Напоминание

«Безопасность пользования информацией в сети интернет обучающимися с ОВЗ»


Автор: Никитина Наталья Васильевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПБ ГБПОУ "Лицей сервиса и индустриальных технологий"
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: «Безопасность пользования информацией в сети интернет обучающимися с ОВЗ»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт -Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Лицей сервиса и индустриальных технологий»

Учебно-методическое пособие

«Безопасность пользования информацией в сети интернет

обучающимися с ОВЗ»

Разработала

Мастер п/о Никитина Н.В.

Петербург

2022 год

Пояснительная записка

Проблема обеспечения информационной безопасности молодого поколения в информацион-

ных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности

молодых пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для под-

ростков «другом», «помощником», «воспитателем» и даже «педагогом». Между тем существует

ряд аспектов при работе с компьютером, в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих

на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих

проблемы в поведении у психически неустойчивых подростков, представляющих для них угро-

зу.

В связи с чем важной целью становится обеспечение информационной безопасности молоде-

жи путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной инфор-

мационной среде.

Интернет представляется нам социальным пространством, в котором присутствуют основ-

ные виды деятельности из реальной жизни. Современные юноши и девушки повсеместно окру-

жены сетью интернет, они учатся, читают новости, общаются с друзьями, слушают музыку,

смотрят фильмы. Многие молодые люди начинают вести свои интернет - дневники, а также

публикуют личные фотографии, все это они делает осознанно. Подросткам в виду их юного

возраста не свойственно серьезно задумывается об истинности и ложности информации полу-

ченной в Интернете.

Безопасность пользования информацией в сети интернет

обучающимися с ОВЗ»

Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями общения не меньше,

чем реальная (не виртуальная) жизнь. Пользователь компьютерной сети не всегда видит лицо

собеседника, есть только экран монитора, нет эмоций, мимики, жестов – одни фразы и текст. В

онлайновом общении очень легко неправильно истолковать слова оппонента и неправильно от-

реагировать. В этой ситуации необходимо следовать древнему принципу, согласно которому с

другими нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, важно почувствовать себя

на месте другого человека. Но молодежь в условиях реальной действительности относится к

этому легко и непринужденно, к сожалению, мало кто действительно задумывается о морали

общения в сети. В связи с этим возникает вопрос – существует ли сетевой этикет? Да, суще-

ствует.

Сетевой этикет базируется, как и в обычной жизни, на взаимоуважении между людьми и

желании быть правильно понятыми. В целом Интернет повторяет устройство современного об-

щества, поэтому можно предположить, что нормы этикета в сети нарушаются, как и правила

поведения «реальной» жизни. Любой посетитель интернет - блогов, социальных сетей, темати-

ческих форумов может стать жертвой виртуальной агрессии. Многие переносят в виртуальное

пространство всю свою злобу и ненависть, не думая о правовых последствиях, которые их мо-

гут ожидать. Надо сказать, что «сетевые сквернословы» чувствуют себя относительно спокой-

но. Большинство виртуальных хамов полагают, что их агрессивное поведение оправдано: «вы-

разил свое мнение», «свобода слова» и вообще «имею право». Но правозащитники утверждают,

что оскорбления на улице, как и оскорбления в Интернете, одинаково подпадают под админи-

стративную ответственность. Если оскорбления прозвучали в Интернете, их нужно зафиксиро-

вать и обратиться в суд с требованием возмещения морального ущерба.

Вступая в интернет - сообщества, необходимо быть готовым к тому, что комментарии под

вашим фото в открытом доступе не будут доброжелательными. Но, как показывает опыт, даже

злостные анонимы попадаются, и тогда их могут призвать к ответу.

Общение в сети можно разделить на несколько видов. Общение по электронной почте и де-

ловая переписка опираются на правила речевого и делового этикета. Здесь ведущее место зани-

мает культура речи и эффективность общения. Электронные письма должны быть оформлены

надлежащим образом: указана тема письма, если это ответ, то желательно процитировать часть

основного письма, мысли излагать четко и кратко, обязательно поставить подпись – это знак

проявления уважения к собеседнику. Электронная почта - средство связи между людьми, без

правил вежливости здесь не обойтись. Нельзя игнорировать «волшебные» слова, такие как

«спасибо» и «пожалуйста». В деловой переписке стоит обратить внимание на более вежливые

формы любезностей: партнеру лучше сказать «прошу прощения», чем «извините». Обмен мне-

ниями на тематических и профессиональных форумах происходит в рамках профессионального

общения. И тут тоже следует с уважением относиться к людям, какими бы не были их мнение и

высказывания. За соблюдением правил приличий следит не только ваша совесть, но и модера-

торы. Чаты и форумы для знакомства и общения – это места, где этикет меньше всего соблюда-

ется. Именно там на безобидное замечание вы можете получить хамский ответ и увидеть рас-

при. Но даже, попадая в такую среду, не стоит забывать об элементарных нормах поведения и

свести к минимуму хотя бы оскорбления.

Правила хорошего тона:

1.

Если пишете пост или комментарий, не поленитесь проверить свою грамотность

в словаре. Используя общепринятые правила русского языка, вы выражаете уважение

к своим невидимым собеседникам. На многих форумах существует специальная

кнопка «Проверить правописание», которая поможет вам выразить свои мысли без

ошибок.

2.

Обращаясь к незнакомому собеседнику, уместнее называть его на «Вы», если только

на форуме не принято панибратское обращение.

3.

Даже самый горячий спор не должен перерасти во взаимные оскорбления. Если

человек провоцирует вас, разумнее будет просто игнорировать его выпады. Помните,

так же, как и в реальной жизни, одна достойная вежливая фраза придаст вам гораздо

больше веса, нежели ярый спор с переходом на личности.

4.

На каждом сайте или форуме есть своя собственная культура общения, свои

традиции и сленг. Всегда читайте правила сайта - во избежание обидных

недоразумений. Наблюдайте, как общаются между собой участники дискуссий, и

делайте выводы.

5.

Прожить в сети чужую жизнь с выдуманной биографией – заманчивая перспектива,

особенно для творческих натур. В этом нет ничего плохого, если только ваш

персонаж не оскорбляет других людей и не играет на их чувствах. В противном

случае всегда есть опасность быть раскрытым и прославиться в прямом смысле

«навесь мир».

6.

Личные фотографии в социальных сетях должны работать на вас, а не против вас.

Каждая ваша фотография в Интернете является достоянием общественности. Даже

если вы выкладываете свои провокационные фото и фото в неприглядном виде «под

замок», нет никакой гарантии, что ваш аккаунт не взломают или что в результате

ошибки на сайте заблокированные фото не станут общедоступными.

7.

Разнообразие форумов породило явление, имеющее прямое отношение к сетевой

культуре и называемое троллингом. Согласно «Википедии», в Интернет -

терминологии слово «тролль» означает человека, размещающего в Сети (в форумах

или блогах) провокационные сообщения, которые оттягивают на себя внимание и

мешают обсуждению заявленных тем. «Тролль» хочет почувствовать свою

значительность и популярность, произвести неизгладимое впечатление, для этого

пускает в ход любые средства. Обычно это люди, страдающие комплексом

неполноценности, разочарованные или уставшие от повседневной рутины. Они

спорят исключительно ради спора, провоцируя при этом своих собеседников на

скандал. Опознав «тролля», принято сразу заявить ему об этом и прервать дальнейшее

с ним общение. Для такой тактики существует специальное выражение «не кормить

тролля». Продолжение спора с таким оппонентом бессмысленно, поскольку это и есть

его цель - продолжать дискуссию как можно дольше.

8.

На многих форумах считается дурным тоном написание новой темы, которая уже не

единожды поднималась. Прежде чем писать свой пост, воспользуйтесь поиском по

сайту и выясните, не обсуждался ли интересующий вас вопрос раньше.

9.

Что касается подарков по тематике этикета, важно красиво и со вкусом оформить

подарок: ужать красочным архиватором, привязать цветной аттачмент (виртуальное

приложение), необходимо проверить подарок на отсутствие вирусов. Совсем

непростой вопрос, как дарить подарок. Играет роль, как передать его – лично или

через ICQ. Важно уметь не только дарить, но и принимать подарки. Вежливый юзер,

получив подарок, тут же, в присутствии дарившего, развернет его, похвалит,

проинсталлирует и поблагодарит.

И хотя, конечно, этикет в сети – это скорее не устойчивые нормы поведения, а пожелания,

ими не стоит пренебрегать. Помните, что по ту сторону монитора находится все-таки человек, и

нужно уважать этого человека в собеседнике. Тогда общение в сети будет не только увлека-

тельным и познавательным, но и приятным.

Интернет-зависимость. Многим пользователям наверняка известен термин «Интернет-

зависимость». Что это такое?

Сегодня большинство современных подростков, к сожалению, не имеют конструктивных

увлечений, таких как спорт, музыка, живопись, мало кто посещает кружки, секции, обществен-

ные молодежные организации. Там, где есть пустота, обычно возникает зависимость. Огромное

количество свободного времени, как правило, заполняется компьютером, и молодой человек

может сам для себя устанавливать время, продолжительность, правила общения в сети Интер-

нет.

Виртуальный мир далек от действительности, здесь легко исправить любые ошибки, можно

за несколько часов завести огромное количество знакомых, что труднее сделать обычной жиз-

ни. Как результат, такие подростки не приспособлены к реальному миру, поскольку они вос-

принимают его виртуально. Таким образом, кроме множества положительных моментов

компьютеризация породила и патологию - интернет- зависимость.

Психологическую интернет-зависимость сравнивают с наркоманией. Основной группой

риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Ко-

нечно, не каждый подросток, который общается в чатах, в социальной сети, или пользуется дру-

гими сервисами глобальной сети, становится одержим компьютером. Практически все они про-

ходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обыч-

ными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет - зависимых. При-

меры психологических и физических симптомов интернет - зависимости.

Психологические симптомы:

·

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

·

невозможность остановиться;

·

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

·

пренебрежение семьей и друзьями;

·

ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

·

ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

·

проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

·

синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с

длительным перенапряжением мышц);

·

сухость в глазах;

·

головные боли по типу мигрени;

·

боли в спине;

·

нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

·

пренебрежение личной гигиеной;

·

расстройства сна, изменение режима сна.

Опасными сигналами (предвестниками интернет - зависимости) являются:

·

навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

·

предвкушение следующего онлайнового сеанса

·

увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;

·

увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Существует краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости

подростка от Интернета, его адаптированный вариант в приложении 1.

Личность подростка еще не до конца сформирована, легко поддается любому, в том числе

и отрицательному влиянию. Поэтому остро встает проблема защиты от негативного контакта, с

которым юное поколение сталкивается в поисках необходимой информации в Интернете:

·

эксплуатация доверия: подростков могут соблазнить на совершение непристойных

действий;

·

доступ к порнографии: могут наткнуться на порнографию в виду ее широкого

распространения в Сети. Соответствующее фильтрующее программное обеспечение,

обязательное к установке в школах, к сожалению, зачастую не установлено на домашних

компьютерах, а установленное не всегда адекватно работает или безграмотно настроено;

·

веб-сайты с опасным содержанием, например с инструкциями по изготовлению

взрывчатых веществ или наркотических средств;

·

сетевые игры с элементами насилия, способствующие повышению агрессивности у

подростков;

·

веб-сайты экстремистской направленности, нередко побуждающие подростков к

применению физического или психического насилия;

·

платные услуги сети (платное голосование, плата за возможность скачать аудио- или

видеофайл и т.д.), на которые подросток тратит все карманные деньги, а зачастую и

деньги родителей;

·

некоторые молодые люди, владеющие знаниями информационных технологий на высшем

уровне, занимаются своеобразным вредительством. Запуская вирусы, взламывают важные

и секретные сайты. Таких людей называют хакерами.

Пребывание на сайте с плохой репутацией, воспитывает у подростка культ насилия, же-

стокости.

Приходится констатировать, что не все молодые люди могут дифференцировать информа-

цию. Нередки случаи, когда информация в глобальной сети бывает ложной, недостоверной, на-

вязчивой. Большинство принимает е

ѐ

за чистую монету. Некоторые пользователи подстрекают

подростков совершать массовые суициды. Такие случаи уже имели место в ряде стран. Огорча-

ет то, что юноши и девушки не понимает, в чем именно заключается общение через информа-

ционную сеть. Правильно классифицировать данные и точно обработать информацию сможет

только политически грамотный молодой человек, имеющий достаточные знания правовых

основ и правовой культуры. В Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной Помощи

пользователям Интернет, предлагающая психологическую поддержку он-лайн с помощью ICQ

– сетевой аналог «телефона доверия» и «Виртуальная психологическая служба». Несмотря на

виртуальные службы психологической помощи, большинство специалистов рекомендуют оч-

ную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с акцентом на работе с образами, эмоци-

ями, т.к. интернет - зависимые пациенты, как правило, испытывают значительные затруднения

на эмоциональном плане. Поэтому здесь можно дать лишь общие рекомендации родителям,

чтобы предостеречь возникновения интернет - зависимости у подростка:

·

установить предел времени, которое подросток проводить в Интернете;

·

программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;

·

установить для подростка правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету до тех

пор, пока не выполнит домашнее задание и другие первоочередные обязанности;

·

исходя из индивидуальных особенностей юного человека, подобрать другие занятия и

увлечения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в

Интернете;

·

контролировать юношество в Интернете с помощью специального программного

·

обеспечения.

Это поможет отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом

деле посещает подросток и что он там делает. Позитивная роль Интернета заключается в том,

что, прежде всего, молодые люди учатся пользоваться информационными, компьютерными

технологиями и их ресурсами. Из всемирной сети получают объемную, актуальную,

современную информацию; имеют возможность войти в банк данных и информационный

каталог всех библиотек мира; могут пользоваться новинками произведений литературы,

искусства, которые первоначально появляются в Интернете; осуществляют виртуальный

контакт с миром из любой точки земного шара.

Законы Интернета. Что разрешено и что запрещено в Интернете?

Интернет является общественным ресурсом. Все, что незаконно в обычной жизни,

незаконно и в Интернете. Всемирная сеть предоставляет огромные возможности свободного

общения, но также подразумевает большую ответственность. Например, владелец веб - сайта,

отвечает за законность сайта, место его публикации и его содержание.

Авторское право:

·

авторским правом защищается способ реализации идеи, но не сама идея.

Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но

присвоение авторства этого материала запрещено. Например, при использовании

материала в собственной презентации необходимо указать источник;

·

передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов

или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными

кодами и т.д.) является противозаконным;

·

копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется

лицензия, запрещено даже в целях личного использования;

·

неразрешенное использование материала может привести к административному

взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия.

Информационная безопасность:

Помните. После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет

контролировать и удалять каждую ее копию.

Проверяйте. Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется

информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Думайте. Благоразумно ли размещать личную информацию на собственном веб- сайте,

если невозможно быть уверенным в целях ее использования?

Интернет и образование. Чтобы завтра стать высококвалифицированным и успешным

специалистом, молодому человеку необходимо уже сегодня позаботиться о своем образовании.

В данном аспекте нельзя недооценивать роль всемирной паутины. В наше время большую роль

в этом играет дистанционное образование, оно предусматривает индивидуальный план занятий.

Каждого «дистанционного» студента курирует определенный преподаватель. Он дает обучаю-

щемуся консультации при возникновении затруднений, проверяет тесты и работы, помогает го-

товиться к экзаменам. Связь между студентом и преподавателем осуществляется через Интер-

нет. Учебные материалы студент получает в электронном виде. Не стоит думать,

что дистанция, предполагаемая данным видом обучения, ведет к тому, что студент учится спу-

стя рукава. Система держится на жестком контроле и отчетности. В странах Запада это нестан-

дартное обучение пользуется большой популярностью. Причем, дистанционный диплом там

ничем не отличается от обычного. В сети Интернет огромное количество электронных библио-

тек. Если раньше нужно было посетить обычную библиотеку, чтобы достать необходимую кни-

гу или учебник, то сегодня любую нужную информацию можно получить, не выходя из дома. В

сети можно прочитать практически любое издание, научную статью, журнал или получить дан-

ные об интересных исследованиях. Для того чтобы спокойно «гулять» по

виртуальному пространству и черпать нужные сведения, необходимо знание английского язы-

ка, потому что довольно часто интересующая информация бывает только на английском языке.

Какие возможности для образования дает Интернет:

·

обучающиеся, живущие в районах мира, где образование на должном для современного

общества уровне отсутствует, получили доступ к информационным ресурсам и знаниям;

·

молодежь из разных регионов мира может легко общаться с ровесниками других

национальностей, что позволяет выходить на новый уровень культурного развития

общества;

·

появились новые возможности для образования инвалидов, которым теперь доступно

обучение в том же объеме и качестве, что и их здоровым сверстникам, посещающим

обычные учебные заведения;

·

интернет служит уникальным и действенным средством распространения сложных идей и

абстрактных концепций.

Благодаря Интернету учащиеся сегодня не ограничены пространственными и временными

рамками. Что бы ни случилось, мы первым делом обращаемся к Интернету: найти информа-

цию, прочитать почту, узнать контакт. Ведь легче залезть во всемирную паутину и отыскать

там ответ на вопрос, чем думать самому. Если раньше для написания работы учащиеся искали

разные книги в библиотеках, изучали их, выписывали нужную информацию и, лишь собрав

необходимый материал, выполняли задание, то сегодня скачать готовую работу по теме можно

с помощью одного клика.

Часто сдаются даже не переработанные рефераты и курсовые, в лучшем случае из

нескольких делается одна работа. Конечно, качество знаний, приобретаемых таким образом го-

ворит само за себя. Ведь одно дело использовать всемирную паутину для поиска информации в

электронном виде вместо обычных изданий, другое – просто скачать готовую работу. А ведь

еще 20 лет назад все рефераты и курсовые писались от руки, текст тщательно составляли. Сего-

дня такой качественный подход - редкость, проще взять готовое. Хорошо это или плохо - скачи-

вать готовые работы с Интернета – вопрос неоднозначный. Некоторые используют материал

просто в качестве варианта или для расширения кругозора. Но бесспорно то, что правильность

и надежность информации, выкладываемой во всемирной паутине в виде готовых работ, часто

никто не проверяет, поэтому относиться в ней необходимо с осторожностью. В целом Интернет

сопровождает современного человека повсюду: на работе, в учебе, на отдыхе.

Компьютерные игры. Извечный спор об отрицательном влиянии компьютерных игр на

психику человека получил неожиданное развитие. Сторонники виртуальных развлечении заяви-

ли, что «стрелялки» и «бродилки» помогают повышать квалификацию работников. Западные

ученые определили, что от джойстика руки хирурга становятся искуснее и ловчее, поли-

цейский, стреляющий в виртуальных врагов, становится более метким при исполнении, а ско-

рость реакции геймера- военного увеличивается в несколько раз. После таких утверждений ста-

новится ясно, почему так много игр выпускается по заказу государственных структур. Но есть

среди них игры, предназначенные для обычных пользователей. Речь ид

ѐ

т о современной моло-

дежи, о том, насколько на нее влияют компьютерные видеоигры. Очень заботливые родители

пытаются запретить своему ребенку в свободное время развлекаться на «компе». Это одно из

излюбленных наказаний многих родителей. О вреде или пользе такого способа воздействия на

подростка полемизировать можно очень долго и, в конечном счете, каждый останется при сво-

ем мнении.

Как разобраться в данной дилемме. С одной стороны табу на компьютерные игры в нака-

зание провинившемуся представляется необходимым. У подростка будет больше времени на

выполнение уроков, занятий физкультурой, к тому же его глаза будут меньше напрягаться.

Компьютерный дисплей - не что иное, как источник освещения, а долгое «глядение» на свет мо-

жет привести к снижению четкости глаза. Кроме того, вследствие сидячего типа жизни у под-

ростков формируются различные заболевания, к примеру, ожирение, гиподинамия и т.д. впро-

чем, это уже относится к анатомии, потому не станем рассказывать об этом подробнее. С дру-

гой стороны, молодой человек без доступа к глобальной сети не сможет быстро найти необхо-

димую для учебы информацию, также станет в меньшей мере поддерживать отношения со

сверстниками, все-таки подрастающая молодежь отдает предпочтение интернет - общению.

Если родители заметили, что их ребенок увлекается компьютерными играми, необходимо

узнать, какой игре он отдает предпочтение, для какого возраста она предназначена, и какие

цели пытается достичь, играя в нее. По большей части подростки играют в различные игры для

того, чтобы развлечься, занять свое свободное время. Очевидно, что это нормально для любого

человека, не только для молодежи. Вспомните, как-никак вс

ѐ

в этой жизни мы начинаем пости-

гать при помощи игры.

Таким образом, молодые люди, коротающие время за дисплеем ПК, могут оказаться со-

вершенно успешными личностями завтра, а могут, в конечном итоге, «потерять» себя в матери-

альной действительности, и нарушить свое здоровье. Грани между «хорошо» и «плохо» нет, все

сугубо персонально, иначе говоря, каким будет «безопасный Интернет» зависит от самих

тинэйджеров и их родителей.

Рекомендации для родителей (законных представителей)

Возраст интернет-пользователей от 14 до 18 лет

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так

как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно

важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности –соглашение между родителями и

детьми.

Советы по безопасности в этом возрасте.

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются элек-

тронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы.

Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого

юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при

этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.

Что посоветовать в этом возрасте?

·

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и

требуйте безусловного его выполнения.

·

Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет,

руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах). Компьютер с

подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате. Не забывайте

беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким

образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.

·

Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного

обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы. Используйте

средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному

Родительскому контролю. Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши

дети.

·

Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не

общались в приватном режиме.

·

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети

Интернет.

·

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами

электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями,

регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в

Интернет.

·

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения.

·

Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное

программное обеспечение.

·

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных

с Интернет.

·

Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они безопасности, если сами

рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти

еще раз в подобных случаях.

·

Деликатно расскажите детям о порнографии в Интернет.

·

Помогите им защититься от спама.

·

Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного

адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные

почтовые фильтры.

Приложение 1

Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки. Объясните детям,

что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или

угроз другим людям. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный

риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

1.

Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих

онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2.

Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

3.

Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные попытки

контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

4.

Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках

ограничить или прекратить пользование Интернетом?

5.

Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?

6.

Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной

жизни из-за Интернета?

7.

Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время

пребывания в Сети?

8.

Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного

настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или

депрессии)?

Подросток считается интернет- зависимым в случае пяти или более положительных

ответов на эти вопросы.

Приложение 2

Анкета №1 «Осторожно, вирус!»

Респонденту предлагается подчеркнуть правильный, по его мнению, ответ (допускается

несколько вариантов).

Что является основным каналом распространения компьютерных вирусов?

1.

Веб- страницы;

2.

Электронная почта;

3.

Флеш- накопители (флешки).

Для предотвращения заражения компьютера вирусами следует:

1.

Не пользоваться Интернетом;

2.

Устанавливать и обновлять антивирусные средства;

3.

Не чихать и не кашлять рядом с компьютером.

Если вирус обнаружен, следует:

1.

Удалить его и предотвратить дальнейшее заражение;

2.

Установить какую разновидность имеет вирус;

3.

Выяснить, как он попал на компьютер.

Что не дает хакерам проникать в компьютер и просматривать файлы документы:

1.

Применение брандмауэра;

2.

Обновления операционной системы;

3.

Антивирусная программа.

Какое незаконное действие преследуется в России согласно Уголовному Кодексу РФ?

1.

Уничтожение компьютерных вирусов;

2.

Создание и распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ;

3.

Установка программного обеспечения для защиты компьютера.

Приложение 3

Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1.

Свои увлечения;

2.

Свой псевдоним;

3.

Домашний адрес.

Чем опасны социальные сети?

1.

Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях;

2.

При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан;

3.

Все вышеперечисленное верно.

Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

1.

Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия;

2.

Пойти на встречу одному;

3.

Пригласить с собой друга.

Что в Интернете запрещено законом?

1.

Размещать информацию о себе;

2.

Размещать информацию других без их согласия;

3.

Копировать файлы для личного использования.

Действуют ли правила этикета в Интернете?

1.

Интернет - пространство свободное от правил;

2.

В особых случаях;

3.

Да, как и в реальной жизни.

Ответы на анонимные анкеты демонстрируют первичный уровень осведомленности под-

ростков по проблемам безопасности при использовании сети интернет. По итогам анкетирова-

ния рекомендуем составить и провести беседу по соответствующей теме.

Методические рекомендации для педагогов по использованию

в работе с несовершеннолетними информационной модели

профилактики злоупотребления психоактивных веществ

Информационная модель. Основа - представление о том, что информирование человека о не-

гативных последствиях приема психоактивных веществ для здоровья и социального благополу-

чия позволяет предотвратить их употребление. Предполагается, что, если человек знает об

опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведе-

нию отрицательно и стремиться от него воздерживаться. Соответственно, если человеку извест-

но, что определенный образ поведения полезен для здоровья и благополучия, то знание об этом

с необходимостью сформирует положительное отношение к данному образу поведения, моти-

вацию к сохранению здоровья и безопасному поведению, позволит в случае необходимости из-

менить поведение. В информационной модели также широко используются трагические приме-

ры из жизни людей, злоупотреблявших алкоголем и наркотиками, описания фактов деградации

их личности и разрушения здоровья.

Информационная модель традиционно реализуется с опорой на эффект запугивания, сознатель-

ного вызывания страха. Однако, данный эффект имеет как существенные ограничения, так и не-

гативные последствия:

1)

Эффективность сильного страха, если и может быть высокой, то всегда крат-

ковременна.

2)

Трансляция знаний о ПАВ может стимулировать интерес к ним, подтолкнуть к

пробам.

3)

Получение неверной информации или недостаток (отсутствие) информирования в

некоторых сферах рассматривается как основа большинства эмоциональных и по-

веденческих проблем человека, поэтому предпочтительнее обсуждать проблемы,

связанные с употреблением ПАВ, с медицинскими работниками и психологами,

которые лучше владеют информацией по данной теме.

Изучение возможностей использования феномена страха для деструкции нежелатель-

ных и формирования желательных установок выявило, что слабая и средняя интенсивность

запугивающей информации больше влияет на поведение, чем сильная, которая способствует

принижению значимости или даже отрицанию угрозы. Эффективность сильного страха если и

может быть высокой, то всегда кратковременна. Запугивание может вызвать некоторые аффек-

ты (тревога, депрессия и т.д.), которые в свою очередь рассматриваются как факторы индивиду-

ального риска приобщения к злоупотреблению ПАВ.

Другое ограничение информационного подхода связано с содержанием и объемом информации.

Трансляция знаний о психоактивных веществах может стимулировать интерес к ним, подтолк-

нуть к пробам.

Несмотря на все ограничения, значение информации для формирования поведения человека

огромно. Получение неверной информации или недостаток (отсутствие) информирования в не-

которой сфере рассматривается как основа большинства эмоциональных и поведенческих

проблем человека. Своевременно полученная информация может мотивировать человека на

приобретение новых жизненно важных навыков и выступить основой принятия решений об из-

менении поведения.

Теоретические основания информационной модели:

·

Когнитивная модель изменения поведения (А. Бек).

·

Модель убеждения в области здоровья (Розенсток-Беккер).

·

Теория мотивированного действия (И. Айзенк, М. Фишбейн).

·

Теория защитной мотивации (Р. Роджерс).

·

Теории социального влияния и убеждающей коммуникации (К. Левин, Ф. Зимбар-

до и др.).

Содержание информационных сообщений, направленных на профилактику злоупотребления

ПАВ, включает в себя несколько блоков. Целесообразность и объем включения того или иного

блока определяются, исходя из анализа целостной ситуации профилактического воздействия:

вид профилактики, ее уровень, адресат (целевая группа), источник информации и др.

·

Информация о ПАВ (только для специалистов, осуществляющих антинарко-

тическую профилактическую работу): группы (виды), способ изготовления,

способ употребления, эффекты употребления.

·

Информация о формировании зависимости, о токсикомании, алкоголизме и нар-

команиях как заболеваниях, их последствиях для здоровья и личностного благо-

получия.

·

Информация о факторах риска злоупотребления ПАВ.

·

Информация о навыках и способах, позволяющих избежать вовлечения в злоупо-

требление ПАВ, возможностях альтернативного удовлетворения мотивов, приво-

дящих к употреблению ПАВ.

·

Информация об организациях, службах, которые могут оказать помощь в реше-

нии проблем, связанных со злоупотреблением ПАВ (консультативную, социаль-

ную, реабилитационную).

Эффективное использование информационной модели в антинаркотической

профилактике, помимо серьезного отбора содержания информационного про-

филактического сообщения, требует проработки еще ряда важных аспек-

тов:

·

кто является источником информации? (источник информации, коммуникатор);

·

на что должна быть ориентирована информация? (уровни, эффекты и последствия ин-

формационного влияния);

·

как должен быть организован процесс информационного влияния? (принципы и техно-

логии убеждающей коммуникации);

·

кого информировать? (адресат, целевая группа, ее возрастные особенности, представле-

ния, стереотипы).

Примерные требования к эффективным профилактическим информационным сообщени-

ям:

1)

Информация должна быть объективной, научной, правдивой.

2)

Информационные сообщения должны демонстрировать, что риск быть втянутым

в употребление наркотиков, риск формирования зависимости существует не для

каких-либо особых категорий людей, а для каждого конкретного учащегося (это

личный риск, а не риск «вообще»).

3)

Информация имеет непосредственную и очевидную для молодых людей связь с

реально существующими у них потребностями (отношения со сверстниками, ли-

цами противоположного пола, повышение социального статуса, достижение мате-

риального благополучия др.)

4)

Информация позволяет пересмотреть старые и сформировать новые правильные

представления о здоровом образе жизни и отношение к ним.

5)

Информация носит упреждающий характер, т.е. информирование должно опере-

жать на 2-3 года возрастное столкновение проблемой.

6)

Информация не носит чрезмерно запугивающий характер. Запугивающая инфор-

мация должна сопровождаться рекомендациями по целесообразным практиче-

ским действиям: каким образом может быть изменено поведение, чтобы избежать

опасности.

7)

Информационные сообщения должны выделять не столько отдаленные опасности

и негативные следствия употребления ПАВ, сколько непосредственные, сразу за-

метные и личностно значимые.

8)

Акцент следует делать не столько на негативных последствиях неправильного об-

раза поведения, сколько на тех преимуществах, которые приносят конкретные

формы здорового образа жизни, целесообразно описывать «правильные» (здоро-

вые) модели поведения.

9)

Информационные материалы должны укреплять у учащегося уверенность в эф-

фективности использования рекомендуемых форм поведения и собственных воз-

можностей их освоения и реализации.

10) Информация должна быть изложена на языке, доступном людям соответствующе-

го возраста и культурного уровня.

11) Информация должна излагаться авторитетным (компетентным) в рассматривае-

мой проблеме специалистом.

12) В информационном воздействии следует избегать морализаторства и назидатель-

ности.

Эффекты информационного влияния:

·

изменение представлений аудитории, формирование более пристального внима-

ния к проблеме;

·

обеспечение большей восприимчивости аудитории и более серьезного отношения

к аналогичным сообщениям в дальнейшем;

·

пробуждение интереса к информации на данную тему и поиск этой информации;

стимулирование обсуждения данной темы с близкими людьми, обращения к спе-

циалисту;

·

подкрепление уже существующих позитивных установок и поведения, поддержка

уверенности в правильности выбранного образа поведения, формирование имму-

нитета к негативному влиянию.

Особенности в проведении антинаркотических профилактических бесед с несовершенно-

летними с учётом их возрастных особенностей

Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых со-

циальных проблем современного российского общества. Среди основных тенденций, характе-

ризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное

омоложение потребителей психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с

наркотиками- 11-17 лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем

быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, тем се-

рьезнее последствия ее негативного воздействия (безнадзорность, преступность, рост сопут-

ствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных про-

грамм. К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации - они ви-

дят на улице и по телевидению как употребляют одурманивающие вещества, слышат разговоры

взрослых, видят курящих и выпивающих (пусть по праздникам) родителей. Поэтому очень важ-

но дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо» задолго

до того, как возникает опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с одурмани-

вающими веществами.

Многие взрослые – педагоги, родители опасаются, не вызовет ли столь раннее обращение к

этой теме нездоровый интерес у ребенка, сумеют ли дети разобраться в далеко не простых во-

просах. Действительно, очень важно, чтобы эта работа соответствовала возрасту ребенка и со-

циальной ситуации его развития. Как же строить такой непростой разговор с ребенком - разго-

вор о наркотиках. Попробуем разобраться?

Общение с подростком 15- 17 лет

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте дружба становится особо важным фактором для подростков, а друзья ста-

новятся источником информации для принятия иногда важных решений. Старшие подростки

в большей степени способны иметь дело с абстрактными концепциями такими, как «правда»

и «справедливость». Эта способность думать и рассуждать в абстрактных категориях поз-

воляет им оценить материальную стоимость употребления вредных веществ; результаты

подростковой беременности; причины, по которым необходимо соблюдать законы; влияние

употребления вредных веществ на системы здравоохранения, реабилитации и соблюдения за-

конодательства. Следовательно, образование в области профилактики употребления вредных

веществ должно меньше быть сконцентрировано на самих вредных веществах и их употребле-

нии, а больше внимания надо уделять тому, каким образом употребление этих веществ нано-

сит урон обществу.

В этом возрасте молодежь очень интересуется своим будущим. Они в состоянии попять, что

поиск сиюминутного удовлетворения может привести к событиям, которые полностью пере-

вернут их жизнь: беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной ко-

манды за употребление наркотиков.

Нынешние подростки многое знают о наркотиках, проводя различия не только между разны-

ми наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привы-

канием.

Ребенок должен знать и уметь:

·

что выбор определенных ценностей в настоящее время может ограничить их возможно-

сти впоследствии.

·

что употребление вредных веществ снижает способность иммунной системы;

знать влияние употребления вредных веществ на возможность продолжения образова-

ния, на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы, на здоровье, на будущее

потомство;

·

должны иметь навыки по оказанию сопротивление влияния

ровесников и понимать, по-

чему им необходимо сказать «нет»;

должны уметь критически оценивать людей, которые их окружают и которым они хотят

подражать;

·

иметь собственную шкалу моральных и этических принципов;

понимать важность их собственного ответственного поведения перед обществом;

развивать способность преодолевать стресс;

·

развивать позитивное чувство собственного достоинства

В разговоре:

·

в этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление ал-

коголя, табака, и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением

дефектов у новорожденных;

·

говорить о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже несисте-

матическое употребление наркотиков может привести к серьезным последствиям;

·

расскажите своим детям о том, что употребление наркотиков – это «не преступле-

ние без жертвы», и добейтесь понимания того влияния, которое оказывает упо-

требление наркотиков на общество;

·

хвалите и поощряйте ребенка за все то, что он делает хорошо, и за правильные ре-

шения, которые он принимает. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь,

скажите им об этом. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие

взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие.

·

побольше общайтесь с собственным ребенком, периодически интересуйтесь тем,

чем занимается ваш ребенок, о чем он думает и что он чувствует;

·

делитесь своей жизнью, в том числе и чувствами, с вашим ребенком;

·

всегда спрашивайте, где и с кем проводит время ваш ребенок;

·

имейте представление о признаках употребления вредных веществ, наблюдайте за

своим ребенком, чтобы вовремя помочь ему;

·

позвольте вашему дому быть контролируемым пристанищем для молодежи с ва-

шим непосредственным позитивным и здоровым участием;

·

помогите вашему ребенку установить реалистичные кратко- и долгосрочные

цели;

·

реагируйте вовремя на все сообщения о проблемах или просьбы о сотрудниче-

стве, поступающие из школы в связи с вашим ребенком;

·

гордитесь достижениями вашего ребенка и давайте знать вашему ребенку, что его

оценивают заслуженно.

Необходимо знать!

Необходимо знать о том, что тактика запугивания подростка тяжелыми осложнениями при упо-

треблении ПАВ не приводит к желаемым результатам - отказу от приема наркотиков, а, наобо-

рот, в некоторых случаях усиливает к ним интерес.

Эффект запугивания может срабатывать у детей и подростков, отличающихся такими характе-

рологическими чертами, как тревожность, неуверенность; в то же время у неустойчивых и воз-

будимых личностей подобный эффект практически не наблюдается.

Дискуссионное обсуждение мотивов злоупотребления детьми наркотиков

В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных

коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей

психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими

учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подоб-

ный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактив-

ных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет ре-

альной ситуации.

Дискуссионное обсуждение мотивов злоупотребления детьми наркотиков - это обсуждение

того, что дает ребенку алкоголь или наркотик. Возможные варианты мотивов употребления.

·

Снятие отрицательных эмоций, таких как страх, тревога, беспокойство, возникаю-

щих вследствие неуверенности в себе, нарушении способности общения. Основ-

ной задачей в этом случае будет повышение самооценки.

·

Давление среды: ближайшего окружения или традиций. Например, ребенок хочет

быть принят в компанию, в которой все курят, употребляют алкоголь. В этом слу-

чае надо поддерживать ребенка в его стремлениях отстаивать право на соб-

ственное мнение.

·

Протестное поведение - часто это стремление обратить на себя внимание, ото-

мстить или шантажировать близких, для того чтобы добиться выполнения своих

требований. На такой шантаж ни в коем случае нельзя поддаваться. Следу-

ет открыто обсуждать возникающие проблемы.

·

Стремление получить удовольствие. Если человек не научен получать удоволь-

ствие от высших видов деятельности (от занятия искусством, спортом и др.), то

алкоголь и наркотики предоставляют ему самый простой способ получить насла-

ждение. К сожалению, научить ребенка получать удовольствие без вреда для здо-

ровья, если он втянулся в употребление наркотиков, чрезвычайно сложно, по-

скольку все остальные способы требуют личных усилий, к которым он не привык.

Попытаться, однако, следует. Вспомните, что привлекало его раньше, что достав-

ляло удовольствие. Попробуйте оживить его прежние увлечения.

·

Любопытство. Как правило, из любопытства алкоголь или наркотик пробуют пер-

вый раз. В дальнейшем появляются другие мотивы.

·

Стремление расслабиться является одним из частых мотивов употребления алко-

голя у взрослых. В последние годы подобный мотив звучит и у подростков: ин-

тенсивный ритм жизни и их часто выбивает из колеи. Обратите внимание, не

перегружен ли Ваш ребенок дополнительными занятиями, секциями и репетито-

рами. Аутогенная тренировка и другие методы релаксации помогают снять напря-

жение.

Рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в

аспекте первичной профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними

При проведении с родительской аудиторией профилактических лекций-бесед по предупрежде-

нию употребления ПАВ несовершеннолетними требуется соблюдение особых предосторожно-

стей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть

через родителей передана детям и подросткам. Ни в коем случае не следует приводить описа-

ние путей получения, изготовления и применения наркотических средств, с тем, чтобы беседа

не могла служить справочным материалом для использования наркотиков. При проведении бе-

сед нецелесообразно выходить за рамки представлений о наркотиках, которые практически не

встречаются в регионе проживания, т.е. рассказывать о тех наркотиках (токсических веще-

ствах), которые мало известны. Обязательным является условие исключения описаний клиниче-

ской картины наркотического (токсического) опьянения, переживаемых под влиянием наркоти-

ка (токсического вещества) эйфорических ощущений, включая использование позитивно вос-

принимаемых эпитетов и определений, таких как "непередаваемые ощущения", "состояние

неизъяснимого блаженства, подобное экстазу", "состояние особенного блаженства и покоя".

Следует исключить из бесед ссылок на примеры исторических личностей, политических дея-

телей, известных артистов, певцов, журналистов, употреблявших наркотики, даже если приво-

дятся негативные последствия от их приема.

При беседах с родителями нецелесообразно пользоваться специальными медицинскими терми-

нами при описании клинических проявлений зависимости от ПАВ, а также " жаргоном нарко-

манов".

В беседах следует специально останавливаться на способах диагностики состояний нар-

котического и токсического опьянения, а также нарко- или токсикоманий.

Нужно достаточно твердо и настойчиво утверждать, что подросток, "экспериментирующий" с

наркотиками или злоупотребляющий ими, верит в то, что ему удается успешно скрывать свои

эпизоды наркотизации от родителей. Необходимо настойчиво убеждать в том, что в настоящее

время с помощью современных лабораторных методов возможна точная диагностика, преду-

сматривающая определение конкретного наркотического вещества.

Следует также говорить о большой вероятности заражения потребителей наркотиков и больных

наркоманиями и токсикоманиями ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, венерическими заболева-

ниями, другими заразными болезнями мочеполовой сферы, а также роли в этом случайных по-

ловых контактах и не стерильных шприцев.

В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового

характера: задержание милицией за употребление в общественных местах спиртных напитков

или ПАВ; поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие; угроза заведе-

ния уголовного дела за то или иное правонарушение.

Многие другие темы, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми с

точки зрения антинаркотической профилактической работы. Такими темами являются темы, от-

носящиеся к угрозе возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождению неполноцен-

ных детей. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что употребляя

алкоголь или наркотики (токсические вещества), дети и подростки доставляют огорчения роди-

телям или подвергают риску свою будущую жизнь и служебную карьеру.

Необходимо доносить до сознания родителей, тезис о том, что тактика запугивания несовер-

шеннолетних тяжелыми осложнениями при употреблении ПАВ не приводит к желаемым ре-

зультатам - отказу от приема наркотиков, а, наоборот, в некоторых случаях усиливает к ним ин-

терес.

Эффект запугивания может срабатывать у детей и подростков, отличающихся такими характе-

рологическими чертами, как тревожность, неуверенность; в то же время у, неустойчивых и воз-

будимых личностей подобный эффект практически не наблюдается.

Одной из формой проведения профилактических мероприятий являются лекции-беседы. Есте-

ственно, что чем меньше численность группы, тем лучшим оказывается контакт и выше эффек-

тивность воздействия. Длительность лекции-беседы должна составлять не более одного акаде-

мического часа. Обязательной является "обратная связь" с аудиторией. Чем большую долю вре-

мени занимает свободная дискуссия и чем меньшую - изложение специалистом или педагогом-

психологом заранее подготовленного материала, тем выше эффект.

Вообще отступление от рутинных форм лекций-бесед позволяет углубить воздействие. К таким

более эффективным типам мероприятий относятся "круглые столы", вечера вопросов и ответов.

В настоящее время при проведении профилактических мероприятий нельзя обойтись без при-

менения аудиовизуальных методик. Наиболее эффективными являются видеофильмы, хотя их

использование связано с техническими трудностями.

Рекомендуемый перечень тем антинаркотической и антиалкогольной профилактической работы

среди родителей учащихся средних школ и профессионально-технических училищ:

1.

наркологическая ситуация в стране и актуальность первичной профилактической

работы;

2.

психофизиологические особенности подросткового возраста;

3.

отрицательное влияние на организм разовых приемов психоактивных веществ

(ПАВ);

4.

отрицательное влияние на организм систематического употребления ПАВ;

5.

ПАВ и учеба, работа;

6.

ПАВ и семья, досуг;

7.

правовые последствия приема ПАВ;

8.

приемы профилактики приема ПАВ.

При обсуждении темы, посвященной личностно-психологическим и психофизиче-

ским особенностям подросткового периода следует в популярной форме дать характеристи-

ку психофизиологических особенностей данного возраста. Важно донести до родителей объ-

яснение некоторых мотивов поступков детей и подростков, осуждаемых окружающими взрос-

лыми: стремление быстрее утвердить себя как взрослого человека, отмежевание от всего дет-

ского; эмоциональность и аффектация в поведении; нарочитая независимость в суждениях, не-

гативное отношение к любым формам опеки; стремление обратить на себя внимание, де-

монстративность и театральность в поведении.

Следует подчеркивать, что, стремясь приобщиться к взрослой жизни, подростки легко

перенимают и необходимые, с их точки зрения, но в действительности не обязательные, атрибу-

ты поведения взрослых: употребление алкоголя и табака, интерес к сексуальным проблемам и

другие особенности. Одновременно можно отметить характерные физиологические сдвиги это-

го периода: усиленную и несбалансированную гормональную активность, неустойчивость нерв-

ной системы, восприимчивость к различным заболеваниям, включая психические и наркологи-

ческие расстройства.

Постоянно подчеркивается, что взрослым необходимо уметь обращаться к характерному для

подростков чувству взрослости, поддерживать у подростков стремление самостоятельно прини-

мать решения и нести ответственность за свои поступки.

При рассмотрении темы, посвященной отрицательному влиянию на организм разовых, од-

нократных приемов ПАВ, целесообразно рассмотреть мотивацию единичных случаев употреб-

ления несовершеннолетними ПАВ, что, как правило, связано с влиянием компании сверстников

либо со стремлением изменить свое душевное состояние, например, вызвать у себя повышенное

настроение. В беседах следует обращать внимание на то, что спровоцированное алкоголем или

наркотиком (токсическим веществом) повышение настроения обязательно сопровождается за-

метными нарушениями мышления, внимания, утратой критичности поведения. Кроме того, вся-

кая стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение на-

строения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности

(эффект маятника). Существенно раскрывать в беседах опасность даже однократного приема

алкоголя или иного ПАВ, могущего привести к передозировке, требующей неотложных лечеб-

ных мер, а в некоторых случаях заканчивающейся смертельным исходом.

При проведении беседы особое внимание следует уделять токсическому влиянию ПАВ

на головной мозг. Поскольку для части подростков одним из мотивов употребления ПАВ яв-

ляется снятие "внутреннего напряжения", такой эффект ПАВ надо прокомментировать. Состоя-

ние внутреннего напряжения, тревожность свойственны определенной части детей и под-

ростков и обычно отражают наличие внутреннего психологического конфликта. Психоактив-

ные вещества, обладая расслабляющими свойствами, способны в ряде случаев приносить вре-

менное облегчение, за которое в последующем человек расплачивается еще большим углубле-

нием внутреннего конфликта. Привычка снимать напряжение алкоголем или наркотическим

средством препятствует формированию навыков разрешения психологических конфликтов аде-

кватными способами и несет опасность возникновения пристрастия к ПАВ.

При обсуждении темы, посвященной отрицательному влиянию на организм систе-

матического употребления ПАВ, следует говорить о формах поведения подростков, наиболее

опасных с точки зрения формирования зависимости от ПАВ (учащение приемов, увеличение

доз, учащение выраженных опьянений и др.). Следует подчеркивать, что на начальных этапах

своего развития алкоголизм или наркомания (токсикомания) проявляются скрыто, их признаки

незаметны или не выражены. В популярной форме можно рассказывать о таких тяжелых прояв-

лениях зависимости от ПАВ, как о синдроме зависимости, судорожных припадках, расстрой-

ствах личности и психозах.

Важную часть лекции-беседы рекомендуется посвящать описаниям поражения различных орга-

нов и систем при систематическом употреблении ПАВ (печени, поджелудочной железы, серд-

ца, почек, сексуальной сферы и других). Необходимо особо подчеркивать особенности фор-

мирования наркологических заболеваний в детском и подростковом возрасте: укороченные сро-

ки формирования их основных проявлений, задержанное умственное и физическое развитие,

ухудшение состояния здоровья, особенно тяжелые социальные последствия.

При обсуждении четвертой темы ("ПАВ и учеба, работа") следует давать описание, связанных с

приемом ПАВ, отрицательных последствий: снижение успехов в учебе, угасание интереса к

спорту, крушение планов, касающихся различных целей.

При этом можно подчеркивать характеристику типичной для зависимости от ПАВ цепочки по-

следствий для служебной карьеры: снижение качества работы - вынужденные смены мест рабо-

ты - увольнения по соответствующим статьям КЗОТ - деквалификация и потеря работы, вплоть

до инвалидности.

В ходе рассмотрения темы ("ПАВ и семья, досуг") дается характеристика влияния ПАВ на

взаимоотношения несовершеннолетних с родителями и другими родственниками, а также прия-

телями и приятельницами, не разделяющими их склонности к употреблению алкоголя и нарко-

тиков (токсических веществ). Можно приводить примеры утраты подростками, склонными к

приему ПАВ, интересов и увлечений, прежде заполнявших их досуг; можно анализировать

влияние асоциальных компаний сверстников, складывающихся по месту жительства, возмож-

ности противостоять влиянию таких компаний.

В беседе следует определенное место отводить обсуждению неблагоприятной роли, которую

сыграет употребление ПАВ в будущей семейной жизни подростка. При этом можно дать харак-

теристику нарушений эмоциональной, воспитательной функций семьи, показать нарастающие в

семье наркомана процессы дезорганизации семьи: одинокий, неустроенный образ жизни потре-

бителей ПАВ. Здесь же можно давать информацию о законодательстве, направленном на охра-

ну прав семьи от одного из ее членов, употребляющего ПАВ.

При обсуждении темы ("Правовые последствия приема ПАВ") родителей(опекунов) следует

информировать о таких возможных правовых мерах, как задержание подростка за употребление

алкоголя и других ПАВ в общественных местах, доставление таких несовершеннолетних, осо-

бенно в случаях выраженного опьянения, в отделение милиции. Одновременно можно дать

представление о принципах проведения экспертизы алкогольного и наркотического опьянения,

о праве на увольнения с работы в случаях злоупотребления ПАВ, об ограничении дееспособно-

сти, направлении на принудительное лечение.

При рассмотрении темы ("Методы профилактики приема ПАВ и лечения зависимости от

них") до сведения родителей (опекунов)доводится информация о возможностях получения

детьми и подростками, столкнувшимися с наркотиками, профилактической и реабилитацион-

ной помощи в случае возникновения наркологических проблем. Предлагается давать характери-

стику учреждений наркологической и другой медицинской помощи, находящихся в районе про-

живания, и существующих методов профилактики, лечения и реабилитации. Родители должны

также информироваться об общественных организациях, оказывающих помощь лицам, склон-

ным к употреблению ПАВ.

При проведении бесед по данной тематике всегда необходимо формировать представления об

эффективности своевременно предпринятого лечения. Необходимо подчеркивать такую важ-

ную особенность, что зачастую среди родственников несовершеннолетних, вовлеченных в нар-

котизацию, встречается скептическое отношение к терапии больных наркотоксикоманиями, да

и алкоголизмом в том числе.

В отличие от подростков, которым сообщение сведений о технологии изготовления наркотиков

является совершенно недопустимым, родители должны иметь определенные знания в этом во-

просе, поскольку встречались случаи, когда старшие школьники занимались изготовлением

наркотических веществ в присутствии и едва ли не с помощью ничего не подозревающих роди-

телей, выдавая свои занятия за выполнение домашних заданий по химии.

В лекциях для родителей необходимо также рассмотреть способы и возможности диагностики

наркомании и токсикомании, причем не столько сформировавшейся болезни, сколько началь-

ных ее проявлений. Следует обратить их внимание на изменение внешнего вида подростка,

употребляющего наркотики, его поведения, характера, привычек, общения, круга знакомых,

среди которых появляются наркоманы, и др.

Результаты профилактической антинаркотической и антиалкогольной работы среди родителей

учащихся образовательных учреждений показывают ее эффективность в плане:

-уменьшения частоты приемов ПАВ подростками;

- уменьшения доли выраженных опьянений со сдвигом в сторону более легких случаев;

- уменьшения агрессивных тенденций в опьянении;

- улучшения климата в семье;

- улучшения успеваемости, повышения трудовой дисциплины;

- улучшения (своевременности) обращения за профилактической и лечебной помощью;

- большей доступности детей и подростков с наркологическими проблемами для психотерапев-

тического контакта;

- лучшего настроя на лечение с последующей трезвостью.

Памятка по созданию стенда, посвященного здоровому жизненному стилю

(профилактике употребления ПАВ)

·

Стенд должен быть современен и интересен (например, в стиле граффити, комик-

сов)

·

Должен затрагивать ценности важные для подростков (семья, друзья, любовь,

карьера, досуг и т.д.)

·

Не должен быть формальным.

·

Хорошо, если в изложении материала присутствует дискуссия.

·

Хорошо, если материал несет конкретную информацию (что где расположено, что

где происходило или будет происходить, куда и к кому можно обратиться)

·

Должен висеть на доступном месте.

·

Ответственность за выпуск и содержание стенда может быть возложена на самих

учащихся (под руководством взрослого).

·

Материалы должны меняться с четкой регулярностью (установленной инициа-

тивной группой).

·

Материал не должен содержать скрытой рекламы ПАВ и сомнительных ценно-

стей.

·

Практический эффект от стенда будет выше, если он будет способствовать реше-

нию четырех типов проблем: учебных, личностно – социальных, выбора профес-

сии и рода занятости и психоэмоционального здоровья.

·

Работа инициативной группы, взявшей на себя ответственность за оформление

стенда, может начаться с коллегиального поиска ответов на вопросы:

Где лучше всего расположить стенд? ( стенд должен висеть на доступном месте)

Какие рубрики будет содержать стенд? (например, «Куда обратиться за помощью?», «Сове-

ты психолога», «Кружки и секции нашего района», «Красота, сила, здоровье» - о способах об-

ретения красоты (гимнастика, режим питания и др.), развития силы (циклы физических упраж-

нений по возрастам и степени подготовленности), созидания здоровья (необходимость отказа от

вредных привычек на убедительных примерах), «Человек, на которого хочется быть похо-

жим» - о достойных людях школы, района, города, страны и мира, «Школьные новости» - ре-

портажи о событиях школьной жизни, влияющих на выбор учащимися здорового стиля жизни).

Как часто будет обновляться материал? (Часть материала должна обновляться не реже раза в

месяц, для каждой рубрики разумно выбрать свой график).

Какими основными принципами должны руководствоваться создатели стенда? – компе-

тентности, конкретности, доступности, долгосрочности и т.д.

Каких материалов не должно быть на стенде? ( Материал не должен содержать скрытой

рекламы ПАВ и сомнительных ценностей).



В раздел образования