Автор: Баркуева Заира Мубараковна
Должность: магистр 3 года обучения3
Учебное заведение: Дагестанский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г. Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Раздел: высшее образование
УДК 376.42
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С
ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Автор: Баркуева З.М.
Магистр 2 года обучения
Аннотация:
В
данной
статье
автор
описывает
проблемы,
встречающиеся у школьников, связанные с речевой деятельностью. Автором
описываются основные проблемы речевой деятельности детей, выделенные
современными ученными и способы коррекции у школьников с легкой
степенью умственной отсталости. Также следует казать на выводы,
сделанные автором в статье, согласно которым
Ключевые слова: дисграфия, коррекция речи, умственная отсталость
Abstract: In this article, the author describes the problems encountered by
schoolchildren related to speech activity. The author describes the main problems
of children's speech activity identified by modern scientists and methods of
correction in schoolchildren with a mild degree of mental retardation. It is also
necessary to point out the conclusions made by the author in the article, according
to which
Keywords: dysgraphy, speech correction, mental retardation
Социально-экономическая дестабилизация общества имеет
множества глобальных и локальных негативных последствий, выраженных в
функционировании многих систем и процессов. Одним из результатов таких
последствий может стать ярко-выраженная дисграфия у школьников.
Следует полагать, что психофизическое развитие ребенка происходит в
первую очередь в семье, которая непосредственным образом подвергается
веяниям социально-экономической ситуации в регионе. Ребенок, в силу
своих
возрастных
и
психофизических
особенностей,
воспринимает
происходящее через призму несформировавшегося социального опыта.
Психологический климат в семье также влияет на психическое развитие
ребенка, что в не самом лучшем случае может вызвать, на наш взгляд,
приобретенную форму дисграфии.
Дисграфия,
в
большинстве
случаев,
встречается
у
детей
с
особенностями в развитии. В таком случае, этот вопрос приобретает еще
большую актуальность. Данные исследований показывают, что среди
умственно-отсталых детей нарушение письменной и устной речи встречается
чаще, чем у здоровых детей.
Поскольку человек с особенностями развития является таким же
членом общества, как и здоровые, актуальным становится вопрос об
улучшении
качества
его
жизнедеятельности
с
помощью
коррекции
дисграфии.
Под дисграфией понимается процесс частичного нарушения речевой
деятельности, обусловленного несформированностью высших психических
функций. Прoблeма нaрушeний письменной речи у школьников является
одной из самых востребованных для обучения в школе, так как основными
средствами для получения дальнейшего обучения выступают такие средства,
как чтение, письмо.
С психолого-педагогической точки зрения, которой придерживаются
такие ученые, как М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, H. H. Малофеев, Н. М.
Назарова, Б. П. Пузанов, в современном обществе увеличилось соотношение
детей, имеющих трудности в обучении по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками. Особенно это выражено у детей с отсталым
умственным развитием.
Инклюзивное образования стало одним из механизмов, смягчающего
процесс коррекции дисграфии. Однако этого, на наш, не достаточно для
понимания более глубинных способов улучшения дисграфии у детей с
умственной отсталостью. Необходим комплексный подход к сложившейся
психолого-педагогической ситуации. Ведь усвоение школьной программы
зависит от уровня развития речи.
Общепринято выделять две формы речи: устная и письменная. Каждая
из них находится во взаимосвязи друг с другом и относится не к
врожденным, а приобретенным способностям.
Исследования ученых показывают, что первоклассники часто
испытывают негативное отношение к письму, дети часто испытывают
трудности в написании слов, с трудом фиксируют руку, что приводит к
перенапряжению кисти руки, неправильно ее держат, многие дошкольники
испытывают затруднения в расположении материала на листе бумаги, иногда
это расположение находится в центре, либо рисунок имеет укрупненное
изображение либо наоборот сильное мелкое, при написании слов как слышат
так и пишут, что свидетельствует о не сформированности фонематического
восприятия и аналитико - синтетической деятельности, навыков звуко -
буквенного анализа [1, C. 58]
Проблемы и предпосылки нарушения письменной речи, их виды, и
методы коррекции изучали такие специалисты как Галкина И.А, Гальперин
П.Я, Кожина Г.К., Лалаева Р. И., Воронкова В. В. и другие.
Рассмотрим несколько групп нарушений письменной речи,
указанных в научной литературе. Данные группы нарушений обусловлены
возрастной спецификой детей с умственной отсталостью (нарушениями
интеллектуальной деятельности):
- К первой группе относятся дети, которые испытывают
значительные трудности в овладении навыка письма. Таких детей шести и
семи лет можно наблюдать в специальной школе в подготовительных и
первых классах. Овладение письменной речью проявляется у таких детей в
неполном знании алфавита, в неумении детей применять полученные знания
на письме, неумение соотносить звук и букву, осуществлять переход от
печатной
буквы
к
письменной.
Помимо
этого,
такие
дети
имеют
значительные затруднения в аналитико-синтетической деятельности при
проведении звукобуквенного анализа.
- Во второй группе детям при письме присуще смешивание печатных
и письменных букв, пропуск слов и слогов. Это характерно в возрасте от
семи до восьми лет в первом и втором классе. У учащихся в процессе письма
незрелость высших психологических функций является причиной частичного
его нарушения, проявляющееся в повторениях различных ошибок и
называется дисграфией. Чаще всего такой диагноз проявляется в комплексе с
расстройством навыков чтения – дислексией, и ставится логопедом уже
после овладения техникой письма ребенком, приблизительно в возрасте
восьми лет.
Таким образом, можно отметить, что симптомы дисграфии могут быть
вызваны различными механизмами, в связи с этим к диагностике вида
нарушения речи необходимо подходить корректно и точно.
Для этого необходимо также упомянуть и о нейропсихологическом
подходе, который гласит о тесном взаимокомплексе методов, которые
способны с точностью устанавливать степень дефицитарности той или иной
психической функции.
[3, С. 47]
Таким
образом,
аналитико-синтетическая
речевая
деятельность,
развитие
восприятия
на
достаточном
уровне,
сформированность
двигательной сферы, наличие абстрактного мышления несомненно влияют на
развитие речи ребёнка в целом и письменной речи, в частности. Но у детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) этот процесс
происходит иначе.
Чаще всего усугубление проблемы дисграфии у детей с умственной
отсталостью происходит в сопровождении неречевой симптоматики, а
именно – нарушения нервной системы и познавательной деятельности,
трудности в концентрации внимания и восприятии, проблемы с памятью.
Обратимся к методу поэтапного формирования умственных
действий, который также является действенным при коррекции дисграфии у
школьников с умственной отсталостью. Так, согласно, П.Я. Гальперин, Д.Б.
Эльконин можно сформировать речевые действия двумя этапами.
На первом этапе используются действия, которые опираются на
дополнительные средства в виде картинок и схем. Далее ученик озвучивает
выполняемые действия, основываясь на слуховом и кинетическом образах
слов, уже без использования дополнительных средств.
На втором этапе происходят действия с обращением к внутренним
процессам, когда ребёнок способен различать звуки по представлениям, не
опираясь на вспомогательные материальные и речевые средства. Таким
образом, например, формирование анализа и синтеза языка происходит
последовательно, начиная с дополнительных средств (картинки, схемы слов),
затем подкрепляя громкой речью и, в итоге, во внутреннем плане с
озвучиванием слов с определенным количеством звуков [2].
Детям с нарушением интеллекта довольно затруднительно
разложить слова по фонематическому составу, так как это сложный
психологический процесс. При дисграфии искажение звуков и слогов в
структуре слова является распространённой ошибкой и поэтому в большей
мере страдает анализ и синтез языка. Логопеду крайне необходимо закрепить
навыки правильного письма. В таких случаях для коррекции выстраивается
поэтапная
целенаправленная
и
сложно
организованная
работа
с
определёнными задачами, целями, методами и приёмами.
В заключение отметим, что дисграфия у детей с ограниченными
интеллектуальными возможностями здоровья имеет свои отличительные
черты
и
виды,
а
также
требует
систематизированной
поэтапной
коррекционной работы, учитывающей индивидуальный прогресс развития
ребёнка. Для продуктивной коррекционной работы на сегодняшний день
нейропсихология и логопедия должны тесно взаимодействовать, так как
общепринятые психолого-педагогические приемы работы часто не работают.
В связи с этим, необходим комплексный подход в коррекции дисграфии у
школьников с умственной отсталостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Галкина И.А., Галеева Е.В. Особенности механизмов письменной
речи и готовности к письму детей седьмого года жизни // АНИ: педагогика и
психология. 2021. №1 (34). – C. 57-60
2.
Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных
действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017.
№4.
3.
Кожина Г. К. Реализация нейропсихологического подхода в
коррекции дисграфии у младших школьников / Г. К. Кожина, Е. А. Чаладзе. //
Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 46-48.
4.
Развитие инклюзивного образования в Москве: кол.монография /
под ред. Н.М. Назаровой, И.М. Яковлевой. -М.:ЛОГОМАГ, - 2014. - 168 с.
5.
Воронкова
В.В.
Дифференцированный
подход
в
обучении
умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере
усвоения русского языка: Монография. – М.: АСОУ, - 2016. - 200с.
6.
Иншакова О.Б. Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у
учащихся начальной школы // Специальное образование. - 2017. - № 3. - С.
82–90.
7.
Иншакова О.Б., Белякова Л.И. Значение психосоматического
фактора в динамике дисграфии // Специальное образование. - 2016. - № 2
(42). - С.51- 65