Напоминание

Дидактические игры как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет


Автор: Колесникова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17
Населённый пункт: Кировская область, город Кирово-Чепецк
Наименование материала: исследовательская деятельность
Тема: Дидактические игры как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад





Диагностика уровня развития сенсорных эталонов у детей 3 – 4 лет
Опытно – исследовательская работа проводилась в МБДОУ № 17 города Кирово – Чепецк, В МБДОУ работает 26 педагогов, среди них 1 учитель- логопед, 1 педагог-психолог, инструктор по физической культуре, 2 музыкальных руководителя и 1 социальный педагог. Средний возраст педагогов – 42 года. 23 % педагогического состава МКДОУ имеют высшее образование. 40 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию. Детский сад имеет достаточную материальную базу для качественной организации образовательного процесса: групповые комнаты, прогулочные площадки, кабинет для занятий учителя-логопеда, кабинет педагога- психолога, физкультурный зал, бассейн, зал для проведения музыкальных занятий, площадку для проведения физкультурных занятий на улице . Для опытно - экспериментальной работы была выбрана вторая младшая группа «Горошинки»,в эксперименте приняли участие 12 детей. Из них 7 девочек и 5 мальчиков. Опытно-экспериментальная работа представлена двумя видами эксперимента: 1 этап – констатирующий эксперимент (август 2015г.)на этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей; 2 этап – формирующий эксперимент (октябрь 2015–январь2016г.) на этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану; А н а л и з и р у я п р е д м е т н о – п р о с т р а н с т в е н н у ю с р е д у в экспериментальной группе №8 МБДОУ №17 можно отметить, что организация предметно-пространственной среды соответствует интересам и мальчиков и девочек. В группе имеются яркие, красочные пособия, игрушки на развитие формы и величины, также развивающие игры на развитие сенсорного восприятия.
Воспитатели учитывают возрастные особенности, интересы детей, тем самым стараются обогащать предметно – пространственную среду.В группе всё доступно каждому ребёнку. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами. Анализ педагогической документации в группе показал, что ведется более целенаправленная работа по сенсорному воспитанию с детьми. Занятия, содержащие задачи сенсорного воспитания проводятся 4 раза в месяц. Практически после каждого занятия даются определенные домашние задания, для закрепления знаний и чувственного опыта детей которые предлагают выполнить родителям вместе с детьми. В МБДОУ №17педагоги так же планируют занятия, но не везде прослеживается взаимосвязь содержания специально организованной работы по сенсорному воспитанию детей на обязательных занятиях и самостоятельной деятельности детей в течение дня. В перспективном плане воспитателей группы очень мало содержится дидактических игр. Анкетирование педагогов показало что, в детских садах воспитатели знают содержание раздела программы по сенсорному воспитанию, выделяют наиболее эффективные средства, такие как дидактические игры, пирамидки, кубы. Ориентируются в содержании программы при этом, знают формы работы и используют их в своей деятельности. При изучении предметно-развивающей среды групп данных ДОУ обращали внимание на оснащение предметами, материалами, пособиями, способствующие обогащению сенсорных впечатлений и формированию сенсорных эталонов, а так же соответствие требованиям программы к предметно-развивающей среды. В МБДОУ №17 все оборудование находится в доступном для детей месте. Дети знают, где расположены игры, игрушки и т.д. Предметно-развивающая среда групп пополняется по мере необходимости. В МБДОУ №17 учтены все направления развития ребенка и разнообразие сред, рационального их расположения, и разнообразие которых
о б е с п еч и в а е т в о зм ож н о с т ь д л я п о и с ко в о й д е я т е л ь н о с т и и экспериментирования. В группе имеются разнообразные дидактические игры, материалы которые подобранны в соответствии требованием программы и способствующие совершенствованию сенсорного опыта детей. Проанализировав базу практики, можно отметить что, недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста. Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема, –какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах. Констатирующий эксперимент : Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала. Время проведения: 11.08 – 20.08.2015 Задачи: 1. Провести диагностический опрос детей 2011 – 2012 года рождения в восприятии цвета, формы, величины. 2. Зафиксировать полученные данные в таблицу. При обследовании детей, мы взяли за основу диагностические тесты, предложенные Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой[10], адаптированные под детей младшего дошкольного возраста: • тесты цветоразличения;
• тесты различения формы; • тесты восприятия величины. 1. Тест цветоразличения. Цель: определить знание цветов и их названий. Оборудование: 6 цветных карточек. Инструкция: я буду показывать тебе карточки, а ты называй её цвет. Процедура проведения: экспериментатор показывает цветные карточки ребёнку по одной, начиная с основных цветов (белый, чёрный, красный, жёлтый, синий, зелёный, а затем - карточки дополнительных цветов. Каждый ответ ребёнка фиксируется. 2. Тест различения формы. Цель: определить знание геометрических форм и их названий. Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур. Инструкция: я буду показывать, а ты назови фигуру. Процедура обследования: экспериментатор демонстрирует ребёнку геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ ребёнка фиксируется. В случае если ребёнок не называет одну или несколько фигур, то после демонстрации все фигуры выкладываются перед ним и экспериментатор даёт инструкцию: «Я назову фигуру, а ты покажи её». 3. Тест восприятия величины. Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов. Оборудование: три полоски бумаги (ширина - 2 см, длина самой длинной - 15 см, самой короткой - 5 см).
Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка. Процедура обследования: перед ребёнком выкладывают полоски, дают инструкцию. Задание выполнено правильно, если ребёнок сложил полоски последовательно (по нарастанию или убыванию). Оценка действий ребёнка по предложенным тестам. По каждому заданию фиксировалось: - способность выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); - Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение. Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий. Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением. Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе). Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа). Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием). Таблица 1 Определение величины предметов № Ф.И. ребенка большой средний маленький Уровень развития 1. Настя С. - + + средний 2. Артем Б. + - - низкий 3. Полина О. + + - средний 4. Аня С. + + + высокий
5. Алексей М. + - + средний 6. Валерия С. + - + средний 7. Полина В. + + - средний 8. Егор С. + - + средний 9. Варвара Ш. + - + средний 10. Егор Ш. - - + низкий 11. Арсений С. + - + средний 12. Ульяна М. + - - низкий Итого Итого: 10 4 8 Анализ диагностики на определение величины показал следующие результаты: из 12 детей второй младшей группы: Высокий уровень выявлен у 1 ребенка (Аня С.) – девочка знает все величины предметов, и хорошо в них ориентируется. - средний уровень показали 8 человек (Настя С., Полина О., Алексей М., Валерия С., Полина В., Егор С., Варвара Ш., Арсений С.)–у этих детей, были затруднения в названии величин. Дети, выполняя задание, допускали ошибки. - низкий уровень показали 3 детей (Артем Б., Егор Ш., Ульяна М.) – дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в двух контрастных величинах и в отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек Таблица 2 Задание 2. Определение цвета предметов № Ф.И. ребенка красны й синий зеленый белый черный желтый Уровень развития 1. Настя С. + - + - + - средний 2. Артем Б. + - - + - - низкий 3. Полина О. - - + + - + средний 4. Аня С. + - + - - + средний 5. Алексей М. - - + - + - низкий
6. Валерия С. + - - + - - низкий 7. Полина В. + - + - - + средний 8. Егор С. + - + - - + средний 9. Варвара Ш. + - - - + - низкий 10. Егор Ш. + + - + - + средний 11. Арсени й С. - + + + - + средний 12. Ульяна М. + - - + - + средний Итог 9 2 7 6 3 7 Анализ диагностики на определение цвета показал следующие результаты: из 12 детей второй младшей группы: Высокий уровень не выявлен. - средний уровень показали восемь детей (Настя С., Полина О., Аня С., Полина В., Егор С., Егор Ш., Арсений С., Ульяна М.) – испытывали затруднения в названии синего и черного цвета, некоторые дети справились с заданием с помощью педагога. - низкий уровень показали четверо детей (Артем Б., Алексей М., Валерия С., Варвара Ш.) –из таблицы №2 видно, что четверо детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. Дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировки предметов по цвету, не видят сходства и различия основных цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия некоторых основных цветов. Таблица 3 Задание 3. Определение формы предметов
Анализ диагностики на определение формы предметов показал следующие результаты: из 12 детей второй младшей группы: Высокий уровень был выявлен у одного ребенка – Варвара Ш, у девочки достаточно хорошо сформировано восприятие формы предметов, она с легкостью соотносит объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением. - средний уровень показали 7 человек (Настя С., Артем Б., Аня С., Алексей М., Валерия С., Егор Ш., Арсений С.) – у детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов, небольшие трудности возникли при умении соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, некоторые из детей справились с заданием при помощи педагога. - низкий уровень показали 4 детей (Полина О., Полина В., Егор С., Ульяна М.) –из таблицы №3 видно, что четверо детей с заданием не справились, несмотря на помощь педагога. У большинства детей не достаточно сформировано восприятие формы предметов; наибольшие затруднения вызывают овал и треугольник. Трудности также вызывают № Ф.И. ребенка круг овал квадрат прямоугольник треугольник Уровень развития 1. Настя С. + - + + - средний 2. Артем Б. + + - - + средний 3. Полина О. + - + - - низкий 4. Аня С. + - + + - средний 5. Алексей М. + - + - + средний 6. Валерия С. + - - + + средний 7. Полина В. + - - - + низкий 8. Егор С. - - + + - низкий 9. Варвара Ш. + + + - + высокий 10. Егор Ш. + - + + - средний 11. Арсений С. - + - + + средний 12. Ульяна С. + - - + - низкий итог 10 3 7 7 6
умения соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец, группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы. Полученные результаты были занесены в таблицу 4 и обобщены, таким образом, был выявлен уровень развития сенсорных эталонов у детей. Таблица 4 Уровень сформированности сенсорных эталонов у детей 3- 4 лет № Ф.И. ребенка Величин а Цвет Форма Общий уровень 1 Настя С. средний средни й средний средний 2 Артем Б. низкий низкий средний низкий 3 Полина О. средний средни й низкий средний 4 Аня С. высокий средни й средний средний 5 Алексей М. средний низкий средний средний 6 Валерия С. средний низкий средний средний 7 Полина В. средний средни й низкий средний 8 Егор С. средний средни й низкий средний 9 Варвара Ш. средний низкий высоки й средний 1 0 Егор Ш. низкий средни й средний средний 11 Арсений С. средний средни й средний средний 1 2 Ульяна С. низкий средни й низкий низкий Таким образом, было выявлено, что у детей второй младшей группы развитие сенсорных эталонов проявляется следующим образом: высокого уровня не выявлено, средний диагностирован у 10 человек (Настя С., Полина О., Аня С., Валерия С., Полина В., Алексей М., Егор С., Варвара Ш., Егор Ш., Арсений С.). Низкий уровень отмечен у 2 детей (Артем Б., Ульяна М.). Анализ диагностики позволил выделить уровни сформированности сенсорных эталонов у детей 3-4 лет:
 83% детей (10 человек) со средним уровнем;  17% детей (2 человек) с низким уровнем.  Результаты констатирующего эксперимента представлены в виде диаграммы (рис 1.) низкий уровень средний уровень высокий уровень Рис. 1.
Уровень развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет

(констатирующий эксперимент)
На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности сенсорных эталонов, мы определили, что у многих детей сенсорные способности развиты, не достаточно хорошо, и если в своей работе активно использовать дидактические игры на развитие сенсорных эталонов можно достичь хороших результатов.
2.2. Программа использования дидактических игр как средство

развития сенсорных эталонов у детей 3 - 4 лет

(формирующий эксперимент)

Цель:
разработать план мероприятий с использованием дидактических игр как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-4 лет.

Задачи:
1.Апробировать план мероприятий с использованием дидактических игр как средство развития сенсорных эталонов у детей 3 – 4 лет. 2. Способствовать повышению уровня развития сенсорных эталонов во второй младшей группе "Горошинки". Для осуществления поставленных задач нами был составлен план формирующего эксперимента по формированию сенсорных эталонов. Ожидаемый результат: у детей повысится уровень развития сенсорных эталонов. Программа использования дидактических игр как средство развития сенсорных эталонов у детей 3 - 4 лет Сенсорные эталоны Совместная деятельность воспитателя и детей НОД Самостоятель ная игровая деятельность детей
ОКТЯБРЬ

ЦВЕТ
Д . И . « С п р я ч ь мышку»ЦЕЛЬ: закреплять у д е т е й ц в е то в о й с п е к т р , продолжать использовать в речи детей названия цветов. У ч и т ь д е т е й у м е н и е группировать предметы по цвету. Д . И . « П о д б е р и п о цвету»ЦЕЛЬ: учить различать и сравнивать картинки между собой, умение подбирать пару на основе сходного сенсорного признака. П.И. «Найди свой цвет» Цель: учить детей быстро Р и с о в а н и е « Ц в е т н ы е ниточки» Цель:у ч и т ь р а з л и ч а т ь красный, желтый и синий цвета, рисовать линии; учить выполнять действия по инструкции воспитателя; Л е п ка « Р а з н о ц в е т н ы е шары» Цель:п о з н а к о м и т ь с п р о и з в е д е н и е м Н . П и кул е в о й « Н а д у в а л а Кошка шар»; обогащать и активизировать речь детей; учить различать желтый, красный, синий ц ве т а ; Игры в сухом бассейне (цветные шары)
действовать по с и г н а л у, о р и е н т и р о в а т ь с я в про ст ранстве; р а з в и в ат ь ловкость. з а к р е п л я т ь п р и е м ы раскатывания пластилина между ладонями; прививать интерес к своей работе. Аппликация «Воздушные шары» Цели: закреплять у детей п р а к т и ч е с к и е н а в ы к и аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на основе и наклеивать их.
ФОРМА
Д . И . « П о д б е р и фигуру»Цель: закрепить п р е д с т а в л е н и я д е т е й о геомет риче ских ф о рм а х , упражнять в их назывании. Д.И. «Чудесный мешочек»: Цель: учить узнавать предмет с п о м о щ ь ю о д н о г о и з анализаторов, з а к р е п и т ь названия овощей. Д . И . « Н а й д и и н а з о в и фигуру»Цель: упражнять д е т е й в з н а н и и геометрических фигур. Л е п к а «Мой в е с е л ы й звонкий мяч» Цель: у ч и т ь л е п и т ь предметы круглой формы – мячи. А п п л и ка ц и я « М я ч и к и катятся по дорожке» Цель: учить выполнять аппликацию из готовых д е т а л е й , с о с т а в л я т ь ком п о з и ц и ю « М я ч и к и катя т с я п о д о р о ж к е » ; воспитывать самостоятельность при выполнении задания И г р ы в строительном уголке
ВЕЛИЧ

ИНА
Д.И. «Собери пирамидку» Цель:Познакомить детей со сборно – разборной игрушкой пирамидкой. Аппликация«Большие и маленькие яблоки» Цель:Учить наклеивать круглые предметы И г р ы в строительном уголке
НОЯБРЬ

ЦВЕТ
Д.И. «Разложи по цвету» Рисование «Листья желтые Знакомство с
Цель:З а к р е п и т ь у м е н и е соотносить предметы по цвету, отбирать, группировать по р а з м е р у. В о с п и т ы в а т ь внимательное, заботливо е отношение к окружающим и близким. Развивать память, активизировать речь.; Д .И . «П одбери ч аш ки к блюдцам» Цель:Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. П.И. «Разноцветные самолеты» Цель: Р а з в и в а т ь у д е т е й ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге. летят» Цель:у ч и т ь р и с о в а т ь пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и с т а в и т ь о т п е ч а т к и ) ; в ы з ы в а т ь и н т е р е с к созданию коллективной композиции; р а з в и ват ь чувство цвета и ритма. Р а з в и в а т ь и н т е р е с к нетрадиционному изображению предметов ( л и с т ь е в ) н а б у м а г е . Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику ру к . Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. ц в е т о м в процессе игр
ФОРМА
Д.И. «Геометрическое лото» Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Д.И. «Что лежит в мешочке» Цель: закреплять знания детей о ф о р м е , у п р а ж н я т ь е с о от н е с е н и и н е с ко л ь к и х предметов с одним и тем же геометрическим образцом Лепка« П еч е м б у б л и к и - баранки-сушки для куклы» Цель:Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, с о е д и н я т ь к о н ц ы палочек, образуя кольцо; развивать мелкую моторику рук Л е п к а « Р а з н о ц в е т н ы е колечки» Цель:Вызвать интерес к Знакомство с предметами круглой ф о р м ы в процессе самостоятел ьной игровой деятельност и
Д.И. «Кому какая форма» Цель:У ч и т ь д е т е й группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. л е п к е к а к в и д у изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображения (как настоящие, с которыми можно играть) .
ВЕЛИЧ

ИНА
Д.И. «Что там!» Цель:З а к р е п л я т ь у м е н и е устанавливать отношение между пятью объектами по в е л и ч и н е ( с к л а д ы в а н и е мат р е ш к и ) ; у ч и т ь д е т е й выделять высоту как особое измерение величины. Д.И. «Найди такое же колечко» Цель:Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного н а другой, находить два предмета одинаковой величины. Аппликация «Яблочки на тарелочке» Цель:Формировать представления детей о полезной пище. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном п о л ь з о в а н и и к л е е м , применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге. И г р ы с большими и маленькими мячами.
ДЕКАБРЬ

ЦВЕТ
Д.И. «Воздушные шары» Цель: р а з в и в а т ь у м е н и е различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, н а ход я признаки сходства и различия и о т р а ж а т ь и х в р е ч и . Развивать мелкую моторику рук. Рисование «Снеговик» Цель: Р а з в и т и е пространственного воображения детей через рисование целого предмета из нескольких частей. З а к р е п и т ь н а в ы к и закрашивания к р у гл о й формы, повторяя очертания нарисованной ф и г у р ы , з а к р е п и т ь з н а н и е геометрических форм. И г р ы в сухом бассейне

ФОРМА
Д.И. «Геометрическое лото» Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу. Д.И. «Из каких фигур состоит предмет!» Цель:Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на с о с т а в н ы е ч а с т и , соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. Л е п к а « В и т а м и н к и в баночке» Цель:Продолжать в о с п и т ы в а т ь у д е т е й отзывчивость, желание п р и д т и н а п о м о щ ь , развивать мелкую маторику рук. Закреплять навыки л е п к и : о т щ и п ы в а т ь м а л е н ь к и е к у с о ч к и пластилина, с к ат ы ват ь м е ж д у л а д о н я м и и л и пальчиком на дощечке. Складывать комочки, на силуэт баночки, начиная снизу рядом друг с другом. З а к р е п л я т ь з н а н и я основных цветов. И г р ы в строительно м уголке»
ВЕЛИЧИ

НА
Д.И. «Упражнение с брусками изменяющихся размеров» Цель:З а к р е п л я т ь у м е н и е устанавливать соотношение м е ж д у э л е м е н т а м и п о величине, выделять высоту и длину. Познакомить детей с новым для них измерением величины — шириной, а также с толщиной. Рисование «Укрась кукле платье» Цель:продолжать у ч и т ь детей рисовать пальцами, р и т м и ч н о н а н о с я рисунок; развивать мелкую моторику рук, речевые навыки; закреплять знание цвета, умения работать аккуратно. И г р ы с пирамидкам и
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятие Цель Сроки Анкетирование р од ите л е й «Выявление интере сов и з н а н и й р о д и т е л е й воспитанников по вопросам с е н с о р н о г о р а з в и т и я и выявления интересов, пот ре бно с т е й, запросов родителей, у р о в н я и х компетенции по вопросам сенсорного ра звития и воспитания дошкольников Середина октября
воспитания дошкольников». Проведение родительского собрания на тему «Сенсорное во спит ание – фу н д а м е н т у м с т в е н н о г о р а з в и т и я ребенка». о б о г а щ е н и е р о д и т е л ь с к и х представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста. Конец о к т я б р я – начало ноября О ф о р м л е н и е п а п к и – передвижки для родителей на тему «Сенсорные игры для детей». Познакомить родителей с сенсорными играми для детей Середина октября Оформление буклетов для родителей на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Обогатить представления и знания родителей в области с енсорного развития Конец ноября В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС), утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., определены направления развития и образования детей (образовательные области). Наша работа так же находит отражение в этих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, художественно- эстетическое. Для проведения формирующего эксперимента были выбраны мероприятия, которые как мы предполагаем, должны заинтересовать детей. Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных эталонов у детей 3 – 4 лет разрабатывались в соответствии с возрастной группой. Названия соответствуют содержанию, что создавало удобство при планировании и позволяло поддерживать интерес детей к данным мероприятиям. Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в месяц в течение трех месяцев, продолжительностью 10-15 минут. Дидактическая игра и с п о л ь з о в а л а с ь н е т о л ь ко в непосредственной образовательной
деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами моей деятельности с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий. Во время приёма детей обязательно я старалась обращать внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Настя, какая красивая жёлтая шапочка сегодня у тебя. А ты, Егор, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня". Во время режимных моментов обращала внимание на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр. Остановимся на анализе некоторых мероприятий, проведенных мной на этапе формирующего эксперимента. Детям предлагались дидактические игры, в которые они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент, так, например, в дидактической игре «Кто быстрее соберет цветные фигуры в коробочки нужных цветов?», Аня С, Алеша М., Варвара Ш., Полина О и Егор С, проявляли себя активнее других ребят, другие ребя т а тоже уч аствова ли в игре, но с н а и м е н ь ш е й заинтересованностью, наверное, это связано с трудностями в знании эталонов цвета. В игре «Спрячь мышку» для создания положительных эмоций, использовалась игрушка кошки, дети достаточно живо на нее отреагировали и быстро выполняли действия, соответствующие содержанию игры. Дети были активно включены в игру: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою, даже те дети у которых возникали трудности старались справиться с поставленной задачей, при помощи воспитателя. Индивидуальную работу по формированию сенсорных эталонов с помощью дидактических игр планировали на утренние часы, предлагая детям разный дидактический материал для игр, такие как: "Геометрическое
лото", "Собери пирамидку", "Разложи по цвету", "Кто большой, кто маленький" и т. д. В дидактической игре «Кто большой, кто маленький» Ульяна М и Артем Б, старались справиться с поставленной задачей без помощи воспитателя, у Егора Ш во время выполнения задания возникали трудности, но с помощью воспитателя он справился с поставленной задачей. Дидактическая игра «Геометрической лото» вызывала интерес у детей, так как из геометрических фигур дети выкладывали разные фигуры, так, например, Валерия С выкладывала цыпленка, Варвара Ш выкладывала домик с заборчиком, Егор С выкладывал медвежонка и т.д. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Во время режимных моментов старалась обратить внимание детей на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр. Для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта была необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей. Во время непосредственно образовательной деятельности по: конструированию; изобразительной деятельности; Я старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при занятии лепкой, в гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор, а после слепить из пластилина угощения для кукол в виде калачиков или бубликов. Во время занятия спрашивали у детей, какой величины кукла Даша, а какой Маша. "Лера, какую чашку мы дадим кукле Даше?" – спрашивала я, - "А какую, Настя, мы поставим Маше?", "Алеша, а какого цвета чашка у Маши и Даши?", "А теперь Матвей, поставим куклам тарелки". - Арсений, какую тарелку ты дашь Даше?
- Большую. - А почему? - Потому что она большая. - Кто большая? - Кукла. - Молодец, Арсений, кукла Даша большая и ты ей поставил большую тарелку. А какую ты дал Маше? - Маленькую. - Молодец. - , скажи, а какого цвета тарелки. У Даши, какая? - Синяя. - Молодец, правильно, эта тарелочка синяя. - Кирилл, а эта какого цвета? - Жёлтая. - Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цвета тарелка! - Красная. - Молодцы. - А теперь Лиза скажет, что ещё у нас здесь красного цвета? - Чайник и кастрюля. - Молодец, Лиза, правильно. Непосредственно образовательная деятельность по аппликации на тему «Яблочки на тарелочке», к нам в гости приходили медвежонок и зайчонок, что вызвало больший интерес к деятельности, дети старались сделать красивые яблочки для животных. Конечно не все дети справились с поставленными задачами в полном объеме, Артем Б сделал аппликацию с помощью воспитателя, но правильно определил, что большое яблочко на тарелочку для медвежонка, а маленькое для зайчонка. В конце занятия мы рассматривали все работы и обсуждали вместе с детьми какие красивые яблочки получились у нас для животных.
В непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему «Снеговик» дети проявляли себя активно, Артем Б нарисовал снеговика с помощью воспитателя, не много затруднялся в рисовании круглых форм в правильном порядке, Валерия С, наоборот сделала все самостоятельно и правильно, у Алеши М не совсем получилось нарисовать круглые формы снеговика, но от помощи воспитателя отказался, проявив свою самостоятельность. В основном с поставленными задачами дети справились. После занятия в приемной вместе с детьми мы сделали выставку работ. В г р у п п е б ы л с о з д а н с е н с о р н ы й у г о л о к . При выборе месторасположения сенсорного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсорных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Сенсорный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково- экспериментальной деятельности детей. Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации уголка: 1. доступность; 2. безопасность; 3. креативность. Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Оформление сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей). В уголкесобрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная
мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. В уголке находятся дидактические игры такие как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики и т. д.Здесь организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей. Сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. В рамках эксперимента с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития детей была разработана анкета (Приложение …), которая позволила сделать следующие выводы: - большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка; - все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу. В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. По результатам анкетирования было выявлено, что только 30 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». Было организовано родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних
условиях», благодаря которому у родителей значительно повысился интерес к сенсорному развитию детей. Также по теме сенсорного воспитания был оформлен родительский уголок. В уголке для родителей постоянно помещались консультации: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка", "Дидактические игры, способствующие формированию сенсорных эталонов", "Знакомим ребенка с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей". Также был разработан буклет на тему «Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста»


В раздел образования