Авторы: Рукосуева Людмила Николаевна, Горяева Елена Александровна
Должность: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 33
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Инклюзивная практика
Тема: Сотрудничество специалистов образовательного учреждения в процессе реализации комплексного коррекционного сопровождения детей с ОВЗ с целью их социализации.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование: г. Красноярск
Полное наименование образовательной организации:
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
33комбинированного вида»
Краткое наименование образовательной организации: МБДОУ №33
Авторский коллектив: Горяева Елена Александровна - педагог-психолог
Рукосуева Людмила Николаевна - учитель-дефектолог
Описание практики
Название
практики:
Сотрудничество
специалистов
образовательного
учреждения
в
процессе
реализации
комплексного
коррекционного
сопровождения детей с ОВЗ с целью их социализации.
Аннотация практики. Практика включает в себя сопровождение детей с
ОВЗ, которое осуществляется в специализированных группах компенсирующей
направленности
и
комбинированного
вида
с
учетом
индивидуально-
психологических особенностей ребенка. Основная цель работы это создание
условий для развития дошкольников с ОВЗ в целях обогащения их социального
опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников через комплекс
психолого-педагогических
мероприятий.В
ДОО
создана
служба
психологического
сопровождения
и
специальной
педагогической
помощи
родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами
развития, которая реализует свою деятельность через совместные с родителями
формы взаимодействия.
Деятельность службы подразумевает еженедельные,
индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития и их
родителей в дошкольном учреждение,родители в данном случае выступают в
роли тьюторов для детей. Данная работа также ведется по модели командного
взаимодействия
специалистов:
учителя-дефектолога,
педагога-психолога,
учителя-логопеда, воспитателя. Занятия проводятся в форме индивидуальных
коррекционно-развивающих и психокоррекционных сеансов. Сопровождение и
взаимодействие представляет собой сложный многоуровневый динамический
процесс,
состоящий
из
трех
этапов:
диагностический,
деятельностный,
рефлексивный. Таким образом, практика обеспечивает индивидуальный маршрут
развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех
специалистов ДОО; единство диагностики и коррекционного воздействия в
работе с детьми с ОВЗ; активное включение родителей в совместный
коррекционно-образовательныйпроцесс,
возможность
наглядно
продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Сфера применения.урочная и внеурочная работа в рамках образовательной
деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в специализированных
группах компенсирующей направленности и комбинированного вида.
Описание
проблемы.В
настоящее
время
происходит
переосмысление
построения коррекционно-образовательной деятельности
с детьми с ОВЗ,
возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия
всех педагогов. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса
и
эффективного
управления
им,
мы
учитывали
тенденции
социальных
преобразований
в
обществе,
запросы
родителей,
интересы
детей
и
профессиональные возможности педагогов.
Описание целевой группы.Это группы для детей с ЗПР, РАС и для детей со
сложными сочетанными нарушениями в развитии.
Таблица 1 – Целевая группа детей
группа
Кол-во детей
с ОВЗ в
группе
диагноз
Инвалиды
Родители
Комбинированная
гр № 6
8
ЗПР 6
РАС 2
9
150-180
Комбинированная
гр № 11
1
РАС 1
Компенсирующая
гр № 4
15
ЗПР
Компенсирующая
гр № 5
15
ЗПР
Педагогические
ценности,
лежащие
в
основе
данной
практики.
Формирование
толерантного
отношения
общества
(здоровых детей,
их
родителей) к
детям с
ОВЗ.
Формирование
конструктивных,
гибких
отношениймежду родителем и ребенком.
Специалисты,
реализующие
практику.
Командное
взаимодействиеспециалистов
ДОО:
учителя-дефектолога,
учителя-логопеда,
педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физическому воспитанию.
Учитель-дефектолог – обеспечивает наиболее успешное усвоение академической
составляющей
адаптированной
образовательной
программы,
способствует
познавательному,
речевому,
эмоциональному,
социальному,
нравственному
развитию ребенка, формируети развивает жизненные компетенции ребенка с ОВЗ,
тем самым повышает возможности его успешного включения в жизнь общества.
Педагог-психолог максимально использует возможности и способности ребенка
для успешного его включения в образовательное пространство организации.
Учитель-логопед создает условия, способствующие выявлению и преодолению
нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной речи,
совершенствованию
коммуникации
воспитанников
с
ОВЗ
для
успешного
усвоения
академической
составляющей
адаптированной
образовательной
программы.
Воспитатель создает доброжелательную обстановку в детском коллективе,
направленную
на
развитие
межличностных
отношений;
социализацию
воспитанника и нормализацию эмоционального поведения, формирует навыки
самообслуживания, способствует развитию всех видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной,
конструктивной, двигательной и т.д..
Музыкальный руководитель оказывает комплексное воздействие на развитие
анализаторных систем (развитие музыкального и фонематического слуха,
зрительного восприятия музыкальных образов и передача этих образов в
движении); осуществляет подбор музыкально-терапевтических произведений для
коррекции эмоционального состояния ребенка.
Инструктор
по
физической
культуре
создает
и
реализует
условия
совершенствования физического развития детей в разных формах организации
двигательной активности, сохранения и укрепления физического и психического
здоровья ребенка с ОВЗ.
Степень участия обучающихся и категория обучающихся, участвующих в
практике. Полное вовлечение детей в участии в практике, которая подразумевает
проведение
мониторинга
с
детьми;
коррекционно-развивающей
работы
с
обучающимимся.
Степень
вовлечения
родителей.Психолого-педагогическое
сопровождение
семьи и повышение компетентности родителей.
Этапы
и
содержание
профессиональной
деятельности.
Нами
был
созданалгоритм
взаимодействия
специалистов
по
решению
коррекционно-
образовательных задач, который предполагает:
- продуманное позиционирование участников, имеющих общее видение ситуации;
- общая целевая направленность работы;
- единая стратегическая направленность работы.
При дифференцированном обучении решается комплекс социально значимых
задач, в том числе:
- создание специальных условий для обогащения социального опыта и
гармоничного включения детей с ОВЗ в общество, для развития эмоционального,
о и интеллектуального потенциала ребенка;
- формирование у детей адекватных способов взаимодействия с окружающими,
позитивных личностных качеств;
- обеспечение ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.
Вокруг
ребенка
совместными
усилиями
специалистов
создается
единое
коррекционно-образовательное пространство и определенная коррекционно-
развивающая среда, способствующие преодолению различных отклонений в
развитии у детей с ОВЗ. Совместная деятельность специалистов позволяет
вдохновлять, поддерживать друг друга, разрабатывать идеи, сопоставлять
различные точки зрения, формировать видение проблем, использовать во благо
имеющиеся
различия
в
способностях,
темпераменте,
жизненном
и
профессиональном
опыте
участников
образовательно-коррекционного
сопровождения.
Тесное,
мотивированное
взаимодействие
специалистов
в
процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ представляет
собой сложный многоуровневый динамический процесс, состоящий из трех
этапов: диагностический, деятельностный, рефлексивный.
1. Диагностический этап:
- комплексный сбор данных о ребенке.
- совместное проведение мониторинга – изучение психических особенностей
ребенка с ОВЗ, выделение факторов риска на основе полученных результатов,
выявление актуального уровня развития ребенка, зоны его ближайшего развития,
особенностей его эмоционально-личностной сферы.
Для получения и анализа такого рода информации используются методы
педагогического и психологического мониторинга. По результатам проводятся
психолого-медико-педагогические
консилиумы
(ПМПк),
где
происходит
объединение информации отдельных составляющих статуса ребенка от всех
специалистов, что позволяет увидеть ребенка, как целостную личность. На основе
целостного видения ребенка с учетом его актуального развития, разрабатываются
стратегии сопровождения, выявление перспектив развития, конкретные задачи по
реализации. Результаты работы первого модуля служат основой для правильной
реализации следующего – деятельностного модуля.
2. Деятельностный модуль:
- коррекционно-развивающая работа с детьми.
- психолого-педагогическое сопровождение семьи и повышение компетентности
родителей.
Данный этап направлен на развитие компенсаторных механизмов становления
психики и деятельности ребёнка с ОВЗ, преодоление и предупреждение у
воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы,
поведения
и
личностных
ориентиров.
На
данном
этапе
реализуется
адаптированная
образовательная
программа
дошкольного
образования.
Особенности реализации адаптированной образовательной программы:
-
технология
дифференцированного
и
индивидуального
сопровождения,
реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;
учёт компенсаторных возможностей детей.
-
тематический
подход
в
организованной
коррекционно-развивающей
образовательной
деятельности:
планирование
образовательного
процесса
строится с учётом принципа интеграции образовательных областей; комплексно-
тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса;
- организация охранительно-педагогического режима при реализации программы,
который
предусматривает
широкое
варьирование
организационных
форм
коррекционно-образовательной
работы:
групповых,
подгрупповых,
индивидуальных;
- особая развивающая предметно-пространственная среда, способствующая
преодолению
и
коррекции
проблем
развития
(оборудование,
пособия,
дидактические игры и др.);
-
использование
специальных
методов,
приемов
и
средств
обучения,
направленных на формирование активной позиции у самого ребёнка, постоянное
стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру.
Одной из задач ФГОС ДО является «Обеспечение вариативности и разнообразия
содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования программ различной направленности с
учетом
образовательных
способностей
и
состояния
здоровья
детей».
Деятельность службы психологического
сопровождения
и педагогической
помощи предусматривает:
1.
Предоставление
родителям
информации
по
вопросам
развития
и
воспитания
ребенка,
о
результатах
комплексного
обследования,
особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка.
2.
Вовлечение родителей в процессы обследования и стимуляцииразвития
детей, а также - психопрофилактики и психокоррекции.
3.
Оказание помощи в адаптации семьи к инвалидности ребенка и в
преодолении психологических проблем.
4.
Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ОВЗ.
3. Рефлексивный этап:
- сопоставительный анализ динамики результатов сопровождения командой –
совместная
оценка
эффективности
педагогического
воздействия
и
взаимодействия;
- прогнозирование задач на следующий период работы.
Время, необходимое на реализацию практики и каждого этапа.
Таблица 2 – Реализация практики во времени
Этапы практики
Периоды
Диагностический
1 месяц - сентябрь
Деятельностный
7 месяцев октябрь-апрель
Рефлексивный
1 месяц май
Условия, необходимые для реализации практики.
Таблица 3 – Условия реализации практики.
Условия
Материально-техническике
Оборудовано 2 кабинета учителя-логопеда, 2
кабинета педагога-психолога, кабинет
учителя-дефектолога, которые, представляют
собой единый образовательный комплекс.
Все кабинеты оборудованы цифровой
техникой, методическими и диагностическими
материалами в соответствии с требованиями
ФГОС ДО; дидактическими играми и
пособиями, игрушками.
Организационные
Повышение квалификации педагогов (курсы
повышения, вебинары, консультации, мастер-
классы)
Социальные
Участие детей с ОВЗ совместно с
норматипичными детьми в различных видах
детской деятельности (образовательная
деятельность, игровая деятельность паздники,
вечера развлечений, экскурсии и пр.)
Результаты
практики.Таким
образом,
представленный
алгоритм
взаимодействия
специалистов
ДОО
в
процессе
реализации
комплексного
сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения обеспечивает
индивидуальный маршрут развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОО; единство диагностики и коррекционного
воздействия в работе с детьми с ОВЗ; активное включение родителей в
совместный коррекционно-образовательный
процесс, возможность наглядно
продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Результаты
практики
определяются
совместной
оценкой
эффективности
педагогического воздействия и взаимодействия;
Перспективы развития практики. Удовлетворения потребностей в психолого-
педагогической помощи и социализации всех детей с ОВЗ не только в рамках
ДОО, но и за его пределами. Усовершенствование материально-технической базы,
адаптивной среды, программно-методического обеспечения для внедрения новых
форм работы с семьями детей с ОВЗ.
Какие профессиональные качества необходимы педагогу для реализации
практики.Трудолюбие,
работоспособность,
дисциплинированность,
ответственность; умение поставить цель, избрать путь ее достижения; обладание
педагогическим мастерством и и нтуицией; систематическое и планомерное
повышение своего профессионального уровня, повышение качества своего труда
и т.д.