Напоминание

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА


Автор: Гасанова Саният Шамильевна
Должность: магистр 3 года обучения3
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 37.013

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ

ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ

РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА

Автор: Гасанова С.Ш.

Магистр 2 года обучения

Дагестанского государственного педагогического университета

Аннотация: В данной статье автор описывает эффективные способы

коррекции дислалии у дошкольников с ОНР. Одним из таких способов

выступает интегративный подход, при котором задействован комплекс

технологий и приемов для эффективности коррекционной работы.

Ключевые слова: дислалия, дошкольник, коррекционная работа, ОНР,

интегративный подход

Abstract: In this article, the author describes effective ways to correct

dyslalia in preschoolers with ONR. One of these methods is an integrative

approach, which involves a set of technologies and techniques for the effectiveness

of correctional work.

Keywords: dyslalia, preschooler, correctional work, ONR, integrative

approach

В настоящее время проблема нарушения речи у дошкольников

рассматривается

и

изучается

в

психолого-педагогической,

нейролингвистических

и

клинических

научных

практиках.

Вопросы

беспрепятственной коммуникации дошкольников стали важной темой для

логопедической науки, так как речь – это не только способ общения, но и

способ социализации ребенка в обществе.

Полноценное

использование

речевой

способности

должно

стать

результатом

эффективной

коррекции

дислалии

у

дошкольников.

Исследования показывают, что 25-30% детей старшего дошкольного возраста

имеются недостатки в произношении.

К сожалению, в раннем дошкольном возрасте родители, в силу своей

недостаточной психолого-педагогической компетентности, не способны

заметить первые признаки произношения речи. Это связано с тем, речь

ребенка до трех лет формируется, поэтому отклонения в речевом развитии

могут быть списаны на возрастную особенность дошкольников.

Практика показывает, что выявить и точно определить нарушения в

произношении возможно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок

строит связные предложения и способен отчетливо выражать свои мысли.

Возникновение

дислалии

обусловлено

органическими

и

функциональными

причинами.

Понимание

логопедом

причины

возникновения дислалии позволит, на наш взгляд, выстроить эффективную

коррекционную работу по ее устранению. К органическом причинам следует

отнести патологии органов речи, а к функциональным – биологическое или

социальное влияние.

Биологические. Сюда входит энцефалопатия, общая слабость,

когда ребенок часто болеет. Различные нарушения психоэмоциональной

сферы, которые приводят к отставанию формирования фонематического

слуха, задержке психоречевого развития и т.д.

Социальные.

Сюда

входит

педагогическая

запущенность,

наличие в окружении ребенка людей, имеющих различные расстройства

речи. Негативное влияние на речь ребенка оказывает «сюсюканье»

родителей, а также билингвизм в окружении.

Таким образом, выбор эффективного способа коррекции нарушения

речи у дошкольников должен исходить из причины возникновения дислалии

и психо-возрастных особенностей в данный период развития ребенка.

При изучении данного вопроса нами рассматривается интегративный

подход, согласно которому необходимо использовать комплекс мер для

коррекции дислалии у дошкольников при ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное

нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при

которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном

слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Интегрированные занятия с детьми, имеющими речевые

нарушения в системе работы образовательного учреждения. Л.С. Выготский

считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются

его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-

либо другим путем. Компенсацию он понимал не в биологическом, а в

социальном аспекте.

Интеграция в логопедической практике соответствует одному из

основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть

небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой

моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей

детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно.

Цель интегрированных

занятий

систематизировать,

углублять,

обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы

действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической

деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Для

того

чтобы

добиться

стойкости

результатов

работы

по

преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть

объединены

усилия

всех

участников

образовательных

отношений.

Многолетний

опыт

работы

показывает,

что

эффективной

формой

взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является организация

познавательно — двигательных мероприятий с целью создания оптимальных

условий для преодоления речевых нарушений и коррекции эмоциональной

сферы детей и, как следствие, их дальнейшей социализации в обществе.

Данная форма взаимодействия позволяет решать четыре блока задач:

Первый

блок

создание

единого

коррекционно-образовательного

пространства, которое предполагает:

– Сотрудничество педагогов и родителей, совместное принятие общих

целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;

– Определение единых требований к ребёнку в ДОУ и дома;

– Согласование путей решения проблем формирования у детей

грамотной речи;

– Обобщение и согласование педагогических методов и приёмов на

основе изучения воспитательного опыта семьи;

Ознакомление

родителей

с

коррекционно-логопедическими

технологиями и методиками. Организация познавательно-двигательных

мероприятий способствует созданию единой сплочённой команды педагогов,

специалистов и родителей, координации их действий.

Второй

блок

организация

коррекционно-развивающей

образовательной среды, которая предусматривает создание комфортной

обстановки, стимулирующей речевое развитие воспитанников. С этой целью

используются различные пособия для развития мелкой моторики рук

(шнуровка «Яблоки на дереве»), фонематического слуха (пособие «Звуковое

дерево»), зрительно-моторной координации (коврик «Дорожка следопыта»),

уточнения словаря антонимов (большие картонные блоки «Парные кубики»).

Для развития зрительной памяти и самостоятельной игровой деятельности

детей

используется

дидактическая

накидка

на

ширму,

служащая

перегородкой пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в

том, что поставленные логопедом звуки закрепляются воспитателем в

течение дня с помощью специально подобранных картинок. Педагог ставит

их в прозрачные кармашки и периодически привлекает внимание детей,

стимулируя

проговаривание

закрепляемого

звука.

Также

картинки

используются для определения наличия того или иного звука в названии

предмета

и

закрепления

обобщающих

понятий

(«фрукты»,

«овощи»,

«животные» и так далее). Для достижения желаемого результата важно

учитывать принцип опоры на разные виды анализаторов. Поэтому в ходе

мероприятий используются мультимедийные средства обучения, которые

позволяют детям выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой

анализаторы. Также используются для этих целей «Тактильные буквы» с

контуром из различных материалов.

Третий блок — воздействие, направленное на речевые и неречевые

психические

процессы,

активизацию

познавательной

деятельности

воспитанников, успешная коррекция речевых нарушений в ходе проведения

познавательно-двигательных мероприятий. Четвёртый блок — развитие речи

посредством

разных

форм

и

видов

движений.

Овладение

сложно

координированными физическими упражнениями требует концентрации

внимания на выполняемых движениях, быстрой и адекватной двигательной

реакции на изменение ситуации[6, С.40].

Таим

образом,

создавая

развивающую

речевую

среду,

активно

используются

интегрированные

занятия,

способствующие

не

только

расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие

творческое

развитие

детей,

создающие

условия

для

повышения

компетентностного потенциала воспитанников. Интегрированные занятия

разрабатываются группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем,

педагогом – психологом, музыкальным руководителем, физ. инструктором.

Эти

занятия

представляют

собой

объединение

нескольких

видов

деятельности:

речевой,

театральной,

музыкально-ритмической,

физкультурной, изобразительной. Интегрированное построение занятий дает

ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает

коммуникативные умения.

Список использованной литературы.

1.

Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической

коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями

речи / И. А. Ватрич // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С.

59-61.

2.

Гонеев А.Д. «Основы коррекционной педагогики». – М.: Академия, -

2004.

3.

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. "Фронтальные логопедические

занятия в подготовительной к школе групп для детей с ОНР". М.,

Издательство "Гном и Д", - 2004.

4.

Мохрякова С. В. «Логоконструктор» как инновационная технология

эффективной зкукопостановки в логопедической практике / С. В.

Мохрякова. // Педагогическое мастерство: материалы XXIV Междунар.

науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022.

— С. 44-51.

5.

Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в

логопедической

группе

детского

сада

для

детей

с

общим

недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». Санкт-Петербург, Изд. «ДЕТСТВО-

ПРЕСС» - 2012.

6.

Труфанова Н. А. Коррекция речевых нарушений у детей в процессе

познавательно-двигательной деятельности / Н. А. Труфанова. //

Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар.

науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой

ученый, 2017. — С. 39-40.

7.

Чеберяко Н. Е. Особенности формирования звукопроизношения у

детей с зубочелюстными аномалиями / Н. Е. Чеберяко. // Молодой

ученый.

2017.

17

(151).

С.

307-309



В раздел образования