Автор: Баркуева Заира Мубараковна
Должность: магистр 3 года обучения3
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Нарушения письма у младших школьников с умственной отсталостью (симптоматика дисграфии)
Раздел: высшее образование
Нарушения письма у младших школьников с
умственной отсталостью (симптоматика дисграфии)
Автор: магистр 2 года обучения Баркуева З.М.
Дагестанский государственный педагогический университет.
Аннотация: В данной статье автор раскрывает вопросы нарушения
письма у младших школьников с умственной отсталостью. Автор приводится
в пример исследования по выявлению смешанной дисграфии и способах ее
коррекции.
Ключевые
слова:
умственная
отсталость,
нарушения
письма,
дисграфия, коррекционная работа.
Abstract: In this article, the author reveals the issues of writing disorders in
younger schoolchildren with mental retardation. The author provides an example
of a study on the identification of mixed dysgraphy and methods of its correction.
Keywords: mental retardation, writing disorders, dysgraphy, correctional
work.
Нарушение письма у младших школьников с умственной отсталостью
является
актуальным
вопросом
в
психолого-педагогической
и
логопедической теории и практике, поскольку весь процесс обучения
строится на письменной речи. При этом, уровень дисграфии (нарушение
письменной речи) зависит от степени тяжести умственной отсталости детей.
По мнению Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б., основным проявлением
нарушений письма является то, что они тесно связаны с недоразвитием
произносительной стороны речи, с затруднениями в различении звуков речи.
При этом надо иметь в виду, что очень часто фонематические затруднения
бывают более стойкими по сравнению с произносительными [1, С.25].
Нарушение письменной речи возникает не самостоятельным образом, а
в результате ряда других нарушений, связанных с работой психики ребенка.
Нарушения речи у детей с легкой степенью умственной отсталости имеют
системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная
система. Поражаются все элементы речи: фонетико-фонематический строй,
лексический компонент, грамматическая сторона. У этих детей наблюдается
недоразвитие как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи [2, С.50].
В целом, большая распространенность и особенности нарушения
письменной
речи
у
учащихся
с
интеллектуальной
недостаточностью
обусловлены:
- недоразвитием познавательной деятельности;
- особенностями организации психической деятельности;
-
нарушением
устной
речи
как
системы
(звукопроизношения,
фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя);
- нарушением деятельности речеслухового,
речедвигательного и
зрительного анализаторов;
- нарушением структуры операций письма;
- нарушением аналитико-синтетической деятельности (нет языковых
обобщений,
сравнений,
абстрагирования,
что
ведет
к
замедленному
усвоению всех закономерностей языка).
Таким образом, недоразвитие познавательной деятельности умственно
отсталых детей, позднее развитие речи, её качественное своеобразие
(бедность словаря, дефектное произношение, неточное слуховое восприятие
звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство
лексико-грамматического
строя
речи),
а
также
психопатологические
особенности детей с аномалиями интеллектуального развития отрицательно
сказываются на овладении письмом.
Как
показывает
исследование,
проведенное
Каштановой
С.
Н.,
Радостиной Т. А. в целях изучения стойких нарушений письма у умственно
отсталых младших школьников, существует сочетание различных видов
дисграфий в письменной речи. Коррекция подобного вида нарушений в
письменной
речи
проводится
с
учетом
графомоторных
навыков,
фонематических
дифференциаций,
буквенного
гнозиса
и
языковых
обобщений.
Наиболее часто встречающееся сочетание - это сочетание дисграфии на
основе дефекта фонемного распознавания (дифференциации фонем) и
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза [4].
По данным исследования Лалаевой Р.И. у умственно отсталых
школьников наблюдаются следующие виды дисграфий:
1.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
- замена, пропуск
букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
2.
Акустическая дисграфия
- замена букв, соответствующих
фонетически близким звукам: свистящие и шипящие, звонкие и глухие,
особенно смычные, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч - т\ч -
щ, ц - т, ц - с). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном
положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о - у, е - и: туча
- «точа», лес – «лис»).
3.
Следующий
распространенный
вид
дисграфии
у
детей
с
умственной отсталостью, по данным Р.И. Лалаевой - дисграфия, связанная
с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза — деления
предложений
на
слова,
слогового
и
звукового
анализа
и
синтеза.
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется у учащихся с
олигофренией на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в
частности в слитном написании слов, особенно предлогов («удома ратебеза»
- у дома растет береза), в раздельном написании одного слова («на ступила»).
4.
Наиболее
сложной
формой
языкового
анализа
является
фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными
при этом виде дисграфии являются искажения звукослоговой структуры
слова.
5.
Аграмматическая
дисграфия
обусловлена
недоразвитием
грамматического строя речи - морфологических, синтаксических обобщений.
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на
уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом
системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей.
6.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного
гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и
искажениях графического образа букв [5].
Как показывает практика, у младших школьников с умственной
отсталостью имеются неотчетливые представления о морфологической
структуре слова, что обусловливает большое количество аграмматизмов,
искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном
письме.
На основе анализа научно-методической литературы нами сделаны
выводы о том, что в письменных работах младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости преобладают ошибки аграмматического
характера. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития
психических функций необходимых для овладения письменной речью.
Гивиряк Е.Ю., предлагает следующие направления коррекционных работ:
- исправление дисграфических ошибок письма;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- формирование и расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие психологических процессов [3].
В связи с этим, при коррекционной работе нарушения письма у
младших школьников необходимо комплексное исследование процессов
письма с помощью различных методик в целях выявления причин
дисграфии.
В педагогической литературе существует множество методик и
приемов коррекции дисграфии. Основные направления, этапы, методы и
приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует
дифференцированной системы работы. Большинство подходов направлены
на преодоление отдельных симптомов, а не на формирование процесса
письма в целом.
Список литературы:
1. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика,
обследование письма и чтения младших школьников // Т.В. Ахутина, О.Б.
Иншакова. - М., 2008. - 176 с/
2. Бабенко И.А. Графические диктанты на логопедических занятиях как
средство предупреждения и коррекции оптической дисграфии у умственно
отсталых учащихся / И.А. Бабенко, О.А. Качка / Школьный логопед. - 2015. -
№3. - С. 49-53.4
3. Гивиряк Е.Ю. Методика исследования письма младших школьников с
легкой степенью умственной отсталости // The Newman in Foreign policy.
2017. - №37 (81).
4. Каштанова С.Н., Радостина Т.А. О коррекции смешанной дисграфии у
умственно отсталых младших школьников // Проблемы современного
педагогического образования. 2019. - №62-3.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.:
Владос, 2004. - 223 с.