Автор: Любовь Ивановна Никитина
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МКДОУ Агинский детский сад №2 "Золотой ключик"
Населённый пункт: с Агинское, Саянский район, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры.
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик»
Формирование основ финансовой грамотности у детей
дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.
Выполнил: Заведующий ДОУ Л.И. Никитина
Современные дети участвуют в покупках в магазине, детям дошкольного
возраста могут разрешать карманные деньги.
При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам,
ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут
помощи у педагогов в решении этих проблем.
Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через
игру позволит решить данную проблему.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем
зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не
лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов
открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые
привычки.
Поигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на
компромисс, вживаться в роль и избегать возможных конфликтных ситуаций,
поддерживать дружелюбную атмосферу в своём коллективе.
Цель: Формирование финансовой грамотности у детей в мире профессий
через сюжетно-ролевую игру.
Задачи:
1.Развивать предпосылки финансовой грамотности детей через сюжетно-
ролевую игру.
2.Формировать умение детей выполнять игровые действия с общим игровым
замыслом, умение обогащать сюжет игры.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
4.Продолжать расширять представление детей о труде взрослых и интерес к
различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их
роботы.
Экономическое воспитание детей через сюжетно- ролевые игры не только
приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их
ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности,
способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру и
усвоению программного материала.
В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о
профессиях, о поведении в семье, в общественных местах, таких как магазин,
почта, салон красоты, пиццерия, кондитерская и др.. Через игру
ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно- денежных
отношениях, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем,
что работая люди получают заработную плату за свой труд и из этого
формируется бюджет семьи, который в последствии можно тратить на свои
нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги и др.
Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества
руководителей и специалистов. Сюжетные игры направлены на
формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений
о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только
начальники, заведующий, директора, но и каждый член команды.
Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и
слаженность в работе коллектива — залог успешной работы
В нашем ДОУ оформлены центры сюжетно-ролевых игр для
первоначального формирования у детей знания о мире профессий и
финансов.
«Семья». В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формируются такие
понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»;
«домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»;
«бюджет семьи: заработная плата, пенсия», «планирование покупок для
семьи».
«Магазин».
В ходе сюжетно-ролевой игры «Магазин» у детей формируются такие
понятия: Продавец- раскладывает по полочкам и продаёт товар, кассир-
принимает деньги и отсчитывает сдачу, грузчик-подносит товар продавцу,
покупатель-занимает очередь, выбирает товар, рассчитывается за покупку.
В ходе сюжетно-ролевой игры «Кондитерская» дети знакомятся с
профессиями: «кондитер- готовит кондитерские изделия», «официант –берет
заказ от клиента, а затем обслуживает клиента и берет плату за заказ.
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит ребят с профессией
«Парикмахер»- мастер, который помогает людям поддерживать в порядке их
внешний вид»; учит детей «благодарить» мастера за оказанную услугу,
согласно прейскуранту цен: стрижка мужская/женская, укладка волос,
окрашивание.
Сюжетно-ролевая игра «Банк».
Первый этап – знакомство с банком и его назначением, финансовыми
операциями, которые выполняют работники банка.
Второй этап – совместно с детьми придумывание и проигрывание отдельных
сюжетов, включающих в себя ролевые диалоги: «Я хочу открыть счет в
вашем банке», «Нам нужен кредит», «Расскажите об услугах вашего банка» и
т.д. Были введены в игру банкоматы, выдача кредитов.
Третий этап – непосредственно игровая деятельность с введением новых
игровых сюжетов. Была организована сюжетно-ролевая игра Кондитерская
«Лакомка», для открытия которой был взят кредит в «Банке» для покупки
оборудования и рекламы.
Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия» знакомит с профессией «пиццмейкер
или пиццайоло –человек который готовит пиццу согласно технологии
приготовления, «официант» обслуживает клиентов в пиццерии, оформляет
заказ, «доставщик пиццы» доставляют ее по адресам согласно заказа.
Сюжетно-ролевая игра «Почта» знакомит с профессиями «Начальник
почты» -контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает
свежие газеты, журналы, открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку
или лист- задание; благодарит служащих почты за хорошую работу.
«Почтальон»- берёт на почте письма, газеты, журналы,
открытки; разносит их по домам; отпускает
корреспонденцию в почтовый ящик.
«Сортировщик» получает и сортирует почту, ставит штамп
о прибытии посылок, бандеролей, писем и т.д.
Для сюжетно – ролевых игр обязательно иметь костюмы и атрибуты, они
необходимы для того, чтобы дети могли в игровой форме более реалистично
представить себе ту или иную профессию.
Приобщение детей к финансовой грамотности через игру помогает:
-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические
понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).
-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут
остаться ,если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы
для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
-Понимать , что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии
за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их
будущий труд.
-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что
ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут
положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении
семьи и его самого.
Мы с вами совсем не давно, стали применять в играх экономические понятия,
знакомить детей с финансовой грамотностью.
Всегда новые начинания тернисты и трудны как для ребенка, так и для нас
педагогов. Но я всегда вспоминаю притчу.
Ребенок, что - пустой сосуд.
И мудрецы отнюдь не лгут:
Кем вырастет узнать отнюдь не сложно…
Лишь выльет, что в него нальют!!!