Напоминание

"Обитатели водоемов России"


Автор: Митина Валентина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Звездочка"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: "Обитатели водоемов России"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

«Обитатели водоемов России»

Познавательное развитие, изобразительная деятельность

Старшая группа

Воспитатель : Митина Валентина Валерьевна

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях

водоемов Росси

Задачи:

-Продолжать знакомить детей с обитателями рек,озер, морей , океанов,

некоторыми представителями (кит, акула, медуза, осьминог, щука, сом,

рак,лягушка) : их внешним видом, особенностями передвижения,

приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания,

поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

-Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание

больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Обогащать и активизировать словарь детей.

-Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: иллюстрации с морскими и речными животными; загадки на

морскую тематику; пальчиковые игры; физминутки; шаблоны речных и

морских обитателей ; карта России

Ход занятия:

В: Ребята,это карта России .почему она разноцветная?

Ответы детей

В:Да ,разным цветом отмечены разные участки земли.А что отмечено

голубым цветом?

Ответы детей

В: Правильно, вода.А какие водоемы есть в Росии

Д: Реки, озера,моря, океаны

В: А кто живет в водоемах?

Ответы детей.

В:Предлагаю отправиться в путешествие и познакомиться поближе с

обитателями водоемов.

В: На чем отправимся? Слушайте загадку

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из

стульчиков.

В: А начнем мы наше путешествие с реки.

В реках и озерах вода пресная, несоленая и все обитатели называются –

пресноводные,скажем вместе……………….

Берите в руки бинокли, чтобы лучше рассмотреть .(Дети складывают пальцы

у глаз в колечки, изображая бинокль)

Звучит музыка « Шум реки»

В: Ребята! Я уже кого-то вижу

Слушайте загадку: У нее во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала,всех глотала

А потом в котел попала

(Щука)

Да,это щука, у щуки очень много острых зубов,ее рот похож на пилу,это

речной хищник, питается

Мелкими рыбками и может вырасти в длину до 2х метров

Плывем дальше

В: кто же это плывет нам на встречу?

На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно

(Сом)

Это сом,у него нет чешуи, он вырастает очень длинный, до 5 метров.Сом

охотится на рыб, он хищник и использует свои усы для поиска добычи

Давайте превратимся с вами в рыбок

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница,

(погрозить пальчиким)

Мы хотим тебя поймать.

(хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула,

(Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла,

(имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула,

(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла.

(спрятать ручки)

Возвращаемся скорее на корабль

Плывем дальше

Загадка: Он на дне реки живет

Ходит задом наперед

А когда на рыб сердит, им клешней соей грозит

(РАК)

У рака есть усы и клешни, передвигается он пятясь назад, охотится ночью,

питается растительностью и животными

Плывем дальше

У болотной мягкой кочки

Под зелененьким листочком

Притаилась попрыгушка - пучеглазая …(Лягушка)

Лягушку можно встретить на всех пресных водоемах реке,озере,болоте,

питается она насекомыми, головастиками, мальками.

Выходим на сушу, разомнемся

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

И отправились домой

Занимайте места на корабле, плывем дальше

Берем в руки бинокли , мы выходим в открытое море.

Музыка (Шум моря)

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской

обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с

островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли,

остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан. откуда этот фонтан? Это ноздри, которые находятся на

вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара.Кит

- самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело

стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у

него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост.

Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом

количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они

заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем

вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на

горизонте следующий обитатель моря?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. ?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).

: Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в

несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам

воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда

отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я :

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо. ?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию).

Как вы думаете,

Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На

щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую

мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает

отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на

каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться.

Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску,

маскироваться под окружающую местность. А еще он может пускать краску

(чернила, спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный

осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый

оттенок.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? –

(высказывания детей).

Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм

и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются

очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными. Могут быть

ядовитыми и светиться в темноте.

Прыгайте в море, превратимся в медуз

Две огромные медузы, прилепились пузом к пузу – слипаемся животами

Выгнем щупальца сильнее, вот как гнуться мы умеем – гнемся в разные

стороны

Меняемся партнерами, повторяем

Возвращаемся на корабль

Нам пора домой, давайте полюбуемся еще раз на морские просторы (музыка

моря)

Вот мы и дома.

Кого встретили ,кого запомнили, кто понравился?

Ответы детей

В: предлагаю сыграть в игру «Чья тень?»

Дети выбирают шаблоны морских обитателей ,называют кто это.

Затем садятся за столы ,обводят шаблоны ,раскрашивают ,дополняют

рисунок другими элементами.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по

познавательному развитию в старшей группе

Воспитатель Митина Валентина Валерьевна

Тема: «Путешествие по водоемам России»

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей

и океанов.

Задачи:

-Продолжать

знакомить

детей

с

морскими

животными,

некоторыми

представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза,

осьминог,

морской

конек)

:

их

внешним

видом,

особенностями

передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями

питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских

обитателей.

-Активизировать

познавательную

деятельность:

воспитывать

желание

больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Обогащать и активизировать словарь детей.

-Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Этапы непосредственно – образовательной деятельности:

На

этапе

мотивации,

чтобы

заинтересовать

детей

деятельностью,

использовала познавательную мотивацию. Предложила детям рассмотреть

карту России, ответить на вопрос: почему карта разноцветная? Кто живет на

суше и в воде?

На данном этапе выяснилось, что познания детей в этом вопросе ограничены,

дети имеют слабое представление об обитателях рек, озер, чем они

отличаются от морских обитателей.

Для этапа познания нового использовала игру – путешествие на корабле.

В заключении НОД дети нарисовали обитателей водоемов, о которых узнали

на занятии.

Возвратилась к мотивации на заключительном этапе.

Активизации умственной деятельности детей способствовал выбранный

познавательный приём – дети отвечали на вопросы, высказывали свои

предположения. Делились знаниями, которыми владеют.

Использовались наглядные средства - иллюстрации, которые способствовали

усвоению материала.

Вопросы задавались всем детям, затем конкретно адресовались детям,

которые молчали. Использовалась похвала.

На НОД использовались приёмы: вопросы, загадки, путешествие по

водоемам на импровизированном корабле, рассматривание иллюстраций.

Использовала вопросы с опорой на личный опыт детей (Что вы знаете о

планетах?) Создать условия для возможности выбора материала для

выполнения творческой работы. Поддерживать инициативу.

Во время занятия старалась сохранять спокойный тон и речь, обращалась к

детям по имени. Деятельность детей поощряла похвалой, одобрением.

Старалась поддерживать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Дети проявляли заинтересованность, были активными, но ,каждый по –

своему:

одни

постоянно

отвечали

и

показывали

движения

руками,

перемещались по группе,другим нравился сам процесс, но отвечать не

спешили.

Итог занятия подвела с помощью рефлексивных вопросов. Дети запомнили

названия

обитателей

водоемов,

чем

они

отличаются.

Цель

занятия

достигнуты.



В раздел образования