Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Гидаева Галимат Набиюллаевна
Должность: кандидат пед. наук. доцент, магистр 3 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: Моделирование речевых ситуаций в коррекционной работе детей дошкольного возраста с заиканием
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М.
к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет»
Гидаева Г.Н.
магистрант 2 года обучения
г. Махачкала
Моделирование речевых ситуаций в коррекционной работе детей
дошкольного возраста с заиканием
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и
активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально
говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около
одного года, фраза - к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период
овладения фразовой речью, примерно от двух до четырёх лет [5].
Необходимо отметить, что заикание представляет собой нарушение
темпо-ритмической
организации
речи,
обусловленное
судорожным
состоянием
мышц
речевого
аппарата.
Заикание
является
центрально
обусловленным,
имеет
органическую
или
функциональную
природу,
возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребёнка [3]. В большинстве
случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с лёгкой прерывистости
речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к
фразовой речи.
В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает,
уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных
условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание.
Причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи,
поощряемое родителями, заучивание и пересказ не по годам сложного
речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей
без учёта особенностей их нервной системы [1, 2].
При наличии нормального объёма активного словаря и достаточной
сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует
вставными словами и звуками, например, «ну», «вот», «как его», «и» и др. В
самостоятельных
развернутых
высказываниях
часто
встречаются
незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на
вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными.
Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное
содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе
по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто
заикание
сопровождается
сопутствующими
или
насильственными
движениями (подёргиванием век, морганием, постукиванием пальцами и
т.д.). Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого
дыхания.
Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах
дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у детей с заиканием
выражается в следующих показателях: - недостаточный объём выдыхаемого
воздуха перед началом речевого высказывания; - укороченный речевой
выдох; - несформированность координаторных механизмов между речевым
дыханием и фонацией.
Речевое дыхание - высококоординированный акт, во время которого
дыхание
и
артикуляция
строго
соотносятся
в
процессе
речевого
высказывания. У детей дошкольного возраста с заиканием эта координация
нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Л.И. Белякова, Е.А.
Дьякова в своих исследованиях указывали, что нарушение речевого дыхания
у заикающихся детей настолько сильно выражено, что многие исследователи
склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной
функции [6].
Дыхательные движения нарушаются очень заметно, и многие дети с
заиканием испытывают трудности в голосоподаче. Дети с заиканием
чрезмерно расходуют воздух. У них отмечается недостаточный объём
вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также
укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
Некоторые из них выдыхают часть воздуха перед голосоподачей,
другие растрачивают воздух при преодолении препятствий, создающихся в
органах речи. Объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его
не хватает на произнесение целой фразы. Особенно заметен расход воздуха
при тоническом заикании, когда нередко выдыхается большая часть воздуха,
прежде чем образуется голос, и ребёнок после этого говорит только на
остаточном
воздухе.
У
заикающихся
детей
дыхание
поверхностное,
следовательно, большое значение имеет вентиляция лёгких. При клонусах
выдыхательные движения беспрестанно прерываются быстрыми, короткими,
как бы вдыхательными движениями.
Тонусы и клонусы часто сочетаются. Перед вступлением в речь
заикающиеся
дети
делают
недостаточный
по
объёму
вдох,
что
не
обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка
сообщения. Речь детей с заиканием порой неожиданно прерывается, и в
середине слова делается судорожный вдох. Произнесение отдельных слов
происходит в разные фазы дыхания - как на вдохе, так и на выдохе [4].
Часто дети с заиканием говорят на вдохе или на задержанном
дыхании. Бывает «утечка воздуха» - речевой вдох делается носом, сразу же
следует выдох, и речь становиться «задавленной», т.к. используется
остаточный воздух. В своей монографии И.А. Сикорский выделил три вида
дыхательных судорог: судорога на вдохе, судорога на выдохе и ритмическая
дыхательная судорога [2].
Судорога на вдохе (инспираторная судорога) - одна из наиболее
частых дыхательных судорог и характеризуется внезапным резким вдохом на
разных этапах речевого высказывания (вначале или в середине слова), из-за
чего наступает необоснованная пауза в речи или нарушение правильного и
чёткого звукопроизношения. Иногда два-три инспираторных движения
следуют непосредственно одно за другим без смены выдохами.
Часто это явление имеет такой вид, как будто при первых признаках
начавшегося выдоха снова наступает вдох. Сила и размер инспираций
(вдохов) различны, чаще всего они бывают поверхностны, коротки, иногда
мимолетны, едва заметны, иногда же, напротив, очень сильны и объёмисты.
Но как бы разнообразны они не были, во всех случаях сохраняется их
главный характер — это порывистость: они не совершаются медленно, с
постепенным нарастанием силы, а проходят быстро, нередко в виде удара, и
до известной степени напоминают собой икоту. Но даже и в тех случаях,
когда
инспирации
не
бывают
столь
порывисты,
как
при
икоте
и
всхлипывании, они совершаются гораздо быстрее и сильнее нормального
вдоха и часто сопровождаются шумом: «Вдох совершается у одних лиц с
шумом, или свистом, или с неопределённым глухим тоном, у большей же
части он происходит беззвучно, но всегда при этом грудь расширяется, а
живот втягивается» [7, с. 52].
При
этом
втягиваются
и
межрёберные
мышцы.
Внезапный,
порывистый характер описываемых вдохов также обнаруживается и тогда,
когда воздух не выходит через рот, например, во время произнесения буквы
«н», и когда инспираторный ток вследствие этого должен направляться
только через нос. В этих случаях быстрый порывистый вдох вызывает
впадение крыльев носа, как при параличе лицевого нерва.
Исследование механизмов вдохов показывает, что они совершаются
за счёт сокращения диафрагмы — это заметно по характерному расширению
нижней части груди [5]. Порывистые и поспешные вдохи происходят из-за
попытки пополнить недостаточный запас воздуха и вызываются у детей с
заиканием в связи с неправильным, неэкономным расходом воздуха,
бесполезным его выдохом, не употребляют его на артикуляцию, или
начинают речь при малом запасе воздуха в груди.
И, таким образом, им необходимо вскоре делать новый вдох. Частое
вдыхание воздуха не предохраняет от приступов. Если же судорожные
инспирации появляются при достаточном наполнении груди воздухом, то
они бывают тем более поверхностны, чем чаще и непрерывное они следуют
одна за другой. При этом даже сила и напряжение их уменьшаются, и они
принимают вид мимолетных незначительных вдохов [8].
Список использованной литературы
1.
Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста:
учебное пособие для студентов пед. вузов./Е.Ф.Архипова .– М.: АСТ:
Астрель, 2007. – 224 с.
2.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия Заикание: учебник для студ.
высш. пед. учеб. Заведений. / под ред. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М. -
«Академия», 2003. - 208 с.
3.
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования:
метод. пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
4.
Михайличенко, Л.А. Развитие интонационной выразительности речи у
детей
с
нарушением
речевой
деятельности/Л.А.Михайличенко.Ставрополь.2000 г. – 112 с.
5.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубенштейн .-
СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера
психологии»).
6.
Селиверстов, В.И. Заикание у детей/В.И. Селиверстова. – М.:
Просвещение, 2000. –122 с.
7.
Серебрякова, Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на
слово у детей – дошкольников с нарушениями речи // Речевые и нервно –
психические расстройства у детей и подростков /Н.В. Серебрякова. -Л.,
2007.
8.
Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу/С.Б.Скобликова.- ООО
«РусНеруд», 2010. – 306 с.