Напоминание

Сотрудничество специалистов образовательного учреждения в процессе реализации комплексного коррекционного сопровождения детей с ОВЗ с целью их социализации.


Авторы: Рукосуева Людмила Николаевна, Горяева Елена Александровна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 33
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Инклюзивная практика
Тема: Сотрудничество специалистов образовательного учреждения в процессе реализации комплексного коррекционного сопровождения детей с ОВЗ с целью их социализации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование: г. Красноярск

Полное наименование образовательной организации:

Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

«Детский

сад

33комбинированного вида»

Краткое наименование образовательной организации: МБДОУ №33

Авторский коллектив: Горяева Елена Александровна - педагог-психолог

Рукосуева Людмила Николаевна - учитель-дефектолог

Описание практики

Название

практики:

Сотрудничество

специалистов

образовательного

учреждения

в

процессе

реализации

комплексного

коррекционного

сопровождения детей с ОВЗ с целью их социализации.

Аннотация практики. Практика включает в себя сопровождение детей с

ОВЗ, которое осуществляется в специализированных группах компенсирующей

направленности

и

комбинированного

вида

с

учетом

индивидуально-

психологических особенностей ребенка. Основная цель работы это создание

условий для развития дошкольников с ОВЗ в целях обогащения их социального

опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников через комплекс

психолого-педагогических

мероприятий.В

ДОО

создана

служба

психологического

сопровождения

и

специальной

педагогической

помощи

родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами

развития, которая реализует свою деятельность через совместные с родителями

формы взаимодействия.

Деятельность службы подразумевает еженедельные,

индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития и их

родителей в дошкольном учреждение,родители в данном случае выступают в

роли тьюторов для детей. Данная работа также ведется по модели командного

взаимодействия

специалистов:

учителя-дефектолога,

педагога-психолога,

учителя-логопеда, воспитателя. Занятия проводятся в форме индивидуальных

коррекционно-развивающих и психокоррекционных сеансов. Сопровождение и

взаимодействие представляет собой сложный многоуровневый динамический

процесс,

состоящий

из

трех

этапов:

диагностический,

деятельностный,

рефлексивный. Таким образом, практика обеспечивает индивидуальный маршрут

развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех

специалистов ДОО; единство диагностики и коррекционного воздействия в

работе с детьми с ОВЗ; активное включение родителей в совместный

коррекционно-образовательныйпроцесс,

возможность

наглядно

продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Сфера применения.урочная и внеурочная работа в рамках образовательной

деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в специализированных

группах компенсирующей направленности и комбинированного вида.

Описание

проблемы.В

настоящее

время

происходит

переосмысление

построения коррекционно-образовательной деятельности

с детьми с ОВЗ,

возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия

всех педагогов. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса

и

эффективного

управления

им,

мы

учитывали

тенденции

социальных

преобразований

в

обществе,

запросы

родителей,

интересы

детей

и

профессиональные возможности педагогов.

Описание целевой группы.Это группы для детей с ЗПР, РАС и для детей со

сложными сочетанными нарушениями в развитии.

Таблица 1 – Целевая группа детей

группа

Кол-во детей

с ОВЗ в

группе

диагноз

Инвалиды

Родители

Комбинированная

гр № 6

8

ЗПР 6

РАС 2

9

150-180

Комбинированная

гр № 11

1

РАС 1

Компенсирующая

гр № 4

15

ЗПР

Компенсирующая

гр № 5

15

ЗПР

Педагогические

ценности,

лежащие

в

основе

данной

практики.

Формирование

толерантного

отношения

общества

(здоровых детей,

их

родителей) к

детям с

ОВЗ.

Формирование

конструктивных,

гибких

отношениймежду родителем и ребенком.

Специалисты,

реализующие

практику.

Командное

взаимодействиеспециалистов

ДОО:

учителя-дефектолога,

учителя-логопеда,

педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по

физическому воспитанию.

Учитель-дефектолог – обеспечивает наиболее успешное усвоение академической

составляющей

адаптированной

образовательной

программы,

способствует

познавательному,

речевому,

эмоциональному,

социальному,

нравственному

развитию ребенка, формируети развивает жизненные компетенции ребенка с ОВЗ,

тем самым повышает возможности его успешного включения в жизнь общества.

Педагог-психолог максимально использует возможности и способности ребенка

для успешного его включения в образовательное пространство организации.

Учитель-логопед создает условия, способствующие выявлению и преодолению

нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной речи,

совершенствованию

коммуникации

воспитанников

с

ОВЗ

для

успешного

усвоения

академической

составляющей

адаптированной

образовательной

программы.

Воспитатель создает доброжелательную обстановку в детском коллективе,

направленную

на

развитие

межличностных

отношений;

социализацию

воспитанника и нормализацию эмоционального поведения, формирует навыки

самообслуживания, способствует развитию всех видов детской деятельности:

игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной,

конструктивной, двигательной и т.д..

Музыкальный руководитель оказывает комплексное воздействие на развитие

анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха,

зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в

движении); осуществляет подбор музыкально-терапевтических произведений для

коррекции эмоционального состояния ребенка.

Инструктор

по

физической

культуре

создает

и

реализует

условия

совершенствования физического развития детей в разных формах организации

двигательной активности, сохранения и укрепления физического и психического

здоровья ребенка с ОВЗ.

Степень участия обучающихся и категория обучающихся, участвующих в

практике. Полное вовлечение детей в участии в практике, которая подразумевает

проведение

мониторинга

с

детьми;

коррекционно-развивающей

работы

с

обучающимимся.

Степень

вовлечения

родителей.Психолого-педагогическое

сопровождение

семьи и повышение компетентности родителей.

Этапы

и

содержание

профессиональной

деятельности.

Нами

был

созданалгоритм

взаимодействия

специалистов

по

решению

коррекционно-

образовательных задач, который предполагает:

- продуманное позиционирование участников, имеющих общее видение ситуации;

- общая целевая направленность работы;

- единая стратегическая направленность работы.

При дифференцированном обучении решается комплекс социально значимых

задач, в том числе:

- создание специальных условий для обогащения социального опыта и

гармоничного включения детей с ОВЗ в общество, для развития эмоционального,

о и интеллектуального потенциала ребенка;

- формирование у детей адекватных способов взаимодействия с окружающими,

позитивных личностных качеств;

- обеспечение ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

Вокруг

ребенка

совместными

усилиями

специалистов

создается

единое

коррекционно-образовательное пространство и определенная коррекционно-

развивающая среда, способствующие преодолению различных отклонений в

развитии у детей с ОВЗ. Совместная деятельность специалистов позволяет

вдохновлять, поддерживать друг друга, разрабатывать идеи, сопоставлять

различные точки зрения, формировать видение проблем, использовать во благо

имеющиеся

различия

в

способностях,

темпераменте,

жизненном

и

профессиональном

опыте

участников

образовательно-коррекционного

сопровождения.

Тесное,

мотивированное

взаимодействие

специалистов

в

процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ представляет

собой сложный многоуровневый динамический процесс, состоящий из трех

этапов: диагностический, деятельностный, рефлексивный.

1. Диагностический этап:

- комплексный сбор данных о ребенке.

- совместное проведение мониторинга – изучение психических особенностей

ребенка с ОВЗ, выделение факторов риска на основе полученных результатов,

выявление актуального уровня развития ребенка, зоны его ближайшего развития,

особенностей его эмоционально-личностной сферы.

Для получения и анализа такого рода информации используются методы

педагогического и психологического мониторинга. По результатам проводятся

психолого-медико-педагогические

консилиумы

(ПМПк),

где

происходит

объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех

специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность. На основе

целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются

стратегии сопровождения, выявление перспектив развития, конкретные задачи по

реализации. Результаты работы первого модуля служат основой для правильной

реализации следующего – деятельностного модуля.

2. Деятельностный модуль:

- коррекционно-развивающая работа с детьми.

- психолого-педагогическое сопровождение семьи и повышение компетентности

родителей.

Данный этап направлен на развитие компенсаторных механизмов становления

психики и деятельности ребёнка с ОВЗ, преодоление и предупреждение у

воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы,

поведения

и

личностных

ориентиров.

На

данном

этапе

реализуется

адаптированная

образовательная

программа

дошкольного

образования.

Особенности реализации адаптированной образовательной программы:

-

технология

дифференцированного

и

индивидуального

сопровождения,

реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;

учёт компенсаторных возможностей детей.

-

тематический

подход

в

организованной

коррекционно-развивающей

образовательной

деятельности:

планирование

образовательного

процесса

строится с учётом принципа интеграции образовательных областей; комплексно-

тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса;

- организация охранительно-педагогического режима при реализации программы,

который

предусматривает

широкое

варьирование

организационных

форм

коррекционно-образовательной

работы:

групповых,

подгрупповых,

индивидуальных;

- особая развивающая предметно-пространственная среда, способствующая

преодолению

и

коррекции

проблем

развития

(оборудование,

пособия,

дидактические игры и др.);

-

использование

специальных

методов,

приемов

и

средств

обучения,

направленных на формирование активной позиции у самого ребёнка, постоянное

стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,

окружающему предметному и социальному миру.

Одной из задач ФГОС ДО является «Обеспечение вариативности и разнообразия

содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного

образования, возможности формирования программ различной направленности с

учетом

образовательных

способностей

и

состояния

здоровья

детей».

Деятельность службы психологического

сопровождения

и педагогической

помощи предусматривает:

1.

Предоставление

родителям

информации

по

вопросам

развития

и

воспитания

ребенка,

о

результатах

комплексного

обследования,

особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка.

2.

Вовлечение родителей в процессы обследования и стимуляцииразвития

детей, а также - психопрофилактики и психокоррекции.

3.

Оказание помощи в адаптации семьи к инвалидности ребенка и в

преодолении психологических проблем.

4.

Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ.

3. Рефлексивный этап:

- сопоставительный анализ динамики результатов сопровождения командой –

совместная

оценка

эффективности

педагогического

воздействия

и

взаимодействия;

- прогнозирование задач на следующий период работы.

Время, необходимое на реализацию практики и каждого этапа.

Таблица 2 – Реализация практики во времени

Этапы практики

Периоды

Диагностический

1 месяц - сентябрь

Деятельностный

7 месяцев октябрь-апрель

Рефлексивный

1 месяц май

Условия, необходимые для реализации практики.

Таблица 3 – Условия реализации практики.

Условия

Материально-техническике

Оборудовано 2 кабинета учителя-логопеда, 2

кабинета педагога-психолога, кабинет

учителя-дефектолога, которые, представляют

собой единый образовательный комплекс.

Все кабинеты оборудованы цифровой

техникой, методическими и диагностическими

материалами в соответствии с требованиями

ФГОС ДО; дидактическими играми и

пособиями, игрушками.

Организационные

Повышение квалификации педагогов (курсы

повышения, вебинары, консультации, мастер-

классы)

Социальные

Участие детей с ОВЗ совместно с

норматипичными детьми в различных видах

детской деятельности (образовательная

деятельность, игровая деятельность паздники,

вечера развлечений, экскурсии и пр.)

Результаты

практики.Таким

образом,

представленный

алгоритм

взаимодействия

специалистов

ДОО

в

процессе

реализации

комплексного

сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения обеспечивает

индивидуальный маршрут развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции

деятельности всех специалистов ДОО; единство диагностики и коррекционного

воздействия в работе с детьми с ОВЗ; активное включение родителей в

совместный коррекционно-образовательный

процесс, возможность наглядно

продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Результаты

практики

определяются

совместной

оценкой

эффективности

педагогического воздействия и взаимодействия;

Перспективы развития практики. Удовлетворения потребностей в психолого-

педагогической помощи и социализации всех детей с ОВЗ не только в рамках

ДОО, но и за его пределами. Усовершенствование материально-технической базы,

адаптивной среды, программно-методического обеспечения для внедрения новых

форм работы с семьями детей с ОВЗ.

Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации

практики.Трудолюбие,

работоспособность,

дисциплинированность,

ответственность; умение поставить цель, избрать путь ее достижения; обладание

педагогическим мастерством и и нтуицией; систематическое и планомерное

повышение своего профессионального уровня, повышение качества своего труда

и т.д.



В раздел образования