Автор: Болдыш Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: Прокопьевский муниципальный округ, п. Ясная Поляна.
Наименование материала: Публикация
Тема: "Познавательное развитие дошкольников посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Конспект познавательного занятия «Иней».
Цель:
формирование у воспитанников интереса к сезонным изменениям,
поведению животных, жизни и росту растений, желание изучать
окружающий мир, развитие образного мышления и интереса к опытно-
экспериментальной деятельности.
Задачи:
- продолжать формировать представление о зимнем времени года;
- объяснить, когда и как появляется иней;
- закрепить представления о природных явлениях- снеге, дожде, инее;
- совершенствовать умение изображать природные явления, навыки
импровизации в художественном творчестве;
- развивать воображение, стимулировать активность в совместной
творческой деятельности.
Оборудование:
Кукла Стужонок или картинка с его изображением; дидактические карточки
с изображением природных явлений: дождя, снежного облака, снежинки,
инея; лист плотной бумаги (картон голубого цвета), мелкая пищевая соль,
клей ПВА, кисточка, простой карандаш, ластик.
Виды деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная
(аппликация).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вступительная часть
Стужонок: Привет, ребята! Вы узнали меня?
Дети: Да!
Стужонок: Как меня зовут?
Дети: Стужонок!
Стужонок: А у меня для вас загадки. Угадайте, что изображено на
карточках.
Стужонок показывает карточки с изображением природных явлений. Дети
выбирают те, с которыми знакомы по предыдущим занятиям- дождем,
снежным облаком, снегом.
Стужонок: Почему вы не выбрали карточку с изображением инея? (Дети
отвечают.) Я вам расскажу, что такое иней.
Основная часть
Стужонок: Снежинки- это маленькие кристаллики, которые падают из
облаков. А вы знаете, чем иней отличается от снега? (Дети высказывают
свои предложения). Иней тоже затвердевшие капельки воды, которые от
мороза стали кристалликами. Но иней не прилетает из облака, а образуется
прямо из воздуха внизу, на твердых поверхностях- почве, деревьях, оконных
стеклах. Наверное, иней немного завидует снегу и думает: «Вот бы и мне
побывать на облаке!» Но все равно снег сделать иней, как настоящие
волшебники?
Дети: Хотим!
Творческая деятельность «Снежная картинка»
Дети рисуют на картоне любой зимний сюжет. Затем берут тюбик с клеем.
Путем выдавливания обводят контуры рисунка. Сразу присыпают солью.
Ждут несколько минут, пока не схватится клей. Осторожно стряхивает с
картона остатки кристалликов соли. Потом рассматривают и обсуждают
картинки, которые у них получились. Поворачивают их на свету так, чтобы
они сверкали.
Заключительная часть- рефлексия
Воспитатель: Что мы узнали сегодня на занятии?
Дети: Что такое иней.
Воспитатель: А чем мы сегодня рисовали?
Дети: Клеем и солью.
Воспитатель: Правильно! Теперь вы знаете, что в аппликации и
поделках можно использовать клей и соль.
Конспект познавательного занятия «Снег»
Цель:
Формирование представления о времени года, закрепление представлений о
природных явлениях, развитие воображения и творческой активности.
Задачи:
- продолжать формировать представление о зимнем времени года;
-объяснить, когда и как появляется снег;
-закрепить понятия «глобус», «модель», «монолог», «земная ось», «снежное
облако», «температурный режим»;
- закрепить представления о природных явлениях- снеге, дожде;
-совершенствовать навыки коллективного творчества.
Виды деятельности:
Коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, изобразительная
(аппликация).
Оборудование: Кукла Стужонок; картинки с изображением Стужонка и
Снежного облака; грифельная переносная доска, цветной мел; заготовки
шаблонов; цветная бумага, простой карандаш, клей, кисточка, большой лист
плотной бумаги- для аппликации «Снеговик»; бумажные снежинки 9 или
снежки из ваты), плетеные корзинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная часть
Воспитатель: На предыдущем занятии Стужонок показал нам
вот этот предмет. (Показывает глобус.) Что это?
Дети: Это глобус- маленькая модель нашей Земли.
Воспитатель: Стужонок рассказал, почему зимой холодно и
откуда появляются снежные облака. Сегодня он раскроет еще один секрет.
Давайте его послушаем.
Основная часть
Воспитатель берет куклу Стужонка и рассказывает от его имени.
Стужонок: Ребята, откуда появляются снежинки?
Дети: Из снежинок облаков.
Стужонок: Правильно. Облака состоят из капелек воды, которые легче
воздуха.
Воспитатель рисует на доске мелом капельки дождя, затем схематично-
рождение Снежинки.
Стужонок: Когда капли сливаются вместе, они становятся тяжелее воздуха и
падают на землю. Так начинается дождь. Но это происходит, если
температура выше нуля градусов по Цельсию и вода не замерзает. Если же
температура ниже, дождевые облака превращаются в снежные, потому что
капельки в них застывают и превращаются в маленькие кристаллики-
снежинки! Они почти всегда имеют форму шестиконечных звездочек.
Воспитатель приглашает детей на выставку детских рисунков и поделок.
Воспитанники обмениваются впечатлениями. Затем они возвращаются на
свои места и выполняют коллективную аппликацию «Снеговик».
Игра «Раз-снежинка, два-снежинка»
В игре принимают участие два и более ребенка. Воспитатель разбрасывает на
полу бумажные снежинки (или снежки из ваты) и раздает участникам
плетеные корзинки. Под ритмичную
музыку каждый участник должен собрать в свою корзинку как можно больше
снежинок. Когда музыка заканчивается, дети передают корзинки
воспитателю. Он подсчитывает снежинки и объявляет победителя. Затем
игра повторяется с новыми участниками.
Задания для совместной деятельности с родителями
Воспитатель: Ребята, давайте устроим в детском саду конкурс-парад
снежинок. Что нам для этого нужно?
Дети: Сделать снежинки.
Воспитатель: Правильно. На прогулке во время снегопада
внимательно рассмотрите снежинки. Затем дома с помощью красок,
фломастеров или цветных карандашей нарисуйте их. Пусть родители
помогут вам сочинить про снежинку сказку или стихотворение, чтобы ваша
героиня смогла красиво представить себя на параде. И не забудьте
пригласить друзей и родных поучаствовать в конкурсном параде снежинок.
Конспект познавательного занятия «Звери и птицы зимой»
Цель:
закрепление представления о природных явлениях, формирование у
воспитанников интереса к поведению животных в зимнее время года,
интереса к окружающему миру, стимулирование родителей.
Задачи:
-рассказать детям об особенностях поведения животных в зимнее время года;
-объяснить, как зимуют звери и птицы;
-закрепить представления о природных явлениях: снеге, дожде, инее;
-развивать смысловое восприятие художественного произведения;
-воспитывать сострадание и любовь к зверям и птицам;
-стимулировать родителей к совместной с детьми деятельности.
Оборудование: кукла Стужонок или картинка с его изображением;
дидактические карточки с изображением природных явлений: дождя,
снежного облака, снежинки, инея; иллюстрации с изображении животных в
зимнее время года; шаблоны: ветви ели, солнышка, белочки; набор
бархатной бумаги, кисточка, лист плотного картона, кусочки ваты или
синтепона.
Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, изобразительная.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вступительная часть
Стужонок обращает внимание детей на погоду за окном, интересуется их
настроением. Затем показывает дидактические карточки с изображением
природных явлений и просит выбрать ту, которая соответствует погоде.
Например: если за окном идет снег- карточку с изображением снега, если
деревья в инее- карточку с изображением инея.
Стужонок: Ребята, вам хорошо- поиграли на морозе и вернулись в
теплый дом. А как чувствует себя животные зимой.
(Дети предлагают варианты ответов)
Основная часть
Стужонок: Каждое животное по-своему приспосабливается к зиме.
Скажите, какие самые холодные места на Земле?
Дети: Северные и Южные полюса.
Стужонок: Правильно. На Северном полюсе живет белый медведь.
На Южном полюсе- пингвин. Эти животные накапливают жир, который не
дает им замерзнуть.
(Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных в зимнее
время года).
Стужонок: Многие звери в нашей стране совсем не любят мороз и
до весны впадают в спячку, а перед этим тоже накапливают жир. Вы знаете,
какие это звери?
Дети: Медведи, ежи
Стужонок: Правильно. Те звери, которые не спят зимой, заранее
припасать еду в норке или дупле. Вы знаете этих зверей?
Дети: Белки, бобры.
Стужонок: А белочки хорошо себя чувствуют в морозы. Часто в
январе у них рождаются бельчата! А что делают зимой зайцы?
Дети: Меняют шубку, чтобы прятаться от волков и лисиц.
Стужонок: Скажите, а домашние кошки любят мороз?
Дети: Нет.
Стужонок: Правильно. Они предпочитают не выходить из дома и
греются на печке. Каждый по-своему хочет обхитрить мороз! Ребята, а как
мы можем помочь птицам, которые не улетают на юг?
Дети: Сделать для них птичьи домики и кормушки.
Стужонок: Верно.
Задание для совместной деятельности с родителями
Воспитатель предлагает детям сделать дома с родителями кормушки или
нарисовать эскизы птичьих домиков, а на следующем занятии устроить
конкурс на лучшую поделку и эскиз.
Совместная творческая деятельность «Солнышко в снегу».
Воспитатель раздает детям шаблоны: ветвей ели, солнышка, белочки,
зайчика. Воспитанники берут лист бархатной цветной бумаги
соответствующего цвета- зеленого (для елочки), желтого (для солнышка),
оранжевого (для белочки), белого (для зайчика), обводят шаблон и вырезают
его. Затем совместно с детьми воспитатель обсуждает композиционный план
будущей работы. Например, солнышко размещается в левом верхнем углу
картона, ель- справа, снежные сугробы- снизу, между ними- белка; под
деревом- заяц и т.д. Дети приклеивают шаблоны ели, солнца.
Пририсовывают солнышку руки, шапочку, шарфик. Из ваты изготавливают
варежки, помпон на шапочку, снежок. Приклеивают эти детали к солнышку.
Из кусочков ваты или синтепона мастерят снежные сугробы и добавляют их
к общей композиции. В конце приклеивают шаблоны белки и зайца.
Воспитатель и дети обсуждают поделку, обмениваются впечатлениями.
(Воспитатель читает сказку-загадку «Солнышко в снегу» и просит
выполнить задания).
Воспитатель:
Не пугаясь ни метели,
Ни морозов января,
Кто-то прыгает по ели,
Рыжим Солнышком горя.
Стынет пихта в снежной шали,
И рябинка, и дубок.
Но спешит на помощь шарик,
Теплый солнечный клубок.
Всюду-всюду успевают
И совсем без батарей
Ярким бликом согревает
Многих птичек и зверей.
«Ну-ка, заинька, не зябни!
Разогрейся на бегу!
Не замерзни, милый зяблик!»-
Просит «Солнышко в снегу».
Вот опять оно мелькнуло
На заснеженном стволе,
Рыжим хвостиком махнуло
И упряталось в дупле!
Там фундук, лесная мята,
Склад засушенных опят.
И малютки-солнценята
В десять дырочек сопят!
Завелось недавно счастье
На большом стволе сосны.
С ним морозы и несчастья
Маме-Солнцу не страшны!
Задания:
- Назовите рыжее Солнышко и его солнценят. (Ответ: белка и бельчата).
-Посчитайте, сколько солценят у Солнышка. (Ответ: пять)
Заключительная часть-подведение итогов
Воспитатель: Сегодня мы узнали, как звери и птицы зимуют. Как вы
думаете, мы можем чем-нибудь им помочь, чтобы они не замерзли?
Дети: Да!
Воспитатель: А что мы можем для них сделать?
Дети: Подкармливать белок и птиц, не разорять норки.
Воспитатель: Молодцы! На следующем занятии мы узнаем, как
переносят морозы растения.