

каких и вовсе в этих местах не видали.

Умер Степан, и не перед кем свои наряды - богатство показывать.

1 встреча с. 54-56

Характер Хозяйки Медной горы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Не только необыкновенной красотой привлекает к себе Хозяйка Медной Горы, но и

необыкновенным характером. Любит она над человеком --------------------. Ей всегда ------------------.

Со Степаном говорит ----------------------------------. Видит парня насквозь, да над ним

---------------------------------. Степан боится на ящерок наступить, а девка-------------------Хохочет-

заливается Малахитница, потому что нравится ей Степанушко, своих чувств она не скрывает.

2 встреча с.59-61, 63

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Медной Горы Хозяйка строгая, от своего слова не --------------------------. Услышала отказ Степана,

сама --------------------------------- и даже вроде ---------------------------------, похвалила Степана, подарочек

Настеньке - малахитовую шкатулку – подала. Как гостеприимная хозяйка накормила его. Самый

дорогой подарок , -----------------, Степану дала, камешки --------------------------. Нелегко ей далось

прощание со Степаном.

3 встреча с.64

1.

2.

3.

Хозяйка Медной Горы хоть и каменная, да чувства у неё живые, ---------------------у ней так и каплют.

От людей она скылась, камешки-слёзы рассыпались в --------------------. Такая она, Медной Горы

Хозяйка. Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.

1 встреча с.54-56

Характер Степана

1.

2.

3.

4.

5.

6.



В раздел образования