Напоминание

Несколько штрихов к портрету современного педагога


Автор: Затонских Галина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Кадетская школа Липецкой области им. Коврижных А. П.
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Несколько штрихов к портрету современного педагога
Раздел: среднее образование





Назад





Несколько штрихов к портрету современного педагога.
Одними из черт современного общества являются многогранность и многоплановость, мобильность и потребление большого количества информации. И, конечно, это не может не отражаться на портрете современного учителя, педагога, как на основном проводнике и ключевой фигуре образовательного процесса, вынужденного на протяжении всей своей истории претерпевать непрерывные и динамичные изменения. Одним из направлений модернизации развития образования является информатизация образования. Хотим мы того или нет, но развитие общества и всех процессов в нем настолько стремительно, что эта динамика не может не отражаться на технологиях образования. Образовательная среда, находящаяся не в отрыве, а в гуще событий современной жизни информатизированного общества, должна отвечать запросам этого общества и выполнять социальный заказ на формирование личности. С переходом страны к новому постиндустриальному обществу, к новым рыночным отношениям и в сфере образования тоже, появилась небывалая ранее потребность в человеке, обладающем высоким уровнем знаний. В этих условиях резко возрастает проблема профессионального образования педагога. Современный учитель должен интегрировать в себе высокую осведомленность во многих вопросах, компетентность, знание предмета на глубоком и высоком уровне, мобильность, толерантность, владение мультимедийными технологиями. В условиях зарождения и развития демократических процессов в современном обществе нельзя не сказать о некоторых штрихах к портрету педагога, ведь, как всегда, неизбежны и перегибы, и неправильное понимание каких-либо объективных процессов, происходящих в социуме. В частности, свобода слова зачастую интерпретируется как вседозволенность, грубость и откровенный цинизм. Свобода высказывать свои мысли имела особую ценность тогда, когда она преследовалась и подвергалась гонениям, поэтому в условиях современности острым остается вопрос о терпимом и корректном отношении к собеседнику, оппоненту, друг к другу. Не надо большого ума для того, чтобы обидеть или психологически ранить человека. К сожалению, в нашем обществе пока этого предостаточно. Гораздо большую ценность и зрелость представляет та личность, которая умеет владеть собой, вести грамотный и аргументированный диалог, а также нести моральную ответственность за слова, поступки, действия. Многим из нас приходилось встречаться с сопротивлением ретроградов в профессии, не желающих принимать никаких прогрессивных изменений.
Часто приходилось слышать, как учитель рассуждает о том, что он способен научить подрастающее поколение «с помощью тряпки и мела». Я с глубоким уважением отношусь к опыту и труду своих коллег. Но человек зачем-то изобрел двигатель и пересел с телеги на машину; зачем-то человек проникает в тайны Вселенной, даже несмотря на то, что за это когда-то сжигали на костре. Поэтому и нам, педагогам, никуда не деться от стремительных изменений общества, науки, техники, а следовательно, и от новых технологий. Учитель, который отвергает саморазвитие в профессии, тем самым отвергает и свое не только профессиональное, но и личностное развитие, становится неконкурентноспособным. Нельзя получить у времени в вечное пользование статус личности. Этот статус необходимо постоянно подтверждать своими мыслями, взглядами, делами. Каждый из нас учился в институте. Но то, что конкретный учитель может теперь, он не умел раньше и многие профессиональные качества и находки пришли в процессе приобретения опыта, личностного роста и непрерывного повышения уровня своего образования. Таково предназначение учителя, педагога – всю жизнь учиться. Сегодня учитель должен в полной мере владеть информационной культурой и прививать ее своим ученикам. Чтобы разговаривать с детьми на одном языке, понимать их, чтобы не выглядеть, наконец, отсталым, как вчерашний день. К сожалению, часто имеет место быть такая печальная ситуация, когда ученик владеет гаджетами лучше учителя. Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой и ее использованием на уроках. Информатизация и все мультимедийные технологии уже давно стали инструментом современного учителя точно так же, как для хирурга его инструментом является скальпель, а для плотника – стамеска или деревообрабатывающий станок. Экономия места и времени урока, повышение его плотности, мотивации обучения, многосторонняя комплексная проверка знаний учащихся, исследовательская и творческая составляющие – это всё бесспорные плюсы информатизации и компьютеризации образовательного процесса. Хотим мы того или нет, сегодня становится прошлым, а завтра – настоящим быстрее, чем раньше. И это «завтра» будет не такое, как сейчас «сегодня». Может ли школа соответствовать этому вызову времени? Да! А насколько адекватно и гармонично будут проходить эти изменения в школе, зависит от нас, педагогов, от нашей мобильности и желания соответствовать велению времени.


В раздел образования