Автор: Беленко Анастасия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №65 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Информация для родителей: "Возрастные особенности детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих от-
ношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в
его жизни - обучению в школе.
Физиологическое развитие
Начнем с изменений, которые касаются физиологического развития ше-
стилеток. У них происходят следующие процессы:
продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечно-
сосудистой системы;
совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее
различных отделов;
улучшается моторика и координация движений.
Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:
повышается двигательная активность;
увеличивается сила и скорость движений;
развивается способность выполнять несколько движений за одно упраж-
нение;
совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.
Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физиче-
скими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.
Развитие психических процессов
Отмечается бурное развитие основных психических процессов.
Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктив-
ность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произ-
вольного и логического запоминания.
Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно не-
устойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объек-
тов.
Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает про-
являться логическое мышление.
Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объек-
ты
по
различным
признакам,
устанавливают
простые
причинно-
следственные связи.
Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересу-
ются новой информацией.
Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого
могут делать собственные выводы.
Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности,
которая не вызывает особого интереса.
Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие
ассоциации и образы.
У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисо-
вать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют ис-
пользовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.
Интеллектуальное развитие
Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.
Основным видом познавательной деятельности у детей 6-7 лет остается
игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с
соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Окружающий мир
Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопро-
сов и сам строит собственные версии. Также:
хорошо ориентируется в пространстве;
интересуется, как и из чего сделаны предметы;
составляет собственное представление об устройстве окружающего
мира;
умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
легко понимает принцип действия сложных игрушек;
с
легкостью учится новым действиям,
совершенствует имеющиеся
навыки.
Речь
Продолжает
развиваться
звуковой
аспект
речи,
формируются
основы
грамматики. Шестилетка должен уметь:
четко произносить все звуки;
строить предложения, правильно согласовывая между собой слова;
заучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литератур-
ные произведения.
Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.
Математика
Совершенствуются математические умения:
умеет считать до 10 и в обратном порядке;
понимает значение математических знаков, может, используя счетный
материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;
знает название основных геометрических фигур;
имеет представление об объемных телах;
может
оперировать
такими
соотношениями: «близко
—
далеко»,
«больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.
Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму.
Способны
исправлять
собственные
ошибки,
корректировать
свою
деятель-
ность.
Социализация личности
Дети 6-7 лет способны управлять своими поступками, могут подчиняться лич-
ные интересы и мотивы коллективным целям.
Малыш готов к расширению собственного микромира, он более охотно нала-
живает коммуникативные связи. В этот период завязываются первые дружеские от-
ношения.
У ребенка усложняются представления о собственном «Я», развивается спо-
собность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и мотивы, побуждающие его к
действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты.
Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышен-
ной.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной
сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мо-
тива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
У шестилеток проявляется потребность в самовыражении, они стремятся при-
влечь к себе внимание. Причем дети делают это всеми доступными способами, даже
с помощью негативных поступков. В этом возрасте ребенок очень огорчается любым
неудачам.
В 6-7 лет у малыша закладываются основы его будущего морального облика.
Нравственное воспитание шестилеток формируется при непосредственном участии
взрослых. Дети чутко реагируют на негативное оценивание родителями их поступков.
Поэтому ребенок может начать врать, чтобы не расстраивать их и избежать наказа-
ния. Родители по-прежнему являются примером для подражания, малыш копирует их
привычки и поведение.
Шестилетки учатся управлять своими эмоциями, пытаются сдерживать слезы и
агрессию (хотя это еще не всегда удается). Понимание того, что их окружает огром-
ный и во многом непознанный мир приводит к формированию различных страхов,
которые дети не могут контролировать.
В таком возрасте происходит окончательная половая идентификация, и ребенок
во всем придерживается ее (выбор друзей, игрушек, ролей в играх).
Дети уже хорошо владеют навыками самообслуживания, могут выполнять все
основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля их самостоятель-
ности в быту и повседневной жизни.
Дети в возрасте 6-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и
личностного развития, что является главным фундаментом для быстрого приспособ-
ления к школьной жизни и успешного обучения.
Кризис семи лет.
Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается
новый этап развития ребенка - младший школьный возраст. Он может начаться
и раньше - в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг
надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он
стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выпол-
нявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По срав-
нению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и пра-
вильно среагировать.
Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребѐнка, как нежелание
что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негати-
визм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - не-
желание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать че-
го-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма -
отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержа-
ния. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются беспо-
лезными.
Упрямство. Ребѐнок настаивает на чѐм-либо не потому, что ему этого
очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие
от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребѐнок поступает
таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или пред-
мет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против
взрослого, а против норм поведения, установленных для ребѐнка, против при-
вычного образа жизни. Ребѐнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что
ему предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребѐнка к самостоятельности, в желании всѐ
сделать самому.
Протест-бунт. Всѐ поведение ребѐнка приобретает форму протеста. Он
как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происхо-
дят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительно-
му поводу. Складывается впечатление, что ребѐнок специально провоцирует
конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребѐнок
говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам
(рвѐт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребѐнка появляются «плохие»
слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребѐнком может наблюдаться ещѐ один симптом
- деспотизм, когда ребѐнок стремится проявить власть над окружающими, под-
чинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько
детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и
деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм,
стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
ГЛАВНЫЙ СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
◊ Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к се-
бе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать
ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и откры-
тые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только воз-
никла и не привела еще к негативным последствиям.
◊ Поощряйте общение со сверстниками
◊ Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
◊ Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
◊ Не надо перегружать дополнительными занятиями.
◊ Больше хвалить.