Дидактические игры как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет
Автор: Колесникова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 Населённый пункт: Кировская область, город Кирово-Чепецк Наименование материала: исследовательская деятельность Тема: Дидактические игры как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет Раздел: дошкольное образование
Диагностика уровня развития сенсорных эталонов у детей 3 – 4 лет
Опытно – исследовательская работа проводилась в МБДОУ № 17 города
Кирово – Чепецк, В МБДОУ работает 26 педагогов, среди них 1 учитель-
логопед,
1
педагог-психолог,
инструктор
по
физической
культуре,
2
музыкальных
руководителя
и
1
социальный
педагог.
Средний
возраст
педагогов – 42 года. 23 % педагогического состава МКДОУ имеют высшее
образование. 40 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную
категорию.
Детский сад имеет достаточную материальную базу для качественной
организации образовательного процесса: групповые комнаты, прогулочные
площадки,
кабинет
для
занятий
учителя-логопеда,
кабинет
педагога-
психолога, физкультурный зал, бассейн, зал для проведения музыкальных
занятий, площадку для проведения физкультурных занятий на улице
.
Для опытно - экспериментальной работы была выбрана вторая младшая
группа «Горошинки»,в эксперименте приняли участие 12 детей. Из них 7
девочек и 5 мальчиков.
Опытно-экспериментальная
работа
представлена
двумя
видами
эксперимента:
1 этап – констатирующий эксперимент (август 2015г.)на этом этапе
была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей;
2 этап – формирующий эксперимент (октябрь 2015–январь2016г.) на
этом
этапе
проводилась
образовательная
деятельность,
направленная
на
сенсорное
развитие
детей
младшего
дошкольного возраста
средствами
дидактических игр по составленному перспективному плану;
А н а л и з и р у я
п р е д м е т н о
–
п р о с т р а н с т в е н н у ю
с р е д у
в
экспериментальной
группе
№8
МБДОУ
№17
можно
отметить,
что
организация предметно-пространственной среды соответствует интересам и
мальчиков и девочек. В группе имеются яркие, красочные пособия, игрушки
на
развитие
формы
и
величины,
также
развивающие
игры
на
развитие
сенсорного восприятия.
Воспитатели учитывают возрастные особенности, интересы детей, тем
самым стараются обогащать предметно – пространственную среду.В группе
всё доступно каждому ребёнку. Созданы условия для накопления творческого
опыта,
применения
своих
знаний
и
умений,
в
ситуации
действия
со
знакомыми или совсем не знакомыми объектами.
Анализ педагогической документации в группе показал, что ведется
более
целенаправленная
работа
по
сенсорному
воспитанию
с
детьми.
Занятия, содержащие задачи сенсорного воспитания проводятся 4 раза в
месяц. Практически после каждого занятия даются определенные домашние
задания,
для
закрепления
знаний
и
чувственного
опыта
детей
которые
предлагают выполнить родителям вместе с детьми. В МБДОУ №17педагоги
так
же
планируют
занятия,
но
не
везде
прослеживается
взаимосвязь
содержания специально организованной работы по сенсорному воспитанию
детей на обязательных занятиях и самостоятельной деятельности детей в
течение
дня.
В
перспективном
плане
воспитателей
группы
очень
мало
содержится дидактических игр.
Анкетирование педагогов показало что, в детских садах воспитатели
знают содержание раздела программы по сенсорному воспитанию, выделяют
наиболее эффективные средства, такие как дидактические игры, пирамидки,
кубы. Ориентируются в содержании программы при этом, знают формы
работы и используют их в своей деятельности.
При
изучении
предметно-развивающей
среды
групп
данных
ДОУ
обращали внимание на оснащение предметами, материалами, пособиями,
способствующие
обогащению
сенсорных
впечатлений
и
формированию
сенсорных
эталонов,
а
так
же
соответствие
требованиям
программы
к
предметно-развивающей среды. В МБДОУ №17 все оборудование находится
в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и
т.д.
Предметно-развивающая
среда
групп
пополняется
по
мере
необходимости. В МБДОУ №17 учтены все направления развития ребенка и
разнообразие сред, рационального их расположения, и разнообразие которых
о б е с п еч и в а е т
в о зм ож н о с т ь
д л я
п о и с ко в о й
д е я т е л ь н о с т и
и
экспериментирования.
В
группе
имеются
разнообразные
дидактические
игры,
материалы
которые
подобранны
в
соответствии
требованием
программы и способствующие совершенствованию сенсорного опыта детей.
Проанализировав базу практики, можно отметить что, недостаточно
выявлены
педагогические
условия,
обеспечивающие
эффективность
использования дидактических игр как средства формирования представлений
о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Противоречие
заключается
между
задачей
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
дошкольного
возраста
и
недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими
успешность
её
решения.
Отсюда
вытекает
проблема,
–какие
необходимо
создать условия для эффективного использования дидактических игр как
средства формирования представлений о сенсорных эталонах.
Констатирующий эксперимент
:
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы,
величины посредством дидактического материала. Время проведения: 11.08 –
20.08.2015
Задачи:
1. Провести диагностический опрос детей 2011 – 2012 года рождения в
восприятии цвета, формы, величины.
2. Зафиксировать полученные данные в таблицу.
При обследовании детей, мы взяли за основу диагностические тесты,
предложенные Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой[10], адаптированные под
детей младшего дошкольного возраста:
• тесты цветоразличения;
• тесты различения формы;
• тесты восприятия величины.
1. Тест цветоразличения.
Цель: определить знание цветов и их названий.
Оборудование: 6 цветных карточек.
Инструкция: я буду показывать тебе карточки, а ты называй её цвет.
Процедура проведения: экспериментатор показывает цветные карточки
ребёнку по одной, начиная с основных цветов (белый, чёрный, красный,
жёлтый, синий, зелёный, а затем - карточки дополнительных цветов. Каждый
ответ ребёнка фиксируется.
2. Тест различения формы.
Цель: определить знание геометрических форм и их названий.
Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур.
Инструкция: я буду показывать, а ты назови фигуру.
Процедура
обследования:
экспериментатор
демонстрирует
ребёнку
геометрические
фигуры
и
даёт
инструкцию.
Каждый
ответ
ребёнка
фиксируется.
В случае если ребёнок не называет одну или несколько фигур, то после
демонстрации все фигуры выкладываются перед ним и экспериментатор даёт
инструкцию: «Я назову фигуру, а ты покажи её».
3. Тест восприятия величины.
Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов.
Оборудование:
три
полоски
бумаги
(ширина
-
2
см,
длина
самой
длинной - 15 см, самой короткой - 5 см).
Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка.
Процедура обследования: перед ребёнком выкладывают полоски, дают
инструкцию.
Задание
выполнено
правильно,
если
ребёнок
сложил
полоски
последовательно (по нарастанию или убыванию).
Оценка действий ребёнка по предложенным тестам.
По каждому заданию фиксировалось:
-
способность
выполнения
задания
(самостоятельно,
после
показа,
после совместных действий, невыполнение);
-
Результат:
точное
соответствие
образцу
взрослого,
неточное
соответствие, невыполнение.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).
Знаком
«+»
отмечены
задания,
которые
ребенок
выполнил
самостоятельно (или после показа).
Знаком
«–»
отмечены
задания,
не
выполненные
ребенком
(или
выполненные с неточным соответствием).
Таблица 1
Определение величины предметов
№ Ф.И. ребенка
большой
средний
маленький Уровень
развития
1.
Настя С.
-
+
+
средний
2.
Артем Б.
+
-
-
низкий
3.
Полина О.
+
+
-
средний
4.
Аня С.
+
+
+
высокий
5.
Алексей М.
+
-
+
средний
6.
Валерия С.
+
-
+
средний
7.
Полина В.
+
+
-
средний
8.
Егор С.
+
-
+
средний
9.
Варвара Ш.
+
-
+
средний
10.
Егор Ш.
-
-
+
низкий
11.
Арсений С.
+
-
+
средний
12.
Ульяна М.
+
-
-
низкий
Итого
Итого:
10
4
8
Анализ
диагностики
на
определение
величины
показал
следующие
результаты: из 12 детей второй младшей группы:
Высокий уровень выявлен у 1 ребенка (Аня С.) – девочка знает все
величины предметов, и хорошо в них ориентируется.
- средний уровень показали 8 человек (Настя С., Полина О., Алексей
М., Валерия С., Полина В., Егор С., Варвара Ш., Арсений С.)–у этих детей,
были затруднения в названии величин. Дети, выполняя задание, допускали
ошибки.
- низкий уровень показали 3 детей (Артем Б., Егор Ш., Ульяна М.) –
дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух контрастных
величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и
объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех
матрешек
Таблица 2
Задание 2. Определение цвета предметов
№
Ф.И.
ребенка
красны
й
синий зеленый
белый
черный
желтый
Уровень развития
1.
Настя
С.
+
-
+
-
+
-
средний
2.
Артем
Б.
+
-
-
+
-
-
низкий
3.
Полина
О.
-
-
+
+
-
+
средний
4.
Аня С.
+
-
+
-
-
+
средний
5.
Алексей
М.
-
-
+
-
+
-
низкий
6.
Валерия
С.
+
-
-
+
-
-
низкий
7.
Полина
В.
+
-
+
-
-
+
средний
8.
Егор С.
+
-
+
-
-
+
средний
9.
Варвара
Ш.
+
-
-
-
+
-
низкий
10.
Егор Ш.
+
+
-
+
-
+
средний
11.
Арсени
й С.
-
+
+
+
-
+
средний
12.
Ульяна
М.
+
-
-
+
-
+
средний
Итог
9
2
7
6
3
7
Анализ
диагностики
на
определение
цвета
показал
следующие
результаты: из 12 детей второй младшей группы:
Высокий уровень не выявлен.
- средний уровень показали восемь детей (Настя С., Полина О., Аня С.,
Полина
В.,
Егор
С.,
Егор
Ш.,
Арсений
С.,
Ульяна
М.)
–
испытывали
затруднения в названии синего и черного цвета, некоторые дети справились с
заданием с помощью педагога.
-
низкий
уровень
показали
четверо
детей
(Артем
Б.,
Алексей
М.,
Валерия
С.,
Варвара
Ш.)
–из
таблицы
№2
видно,
что
четверо
детей
с
заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Дети недостаточно
владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по
цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по
наглядному
образцу,
дети
путают
названия
цветов,
в
активном
словаре
некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов.
Таблица 3
Задание 3. Определение формы предметов
Анализ диагностики на определение формы предметов показал
следующие результаты: из 12 детей второй младшей группы:
Высокий
уровень
был
выявлен
у
одного
ребенка
–
Варвара
Ш,
у
девочки достаточно хорошо сформировано восприятие формы предметов, она
с легкостью соотносит объемные геометрические фигуры с плоскостным
изображением.
-
средний уровень показали 7 человек (Настя С., Артем Б., Аня С.,
Алексей М., Валерия С., Егор Ш., Арсений С.)
–
у детей не достаточно
сформировано восприятие формы предметов, небольшие трудности возникли
при умении соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным
изображением,
некоторые
из
детей
справились
с
заданием
при
помощи
педагога.
- низкий уровень показали 4 детей (Полина О., Полина В., Егор С.,
Ульяна
М.)
–из
таблицы
№3
видно,
что
четверо
детей
с
заданием
не
справились,
несмотря
на
помощь
педагога.
У
большинства
детей
не
достаточно
сформировано
восприятие
формы предметов; наибольшие
затруднения вызывают
овал и треугольник. Трудности также вызывают
№
Ф.И.
ребенка
круг
овал
квадрат
прямоугольник
треугольник
Уровень
развития
1.
Настя С.
+
-
+
+
-
средний
2.
Артем Б.
+
+
-
-
+
средний
3.
Полина О.
+
-
+
-
-
низкий
4.
Аня С.
+
-
+
+
-
средний
5.
Алексей М.
+
-
+
-
+
средний
6.
Валерия С.
+
-
-
+
+
средний
7.
Полина В.
+
-
-
-
+
низкий
8.
Егор С.
-
-
+
+
-
низкий
9.
Варвара Ш.
+
+
+
-
+
высокий
10.
Егор Ш.
+
-
+
+
-
средний
11.
Арсений С.
-
+
-
+
+
средний
12.
Ульяна С.
+
-
-
+
-
низкий
итог
10
3
7
7
6
умения
соотносить объемные
геометрические
фигуры
с
плоскостным
изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме
предметы и соотносить разные предметы.
Полученные результаты были занесены в таблицу 4 и обобщены,
таким образом, был выявлен уровень развития сенсорных эталонов у детей.
Таблица 4
Уровень сформированности сенсорных эталонов у детей 3- 4 лет
№ Ф.И. ребенка
Величин
а
Цвет
Форма
Общий
уровень
1
Настя С.
средний
средни
й
средний
средний
2
Артем Б.
низкий
низкий
средний
низкий
3
Полина О.
средний
средни
й
низкий
средний
4
Аня С.
высокий
средни
й
средний
средний
5
Алексей М.
средний
низкий
средний
средний
6
Валерия С.
средний
низкий
средний
средний
7
Полина В.
средний
средни
й
низкий
средний
8
Егор С.
средний
средни
й
низкий
средний
9
Варвара Ш.
средний
низкий
высоки
й
средний
1
0
Егор Ш.
низкий
средни
й
средний
средний
11
Арсений С.
средний
средни
й
средний
средний
1
2
Ульяна С.
низкий
средни
й
низкий
низкий
Таким образом, было выявлено, что у детей второй младшей группы
развитие сенсорных эталонов проявляется следующим образом: высокого
уровня не выявлено, средний диагностирован у 10 человек (Настя С., Полина
О., Аня С., Валерия С., Полина В., Алексей М., Егор С., Варвара Ш., Егор Ш.,
Арсений С.). Низкий уровень отмечен у 2 детей (Артем Б., Ульяна М.).
Анализ
диагностики
позволил
выделить
уровни
сформированности
сенсорных эталонов у детей 3-4 лет:
83% детей (10 человек) со средним уровнем;
17% детей (2 человек) с низким уровнем.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в виде
диаграммы (рис 1.)
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
Рис. 1. Уровень развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет
(констатирующий эксперимент)
На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа
эксперимента,
направленного
на
выявление
уровня
сформированности
сенсорных
эталонов,
мы
определили,
что
у
многих
детей
сенсорные
способности развиты, не достаточно хорошо, и если в своей работе активно
использовать дидактические игры на развитие сенсорных эталонов можно
достичь хороших результатов.
2.2. Программа использования дидактических игр как средство
развития сенсорных эталонов у детей 3 - 4 лет
(формирующий эксперимент)
Цель: разработать план мероприятий с использованием дидактических
игр как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.
Задачи:
1.Апробировать план мероприятий с использованием дидактических игр как
средство развития сенсорных эталонов у детей 3 – 4 лет.
2. Способствовать повышению уровня развития сенсорных эталонов во
второй младшей группе "Горошинки".
Для
осуществления
поставленных
задач
нами
был
составлен
план
формирующего
эксперимента
по
формированию
сенсорных
эталонов.
Ожидаемый
результат:
у
детей
повысится
уровень
развития
сенсорных
эталонов.
Программа использования дидактических игр как средство развития
сенсорных эталонов у детей 3 - 4 лет
Сенсорные
эталоны
Совместная деятельность
воспитателя и детей
НОД
Самостоятель
ная игровая
деятельность
детей
ОКТЯБРЬ
ЦВЕТ
Д . И .
« С п р я ч ь
мышку»ЦЕЛЬ: закреплять
у
д е т е й
ц в е то в о й
с п е к т р ,
продолжать
использовать
в
речи
детей
названия
цветов.
У ч и т ь
д е т е й
у м е н и е
группировать
предметы
по
цвету.
Д . И .
« П о д б е р и
п о
цвету»ЦЕЛЬ: учить
различать
и сравнивать картинки между
собой, умение подбирать пару
на основе сходного сенсорного
признака.
П.И. «Найди свой цвет»
Цель: учить
детей
быстро
Р и с о в а н и е
« Ц в е т н ы е
ниточки»
Цель:у ч и т ь
р а з л и ч а т ь
красный,
желтый
и
синий
цвета,
рисовать
линии;
учить
выполнять
действия
по инструкции воспитателя;
Л е п ка
« Р а з н о ц в е т н ы е
шары»
Цель:п о з н а к о м и т ь
с
п р о и з в е д е н и е м
Н .
П и кул е в о й
« Н а д у в а л а
Кошка
шар»;
обогащать
и
активизировать речь детей;
учить
различать
желтый,
красный,
синий
ц ве т а ;
Игры в сухом
бассейне
(цветные
шары)
действовать
по
с и г н а л у,
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
про ст ранстве;
р а з в и в ат ь
ловкость.
з а к р е п л я т ь
п р и е м ы
раскатывания
пластилина
между ладонями; прививать
интерес к своей работе.
Аппликация
«Воздушные
шары»
Цели:
закреплять
у
детей
п р а к т и ч е с к и е
н а в ы к и
аппликации;
формировать
пространственные
представления
–
учить
правильно,
располагать
изображения
на
основе
и
наклеивать их.
ФОРМА
Д . И .
« П о д б е р и
фигуру»Цель: закрепить
п р е д с т а в л е н и я
д е т е й
о
геомет риче ских
ф о рм а х ,
упражнять в их назывании.
Д.И.
«Чудесный
мешочек»:
Цель: учить узнавать предмет
с
п о м о щ ь ю
о д н о г о
и з
анализаторов,
з а к р е п и т ь
названия овощей.
Д . И .
« Н а й д и
и
н а з о в и
фигуру»Цель: упражнять
д е т е й
в
з н а н и и
геометрических фигур.
Л е п к а «Мой
в е с е л ы й
звонкий мяч»
Цель:
у ч и т ь
л е п и т ь
предметы круглой формы –
мячи.
А п п л и ка ц и я
« М я ч и к и
катятся по дорожке»
Цель:
учить
выполнять
аппликацию
из
готовых
д е т а л е й ,
с о с т а в л я т ь
ком п о з и ц и ю
« М я ч и к и
катя т с я
п о
д о р о ж к е » ;
воспитывать
самостоятельность
при
выполнении задания
И г р ы
в
строительном
уголке
ВЕЛИЧ
ИНА
Д.И. «Собери пирамидку»
Цель:Познакомить
детей
со
сборно – разборной игрушкой
пирамидкой.
Аппликация«Большие
и
маленькие яблоки»
Цель:Учить наклеивать
круглые предметы
И г р ы
в
строительном
уголке
НОЯБРЬ
ЦВЕТ
Д.И. «Разложи по цвету»
Рисование «Листья желтые
Знакомство с
Цель:З а к р е п и т ь
у м е н и е
соотносить предметы по цвету,
отбирать,
группировать
по
р а з м е р у.
В о с п и т ы в а т ь
внимательное,
заботливо е
отношение
к
окружающим
и
близким.
Развивать
память,
активизировать речь.;
Д .И .
«П одбери
ч аш ки
к
блюдцам»
Цель:Учить
детей
различать
цвета и использовать названия
цветов
в
речи.
Развивать
мелкую моторику, внимание.
П.И. «Разноцветные самолеты»
Цель: Р а з в и в а т ь
у
д е т е й
ориентировку в пространстве,
закрепить навык построения в
колонну. Упражнять в беге.
летят»
Цель:у ч и т ь
р и с о в а т ь
пальчиками
(окунать
в
краску
кончики
пальцев
и
с т а в и т ь
о т п е ч а т к и ) ;
в ы з ы в а т ь
и н т е р е с
к
созданию
коллективной
композиции;
р а з в и ват ь
чувство
цвета
и
ритма.
Р а з в и в а т ь
и н т е р е с
к
нетрадиционному
изображению
предметов
( л и с т ь е в )
н а
б у м а г е .
Закреплять умение узнавать
и называть цвета. Развивать
мелкую
моторику
ру к .
Формировать
познавательный
интерес.
Воспитывать отзывчивость,
доброжелательность,
аккуратность,
самостоятельность.
ц в е т о м
в
процессе игр
ФОРМА
Д.И. «Геометрическое лото»
Цель: учить
детей
сравнивать
форму изображенного
предмета
с
геометрической
фигурой
подбирать
предметы
по геометрическому образцу.
Д.И. «Что лежит в мешочке»
Цель: закреплять знания детей
о
ф о р м е ,
у п р а ж н я т ь
е
с о от н е с е н и и
н е с ко л ь к и х
предметов с одним и тем же
геометрическим образцом
Лепка« П еч е м
б у б л и к и -
баранки-сушки для куклы»
Цель:Учить
раскатывать
палочки между
ладонями
прямыми движениями рук,
с о е д и н я т ь
к о н ц ы
палочек, образуя
кольцо;
развивать мелкую моторику
рук
Л е п к а
« Р а з н о ц в е т н ы е
колечки»
Цель:Вызвать
интерес
к
Знакомство с
предметами
круглой
ф о р м ы
в
процессе
самостоятел
ьной
игровой
деятельност
и
Д.И. «Кому какая форма»
Цель:У ч и т ь
д е т е й
группировать
геометрические
фигуры
(овалы
и
круги)
по
форме, отвлекаясь от цвета и
величины.
л е п к е
к а к
в и д у
изодеятельности,
позволяющему
создавать
объемные изображения (как
настоящие,
с
которыми
можно играть) .
ВЕЛИЧ
ИНА
Д.И. «Что там!»
Цель:З а к р е п л я т ь
у м е н и е
устанавливать
отношение
между
пятью
объектами
по
в е л и ч и н е
( с к л а д ы в а н и е
мат р е ш к и ) ;
у ч и т ь
д е т е й
выделять
высоту
как
особое
измерение величины.
Д.И. «Найди такое же колечко»
Цель:Учить
детей
сравнивать
предметы
по
величине
путем
накладывания
одного
н а
другой, находить два предмета
одинаковой величины.
Аппликация
«Яблочки
на
тарелочке»
Цель:Формировать
представления
детей
о
полезной
пище. Закреплять
знания
детей
о
форме
предметов. Учить различать
предметы
по
величине.
Упражнять
в
аккуратном
п о л ь з о в а н и и
к л е е м ,
применении салфеточки для
аккуратного
наклеивания.
Учить свободно располагать
изображения
на
бумаге.
И г р ы
с
большими
и
маленькими
мячами.
ДЕКАБРЬ
ЦВЕТ
Д.И. «Воздушные шары»
Цель:
р а з в и в а т ь
у м е н и е
различать и называть основные
цвета,
закреплять
умение
различать и называть величину
фигуры.
Учить
сравнивать
геометрические
фигуры
по
цвету
и
размеру,
н а ход я
признаки сходства и различия
и
о т р а ж а т ь
и х
в
р е ч и .
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Рисование «Снеговик»
Цель:
Р а з в и т и е
пространственного
воображения
детей
через
рисование целого предмета
из нескольких частей.
З а к р е п и т ь
н а в ы к и
закрашивания
к р у гл о й
формы, повторяя очертания
нарисованной
ф и г у р ы ,
з а к р е п и т ь
з н а н и е
геометрических форм.
И г р ы
в
сухом
бассейне
ФОРМА
Д.И. «Геометрическое лото»
Цель: учить
детей
сравнивать
форму изображенного
предмета
с
геометрической
фигурой
подбирать
предметы
по геометрическому образцу.
Д.И. «Из каких фигур состоит
предмет!»
Цель:Учить
детей
зрительно
расчленять
форму
контурного
изображения
предмета
на
с о с т а в н ы е
ч а с т и ,
соответствующие
знакомым
геометрическим
фигурам,
воссоздавать
форму
предмета
из геометрических фигур.
Л е п к а
« В и т а м и н к и
в
баночке»
Цель:Продолжать
в о с п и т ы в а т ь
у
д е т е й
отзывчивость,
желание
п р и д т и
н а
п о м о щ ь ,
развивать мелкую маторику
рук.
Закреплять
навыки
л е п к и :
о т щ и п ы в а т ь
м а л е н ь к и е
к у с о ч к и
пластилина,
с к ат ы ват ь
м е ж д у
л а д о н я м и
и л и
пальчиком
на
дощечке.
Складывать
комочки,
на
силуэт
баночки,
начиная
снизу рядом друг с другом.
З а к р е п л я т ь
з н а н и я
основных цветов.
И г р ы
в
строительно
м уголке»
ВЕЛИЧИ
НА
Д.И. «Упражнение с брусками
изменяющихся размеров»
Цель:З а к р е п л я т ь
у м е н и е
устанавливать
соотношение
м е ж д у
э л е м е н т а м и
п о
величине,
выделять
высоту
и
длину.
Познакомить
детей
с
новым
для
них
измерением
величины — шириной, а также
с толщиной.
Рисование
«Укрась
кукле
платье»
Цель:продолжать
у ч и т ь
детей
рисовать
пальцами,
р и т м и ч н о
н а н о с я
рисунок; развивать
мелкую
моторику
рук,
речевые
навыки;
закреплять
знание
цвета,
умения
работать
аккуратно.
И г р ы
с
пирамидкам
и
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятие
Цель
Сроки
Анкетирование
р од ите л е й
«Выявление
интере сов
и
з н а н и й
р о д и т е л е й
воспитанников
по
вопросам
с е н с о р н о г о
р а з в и т и я
и
выявления интересов,
пот ре бно с т е й,
запросов родителей, у р о в н я
и х
компетенции по вопросам сенсорного ра
звития и воспитания дошкольников
Середина
октября
воспитания дошкольников».
Проведение
родительского
собрания на тему «Сенсорное
во спит ание
–
фу н д а м е н т
у м с т в е н н о г о
р а з в и т и я
ребенка».
о б о г а щ е н и е
р о д и т е л ь с к и х
представлений об умственном развитии
детей младшего дошкольного возраста.
Конец
о к т я б р я
–
начало
ноября
О ф о р м л е н и е
п а п к и
–
передвижки
для
родителей
на
тему
«Сенсорные
игры
для
детей».
Познакомить
родителей
с
сенсорными
играми для детей
Середина
октября
Оформление
буклетов
для
родителей на тему «Сенсорное
развитие
детей
младшего
дошкольного возраста».
Обогатить
представления
и
знания
родителей
в
области
с енсорного
развития
Конец ноября
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
(ФГОС),
утвержденном
Министерством
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
17
октября
2013
г.,
определены
направления
развития
и
образования
детей
(образовательные
области). Наша работа так же находит отражение в этих образовательных
областях:
социально-коммуникативное,
познавательное,
художественно-
эстетическое.
Для
проведения
формирующего
эксперимента
были
выбраны
мероприятия, которые как мы предполагаем, должны заинтересовать детей.
Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных эталонов у
детей
3
–
4
лет
разрабатывались
в
соответствии
с
возрастной
группой.
Названия
соответствуют
содержанию,
что
создавало
удобство
при
планировании
и
позволяло
поддерживать
интерес
детей
к
данным
мероприятиям.
Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в месяц в течение трех
месяцев,
продолжительностью
10-15
минут.
Дидактическая
игра
и с п о л ь з о в а л а с ь
н е
т о л ь ко
в непосредственной
образовательной
деятельности,
но
и
в
условиях
повседневной
жизни
детей. Основными
методами моей деятельности с детьми являлись: игровые приемы, речевой
образец, показ способа действий.
Во время приёма детей обязательно я старалась обращать внимание на
цвет одежды ребёнка, его обуви: "Настя, какая красивая жёлтая шапочка
сегодня у тебя. А ты, Егор, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим
и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".
Во время режимных моментов обращала внимание на цвет полотенец,
фартуков, посуду, салфеток и пр.
Остановимся на анализе некоторых мероприятий, проведенных мной на
этапе формирующего эксперимента.
Детям предлагались дидактические игры, в которые они достаточно
живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился
соревновательный момент, так, например, в дидактической игре «Кто быстрее
соберет цветные фигуры в коробочки нужных цветов?», Аня С, Алеша М.,
Варвара Ш., Полина О и Егор С, проявляли себя активнее других ребят,
другие
ребя т а
тоже
уч аствова ли
в
игре,
но
с
н а и м е н ь ш е й
заинтересованностью,
наверное,
это
связано
с
трудностями
в
знании
эталонов цвета.
В
игре
«Спрячь
мышку»
для
создания
положительных
эмоций,
использовалась игрушка кошки, дети достаточно живо на нее отреагировали
и быстро выполняли действия, соответствующие содержанию игры. Дети
были активно включены в игру: каждый ребенок имел возможность проявить
активность, сделать выбор, помочь герою, даже те дети у которых возникали
трудности
старались
справиться
с
поставленной
задачей,
при
помощи
воспитателя.
Индивидуальную
работу
по
формированию
сенсорных
эталонов
с
помощью дидактических игр планировали
на утренние часы, предлагая
детям разный дидактический материал для игр, такие как: "Геометрическое
лото",
"Собери
пирамидку",
"Разложи
по
цвету",
"Кто
большой,
кто
маленький" и т. д.
В дидактической игре «Кто большой, кто маленький» Ульяна М и
Артем
Б,
старались
справиться
с
поставленной
задачей
без
помощи
воспитателя, у Егора Ш во время выполнения задания возникали трудности,
но с помощью воспитателя он справился с поставленной задачей.
Дидактическая игра «Геометрической лото» вызывала интерес у детей,
так как из геометрических фигур дети выкладывали разные фигуры, так,
например, Валерия С выкладывала цыпленка, Варвара Ш выкладывала домик
с заборчиком, Егор С выкладывал медвежонка и т.д.
Сенсорное
развитие
детей
младшего
дошкольного
возраста
осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и
в ходе режимных моментов.
Во время режимных моментов старалась обратить внимание детей на
цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр.
Для
достижения
устойчивого
педагогического
и
психологического
эффекта была необходима систематическая работа по сенсорному развитию
детей.
Во
время
непосредственно
образовательной
деятельности
по:
конструированию;
изобразительной
деятельности; Я
старалась
развивать
именно
сенсорное,
чувственное
восприятие
ребёнка.
Так,
например,
при
занятии лепкой, в гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были
разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём
нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный
набор, а после слепить из пластилина угощения для кукол в виде калачиков
или бубликов. Во время занятия спрашивали у детей, какой величины кукла
Даша,
а
какой
Маша.
"Лера,
какую
чашку
мы
дадим
кукле
Даше?"
–
спрашивала я, - "А какую, Настя, мы поставим Маше?", "Алеша, а какого
цвета чашка у Маши и Даши?", "А теперь Матвей, поставим куклам тарелки".
- Арсений, какую тарелку ты дашь Даше?
- Большую.
- А почему?
- Потому что она большая.
- Кто большая?
- Кукла.
- Молодец, Арсений, кукла Даша большая и ты ей поставил большую
тарелку. А какую ты дал Маше?
- Маленькую.
- Молодец.
- , скажи, а какого цвета тарелки. У Даши, какая?
- Синяя.
- Молодец, правильно, эта тарелочка синяя.
- Кирилл, а эта какого цвета?
- Жёлтая.
- Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цвета
тарелка!
- Красная.
- Молодцы.
- А теперь Лиза скажет, что ещё у нас здесь красного цвета?
- Чайник и кастрюля.
- Молодец, Лиза, правильно.
Непосредственно образовательная деятельность по аппликации на тему
«Яблочки на тарелочке», к нам в гости приходили медвежонок и зайчонок,
что
вызвало
больший
интерес
к
деятельности,
дети
старались
сделать
красивые
яблочки
для
животных.
Конечно
не
все
дети
справились
с
поставленными задачами в полном объеме, Артем Б сделал аппликацию с
помощью воспитателя, но правильно определил, что большое яблочко на
тарелочку для медвежонка, а маленькое для зайчонка. В конце занятия мы
рассматривали все работы и обсуждали вместе с детьми какие красивые
яблочки получились у нас для животных.
В непосредственно образовательной деятельности по рисованию на
тему «Снеговик» дети проявляли себя активно, Артем Б нарисовал снеговика
с помощью воспитателя, не много затруднялся в рисовании круглых форм в
правильном порядке, Валерия С, наоборот сделала все самостоятельно и
правильно, у Алеши М не совсем получилось нарисовать круглые формы
снеговика,
но
от
помощи
воспитателя
отказался,
проявив
свою
самостоятельность. В основном с поставленными задачами дети справились.
После занятия в приемной вместе с детьми мы сделали выставку работ.
В
г р у п п е
б ы л
с о з д а н
с е н с о р н ы й
у г о л о к . При
выборе
месторасположения сенсорного уголка в группе я учитывала дидактические
принципы
удобства
расположения
уголка
и
доступности
его
для
детей.
Особое внимание уделила подбору сенсорных объектов для уголка в плане их
безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсорный уголок используется в педагогическом процессе, как на
организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-
экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации
уголка:
1. доступность;
2. безопасность;
3. креативность.
Назначение
сенсорного
уголка
в
группе
–
развитие
всех
видов
восприятия,
создание
условий
для
реализации
сенсорноперцептивных
способностей,
речевого,
психического
развития
детей,
эмоционально
положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление
сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть
сюжетным.
Здесь
организуется
самостоятельная
деятельность
(различные
игры по желанию детей).
В
уголкесобрано
большое
количество
пособий
и
материала
для
определения
цветового
спектра
под
общим
названием
“Разноцветная
мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью
выделения цветов и оттенков в окружающем.
В уголке находятся дидактические игры такие как «Собери любой
предмет»;
«Строитель»;
«Волшебная
мозаика»;
«Цветные
квадраты»;
«Квадратные
забавы»,
«Матрёшки»;
«Шары»;
«Найди
по
цвету,
форме»,
«Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики и т. д.Здесь
организуется
совместная
деятельность
воспитателя
с
детьми,
а
также
различные
игры
по
желанию
детей.
Сенсорное
развитие
должно
осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Одним
из
условий,
обеспечивающих
сенсорное
развитие
детей
младшего
возраста,
является
единство
педагогических
воздействий
со
стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом
принадлежит
родителям. В
рамках
эксперимента
с
целью
выявления
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по
вопросам сенсорного развития детей была разработана анкета (Приложение
…), которая позволила сделать следующие выводы:
-
большинство
родителей
имеет
поверхностное
представление
о
сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития
своего ребёнка;
-
все
родители
заинтересованы
в
получении
квалифицированной
помощи по данному вопросу.
В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки,
играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение
развитию различных видов восприятия. По результатам анкетирования было
выявлено,
что только
30
%
родителей
владеют
знаниями
по
развитию
сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в
работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия,
обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома».
Было
организовано
родительское
собрание в
форме
мастер-класса
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних
условиях», благодаря которому у родителей значительно повысился интерес к
сенсорному развитию детей.
Также по теме сенсорного воспитания был оформлен родительский
уголок. В уголке для родителей постоянно помещались консультации: "Что
такое
сенсорика?",
"Сенсорное
развитие
ребенка",
"Дидактические
игры,
способствующие формированию сенсорных эталонов", "Знакомим ребенка с
признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей".
Также
был
разработан
буклет
на
тему
«Сенсорное
развитие
ребенка
младшего дошкольного возраста»