Напоминание

Особенности проведения бинарных уроков в среде профессионального образования


Автор: Бударкин Никита Андреевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МКТ РУТ (МИИТ)
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности проведения бинарных уроков в среде профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка

Тема: Особенности проведения бинарных уроков в среде

профессионального образования

.

Москва

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .

.

.

.

.

.

.

.

.

.

3

Активные методы обучения .

.

.

.

.

.

.

4

Самостоятельная работа с обучающей программой

.

.

5

Методы практического обучения .

.

.

.

.

.

10

Бинарное учебное занятие как средство повышения

уровня качества образовательного процесса

.

.

.

.

12

Список использованных источников

.

.

.

.

.

16

ВВЕДЕНИЕ

Содержание и методы обучения — это те компоненты учебного

процесса, которые

наиболее

активно

влияют

на

результаты

подготовки

специалистов.

Содержание

и

методы

обучения

категории

дидактики

(теории

образования и обучения). Методы обучения — это способы взаимосвязанной

деятельности преподавателя и учащегося, направленные на овладение учащимися

знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.

Использование разнообразных методов и приемов создает у учащихся интерес к

самой

учебно-познавательной

деятельности,

что

чрезвычайно

важно

для

выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

Принято несколько классификаций методов обучения, имеющих разные

основания. Так, методы классифицируют по источнику учебной информации

(наглядные, словесные, игровые, практические), по способу взаимодействия

обучаемых и обучающих (объяснительно-иллюстративный, частично поисковый,

проблемный, исследовательский).

Предлагаемая классификация основана на направленности методов на

решение дидактических задач.

Методы делятся на две группы: методы, направленные на первичное

овладение

знаниями,

и

методы,

способствующие

закреплению

и

совершенствованию знаний, и овладению умений и навыков.

В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения

первая группа делится на информационно-развивающие и проблемно-поисковые,

а вторая - на репродуктивные и имитируется как ситуация профессиональной

деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитирующие методы

в свою очередь делятся на игровые и неигровые в зависимости от тех условий, в

которые

включаются

учащиеся,

ролей,

которые

они

выполняют, взаимоотношений между ними (ролями).

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Не имитационные:

проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная

дискуссия,

поисковая

лабораторная

работа,

исследовательский

метод,

самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с

книгой.

Имитационные:

а) неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение

ситуационных производственных задач, упражнения-действия по инструкции

(лабораторная

работа, практическая

работа), выполнение

индивидуальных

заданий в процессе практики.

б) игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей

(элементы игры), деловая игра.

Информационно-развивающие методы обучения

К информационно-развивающим относятся такие методы, с помощью

которой учащиеся получают информацию в готовом виде - в изложении

преподавателя, диктора кинофильма, учебного пособия.

Лекция - метод обучения, представляющий монологическое изложение

преподавателем учебной информации. В качестве метода лекция может быть

использована и на комбинированном уроке. Преимущество лекции в том, что она

имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное

монологическое изложение материала. На лекции за сравнительно небольшое

количество времени может быть дан большой по объему материал, а благодаря

системности его подачи у учащихся можно создать целостное представление об

изучаемом явлении или объекте.

Лекция требует от преподавателя владения ораторским искусством, строгой

логичности, ясности суждений.

Материал лекций излагается следующим образом, что бы его легко было

записать, интонационно выделяют основные положения, которые формулируют

кратко, удобно для записи. На доске лектор дает краткие записи, структуры

учебного материала. Лекция может сопровождаться показом иллюстративных

материалов: плакатов, слайдов и т.п.

Рассказ, как метод обучения, представляет собой монологическое сообщение

преподавателя о каких-то событиях, фактах, явлениях. Используется для

конкретизации каких-либо теоретических положений, создания интереса к

учебному материалу.

Рассказ имеет живой эмоциональный характер, нередко связан с личным

отношением рассказчика к передаваемым событиям. Основные требования к

рассказу: эмоциональная

подача

материала,

образность,

художественное

изложение.

Объяснение

-

наиболее

часто

используемый

метод

обучения, когда

преподаватель сообщает основные сведения, подтверждает их записям на доске,

демонстрацией

учебных

пособий,

обращается

к

учащимся

с

вопросами

подтверждения того или иного положения, организует учащихся на оформление

записей в тетрадях.

Беседа, в отличие от объяснения, представляет собой диалог, в котором

преподаватель путем вопросов актуализирует знания учащихся по другим

учебным предметам по ранее изученным темам. Анализируя, уточняя и обобщая

ответы, педагог формулирует выводы и теоретические положения.

Для

сообщения

нового

учебного

материала

распространен

метод

демонстрации

учебного

кинофильма.

В

отличие

от

научно-популярных

фильмов, которые часто используют в техникумах, особенность учебного

кинофильма в том, что он по содержанию полностью отвечает учебной

программе.

При самостоятельной работе с книгой может быть использована

различная литература: учебная, дополнительная, справочная, нормативная.

В

техникуме она может быть одним из элементов урока, в процессе которого

формируется учение и навыки работы с книгой.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММОЙ

Развитию самостоятельности и познавательной активности способствует

программированное обучение, преимущество которого в обязательной обратной

индивидуальной связи учащегося с преподавателем.

Сущность программированного обучения заключается в том, что учащиеся

самостоятельно прорабатывают материал в основе специальной подготовленной

программ. Программа состоит из ряда «кадров» или «шагов», содержащих новый

материал для изучения, за каждым «кадром» следует конкретный вопрос или

задание, благодаря которому можно проверить усвоил ли учащийся прочитанный

материал, если усвоен, то учащийся допускается к изучению следующего «кадра»,

если нет - возвращается к старому материалу.

Программирование может быть машинным и безмашинным.

Программированное

обучение

имеет

преимущества:

оно

требует

от

учащегося самостоятельной работы, достаточно напряженной, в то время как при

объяснении материала преподавателем учащийся может быть пассивен.

Проблемно-поисковые методы обучения

Отличительной чертой проблемно-поисковых методов является постановка

перед учащимися вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут

ответ, как

бы

создают

новые

знания,

делают

«открытие»,

формулируют

теоретические

выводы.

Проблемно-поисковые

методы

требуют

активной

мыслительной деятельности учащихся, поиска, анализа собственного опыта,

знаний, умений делать выводы. Несомненно, эта деятельность должна проходить

под руководством преподавателя.

1. Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с вопроса,

постановки

проблемы, которую

в

ходе

изложения

материала

лектор

последовательно и логично решает или раскрывает путем решения. Проблемные

вопросы могут ставиться и во время лекции, перед изложением самой мысли.

Эвристическая беседа - представляет собой ряд вопросов преподавателя,

направляющего мысли и ответы учащихся. Беседа может начинаться с сообщения

фактов,

явлений,

демонстрации

фрагментов

кинофильма,

показывающая

проблемные ситуации, которые надо решить.

В ходе эвристической беседы преподаватель путем умело поставленных

вопросов заставляет учащихся на основе имеющихся знаний делать выводы.

Учащиеся делают «открытия», получают новые звания, что доставляет им

удовлетворение. Степень проблемности в беседе может быть выражена по-

разному: это может быть цепочка вопросов, или постановка проблемы.

Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит

в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной

и той же проблемы, и предлагает учащимся выбрать и обосновать свою позицию.

Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора,

вводя дополнительные вопросы.

Для дискуссии выбирают такие вопросы, когда наличие двух точек зрения,

житейской

и

научной,

может

быть

естественной,

не

следует

создавать

искусственные ситуации, когда кто-либо отстаивает заведомо ложную точку

зрения, будучи убежденным в том, что она ложная.

Поисковая лабораторная работа — это лабораторная работа по инструкции,

на основании которой учащиеся могут сделать тот или иной вывод.

Исследовательский метод.

В практике обучения он используется, когда

учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а потом на

занятиях докладывают о его результатах или подтверждают этим материалом

теоретические положения курса.

МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Казалось

бы,

умения

и

навыки

проще

формировать

в

процессе

производственной практики, но опыт показывает, что это совсем не так.

Если умения и навыки по рабочей профессии в основном формируются на

практике, когда учащиеся на рабочем месте постоянно выполняют ту или иную

работу, то овладение умениями техника-технолога на практике происходит менее

успешно.

В период технологической, преддипломной практики не каждому

учащемуся

удается

выполнять

весь

комплекс

задач, поработать

дублером

технолога, бригадира, директора. Зачастую в период этой практики учащиеся

выполняют работу необходимую производству. В этом отношении обучение на

практических

занятиях,

в

курсовом

проектировании

может

быть

более

целенаправленным.

Существуют активные методы обучения профессиональным умениям и

навыкам, к ним могут быть отнесены: анализ производственных ситуаций,

решение ситуационных производственных задач, имитация деятельности на

тренажере, выполнение практических заданий в процессе практики, деловые игры

и т.д.

Анализ производственных ситуаций

Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического

характера.

Умение

анализировать,

оценивать

ситуацию

на

основе

анализа, принимать решения - неотъемлемые качества каждого руководителя.

Сущность этого метода состоит в том, что учащимся предъявляется какая-то

производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия

учащихся.

Студентам предлагается оценить: правильно ли действовали участники

событий, дать анализ и заключение о том, на основания чего они оценили

действия участников.

Например: дано описание несчастного случая на производстве и действие в

этой ситуации должностных лиц. Студентам следует оценить ситуацию,

определить, кто из участников действовал правильно, кто допустил ошибки, в чем

они заключаются, высказать мнение, как они бы поступили.

Основным

дидактическим

материалом

для

анализа

производственной

ситуации является словесное описание. Ситуации могут быть выполнены в виде

чертежей планов, схем, документов с заложенными в них ошибками, выявление

которых является методом обучения.

Решение ситуационных производственных задач. Основным дидактическим

материалом является ситуационная задача, которая включает в себя условия,

описание ситуации и исходные количественные данные, и вопрос (задание),

поставленные перед учащимися.

Производственные задачи сложны в комплексе. Надо выделить сквозные

задачи, проходящие через весь курс, охватывающие несколько предметов, но

направленные на достижение конкретной цели, представляющие завершенный

процесс трудовой деятельности.

Ситуационные задачи могут решаться индивидуально и коллективно (3…5

человек).

Деловые игры

При анализе производственных ситуаций, решении ситуационных задач не

создает высокий уровень эмоциональной напряженности. Это обусловлено тем,

что решения принимаются не в конфликтной ситуации, не путем компромисса

между должностными лицами. Преимущество деловых игр состоит в том, что,

взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения

друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Деловая игра возникла

как управленческая имитационная игра. Деловая игра проводится, как правило,

по специальным дисциплинам и чаще всего носит межпредметный характер.

Деловая игра, которая проходит в техникумах, является дидактической

(обучающей) игрой. Ее обязательными элементами и условиями служат:

1.

Дидактическая (учебная задача) (направленность на формирование

определенного круга умений, уточнение на систематизацию знаний, развитие

мышления);

2.

Учебная деловая игра связана с ролью, которую выполняет студент.

Моделирование процесса труда должно соответствовать тем профессиональным

функциям, которые будут выполнять специалисты.

3.

Наличие ролей.

4.

Различие ролевых целей.

5.

Игровая (конфликтная) ситуация, которая выражается в условиях

сценария игры.

6.

Правила игры, т.е. ограничения и «меры наказания».

7.

Коллективный характер игры.

8.

Состязательность в игре.

Деловая

игра

обязательно

содержит

игровую

и

учебные

задачи,

имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров.

Если

студент

не

может

иметь

дело

с

аппаратами, приборами

профессиональной

деятельности,

то

можно

выполнять

эти

действия

на

тренажерах.

Выбор методов обучения зависят от ряда условий: специфики содержания

изучаемого

материала,

общих

задач

подготовки

специалистов,

времени,

особенностей состава обучающихся.

Главным, определяющим в выборе метода обучения, является содержание

учебного материала.

Учитывая то, что каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки,

преподаватель не может отдать предпочтение тому или иному методу, а,

используя

их

в

системе, во

взаимосвязи

стремится

достичь

наилучших

результатов.

БИНАРНОЕ

УЧЕБНОЕ

ЗАНЯТИЕ

КАК

СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ

УРОВНЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для достижения положительных результатов в любой деятельности, в том

числе и профессиональной, решающее значение имеют внешние и внутренние

мотивирующие факторы. Результаты анкетирования, проводившегося с целью

изучения мотивации учебной деятельности студентов нашего колледжа, показали,

что

самой

распространенной

причиной

плохого

усвоения

знаний

и

неэффективной учебной деятельности является отсутствие у учащихся смыслов

обучения.

А

ведь

выпускники

учреждений

среднего

профессионального

образования

должны

решать

производственные

задачи

компетентно,

ответственно, самостоятельно, в стандартных и нестандартных ситуациях.

Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты,

если имеются сильные, яркие и глубокие мотивы к преодолению неизбежных

затруднений, сформированы положительное отношение к учению, потребность в

познавательной деятельности. На пути преодоления низкой мотивации студентов

преподаватель стоит перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля

обучения. Ни учебная программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут

предоставить преподавателю готовую схему. Он должен сам сконструировать ее,

учитывая условия обучения и состав обучающихся.

Преподавателю нужно в какой-то степени отойти от стандартного учебного

занятия, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать

деятельность, заставить мыслить, искать, действовать. Закрепление и углубление

знаний, полученных учащимися в период теоретического обучения, приобретение

необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой

специальности реализуется на практике. Практика является обязательным

разделом

основной

профессиональной

образовательной

программы.

Она

представляет

собой

вид

учебных

занятий,

обеспечивающих

практико-

ориентированную подготовку обучающихся.

Цели

и

задачи

практического

обучения

связаны

не

только

с

совершенствованием компетенции современного специалиста, но и с улучшением

взаимосвязей учреждения образования и рынка труда, с обновлением содержания

и методологии соответствующей образовательной среды.

Каждый преподаватель должен строить свою педагогическую деятельность

таким образом, чтобы привлечь внимание учащихся к учебной дисциплине,

вызвать интерес к ней.

Методическое мастерство сегодня определяется совокупностью следующих

элементов:

– вариативность подходов к преподаванию учебной дисциплины;

– сочетание различных стратегий преподавания;

– интеграция учебных дисциплин;

– индивидуальность подходов в обучении;

– интеграция теории и практики;

– умение ориентироваться на ожидаемые результаты и понимать цели.

Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории и

практики

(решение

задач

производственного

содержания,

применение

межпредметных комплексных заданий и др.) полноправное место при подготовке

квалифицированных

специалистов

занимает

бинарная

модель

обучения:

взаимодействие

двух

преподавателей,

преподавателя

и

мастера

производственного обучения, преподавателя и практического работника –

специалиста той квалификации, по которой ведется подготовка студентов в

учреждении образования.

Именно последняя форма интеграции более приемлема и эффективна в

рамках учебной практики.

Цель бинарного учебного занятия – создать условия мотивированного

практического

применения

знаний,

умений

и

навыков,

дать

учащимся

возможность почувствовать значимость результатов своего труда и получить от

него радость и удовлетворение.

На

бинарном

занятии

реализуются

многие

принципы

обучения,

но

приоритетными являются следующие:

● профессиональная направленность, когда содержание учебного материала

максимально приближено к будущей практической деятельности

политехнизм,

когда

учащиеся

ориентируются

на

применение

теоретических знаний и практических умений в различных отраслях экономики;

● взаимосвязь теории и практики.

Можно выделить следующие функции бинарного занятия:

● вводно-обзорная (цель: формирование первоначальной целостной картины

изучаемой темы);

● обобщение (цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на

предыдущих занятиях);

● мотивация на результат (цель: определение значимости формируемых

умений и навыков, будущей деятельности).

Бинарные

учебные

занятия

обладают

большим

воспитательным

потенциалом. Важно детально продумать структуру занятия. Если это вводное

занятие, то необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут

рассматриваться на последующих занятиях, сформулировать значимые проблемы.

Процедура

конструирования

содержания

учебного

занятия

связана

с

определением оснований интеграции.

Для этого необходимо ответить на вопросы:

● на базе каких знаний будет осуществляться интеграция?

● какие умения будут формироваться?

● какие значимые качества личности будут развиваться?

● как будет представляться материал?

Бинарные учебные занятия требуют большой подготовки. Какова ее

последовательность?

Прежде

всего,

это

анализ

фактического

материала.

Следующий шаг – поиск наиболее рациональной формы проведения учебного

занятия.

Это может быть урок-театр, урок-пресс-конференция, урок-путешествие,

урок-исследование и т. д. Но бинарное учебное занятие можно провести и в

традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой

проблемного вопроса, фронтальным опросом изученного материала, далее идут

лекция, сопровождаемая мультимедийной презентацией, закрепление материала,

проверка знаний, рефлексия.

Важным этапом подготовки бинарного занятия является его совместное

планирование

(конструирование).

На

первом

этапе

оно

моделируется

композиционно.

Преподаватели подбирают материал по своему направлению, предлагают

различные варианты, методы и формы работы на занятии.

Лекция может проходить по следующему сценарию: один преподаватель

высказывает свои мысли по проблеме, другой слушает и по окончании

выступления задает вопросы, дополняет, возражает (вопросы могут задавать и

учащиеся).

Затем они меняются ролями. Или: один преподаватель поясняет общие

вопросы темы, другой конкретизирует их с учетом практического применения в

той или иной области; или: один преподаватель осуществляет теоретическое

обучение, другой – практическое.

Новые

технологии

позволяют

экономить

время,

а

это

значит,

что

увеличивается плотность учебного занятия. С одной стороны, это хорошо –

больше узнали, больше успели сделать.

Но нельзя забывать, что перенасыщение занятия приводит к нарастанию

напряжения учащихся и преподавателя. Лучший отдых – это смена деятельности,

переключение внимания, и бинарное учебное занятие как нельзя лучше позволяет

реализовать этот принцип.

Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании

является активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Бинарное учебное

занятие, проводимое преподавателем и специалистом той квалификации, которую

получат учащиеся, не позволит им выступать в роли пассивных созерцателей,

будет способствовать мотивации будущей деятельности. Опыт моей работы

позволил определить достоинства бинарных учебных занятий:

● бинарные учебные занятия, проводимые совместно с практическими

работниками, дают преподавателю новые возможности, позволяя вместе с

учащимся получать удовольствие от увлекательного практико-ориентированного

процесса обучения, погружаясь в реальную практическую деятельность;

● данная модель обучения предполагает активное использование игровых

технологий,

проблемно-поисковых

и

здоровьесберегающих

технологий

(соблюдение

установленных

норм

и

правил

организации

рабочего

места,

соблюдение регламентированного времени работы и т. п.);

● бинарные учебные занятия позволяют усилить мотивацию учения

благодаря совместной деятельности преподавателя и практического работника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения. - М.: 2011;

2.

Бабанский Ю.К., Интенсификация процесса обучения. - М.: 2009;

3.

Бережнова

Е.В.

Основы

учебно-исследовательской

деятельности

студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2016.

4.

Борытко Н.М. Теория обучения. – Волгоград: ВГПУ, 2015.

5.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. –

Екатеринбург: ЕГПУ, 2016.

6.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное

пособие. – М.: Дрофа, 2008.

7.

Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. – Знание - сила - 1997г.,

№4

8.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов на дону: Феникс,

2016.

9.

Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск: Современное

слово, 2015.

10.

Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2014



В раздел образования