Автор: Гасанова Саният Шамильевна
Должность: магистр 3 года обучения3
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Общие закономерности развития детей с ОНР,
Раздел: высшее образование
Общие закономерности развития детей с ОНР
,
Магистр 2 года обучения Гасанова С.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
Аннотация: В данной статье автором описываются общие вопросы
закономерностей развития детей с ОНР. При этом отмечается, что
закономерности связаны с нарушением мышления и речи. Для устранения
данных нарушений автор предлагают использовать игровую деятельность.
Ключевые слова:
дети с ОНР, речевое общение, коммуникация,
социально-бытовая ориентация, игровая деятельность.
Abstract: In this article, the author describes the general issues of the
patterns of development of children with ONR. At the same time, it is noted that
the patterns are associated with impaired thinking and speech. To eliminate these
violations, the author suggests using gaming activities.
Keywords: children with ONR, speech communication, communication,
social orientation, play activity.
При изучении вопроса общих закономерностей развития детей с ОНР
следует
обратить
внимание
на
само
понятие
«речевое
общение»,
обуславливающее условия развития речи и мышления человека. Речевое
общение
предполагают
коммуникацию,
способствующую
успешной
социализации ребенка в обществе. Однако у детей с ОНР этот процесс может
проходить затруднительно ввиду его особенностей речевого развития.
В связи с этим, развитие детей с ОНР закономерно связывать с его
способностью коммуницировать в определенном социуме. Это вопрос
является
актуальным
в
логопедической
и
социально-педагогической
практике.
Как отмечает Балобанова В.П., недоразвитие речи снижает уровень
общения, приводит к замкнутости, робости, нерешительности; способствует
проявлению специфических черт общего и речевого поведения. Оно
замедляет включаемость в ситуацию общения, ограничивает контактность
[1].
Вопросы влияния речевого развития ребенка на его социализацию в
обществе раскрыты в работах
таких авторов, как И. Ф. Исаев, Г. М.
Коджаспирова, В. А. Сластёнин, Е. И. Рогов, С. А. Смирнов, А. Н. Сухов, Е.
Н. Шиянов.
Неспособность
коммуницировать
в
результате
нарушения
речи
приводит к негативным поведенческим ситуациям: отсутсвие потребности в
общении, негативизм, психически нездоровая реакция при контакте с
другими людьми. Викжанович С.Н. и Коновалова С.Н. с своих работах
подтверждают, что при нарушении речи присутствует несформированность
форм коммуникации: как диалогической, так и монологической речи [2, 5].
По мнению В. Г. Суровой, дети с ОНР не только страдают низким
уровнем коммуникации, но и социально-бытовой ориентировки, успешность
которой предполагает возможность для ребенка свободно и самостоятельно
ориентироваться в окружающей действительности [10].
При формировании коммуникативных способностей и способностей
социально-бытовой ориентировки, ведущую роль на наш взгляд, играет
специально-организованная игровая деятельность, в которой ребенок с ОНР
имеет ведущую роль. По мнению Щетинина А.М., ведущая роль в игровой
деятельности
способствует
раскрытию
собственных
возможностей
и
наиболее эффективному усвоению социального опыта.
Далее, в игровой деятельности, важное значение имеет общение между
участниками, в рамках которого идет передача информации, опыта,
формируется навык поведения и так далее. И третья функция игры
заключается в самосознании, характеризующееся познанием себя [11].
Изучение влияния речевых нарушений на психику детей выявило ряд
закономерностей, которые отличаются от нормы. К таким закономерностям
относятся:
- меньший объем памяти;
- более медленный темп психического развития;
- замедленный прием и переработка информации;
- низкая работоспособность;
- быстрая истощаемость;
- трудности общения с окружающими;
- недостатки в формировании произвольных движений и вербализации [1].
Перечисленные отклонения негативно сказываются на психическом
развитии
ребенка,
препятствуют
становлению
полноценной
личности.
Исходя из характера и степени выраженности дефекта, эти специфические
особенности проявляются совершенно по-разному и в разный период
времени.
Направленность поведения, его механизмы активации составляют
ценностно-мотивационный аспект. Сюда же следует относить и тревожные
переживания,
так
как
они
непосредственно
связаны
с
поведением.
Ценностные образования личности в значительной мере и определяют
характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим
речевым расстройством.
Теоретический анализ научной литературы показывает, что при
расстройствах речи может нарушаться вся система ценностей, так как этот
дефект, затрудняя общение с внешним миром, нежелательным образом
изменяет ребенка, в том числе и его самовосприятие. Но это зависит от
тяжести
дефекта
и
личностных
особенностей
человека.
Согласно
исследованиям, у младших школьников с дислалией показатель уровня
тревожности соответствует эталону нервно-психического благополучия.
Однако этот показатель превышает показатель здоровых детей на 0,6 баллов,
что
демонстрирует
тенденцию
к
большей
выраженности
у
них
дезадаптивных качеств, таких как напряженность, зажатость, преобладание
негативных и астенических переживаний. К тому же у младших школьников
с
дислалией
работоспособность
снижена
из-за
перевозбуждения
и
эмоционального напряжения [4].
Кроме того, в научной литературе нередко высказывались мнения, что
те или иные речевые нарушения способствовали формированию у детей
низкой
самооценки.
В
связи
с
этим,
были
проведено
множество
исследований, по результатам которых можно сделать вывод, что среди
младших школьников с дислалией по сравнению с детьми с нормой развития
существенно
преобладают
те,
для
которых
характерна
заниженная
самооценка.
Помимо
таких
результатов
учеными
были
сделаны
некоторые
интересные открытия. Так, например, обе группы исследуемых детей очень
высоко оценивают собственную доброту, при этом младшие школьники с
дислалией ставят это качество на первое место, а здоровые – на второе после
веселости. Это связано с тем, что для детей с нарушением речи доброта
имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном
отношении к себе. К тому же было выявлено, что младшие школьники с
дислалией отдают предпочтение физическим качествам, таким как рост и
быстрота, а здоровые дети больше ценят нравственные свойства. Младшие
школьники с дислалией очень низко оценили речь и ловкость, что
свидетельствует о самокритичности и неспособности объективно оценивать
свою речь и моторные затруднения [4].
В целом чем раньше начнется приобщение детей с нарушениями речи к
социальной действительности, тем легче им будет ориентироваться в
окружающем мире. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте
возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом.
Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи в
специальных
(коррекционных)
учреждениях
направлен
на
то,
чтобы
обеспечить их социальную интеграцию в общество.
В логопсихологии описаны трудности и недостатки в развитии навыков
социально-бытовой ориентировки, присущие детям с нарушениями речи:
– недостатки в развитии гигиенических навыков и трудности
самообслуживания;
– ограниченный круг сведений об окружающем мире, что приводит к
неверной оценке бытовых ситуаций;
– трудности решения конфликтных ситуаций со сверстниками;
– недостатки в развитии эмоций, в связи с чем, дети неверно оценивают
состояния окружающих людей;
–недоразвитие
гигиенических
навыков,
а
также
навыков
самообслуживания;
– трудности организации и реализации коммуникативных контактов
как со взрослыми, так и со сверстниками [2].
Названные трудности значительно осложняют не только овладение
детьми с нарушениями речи навыками социально-бытовой ориентировки, но
и задерживают процесс социализации в целом. Таким образом, развитие
навыков социально-бытовой ориентировки у детей с сохранной речью
осуществляется преимущественно спонтанно, чему способствует активное
взаимодействие с окружающими людьми, различные виды деятельности,
возможность легко устанавливать коммуникативные контакты.
Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием
речи
обусловлена
следующими особенностями:
– бедность активного словаря;
– нарушение процессов словоизменения;
– нарушение построения предложения (нарушение связи слов в
предложении, в употреблении предлогов),
– употребление простых предложений;
– трудности в объединении слов в словосочетания и фразу в
использовании способов согласования и управления;
– словообразованием дети не владеют [9].
На
наш
взгляд,
игровая
деятельность
позволяет
решить
вышеперечисленные проблемы, поскольку создаются условия, в которых
происходит развитие речи ребенка за счет взаимообмена информацией на
вербальном и невербальном уровне.
Исследования ряда ученых убеждают в том, что в ходе занятий с
использованием сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия
для речевого общения детей, для активизации и развития речи. Игра
оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова;
перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для
переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность
является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи.
Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более
разнообразны и поэтому более эффективны.
В результате, развитие детей с ОНР должно происходить в специально-
организованных условиях воспитания и обучения, ориентированных на
формирование
коммуникативных
способностей
и
социально-бытовой
ориентации.
Список литературы
1. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и
организация
логопедической
работы
в
условиях
дошкольного
образовательного учреждения / В. П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В.
Венидиктова. - СПб., - 2004.
2. Викжанович С. Н. Особенности развития у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи словаря синонимов. В мире научных открытий.
2015. № 5.2 (65). С. 612–617.
3. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед.
вузов / Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.:Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова– М.: Академия, 2006. –320 с.
5. Коновалова С. Н. Обучение составлению рассказа-описания детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С. Н. Коновалова, Т. Ю.
Четверикова.
Учеб.-методическое
пособие
для
учителей-логопедов,
воспитателей и студентов дефектологических фак. пед. ун-тов. Федеральное
агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. Омск, 2005. — 52 с.
6. Леднева А. А. Особенности социализации детей с нарушенным
развитием речи / А. А. Леднева. // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257).
— С. 353-355.
7.
Лубовский
В.И.
Психолого-педагогические
проблемы
дифференцированного
и
интегрированного
обучения
//
Специальная
психология. - 2008. - №4 (18).
8. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов
и дизартриков. В сб. Очерки по патологии речи и голоса / С. С. Ляпидевский.
– М.: Просвещение, - 1967. – 152 с.
9.
Сокольникова
Н.
М.
Формирование
коммуникативной
компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой
игры / Н. М. Сокольникова. // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII
Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди,
2017. — С. 66-68.
10. Сурова В. Г. Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.Г. Сурова. —
М.: Полиграф сервис, 2008. — 97 с.
11. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском
возрасте / А. М. Щетинина. — Вел. Новгород: НовГУ, 2004. — 132 с.