Напоминание

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».


Автор: Форсова Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых

актуальных задач нашего времени. Огромное изменение произошли в нашей

стране за последние годы. У детей искажены представления о патриотизме,

доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над

духовными.

В

федеральном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования

ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для

становления

основ

патриотического

сознания

детей,

возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного,

морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и

творческих

способностей,

на

основе

соответствующих

дошкольному

возрасту видов деятельности.

Гражданско-патриотическое

воспитание

представляет

собой

целенаправленный

процесс

формирования

социально-ценностного

отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное

отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей

страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в

общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и

длительный. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей,

городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач,

содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного

возраста.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить

любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1.

Формирование

гражданско-патриотического

отношения

и

чувства

сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2.

Воспитание

чувства

собственного

достоинства

у

ребенка

как

представителя своего народа.

3.Воспитание

толерантного

отношения

к

представителям

других

национальностей.

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, город.

Исходя из целей и задач, мы наметили для себя следующие этапы работы:

Изучение методической литературы по теме.

Подготовка предметно-пространственной среды с учётом возрастных

особенностей детей.

Составление перспективного плана работы.

Работа по данному направлению рассчитана на два года.

Свою

работу

мы

начали

с

создания

развивающей

предметно-

пространственной среды. Была дополнена РППС в соответствии с возрастом

детей:

Папка с портретом президента и символами государства.

Фотоальбом «Мой детский сад».

Альбом «Наш город — Нижний Новгород».

Карта мира и Нижнего Новгорода.

Папка «Главные праздники страны».

Папка «Российская геральдика».

Папка «Народные праздники».

Папка «Русские народные костюмы».

Альбом «Герои космоса».

Альбом «Москва — столица России».

Альбом «4 ноября — день народного единства».

Альбомы «Хохломская роспись», «Чудесная гжель», «Дымковская игрушка»,

«Филимоновские свистульки», «Жостковский букет».

Дидактические игры «Страна моя — Россия», «Найди герб», «Собери герб»,

«Народные промыслы».

Художественная литература (авторские и РНС , малые формы устного

народного

творчества,

произведения

А.С.Пушкина,

К.И.Чуковского,

С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, Л.Н.Толстого, стихи о природе, стихи о ВОВ

С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто и т.д.)

Картотека «Народные игры и забавы».

Картотека «Пословицы и поговорки о Родине».

Компьютерные презентации «Достопримечательности Нижнего Новгорода»,

«Русский народный костюм», «Знаменитые земляки».

Лэпбуки «Мой город Нижний Новгород», «Народный быт».

Патриотическое

воспитание

предполагает

планирование

изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы

дети усваивали знания постепенно, в определённой системе). Были намечены

основные направления деятельности: «Моя семья», «Я и детский сад»,

«Город, в котором я живу», «Моя страна», «Я и природа», «Народная

культура и традиции», «Знакомство с трудом взрослых».

ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных

технологиях

и

конкретно

предусматривает

соблюдение

принципа

согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными

областями:

Социально-коммуникативное

развитие

способствует

формированию

представлений о семье, детском саде, воспитывает дружеские отношения,

уважение к труду, учит заботится и беречь природу, заложит практические

навыки поведения и т.д.

Познавательное развитие нацелено на расширение кругозора, способствует

формированию представлений о малой родине, стране, государственных

праздниках, о мире предметов, родной природе, профессиях и т.д.

Речевое развитие поможет расширить представление о многообразии

окружающего

мира,

развить

литературную речь,

интерес к сказкам,

пословицам,

поговоркам,

научит

вслушиваться

в

ритм

и

мелодику

поэтического текста. и т.д.

Художественно-эстетическое развитие расширяет представление о видах

народного искусства, фольклоре, музыке, развивает детское творчество, учит

создавать узоры по мотивам хохломской, городецкой, гжельской росписи,

отражать в рисунках картины родной природы и т.д.

Физическое развитие не только решит задачи по формированию здорового

образа жизни, но и, познакомит со спортивными и народными играми, с

играми с элементами соревнования, играми-эстафетами.

В работе по патриотическому воспитанию старших дошкольников нами

использовались следующие формы и методы:

1. Целевые прогулки и экскурсии.

2. Наблюдения.

3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов

и непосредственными наблюдениями детей.

4. Беседы с детьми.

5. Использование детских художественных произведений, кинофильмов,

мультфильмов, репродукций картин, иллюстраций.

6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение

сказок, прослушивание музыкальных произведений.

7. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

8. Наблюдение за объектами окружающего мира, которое стимулирует

детское художественное творчество.

9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду (труд в

групповой комнате, на участке детского сада, совместный труд с родителями

по благоустройству территории детского сада и т. д.).

10. Участие детей в тематических праздниках и развлечениях.

11. Проектная деятельность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. Необходимо привлекать

к воспитательной работе семьи воспитанников.

Благодаря

систематической,

целенаправленной

работе

дошкольники

приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с

активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родной

стране.

И

конечно,

формирование

патриотических

чувств

проходит

эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Общие

усилия детского сада и семьи дают положительные результаты и могут стать

основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



В раздел образования