Автор: Гасанова Саният Шамильевна
Должность: магистр 3 года обучения3
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА
Раздел: высшее образование
УДК 37.013
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ
ДИСЛАЛИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА
Автор: Гасанова С.Ш.
Магистр 2 года обучения
Дагестанского государственного педагогического университета
Аннотация: В данной статье автор описывает эффективные способы
коррекции дислалии у дошкольников с ОНР. Одним из таких способов
выступает интегративный подход, при котором задействован комплекс
технологий и приемов для эффективности коррекционной работы.
Ключевые слова: дислалия, дошкольник, коррекционная работа, ОНР,
интегративный подход
Abstract: In this article, the author describes effective ways to correct
dyslalia in preschoolers with ONR. One of these methods is an integrative
approach, which involves a set of technologies and techniques for the effectiveness
of correctional work.
Keywords: dyslalia, preschooler, correctional work, ONR, integrative
approach
В настоящее время проблема нарушения речи у дошкольников
рассматривается
и
изучается
в
психолого-педагогической,
нейролингвистических
и
клинических
научных
практиках.
Вопросы
беспрепятственной коммуникации дошкольников стали важной темой для
логопедической науки, так как речь – это не только способ общения, но и
способ социализации ребенка в обществе.
Полноценное
использование
речевой
способности
должно
стать
результатом
эффективной
коррекции
дислалии
у
дошкольников.
Исследования показывают, что 25-30% детей старшего дошкольного возраста
имеются недостатки в произношении.
К сожалению, в раннем дошкольном возрасте родители, в силу своей
недостаточной психолого-педагогической компетентности, не способны
заметить первые признаки произношения речи. Это связано с тем, речь
ребенка до трех лет формируется, поэтому отклонения в речевом развитии
могут быть списаны на возрастную особенность дошкольников.
Практика показывает, что выявить и точно определить нарушения в
произношении возможно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок
строит связные предложения и способен отчетливо выражать свои мысли.
Возникновение
дислалии
обусловлено
органическими
и
функциональными
причинами.
Понимание
логопедом
причины
возникновения дислалии позволит, на наш взгляд, выстроить эффективную
коррекционную работу по ее устранению. К органическом причинам следует
отнести патологии органов речи, а к функциональным – биологическое или
социальное влияние.
Биологические. Сюда входит энцефалопатия, общая слабость,
когда ребенок часто болеет. Различные нарушения психоэмоциональной
сферы, которые приводят к отставанию формирования фонематического
слуха, задержке психоречевого развития и т.д.
Социальные.
Сюда
входит
педагогическая
запущенность,
наличие в окружении ребенка людей, имеющих различные расстройства
речи. Негативное влияние на речь ребенка оказывает «сюсюканье»
родителей, а также билингвизм в окружении.
Таким образом, выбор эффективного способа коррекции нарушения
речи у дошкольников должен исходить из причины возникновения дислалии
и психо-возрастных особенностей в данный период развития ребенка.
При изучении данного вопроса нами рассматривается интегративный
подход, согласно которому необходимо использовать комплекс мер для
коррекции дислалии у дошкольников при ОНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное
нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном
слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Интегрированные занятия с детьми, имеющими речевые
нарушения в системе работы образовательного учреждения. Л.С. Выготский
считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются
его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-
либо другим путем. Компенсацию он понимал не в биологическом, а в
социальном аспекте.
Интеграция в логопедической практике соответствует одному из
основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть
небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой
моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей
детей, которая позволяет увидеть и понять любое явление целостно.
Цель интегрированных
занятий
–
систематизировать,
углублять,
обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы
действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической
деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
Для
того
чтобы
добиться
стойкости
результатов
работы
по
преодолению и профилактике нарушений речи у детей, должны быть
объединены
усилия
всех
участников
образовательных
отношений.
Многолетний
опыт
работы
показывает,
что
эффективной
формой
взаимодействия педагогов с семьями воспитанников является организация
познавательно — двигательных мероприятий с целью создания оптимальных
условий для преодоления речевых нарушений и коррекции эмоциональной
сферы детей и, как следствие, их дальнейшей социализации в обществе.
Данная форма взаимодействия позволяет решать четыре блока задач:
Первый
блок
—
создание
единого
коррекционно-образовательного
пространства, которое предполагает:
– Сотрудничество педагогов и родителей, совместное принятие общих
целей и задач коррекции речевых нарушений у дошкольников;
– Определение единых требований к ребёнку в ДОУ и дома;
– Согласование путей решения проблем формирования у детей
грамотной речи;
– Обобщение и согласование педагогических методов и приёмов на
основе изучения воспитательного опыта семьи;
–
Ознакомление
родителей
с
коррекционно-логопедическими
технологиями и методиками. Организация познавательно-двигательных
мероприятий способствует созданию единой сплочённой команды педагогов,
специалистов и родителей, координации их действий.
Второй
блок
—
организация
коррекционно-развивающей
образовательной среды, которая предусматривает создание комфортной
обстановки, стимулирующей речевое развитие воспитанников. С этой целью
используются различные пособия для развития мелкой моторики рук
(шнуровка «Яблоки на дереве»), фонематического слуха (пособие «Звуковое
дерево»), зрительно-моторной координации (коврик «Дорожка следопыта»),
уточнения словаря антонимов (большие картонные блоки «Парные кубики»).
Для развития зрительной памяти и самостоятельной игровой деятельности
детей
используется
дидактическая
накидка
на
ширму,
служащая
перегородкой пространства в группе. Принцип работы с ней заключается в
том, что поставленные логопедом звуки закрепляются воспитателем в
течение дня с помощью специально подобранных картинок. Педагог ставит
их в прозрачные кармашки и периодически привлекает внимание детей,
стимулируя
проговаривание
закрепляемого
звука.
Также
картинки
используются для определения наличия того или иного звука в названии
предмета
и
закрепления
обобщающих
понятий
(«фрукты»,
«овощи»,
«животные» и так далее). Для достижения желаемого результата важно
учитывать принцип опоры на разные виды анализаторов. Поэтому в ходе
мероприятий используются мультимедийные средства обучения, которые
позволяют детям выполнять задания, задействовав зрительный и слуховой
анализаторы. Также используются для этих целей «Тактильные буквы» с
контуром из различных материалов.
Третий блок — воздействие, направленное на речевые и неречевые
психические
процессы,
активизацию
познавательной
деятельности
воспитанников, успешная коррекция речевых нарушений в ходе проведения
познавательно-двигательных мероприятий. Четвёртый блок — развитие речи
посредством
разных
форм
и
видов
движений.
Овладение
сложно
координированными физическими упражнениями требует концентрации
внимания на выполняемых движениях, быстрой и адекватной двигательной
реакции на изменение ситуации[6, С.40].
Таим
образом,
создавая
развивающую
речевую
среду,
активно
используются
интегрированные
занятия,
способствующие
не
только
расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирующие
творческое
развитие
детей,
создающие
условия
для
повышения
компетентностного потенциала воспитанников. Интегрированные занятия
разрабатываются группой специалистов: учителем-логопедом, воспитателем,
педагогом – психологом, музыкальным руководителем, физ. инструктором.
Эти
занятия
представляют
собой
объединение
нескольких
видов
деятельности:
речевой,
театральной,
музыкально-ритмической,
физкультурной, изобразительной. Интегрированное построение занятий дает
ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развивает
коммуникативные умения.
Список использованной литературы.
1.
Ватрич И. А. Комплексный подход к психолого-педагогической
коррекции недостатков связной речи у детей с тяжелыми нарушениями
речи / И. А. Ватрич // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С.
59-61.
2.
Гонеев А.Д. «Основы коррекционной педагогики». – М.: Академия, -
2004.
3.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. "Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной к школе групп для детей с ОНР". М.,
Издательство "Гном и Д", - 2004.
4.
Мохрякова С. В. «Логоконструктор» как инновационная технология
эффективной зкукопостановки в логопедической практике / С. В.
Мохрякова. // Педагогическое мастерство: материалы XXIV Междунар.
науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022.
— С. 44-51.
5.
Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической
группе
детского
сада
для
детей
с
общим
недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». Санкт-Петербург, Изд. «ДЕТСТВО-
ПРЕСС» - 2012.
6.
Труфанова Н. А. Коррекция речевых нарушений у детей в процессе
познавательно-двигательной деятельности / Н. А. Труфанова. //
Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар.
науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой
ученый, 2017. — С. 39-40.
7.
Чеберяко Н. Е. Особенности формирования звукопроизношения у
детей с зубочелюстными аномалиями / Н. Е. Чеберяко. // Молодой
ученый.
—
2017.
—
№
17
(151).
—
С.
307-309