Автор: Тарабукина Анастасия Яковлевна
Должность: Учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Ф.М. Охлопкова
Населённый пункт: с. Крест-Хальджай Томпонский район РС (Я)
Наименование материала: Программа "КУМААКТО"
Тема: Проект программы "КУМААКТО"
Раздел: среднее образование
Проект программы «КУМААКТО»
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является
программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе
методических пособий Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю «Уроки оригами в школе и
дома»
Ф
изиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и
внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма,
повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о
взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют
постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более
способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только
выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием
практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его
выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-
конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию,
но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с
людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость
обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей
форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и
вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков,
подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только
увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою
индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают
поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества,
знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более
сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают
навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе,
умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Цель программы –
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в
процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного
способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными
терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Цель программы –
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в
процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного
способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными
терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать
созданию
игровых
ситуаций,
расширять
коммуникативные
способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Предполагаемые результаты:
Должны знать:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки
бумаги, картона, и других материалов.
• Приемы складывания модулей;
• Правила техники безопасности;
Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
• Собирать игрушки – «оригамушки»;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками:
• Разметки листа бумаги
• Складывания базового модуля
• Резания
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок,
книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах
детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется
дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки,
сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
• повторение действий прошлого занятия;
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете
занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
• показ образца;
• рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные
детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения
деталей; отделка готовой фигурки);
• повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте
в зависимости от уровня подготовки и сфорцияхмированности навыков);
• текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической
карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность
выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники
безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).