Несколько штрихов к портрету современного педагога
Автор: Затонских Галина Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: Кадетская школа Липецкой области им. Коврижных А. П. Населённый пункт: г. Липецк Наименование материала: статья Тема: Несколько штрихов к портрету современного педагога Раздел: среднее образование
Несколько штрихов к портрету современного педагога.
Одними
из
черт
современного
общества
являются
многогранность
и
многоплановость,
мобильность
и
потребление
большого
количества
информации.
И,
конечно,
это
не
может
не
отражаться
на
портрете
современного учителя, педагога, как на основном проводнике и ключевой
фигуре образовательного процесса, вынужденного на протяжении всей своей
истории претерпевать непрерывные и динамичные изменения.
Одним
из
направлений
модернизации
развития
образования
является
информатизация образования.
Хотим мы того или нет, но развитие общества и всех процессов в нем
настолько
стремительно,
что
эта
динамика
не
может
не
отражаться
на
технологиях образования. Образовательная среда, находящаяся не в отрыве, а
в
гуще
событий
современной
жизни
информатизированного
общества,
должна отвечать запросам этого общества и выполнять социальный заказ на
формирование личности.
С переходом страны к новому постиндустриальному обществу, к новым
рыночным отношениям и в сфере образования тоже, появилась небывалая
ранее потребность в человеке, обладающем высоким уровнем знаний. В этих
условиях
резко
возрастает
проблема
профессионального
образования
педагога.
Современный
учитель
должен
интегрировать
в
себе
высокую
осведомленность во многих вопросах, компетентность, знание предмета на
глубоком
и
высоком
уровне,
мобильность,
толерантность,
владение
мультимедийными технологиями.
В
условиях
зарождения
и
развития
демократических
процессов
в
современном обществе нельзя не сказать о некоторых штрихах к портрету
педагога, ведь, как всегда, неизбежны и перегибы, и неправильное понимание
каких-либо объективных процессов, происходящих в социуме. В частности,
свобода слова зачастую интерпретируется как вседозволенность, грубость и
откровенный
цинизм.
Свобода
высказывать
свои
мысли
имела
особую
ценность тогда, когда она преследовалась и подвергалась гонениям, поэтому
в условиях современности острым остается вопрос о терпимом и корректном
отношении к собеседнику, оппоненту, друг к другу. Не надо большого ума для
того, чтобы обидеть или психологически ранить человека. К сожалению, в
нашем обществе пока этого предостаточно. Гораздо большую ценность и
зрелость
представляет
та
личность,
которая
умеет
владеть
собой,
вести
грамотный
и
аргументированный
диалог,
а
также
нести
моральную
ответственность за слова, поступки, действия.
Многим из нас приходилось встречаться с сопротивлением ретроградов в
профессии,
не
желающих
принимать
никаких
прогрессивных
изменений.
Часто приходилось слышать, как учитель рассуждает о том, что он способен
научить подрастающее поколение «с помощью тряпки и мела». Я с глубоким
уважением отношусь к опыту и труду своих коллег. Но человек зачем-то
изобрел двигатель и пересел с телеги на машину; зачем-то человек проникает
в тайны Вселенной, даже несмотря на то, что за это когда-то сжигали на
костре.
Поэтому
и
нам,
педагогам,
никуда
не
деться
от
стремительных
изменений
общества,
науки,
техники,
а
следовательно,
и
от
новых
технологий.
Учитель,
который
отвергает
саморазвитие
в
профессии,
тем
самым
отвергает
и
свое
не
только
профессиональное,
но
и
личностное
развитие, становится неконкурентноспособным. Нельзя получить у времени
в вечное пользование статус личности. Этот статус необходимо постоянно
подтверждать своими мыслями, взглядами, делами. Каждый из нас учился в
институте. Но то, что конкретный учитель может теперь, он не умел раньше и
многие
профессиональные
качества
и
находки
пришли
в
процессе
приобретения опыта, личностного роста и непрерывного повышения уровня
своего образования. Таково предназначение учителя, педагога – всю жизнь
учиться.
Сегодня учитель должен в полной мере владеть информационной культурой и
прививать ее своим ученикам. Чтобы разговаривать с детьми на одном языке,
понимать их, чтобы не выглядеть, наконец, отсталым, как вчерашний день. К
сожалению, часто имеет место быть такая печальная ситуация, когда ученик
владеет
гаджетами
лучше
учителя.
Само
время
диктует
необходимость
свободного владения компьютерной техникой и ее использованием на уроках.
Информатизация
и
все
мультимедийные
технологии
уже
давно
стали
инструментом
современного
учителя
точно
так
же,
как
для
хирурга
его
инструментом
является
скальпель,
а
для
плотника
–
стамеска
или
деревообрабатывающий
станок.
Экономия
места
и
времени
урока,
повышение
его
плотности,
мотивации
обучения,
многосторонняя
комплексная
проверка
знаний
учащихся,
исследовательская
и
творческая
составляющие
–
это
всё
бесспорные
плюсы
информатизации
и
компьютеризации образовательного процесса.
Хотим мы того или нет, сегодня становится прошлым, а завтра – настоящим
быстрее, чем раньше. И это «завтра» будет не такое, как сейчас «сегодня».
Может ли школа соответствовать этому вызову времени? Да! А насколько
адекватно и гармонично будут проходить эти изменения в школе, зависит от
нас, педагогов, от нашей мобильности и желания соответствовать велению
времени.