Автор: Форсова Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей
стране за последние годы. У детей искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над
духовными.
В
федеральном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления
основ
патриотического
сознания
детей,
возможности
позитивной
социализации
ребенка,
его
всестороннего
личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих
способностей,
на
основе
соответствующих
дошкольному
возрасту видов деятельности.
Гражданско-патриотическое
воспитание
представляет
собой
целенаправленный
процесс
формирования
социально-ценностного
отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное
отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей
страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в
общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и
длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,
городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач,
содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить
любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1.
Формирование
гражданско-патриотического
отношения
и
чувства
сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2.
Воспитание
чувства
собственного
достоинства
у
ребенка
как
представителя своего народа.
3.Воспитание
толерантного
отношения
к
представителям
других
национальностей.
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, город.
Исходя из целей и задач, мы наметили для себя следующие этапы работы:
Изучение методической литературы по теме.
Подготовка предметно-пространственной среды с учётом возрастных
особенностей детей.
Составление перспективного плана работы.
Работа по данному направлению рассчитана на два года.
Свою
работу
мы
начали
с
создания
развивающей
предметно-
пространственной среды. Была дополнена РППС в соответствии с возрастом
детей:
Папка с портретом президента и символами государства.
Фотоальбом «Мой детский сад».
Альбом «Наш город — Нижний Новгород».
Карта мира и Нижнего Новгорода.
Папка «Главные праздники страны».
Папка «Российская геральдика».
Папка «Народные праздники».
Папка «Русские народные костюмы».
Альбом «Герои космоса».
Альбом «Москва — столица России».
Альбом «4 ноября — день народного единства».
Альбомы «Хохломская роспись», «Чудесная гжель», «Дымковская игрушка»,
«Филимоновские свистульки», «Жостковский букет».
Дидактические игры «Страна моя — Россия», «Найди герб», «Собери герб»,
«Народные промыслы».
Художественная литература (авторские и РНС , малые формы устного
народного
творчества,
произведения
А.С.Пушкина,
К.И.Чуковского,
С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, стихи о природе, стихи о ВОВ
С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто и т.д.)
Картотека «Народные игры и забавы».
Картотека «Пословицы и поговорки о Родине».
Компьютерные презентации «Достопримечательности Нижнего Новгорода»,
«Русский народный костюм», «Знаменитые земляки».
Лэпбуки «Мой город Нижний Новгород», «Народный быт».
Патриотическое
воспитание
предполагает
планирование
изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы
дети усваивали знания постепенно, в определённой системе). Были намечены
основные направления деятельности: «Моя семья», «Я и детский сад»,
«Город, в котором я живу», «Моя страна», «Я и природа», «Народная
культура и традиции», «Знакомство с трудом взрослых».
ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных
технологиях
и
конкретно
предусматривает
соблюдение
принципа
согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными
областями:
Социально-коммуникативное
развитие
способствует
формированию
представлений о семье, детском саде, воспитывает дружеские отношения,
уважение к труду, учит заботится и беречь природу, заложит практические
навыки поведения и т.д.
Познавательное развитие нацелено на расширение кругозора, способствует
формированию представлений о малой родине, стране, государственных
праздниках, о мире предметов, родной природе, профессиях и т.д.
Речевое развитие поможет расширить представление о многообразии
окружающего
мира,
развить
литературную речь,
интерес к сказкам,
пословицам,
поговоркам,
научит
вслушиваться
в
ритм
и
мелодику
поэтического текста. и т.д.
Художественно-эстетическое развитие расширяет представление о видах
народного искусства, фольклоре, музыке, развивает детское творчество, учит
создавать узоры по мотивам хохломской, городецкой, гжельской росписи,
отражать в рисунках картины родной природы и т.д.
Физическое развитие не только решит задачи по формированию здорового
образа жизни, но и, познакомит со спортивными и народными играми, с
играми с элементами соревнования, играми-эстафетами.
В работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников нами
использовались следующие формы и методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии.
2. Наблюдения.
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов
и непосредственными наблюдениями детей.
4. Беседы с детьми.
5. Использование детских художественных произведений, кинофильмов,
мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций.
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение
сказок, прослушивание музыкальных произведений.
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
8. Наблюдение за объектами окружающего мира, которое стимулирует
детское художественное творчество.
9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду (труд в
групповой комнате, на участке детского сада, совместный труд с родителями
по благоустройству территории детского сада и т. д.).
10. Участие детей в тематических праздниках и развлечениях.
11. Проектная деятельность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. Необходимо привлекать
к воспитательной работе семьи воспитанников.
Благодаря
систематической,
целенаправленной
работе
дошкольники
приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с
активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родной
стране.
И
конечно,
формирование
патриотических
чувств
проходит
эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Общие
усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и могут стать
основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.