Напоминание

"Познавательное развитие дошкольников посредством дидактических игр"


Автор: Болдыш Галина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: Прокопьевский муниципальный округ, п. Ясная Поляна.
Наименование материала: Публикация
Тема: "Познавательное развитие дошкольников посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект познавательного занятия «Иней».

Цель:

формирование у воспитанников интереса к сезонным изменениям,

поведению животных, жизни и росту растений, желание изучать

окружающий мир, развитие образного мышления и интереса к опытно-

экспериментальной деятельности.

Задачи:

- продолжать формировать представление о зимнем времени года;

- объяснить, когда и как появляется иней;

- закрепить представления о природных явлениях- снеге, дожде, инее;

- совершенствовать умение изображать природные явления, навыки

импровизации в художественном творчестве;

- развивать воображение, стимулировать активность в совместной

творческой деятельности.

Оборудование:

Кукла Стужонок или картинка с его изображением; дидактические карточки

с изображением природных явлений: дождя, снежного облака, снежинки,

инея; лист плотной бумаги (картон голубого цвета), мелкая пищевая соль,

клей ПВА, кисточка, простой карандаш, ластик.

Виды деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная

(аппликация).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вступительная часть

Стужонок: Привет, ребята! Вы узнали меня?

Дети: Да!

Стужонок: Как меня зовут?

Дети: Стужонок!

Стужонок: А у меня для вас загадки. Угадайте, что изображено на

карточках.

Стужонок показывает карточки с изображением природных явлений. Дети

выбирают те, с которыми знакомы по предыдущим занятиям- дождем,

снежным облаком, снегом.

Стужонок: Почему вы не выбрали карточку с изображением инея? (Дети

отвечают.) Я вам расскажу, что такое иней.

Основная часть

Стужонок: Снежинки- это маленькие кристаллики, которые падают из

облаков. А вы знаете, чем иней отличается от снега? (Дети высказывают

свои предложения). Иней тоже затвердевшие капельки воды, которые от

мороза стали кристалликами. Но иней не прилетает из облака, а образуется

прямо из воздуха внизу, на твердых поверхностях- почве, деревьях, оконных

стеклах. Наверное, иней немного завидует снегу и думает: «Вот бы и мне

побывать на облаке!» Но все равно снег сделать иней, как настоящие

волшебники?

Дети: Хотим!

Творческая деятельность «Снежная картинка»

Дети рисуют на картоне любой зимний сюжет. Затем берут тюбик с клеем.

Путем выдавливания обводят контуры рисунка. Сразу присыпают солью.

Ждут несколько минут, пока не схватится клей. Осторожно стряхивает с

картона остатки кристалликов соли. Потом рассматривают и обсуждают

картинки, которые у них получились. Поворачивают их на свету так, чтобы

они сверкали.

Заключительная часть- рефлексия

Воспитатель: Что мы узнали сегодня на занятии?

Дети: Что такое иней.

Воспитатель: А чем мы сегодня рисовали?

Дети: Клеем и солью.

Воспитатель: Правильно! Теперь вы знаете, что в аппликации и

поделках можно использовать клей и соль.

Конспект познавательного занятия «Снег»

Цель:

Формирование представления о времени года, закрепление представлений о

природных явлениях, развитие воображения и творческой активности.

Задачи:

- продолжать формировать представление о зимнем времени года;

-объяснить, когда и как появляется снег;

-закрепить понятия «глобус», «модель», «монолог», «земная ось», «снежное

облако», «температурный режим»;

- закрепить представления о природных явлениях- снеге, дожде;

-совершенствовать навыки коллективного творчества.

Виды деятельности:

Коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, изобразительная

(аппликация).

Оборудование: Кукла Стужонок; картинки с изображением Стужонка и

Снежного облака; грифельная переносная доска, цветной мел; заготовки

шаблонов; цветная бумага, простой карандаш, клей, кисточка, большой лист

плотной бумаги- для аппликации «Снеговик»; бумажные снежинки 9 или

снежки из ваты), плетеные корзинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная часть

Воспитатель: На предыдущем занятии Стужонок показал нам

вот этот предмет. (Показывает глобус.) Что это?

Дети: Это глобус- маленькая модель нашей Земли.

Воспитатель: Стужонок рассказал, почему зимой холодно и

откуда появляются снежные облака. Сегодня он раскроет еще один секрет.

Давайте его послушаем.

Основная часть

Воспитатель берет куклу Стужонка и рассказывает от его имени.

Стужонок: Ребята, откуда появляются снежинки?

Дети: Из снежинок облаков.

Стужонок: Правильно. Облака состоят из капелек воды, которые легче

воздуха.

Воспитатель рисует на доске мелом капельки дождя, затем схематично-

рождение Снежинки.

Стужонок: Когда капли сливаются вместе, они становятся тяжелее воздуха и

падают на землю. Так начинается дождь. Но это происходит, если

температура выше нуля градусов по Цельсию и вода не замерзает. Если же

температура ниже, дождевые облака превращаются в снежные, потому что

капельки в них застывают и превращаются в маленькие кристаллики-

снежинки! Они почти всегда имеют форму шестиконечных звездочек.

Воспитатель приглашает детей на выставку детских рисунков и поделок.

Воспитанники обмениваются впечатлениями. Затем они возвращаются на

свои места и выполняют коллективную аппликацию «Снеговик».

Игра «Раз-снежинка, два-снежинка»

В игре принимают участие два и более ребенка. Воспитатель разбрасывает на

полу бумажные снежинки (или снежки из ваты) и раздает участникам

плетеные корзинки. Под ритмичную

музыку каждый участник должен собрать в свою корзинку как можно больше

снежинок. Когда музыка заканчивается, дети передают корзинки

воспитателю. Он подсчитывает снежинки и объявляет победителя. Затем

игра повторяется с новыми участниками.

Задания для совместной деятельности с родителями

Воспитатель: Ребята, давайте устроим в детском саду конкурс-парад

снежинок. Что нам для этого нужно?

Дети: Сделать снежинки.

Воспитатель: Правильно. На прогулке во время снегопада

внимательно рассмотрите снежинки. Затем дома с помощью красок,

фломастеров или цветных карандашей нарисуйте их. Пусть родители

помогут вам сочинить про снежинку сказку или стихотворение, чтобы ваша

героиня смогла красиво представить себя на параде. И не забудьте

пригласить друзей и родных поучаствовать в конкурсном параде снежинок.

Конспект познавательного занятия «Звери и птицы зимой»

Цель:

закрепление представления о природных явлениях, формирование у

воспитанников интереса к поведению животных в зимнее время года,

интереса к окружающему миру, стимулирование родителей.

Задачи:

-рассказать детям об особенностях поведения животных в зимнее время года;

-объяснить, как зимуют звери и птицы;

-закрепить представления о природных явлениях: снеге, дожде, инее;

-развивать смысловое восприятие художественного произведения;

-воспитывать сострадание и любовь к зверям и птицам;

-стимулировать родителей к совместной с детьми деятельности.

Оборудование: кукла Стужонок или картинка с его изображением;

дидактические карточки с изображением природных явлений: дождя,

снежного облака, снежинки, инея; иллюстрации с изображении животных в

зимнее время года; шаблоны: ветви ели, солнышка, белочки; набор

бархатной бумаги, кисточка, лист плотного картона, кусочки ваты или

синтепона.

Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, изобразительная.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вступительная часть

Стужонок обращает внимание детей на погоду за окном, интересуется их

настроением. Затем показывает дидактические карточки с изображением

природных явлений и просит выбрать ту, которая соответствует погоде.

Например: если за окном идет снег- карточку с изображением снега, если

деревья в инее- карточку с изображением инея.

Стужонок: Ребята, вам хорошо- поиграли на морозе и вернулись в

теплый дом. А как чувствует себя животные зимой.

(Дети предлагают варианты ответов)

Основная часть

Стужонок: Каждое животное по-своему приспосабливается к зиме.

Скажите, какие самые холодные места на Земле?

Дети: Северные и Южные полюса.

Стужонок: Правильно. На Северном полюсе живет белый медведь.

На Южном полюсе- пингвин. Эти животные накапливают жир, который не

дает им замерзнуть.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением животных в зимнее

время года).

Стужонок: Многие звери в нашей стране совсем не любят мороз и

до весны впадают в спячку, а перед этим тоже накапливают жир. Вы знаете,

какие это звери?

Дети: Медведи, ежи

Стужонок: Правильно. Те звери, которые не спят зимой, заранее

припасать еду в норке или дупле. Вы знаете этих зверей?

Дети: Белки, бобры.

Стужонок: А белочки хорошо себя чувствуют в морозы. Часто в

январе у них рождаются бельчата! А что делают зимой зайцы?

Дети: Меняют шубку, чтобы прятаться от волков и лисиц.

Стужонок: Скажите, а домашние кошки любят мороз?

Дети: Нет.

Стужонок: Правильно. Они предпочитают не выходить из дома и

греются на печке. Каждый по-своему хочет обхитрить мороз! Ребята, а как

мы можем помочь птицам, которые не улетают на юг?

Дети: Сделать для них птичьи домики и кормушки.

Стужонок: Верно.

Задание для совместной деятельности с родителями

Воспитатель предлагает детям сделать дома с родителями кормушки или

нарисовать эскизы птичьих домиков, а на следующем занятии устроить

конкурс на лучшую поделку и эскиз.

Совместная творческая деятельность «Солнышко в снегу».

Воспитатель раздает детям шаблоны: ветвей ели, солнышка, белочки,

зайчика. Воспитанники берут лист бархатной цветной бумаги

соответствующего цвета- зеленого (для елочки), желтого (для солнышка),

оранжевого (для белочки), белого (для зайчика), обводят шаблон и вырезают

его. Затем совместно с детьми воспитатель обсуждает композиционный план

будущей работы. Например, солнышко размещается в левом верхнем углу

картона, ель- справа, снежные сугробы- снизу, между ними- белка; под

деревом- заяц и т.д. Дети приклеивают шаблоны ели, солнца.

Пририсовывают солнышку руки, шапочку, шарфик. Из ваты изготавливают

варежки, помпон на шапочку, снежок. Приклеивают эти детали к солнышку.

Из кусочков ваты или синтепона мастерят снежные сугробы и добавляют их

к общей композиции. В конце приклеивают шаблоны белки и зайца.

Воспитатель и дети обсуждают поделку, обмениваются впечатлениями.

(Воспитатель читает сказку-загадку «Солнышко в снегу» и просит

выполнить задания).

Воспитатель:

Не пугаясь ни метели,

Ни морозов января,

Кто-то прыгает по ели,

Рыжим Солнышком горя.

Стынет пихта в снежной шали,

И рябинка, и дубок.

Но спешит на помощь шарик,

Теплый солнечный клубок.

Всюду-всюду успевают

И совсем без батарей

Ярким бликом согревает

Многих птичек и зверей.

«Ну-ка, заинька, не зябни!

Разогрейся на бегу!

Не замерзни, милый зяблик!»-

Просит «Солнышко в снегу».

Вот опять оно мелькнуло

На заснеженном стволе,

Рыжим хвостиком махнуло

И упряталось в дупле!

Там фундук, лесная мята,

Склад засушенных опят.

И малютки-солнценята

В десять дырочек сопят!

Завелось недавно счастье

На большом стволе сосны.

С ним морозы и несчастья

Маме-Солнцу не страшны!

Задания:

- Назовите рыжее Солнышко и его солнценят. (Ответ: белка и бельчата).

-Посчитайте, сколько солценят у Солнышка. (Ответ: пять)

Заключительная часть-подведение итогов

Воспитатель: Сегодня мы узнали, как звери и птицы зимуют. Как вы

думаете, мы можем чем-нибудь им помочь, чтобы они не замерзли?

Дети: Да!

Воспитатель: А что мы можем для них сделать?

Дети: Подкармливать белок и птиц, не разорять норки.

Воспитатель: Молодцы! На следующем занятии мы узнаем, как

переносят морозы растения.



В раздел образования