Авторы: Емельянова Светлана Юрьевна, Холодова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 18 "Ручеек"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Интегрированное коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с безречевыми детьми 3-4 лет на тему «Осень»
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда
и педагога-психолога с безречевыми детьми 3-4 лет на тему «Осень»
Разработали: учитель-логопед Т.А. Холодова, педагог психолог
С.Ю. Емельянова, МБДОУ «Детский сад № 18» г. Тамбов.
Цель:
развитие
речи,
познавательной,
социально-коммуникативной
и
эмоционально-волевой сферы у детей.
Состав группы: занятие проводится с группой детей из 4 человек.
Время проведения: 15-20 мин. В зависимости от эмоционального состояния и
настроя детей время занятия можно уменьшить или увеличить.
Необходимое оборудование: кукла Осень, украшенная желтыми и красными
листьями из бумаги; бумажные листья, прикрепленные нитками к деревянной планке;
цветные шаблоны тучки и солнышка из картона, синие и желтые прищепки.
Ход занятия.
1. Появление героя.
Учитель-логопед и педагог-психолог показывают детям куклу Осень в наряде из
ярких осенних листьев.
Педагог-психолог: «Ребята, смотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Это кукла
Осень! Посмотрите, какой у нее красивый наряд!»
Учитель-логопед: «Давайте ее рассмотрим! А где же у нее ручки? А у вас? А где у
нее глазки?» (и т.д.). Дети показывают части тела и лица у героя и у себя по просьбе
педагога.
2. Развитие длительного плавного выдоха.
Упражнение «Чей листок дальше улетит?»
Учитель-логопед: «Ребята, кукла Осень принесла нам осенние листочки, чтобы мы
с ними поиграли!».
Вместе с детьми педагоги рассматривают листья, просят показать листья красного,
желтого, зеленого цвета. Затем каждому ребенку предлагается, вытягивая губы
трубочкой, долго, плавно подуть на листок, прикрепленный к горизонтальной планке, и
посмотреть, как он закружится.
3. Работа со сказкой.
Педагог-психолог: «Ребята, а вы когда-нибудь были в осеннем лесу? А вы знаете,
что в лесу ни в коем случае нельзя убегать от родителей, потому что можно потеряться?
Вот послушайте, какая история случилась однажды с зайчиком в лесу».
Сказка «Как зайчик прятался от своей мамы» (Е. Ульева)
Однажды мама с зайчонком пошли за грибами. Там – подосиновик, там –
подберезовик, а там – белый! Почти целую корзинку набрали. Только надоело зайчонку
ходить и под кустики заглядывать. Придумал он интересную игру: «Спрячусь-ка я от
мамы под кустик. Она решит, что меня нет. Вот смешно-то будет!»
Взял и спрятался. Но получилось не смешно. Мама испугалась: «Куда мой малыш
делся? Может, волк его съел? Может, сова утащила?»
- Горе мне, горе! – заплакала мама и побежала зайчишку по лесу искать.
А зайчишка вылез из кустов и думает: Что я наделал? И мамы нет, и сам потерялся!
Плохая игра получилась. Что теперь делать? Кричать? Волка звать?» Вот что бывает,
когда не подумавши что-то сделаешь! Думал-думал наш косой и придумал: пришел
обратно по своим следам к дому.
А там и мама воротилась. Обрадовались они, обнялись. И зайчик крепко-накрепко
обещал – больше от мамы никуда не прятаться. Плохо заканчиваются такие игры –
потеряться можно!
Психогимнастический этюд «Зайка боится».
Педагог-психолог: «Ребята, а как вы думаете, зайке было страшно, когда он
потерялся в лесу? Давайте покажем, как зайка боялся. Он сжался от страха, обхватил
себя лапками, задрожал». Педагог-психолог изображает эмоцию «страх», а дети за ним
повторяют.
Психогимнастический этюд «Смелый зайка».
Педагог-психолог: «Но все-таки зайка победил свой страх и нашел дорогу домой!
Давайте покажем, каким он стал, когда перестал бояться». Педагог-психолог показывает,
а дети повторяют, как выглядит смелый заяц: плечи расправлены, голова гордо поднята,
руки на поясе.
Психогимнастический этюд «Радость».
Педагог-психолог: «Ребята, а теперь давайте покажем, как радовались зайка и его
мама встрече». Педагог-психолог изображает эмоцию «радость», а дети повторяют.
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Игра «Эхо»
Учитель-логопед: «Ребята, когда зайка потерялся в лесу, он кричал: «Ау! Ау!»
Давайте тоже покричим!»
Дети делятся на две команды. Первая кричит громко «АУ!». Вторая команда (эхо)
отвечает тихо «АУ», потом меняются (повторить 3-5 раз).
5. Развитие внимания и общей моторики.
Подвижная игра «Солнышко и тучки».
Педагог-психолог: «Ребята, вы ведь знаете, что осенью часто на небе бывают тучки
и идет дождик? Давайте поиграем в игру. Когда я скажу слово «солнышко», то вы
можете ходить, бегать, прыгать. А когда я скажу слово «тучки», то это значит, что сейчас
пойдет дождь, и вам нужно спрятаться от него: сесть на корточки и закрыть голову
руками».
6. Развитие мелкой моторики, восприятия сенсорных эталонов.
Упражнение с прищепками «Тучка-солнышко».
Дети прикрепляют к цветным шаблонам, изображающим тучку и солнышко, двумя
пальцами (указательным и большим) прищепки соответствующего цвета.
7. Формирование умения соотносить слова-звукоподражания с движением.
Подвижное упражнение со словами «Дождь»
Кто там топает по крыше? (Развести руки в стороны)
- Топ-топ-топ. (Потопать ногами и произнести слова)
Чьи шаги всю ночь я слышу? (Приложить ладонь к уху)
- Топ-топ-топ. (Потопать ногами произнести слова)
Я теперь усну едва ли - (Сложить ладони и приложить их к щеке)
-Топ-топ-топ. (Потопать ногами произнести слова)
Может, кошек подковали? (Постучать кулачками друг о друга)
- Топ-топ-топ. (Потопать ногами произнести слова)
8. Развитие чувства ритма, координации движений рук.
Упражнение «Дождик»
Учитель-логопед: «Ребята, осенью часто идут дожди. Дождь бывает маленький.
Послушайте, как идет «маленький» дождик (редкое постукивание ладонями по столу).
Бывает дождь сильный (частое постукивание ладонями по столу). А теперь послушайте,
какой дождь идет: маленький или сильный? И сделайте так же». Учитель-логопед стучит
по столу, дети слушают и повторяют.
9. Развитие сенсорного восприятия.
Упражнение «Разложи красные и желтые листочки по корзинкам».
На столе красные и желтые листья и две корзинки.
Педагог-психолог: «Ребята, нашей кукле Осени пора возвращаться в лес. Давайте
поможем ей собрать в корзинки листики! Но наша Осень любит порядок! Желтые
листики надо положить в эту корзину, а красные – в эту!» Дети раскладывают листья по
корзинкам.
10. Ритуал прощания.
Дети прощаются с куклой Осень, машут ей рукой.