Напоминание

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса (адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью)


Автор: Астафурова Татьяна Петровна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: "МОУ СОШ №1 п.Пангоды"
Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса (адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью)
Раздел: среднее образование





Назад





1.

Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса (адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью) разработана на основании: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»; - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму и развитию речи в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе имеются учебники для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Данная программа использована без изменений и дополнений. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного специального коррекционного обучения. В процессе изучения предмета «Письмо и развитие речи» реализуется
цель:
создание условий для овладения знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии.
Задачи программы:
1. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение. 2. Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка. 3. Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.
4. Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе русского народа. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Коррекционные задачи:
- в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение. Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.
Основные направления коррекционной работы:
 Коррекция фонематического слуха.  Коррекция артикуляционного аппарата.  Коррекция слухового и зрительного восприятия.  Коррекция мышц мелкой моторики.  Коррекция познавательных процессов.
Формы, методы и приёмы обучения:
Форма обучения – урок Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры. Приёмы обучения - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Контроль знаний, умений и навыков
учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля
является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

2.

Общая характеристика курса
Программа по письму и развитию речи в 5 классе рассчитана на 175 часов в год, 5 часов в неделю, в том числе для проведения самостоятельных и контрольных работ.
3.

Содержание программы учебного предмета «Письмо и развитие речи»
№ п/п Название раздела, темы. Кол-во часов Формы контроля
1

Предложение.

7
Диктант
2.

Звуки и буквы.

13
Контрольный диктант
3

Состав слова.

43
Списывание 3.1 Корень и однокоренные слова 6 Диктант 3.2 Окончание 2 Диктант 3.3 Приставка 3 Диктант 3.4 Суффикс 2 Диктант 3.5 Правописание гласных в корне слова 11 Контрольный диктант 3.6 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова 6 Изложение 3.7 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова 6 Контрольный диктант 3.8 Приставка и предлог 3 3.9 Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок 4 Сочинение
4

Части речи.

6

Диктант

5

Имя существительное

77
5.1 Имя существительное 25 Диктант 5.2 Изменение имен существительных по падежам 11 Диктант 5.3 Три склонения имен существительных 7 Диктант
5.4 Первое склонение имен существительных в единственном числе 12 Диктант 5.5 Второе склонение имен существительных в единственном числе 11 Диктант 5.6 Третье склонение имен существительных в единственном числе 11 Диктант
6

Предложение

20

Списывание

Контрольный диктант

7

Повторение

9

Итого

175

Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени сложности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Обучающиеся должны знать:
построение простого предложения и предложения с однородными членами; схему и постановку запятых в предложении с однородными членами, различение предложений по интонации.
Обучающиеся

должны

уметь:
строить простое распространенное предложение, предложения с однородными членами; связно высказываться устно и письменно.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; тестирование; диктанты с грамматическим заданием.
Состав слова.
Повторение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Обучающиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов; разбор слов по составу; способ образования слов с помощью приставки и суффикса.

Обучающиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме; подбирать группы родственных слов; проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; разбирать слово по составу.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; тестирование; изложение; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Имя существительное.
Повторение сведений об имени существительном, полученных в начальных классах. Морфологические признаки имени существительного. Род имен существительных, склонение.
Развитие речи:
Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся

должны

знать:
морфологические признаки существительного; имена существительные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные; род имен существительных; изменение существительных по падежам. Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных.
Обучающиеся должны уметь:
различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания; изменять существительные по падежам; различать падежи по вопросам. Выполнять упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения; одновременно склонять имена существительные, относящиеся к различным склонениям.
Контроль знаний:
анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; контрольные диктанты с грамматическим заданием.

4.

Т
ематическое планирование
Дата



п/п

К-во

час.

Тема урока

Цель коррекционной работы

Развитие речи

Примечание

Оборудова

ние

Предложение - 7 часов
02.09 1 1 Предложение. Цель: закрепить знания о предложении, формировать навыки грамотного письма Составление предложений о лете. Ответь на вопрос; задай вопрос. Сюжетная картинка 03.09 2 2. Установление связи слов в предложении по вопросам. Цель: выяснить умения детей задавать вопросы и устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов. Постановка вопросов к словам. Схемы, образец, сюжетная картинка 04.09 3 3. Главные и второстепенные члены предложения Цель: учить определять главные и второстепенные члены предложения по вопросам Составление предложений по картинке Схема, образец, сюжетная картинка 05.09 4 4 Подлежащее и сказуемое – главные члены. Цель: закрепить понятие о главных членах предложения; учить задавать соответствующие вопросы. Признаки плохой о хорошей погоды Сюжетная картинка 08.09 5 5 Второстепенные члены предложения.
Предупредительный

диктант.
Цель: закрепить понятие о главных и второстепенных членах предложения Составление предложений по картинке Сюжетная картинка 09.09 6 6. Виды предложений по интонации. Цель: учить правильно ставить знаки препинания в конце предложения определение кол-во предложений в тексте. Составление рассказа и озаглавливание. Схема, образец, сюжетная картинка 10.09 7 7 Обобщение знаний по теме «Предложение» Цель: закрепить умения в постановке вопросов и установление связи слов в предложении Установление главной темы в предложении, рассказе Схема, образец, сюжетная картинка
Тема: «Звуки и буквы». 13 часов.

11.09 8 1. Понятие о звуках и буквах. Цель: учить различать звуки и буквы. Диалог Образец 12.09 9 2. Гласные и согласные звуки и буквы. Цель: учить дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы Составление предложений по сюжетной картинке Образец, таблица гласных и согласных букв 15.09 10 3. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. Цель: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. Постановка вопросов к глаголам и сущ. Таблица твёрдых и мягких гласных. Образец 16.09 11 4. Буква мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака. Цель: учить обозначать мягкость согласного при письме с помощью мягкого знака. Беседа о признаках погоды в данный день. Таблица 17.09 12 5. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Объяснительный

диктант.
Цель: закрепить правописание твёрдых и мягких согласных и слов с мягкими и разделительным мягким знаками Составление предложений по картинке Сюжетная картинка Толко вание прила гатель ных, их значе ние в предл . Главн ая тема предл ожен ия Ал фавит 13 6. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы. Цель: учить дифференцировать на слух и обозначать при письме звонкие и глухие звуки и буквы. Толкование значения слов с звонкими и глухими согласными Таблица
, карто чкиЦ ель: закре пить дифф еренц иаци ю в произ ноше нии парн ых звонк их и глухи х согла сных; 7.Пра вопис ание парн ых и звонк их глухи х согла сных в слове .18.09 учить подб
ирать прове рочн ое слово 22.09 14 19.09 15 8. Правила проверки правописания парных звонких и глухих согласных в слове. Цель: закрепить умения по проверке правописания парных звонких и глухих согласных в слове. Комментирование. Зрительный диктант Образец сюжетные картинки 23.09 16 9.
Контрольный диктант

№1 (входной)
Цель: проверить уровень сформированности умений и навыков. 11.Уда рение . Цель : закре пить знани я учащ ихся об ударе нии; форм ирова ть и разви вать умен ие инто наци онно прави льно 17 10. Работа над ошибками. Цель: закрепить умения учащихся в подборе проверочных слов. Комментирование. Зрительный диктант Карточки
произ носит ь слова Сост авлен ие предл ожен ий с выде ленн ыми слова миТа блица , карто чки2 4.09 26.09 18 25.09 19 12. Ударные и безударные гласные звуки и буквы. Цель: закрепить дифференциацию ударных и безударных звуков Толкование значения слов с звонкими и глухими согласными Образец сюжетные картинки 29.09 20 13. Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы» Цель: закрепить знания учащихся по теме; формировать и развивать умение применять правила на изученные орфограммы при письме. Составление предложений по картинке Образец сюжетные картинки
Тема

:

«Сос

тав

слов

а»

43

часа

Коре

нь и


одно

коре

нные

слов

а 6

часо

в.
30.09 21 1. Корень и однокоренные слова. Цель: закрепить знания учащихся об корне и однокоренных словах; учить подбирать однокоренные слова Выделение главной темы текста. Понятие - текст Таблица, схема Закрепить понятие текста. КомментированиеКарточки. ОбразецРодственные слова. Общая часть родственных слов – корень.Цель: закрепить понятие о родственных словах;01.10 - научить выделять общую часть родственных слов – корень 02.10 222. 23 3. Корень. Определение корневых гнёзд в родственных словах. Цель: закрепить понятие корня в родственных словах; - научить подбирать родственные слова и выделять корневые гнёзда Диалог упр.64 Образец, карточки 03.10 24 4. Сочинение на тему «Осень в лесу» Цель: учить писать сочинение, составлять план, логически правильные предложения. Работа по тексту сочинения 06.10 25 5. Единообразие написания корня в родственных словах.. Цель: закрепить правила проверки правописания безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова Составление предложений из слов вразбивку № 65. Схема, карточки 07.10 26 6. Образование однокоренных слов. Цель: закрепить единообразное написание корня в родственных словах Комментирование Карточки
Окон

чани

е 2

часа.
08.10 27 1. Окончание. Роль окончания в связи слов в предложении. Цель: учить определять окончание в слове путём изменения по вопросам Выделение главной мысли в тексте Схема, образец, карточки Составление рассказа по плану и картинкам. Озаглавливание.Образец, карточки, схемаЗакрепление понятия об окончании. Определение окончаний в словах.Цель: закрепить понятие об окончании;09.10 - научить определять окончание в слове.
Прис

тавк


а 3

часа.

282.
10.10 29 1. Приставка.
Объяснительный

диктант.
Цель: дать понятие о приставке, формировать и развивать умение учащихся определять приставку с словах. Составление предложений по картинам. Образец, карточки, схема Словообразующая роль приставки.Цель: закрепить словообразующее назначение приставкиСоставление предложений. Творческий диктантТаблица, схема13.10 14.10 302. 31 3. Образование новых слов при помощи приставок. Цель: закрепить правописание приставок и изученных орфограмм Выделение главной мысли в тексте таблица
Суф

фикс

2

часа
15.10 32 1 Суффикс. Словообразующая роль суффикса. Цель: учить образовывать новые слова при помощи суффикса Комментирование. Словарный диктант Таблица, схема, образец Таблица, карточкиЦель: закрепить навыки образования слов пр и помощи суффиксаПостроение ответов на вопросыЗакрепление понятия о словообразующей роли суффикса.16.10
Подбор нужного прилагательного

Предупредительный диктант.

Прав

опис

ание

безуд

арны

х

гласн

ых в

корн

е

слов

а (11

часо

в)332

17.10 34 1 Правописание безударных гласных в корне слова. Цель: учить подбирать родственные слова для проверки правописания безударных гласных в конце; закрепить понятие о корневых гнёздах. Составление коротких предложений на тему «Золотая осень» Образец, карточки Единообразие написания ударной и безударной гласной в корне слова.Цель: закрепить понятие об ударении; формировать умение подбирать родственные слова с ударной гласной в корнеСловарный диктантКартинки. Образец20.10 21.10 352 36 3 Проверка правописания безударных гласных в корне слова. Цель: закрепить навыки безударных гласных в корне слова путём подбора корневых гнёзд Комментирование. Карточки, схема, таблица 22.10 37 4 Роль корневых гнёзд в проверке правописания безударных гласных в корне. Цель: учить подбирать корневые гнёзда; закрепить правила правописания безударных гласных Составление предложений. Письмо по памяти 23.10 38 5 Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Объяснительный

диктант.
Цель: учить проверять правописание слов с двумя безударными гласными в корне; Подбор синонимов Таблица, карточки 24.10 39 6 Проверка правописания слов с двумя безударными в корне. Цель: учить проверять слова с двумя безударными гласными в корне. Составление предложений. 27.10 40 7 Закрепление правописания безударных гласных в корне слова Цель: закрепить навыки подбора родственных слов для проверки правописания безударных гласных в корне слова. Составление предложений из слов вразбивку. 28.10 41 8
Контрольный диктант

№ 2 по теме: «Состав

слова. Правописание

безударных гласных»
Цель: проверить уровень сформированности умений и навыков по теме. Сб/диктант ов 29.10 42 9 Работа над ошибками. Цель: закрепить умения учащихся в подборе проверочных слов. Комментирование. Зрительный диктант Карточки 30.10 43 10 Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Цель: учить пользоваться орфографическим словарём; - закрепить правописание изученных словарных слов. Составление предложений по предметным картинкам Орфографи ческий словарь 31.10 44 11 Закрепление правописания Цель: закрепить правописание непроверяемых безударных гласных в Словарный диктант Картинки. Образец
непроверяемых безударных гласных в корне слова. корне слова.
Прав

опис

ание

звон

ких и

глух

их

согла

сных

в

корн

е

слов

а (6

часо

в)
10.11 45 1 Правописание согласных в корне слова. Цель: учить подбирать родственные слова для проверки правописания согласных в корне слова; закрепить понятие о корневых гнёздах Составление предложений по предметным картинкам Таблица, образец Парные звонкие и глухие согласныеЦель: формировать навыки дифференциации произношения и правописания парных звонких и глухих согласных, закрепить понятие о звонких и глухих согласныхСлова – антонимы и синонимы Письмо по памятиТаблица, образец11.11 12.11 462 47 3 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Цель: закрепить навыки подбора родственных слов для проверки правописания звонких и глухих согласных в корне слова Множественное и единственное число предметов. Образец, таблица, схема 13.11 48 4 Закрепление правил проверки правописания звонких и глухих согласных в корне слова. Цель: закрепить правописание звонких и глухих согласных в корне слова Признаки и явления природы Образец, карточки, схема 14.11 49 5 Изложение «Лебеди» Цель: развивать письменную речь учащихся, учить писать изложения, составлять предложения. Письмо изложений Сб/изложен ий
17.11 50 6 Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных в слове. Цель: формировать умения проверки правописания непроизносимых согласных путём подбора родственных слов; Непроизносимые согласные (т, д, л. в). Образец, таблица
Непр

овер

яемы

е

гласн

ые и

согла

сные

в

корн

е

слов

а (6

часо

в)
18. 11 51 1 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Объяснительный диктант.
Цель: учить определять слова с непроизносимыми гласными и согласными в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова Обра зец19 .11 52 2 Двойные согласные. Цель: учить определять слова с двойными согласными по слуху, правила переноса слов с двойными согласными Подбор родственных слов. Заканчивание предложений Таблица, образец Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.Цель: закрепить умение правописания звонких и глухих согласных в корне словаСоставление рассказа по предложениюТаблица20.11 21.11 533 54 4
Контрольный диктант

№ 3 по теме

«Правописание

согласных в корне

слова. Звуки и буквы»
Цель: проверить уровень сформированности знаний и умений по теме. Сб/диктант ов 24.11 55 5 Работа над ошибками. Цель: учить делать работу над ошибками, подбирать проверочные слова. Составление ответов на вопросы Карточки, образец 25.11 56 6 Проверка непроизносимых согласных. Цель: закрепить навыки проверки правописания непроизносимых согласных. Работа с деформированным текстом Таблица, образец
Прис

тавк


а и

пред

лог

(3

часа)
26.11 57 1 Приставка и предлог. Цель: закрепить о обобщить знания учащихся об приставке и предлоге. Составление ответов на вопросы 27.11 58 2 Правописание приставок. Цель: закрепить понятие о приставке, учить различать при письме приставку и предлог Слова – синонимы, антонимы Картинки Закрепление правописания приставок и предлоговЦель: закрепить навыки правописания предлогов со словами, определять приставку28.11
Разде

лите

льны

й

твёр

дый

знак

(ъ)

посл

е

прис

таво

к (4

часа)

593
01.12 60 1 Правописание буквы ъ после приставок. Цель: учить писать разделительный твёрдый знак после приставок перед гласными е, ё, я Толкование значения слов с разделительным ъ знаком после приставок 02.12 61 2 Закрепление правописания разделительного ъ знака после приставок. Слова без разделительного ъ знака после приставок. Цель: формировать умения писать слова без разделительного ъ знака; - закрепить наыки правописания слов с разделительным ъ знаком перед гласными е, ё, я. Записка Сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»Цель: учить писать сочинение, составлять грамматически правильно построенные предложенияКартина03.12
04.12 623 63 4 Обобщающий урок по теме «Состав слова» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Контрольные вопросы карточки
Част

и

речи

(6

часо

в)
05.12 64 1 Понятие о частях речи. Цель: дать понятие о частях речи и определении их по вопросам Классификация частей речи по вопросам Таблица, картинки, карточки 08.12 65 2. Закрепление понятия части речи в нераспространенном предложении. Подлежащее и сказуемое, второстепенные члены их соответствие частям речи. Цель: закрепить понятие о частях речи; учить определять в нераспространённом предложении имя существительное и глагол, имя прилагательное в словосочетании с существительным. Подбор соответствующих частей речи. Зрительный диктант Таблица, картинки, карточки Подбор соответствующих частей речи. Стр. 74Картинки, образецСоставление предложений с последующей дифференциацией частей речи. Постановка вопросов к частям речи.Цель: развивать умение подбирать вопросы к частям речи;09.12 - закрепить понятие о значимости частей речи в предложении. 10.12 663. 67 4 Определение частей речи в однокоренных словах.
Объяснительный

диктант.
Цель: закрепить умения по определению частей речи по вопросам Толкование значения частей речи Таблица, картинки, карточки 11.12 68 5 Распространение предложений на основе использования частей речи и вопросов. Цель: закрепить понятие о назначении частей речи и умение определять их по вопросам Картинки, образец 12.12 69 6 Обобщающий урок по теме «Части речи» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме. Контрольные вопросы карточки
Имя

суще

стви


тель

ное

(76

часо

в)
15.12 70 1. Понятие о многозначности и предметности имени существительного Цель: формировать понятие предметности имени существительного и умения доказывать это вопросами что? кто? Беседа по стих-ю «Нива»Ю. Таблица, картинки, карточки 16.12 71 2. Закрепление понятия об имени существительном и его роли в речи. Цель: учить выделять по вопросам кто? Что? Имя существительное в устной и письменной речи; - закрепить умение определять части речи по вопросам Замена словосочетаний существительными Таблица, картинки, карточки
Цель: учить определять имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросу начальной формыСоставление

предложений по картинкеИмена существительные одушевлённые и неодушевлённые.17.12

Предупредительный диктант.
18.12 723. 73 4. Определение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Цель: закрепить понятие об именах существительных одушевленных и неодушевленных. Составление предложений упр.167 Таблица, картинки, карточки 19.12 74 5. Собственные и нарицательные имена существительные. Цель: учить определять имена существительные собственные и нарицательные. Составление ответов на вопросы Таблица, картинки, карточки 22.12 75 6. Закрепление правописания имён собственных, кавычки в именах собственных. Цель: закрепить правописание большой буквы в именах существительных собственных. Составление предложений по картинке Карточки, картинки 23.12 76 7.
Контрольный диктант

№ 4 по теме «Части

речи»
Цель: проверить уровень сформированности знаний и умений по теме. Сб/диктант ов 24.12 77 8. Работа над ошибками. Цель: учить делать работу над ошибками, подбирать проверочные слова Составление ответов на вопросы Карточки, таблица, образец 25.12 78 9. Число имён существительных. Цель: дать понятие категории числа имён существительных Составление предложений по картинке Схема, таблица
26.12 79 10 Изменение имен существительных по числам. Цель: закрепить навыки употребления имени существительного в единственном и множественном числе. Составление рассказа по плану и картинкам Картинки 29.12 80 11 Дифференциация имен существительных в единственном и во множественном числе. Цель: учить дифференцировать имена существительные в единственном и во множественном числе. Составление словосочетаний Схема, карточки 30.12 81 12 Род имён существительных. Цель: учить определять род имён существительных при помощи местоимений он, она, оно; - закрепить понятие о числе существительных 12.01 82 13 Имена существительные мужского рода. Цель: учить определять род имёни существительного мужского рода при помощи местоимения он. Составление словосочетаний Схема, карточки 13.01 83 14 Имена существительные женского рода. Цель: учить определять род имёни существительного женского рода при помощи местоимения она. Тема текста. Составление предложений Таблицы, схемы 14.01 84 15 Имена существительные среднего рода. Цель: учить определять род имёни существительного среднего рода при помощи местоимения оно. Составление ответов на вопросы Карточки 15.01 85 16 Закрепление понятия о категории рода имён существительных. Цель: закрепить умения в определении рода имён существительных Диалог Схемы, таблицы 16.01 86 17 Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце. Цель: формировать навыки правописания имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце Толкование смысла имён существительных Слова – синонимы Таблицы, схемы 19.01 87 18 Дифференциация имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
Предупредительный

диктант.
Цель: учить дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Творческий диктант. Слова - антонимы Схемы, карточки 20.01 88 19 Употребление Цель: закрепить правописание мягкого Составление Карточки,
существительных мужского и женского рода с шипящей на конце в устной и письменной речи в ед. числе. знака на конце имён существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ)на конце в ед. числе. предложений. Письмо по памяти схемы 21.01 89 20 Закрепление правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. Цель: закрепить правописание мягкого знака у имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце ед.ч. Составление адреса на конверте. 22.01 90 21
Контрольный диктант

№ 5 по теме «Части

речи»
Цель: проверить уровень сформированности знаний и умений по теме. Сб/диктант ов 23.01 91 22 Работа над ошибками. Цель: учить делать работу над ошибками, подбирать проверочные слова. Составление ответов на вопросы Карточки, таблица, образец 26.01 92. 23 Обобщающий урок по теме «Имя существительное» Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное» Контрольные вопросы и задания 27.01 93. 24 Изложение «Серебряный хвост» Цель: развивать письменную речь учащихся, учить писать изложения, составлять предложения. Письмо изложений Сб/изложен ий 28.01 94. 25 Падежи имён существительных. Их название. Цель: дать понятие о падежах, их вопросах и названиях. Составление словосочетаний Схемы
Изме

нени

е

имён

суще

стви

тель

ных

по

паде


жам

11

часо

в.
29.01 95 1 Изменение имен существительных по падежам. Цель: учить изменять имена существительные по падежам. Составление словосочетаний Таблицы 30.01 96 2 Изменение имён существительных единственного числа по вопросам. Цель: учить наблюдать за изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса; - закрепить понятие об окончании как изменяемой части слова Составление предложений по схеме Карточки Цель: дать понятие об И.п., как начальной форме слова, являющейся подлежащим в предложенииСоставление предложений о погодеОбразец, схемаИменительный падеж имён существительных.02.02 03.02 973 98 4. Родительный падеж имён существительных. Вопросы и обозначение, предлоги Р.п. Цель: дать понятие о родительном падеже, способе определения по вопросу, учить определять связь слов в словосочетаниях Составление предложений Образец, таблица 04.02 99 5. Дательный падеж имён существительных. Вопросы и предлоги Д.п. Цель: учить определять дательный падеж в сравнении с Р.п. Составление предложений Карточки, образец, схема 05.02 100 6. Винительный падеж имён существительных. Сравнение В.п. и Р.п.
Предупредительный

диктант
Цель: учить определять В.п. и различать с Р.п. Установление управления в предложении Образец 06.02 101 7. Творительный падеж. Вопросы Т.п., предлоги. Цель: учить определять имена существительные в Т.п. по вопросу, предлогу Составление предложений. Установление управления Карточки, образец, схема 09.02 102 8. Предложный падеж. Вопросы и предлоги П.п. Цель: учить определять имена существительные в П.п., сравнение с Д.п. Составление предложений с использованием управления Схема, образец 10.02 103 9. Закрепление Цель: закрепить правописание падежных Описание картины Карточки
правописания падежных окончаний имен существительных. окончаний имен существительных. 16.02 104 10. Обобщающий урок по теме «Изменение имен существительных по падежам» Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме. Составление словосочетаний Карточки 17.02 105 11. Изложение «Река стала» Цель: развивать письменную речь учащихся, учить писать изложения, составлять предложения. Письмо изложений Сб/изложен ий
Три

скло

нени

я

имён

суще

стви

тель

ных

(7

часо

в)
18.02 106 1. Три склонения имён существительных. 1-е склонение. Цель: дать понятие о трёх склонениях имён существительных, способы определения 1-го склонения имен существительных Образец, таблица 19.02 107 2. Второе склонение имён существительных. Цель: учить определять 2-е склонение имён существительных Обобщающие слова Схема, таблица Третье склонение имён существительных.
Объяснительный диктант.
Цель: учить определять 3-е склонение имён существительных20.02 24.02 1083. 109 4. Закрепление понятия о трёх склонениях. Цель: закрепить умения по определению склонения имён существительных Выборочный диктант Таблица 25.02 110 5. Обобщение знаний по теме «Три склонения имён существительных». Цель: обобщить и закрепить знания и умения по определению склонения имён существительных Составление предложений. Диалог Карточки 26.02 111 6
Контрольный диктант

№ 7 по теме:
Цель: проверить уровень сформированности знаний и умений по Сб/диктант ов

«Склонение имён

существительных»
теме. 27.02 112 7 Работа над ошибками. Цель: учить делать работу над ошибками, подбирать проверочные слова. Составление ответов на вопросы Комментированное письмо Карточки, таблица, образец
Перв

ое

скло

нени

е

имён

суще

стви

тель

ных

в

един

ствен

ном

числ

е (12

часо

в)
02.03 113 1 Первое склонение имён существительных в единственном числе. Цель: учить определять существительные первого склонения имен существительных в единственном числе Составление предложений с выделенными существительными Таблица 03.03 114 2 Ударные и безударные падежные окончания. Цель: формировать навыки правописания ударных и безударных окончаний Составление словосочетаний Именительный падеж имен существительных 1-го склонения.Цель: учить определять именительный падеж имен существительных 1-го склонения по вопросуСоставление предложений с опорой на рисункиСхема04.03 05.03 1153 116 4 Родительный падеж имен существительных 1-го склонения. Цель: учить определять родительный падеж имен существительных 1-го склонения по вопросу. Лес и лесные жители Схема 06.03 117 5 Дательный падеж имен существительных 1-го Цель: учить определять дательный падеж имен существительных 1-го склонения по Составление словосочетаний Схема
склонения. вопросу. 09.03 118 6 Закрепление правописания падежных окончаний существительных 1-го склонения в Р.п. и Д.п. Цель: закрепить навыки правописания падежных окончаний существительных 1 – го склонения в Р.п. и Д.п. Составление предложений и деформир. текста Образец, карточки 10.03 119 7 Винительный падеж существительных 1 – го склонения. Цель: учить определять винительный падеж сущ-х 1-го склонения по вопросу; - закрепить правописание падежных окончаний сущ-х 1 скл. Установление связи слов в предложении Таблица, образец, схема 11.03 120 8 Творительный падеж существительных 1-го склонения.
Предупредительный

диктант.
Цель: учить определять творительный падеж сущ-х 1-го склонения по вопросу; - закрепить правописание падежных окончаний сущ-х 1 скл. Вставить в скобки пропущенные слова Таблица, образец, схема 12.03 121 9 Предложный падеж существительных 1-го склонения. Цель: учить определять предложный падеж сущ-х 1-го склонения по вопросу; - закрепить правописание падежных окончаний сущ-х 1 скл. Составление словосочетаний Таблица, образец, схема 13.03 122 10 Закрепление правописания падежных окончаний существительных 1 – го склонения в ед.ч. Цель: закрепить навыки определения падежей по вопросу и проверки окончаний. Составление ответов на вопросы стр. 148 Таблица, образец, схема 16.03 123 11 Обобщающий урок по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе» Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме. Составление поздравительной открытки карточки 17.03 124 12 Тест по теме «Склонение существительных» Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме.
Втор

ое

скло

нени

е


имен

суще

стви

тель

ных

в

един

ствен

ном

числ

е (11

часо

в)
17.03 125 1 Имена существительные 2-го склонения. Ударные и безударные окончания имён существительных 2-го склонения. Цель: учить определять имена существительные 2-го склонения и писать по вопросу окончания. Составление предложений Таблица, образец, схема 18.03 126 2 Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.
Объяснительный

диктант.
Цель: учить определять падежные окончания И.п. сущ-х 2-го склонения. Составление предложений Таблица, образец, схема Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.Цель: учить определять падежные окончания Р.п. сущ-х 2-го склонения.Изменение падежных окончанийОбразец19.03 20.03 1273 128 4 Закрепление правописание имен существительных 2-го скл. в Р.п. Цель: закрепить правописание падежных окончаний имен существительных в Р.п. Диалог Составление словосочетаний Таблица, образец, схема 23.03 129 5 Дательный падеж имён существительных 2 – го склонения. Цель: учить определять Д.п. сущ-х 2-го склонения по вопросу; - закрепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 2-го склонения в Р.п., В.п., Д.п. Составление ответов на вопросы Таблица, образец, схема 24.03 130 6
Контрольный диктант

№ 6 по теме «Первое
Цель: проверить уровень сформированности знаний и умений по Сб\диктант ов

склонение имён

существительных в

единственном числе»
теме. 25.03 131 7 Работа над ошибками. Цель: учить делать работу над ошибками, подбирать проверочные слова. Составление ответов на вопросы Комментированное письмо Карточки, таблица, образец 01.04 132 8 Винительный падеж имён существительных 2 – го склонения. Цель: учить определять В.п. сущ-х 2-го склонения по вопросу; - закрепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 2-го склонения в Р.п., В.п., Д.п. Составление предложений Таблица, образец, схема 02.04 133 9 Творительный падеж имён существительных 2-го склонения. Цель: учить определять Т.п. сущ-х 2-го склонения по вопросу; - закрепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 2-го склонения Ответы на вопросы с использованием слов, Таблица, образец, схема 03.04 134 10 Предложный падеж существительных 2-го склонения. Цель: учить определять П.п. сущ-х 2-го скл.; - закрепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 2-го склонения Составление ответов на вопросы стр. 163 Таблица, образец, схема 06.04 135 11 Закрепление правописания падежных окончаний сущ-х 2-го склонения. Цель: закрепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 2-го склонения Комментированное письмо Составление словосочетаний Таблица, образец, схема
Трет

ье

скло

нени

е

имен

суще

стви

тель

ных

в


един

ствен

ном

числ

е (11

часо

в)
07.04 136 1 Имена существительные 3-го склонения. Образование имён существительных 3-го склонения от других. Цель: учить определять имена существительные 3-го склонения. Слова – антонимы. Составление предложений. Таблица, образец, схема 08.04 137 2 Именительный падеж имен существительных 3-го склонения. Цель: учить определять падежные окончания И.п. сущ-х 3-го склонения. Составление словосочетаний Таблица, образец, схема Составление ответов на вопросыТаблица, образец, схемаРодительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.Цель: учить писать падежные окончания сущ-х 3-го склонения в Р. П., Д. п., П. п.;09.04 - заркепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 1,2 склонения. 10.04 1383 139 4 Винительный падеж имен существительных 3-го склонения. Цель: учить определять падежные окончания В.п. сущ-х 3-го склонения. Рассказ на тему «Как я болел» Таблица, образец, схема 13.04 140 5 Творительный падеж имён существительных 3-го склонения. Цель: учить определять Т.п. имён существительных; - закрепить правописание ударных и безударных падежных окончаний существительных. Изменение окончаний существительных по вопросам. Составление предложений Таблица, образец, схема 14.04 141 6 Дифференциация падежных окончаний имен существительных 3 склонения.
Предупредительный

диктант.
Цель: учить дифференцировать падежные окончания имен существительных 3 склонения Диалог Карточки, схема, образец 15.04 142 7 Закрепление правописания падежных окончаний имён существительных Цель: закрепить умения определять падежи и писать падежные окончания сущ- х 3-го склонения Слова – антонимы, синонимы Карточки, схема, образец
3-го склонения. 16.04 143 8 Падежи и падежные окончания имён существительных. Цель: закрепить умения по определению склонения имён существительных; - определение падежа по вопросу Карточки, таблица, образец 17.04 144 9 Изменение имён существительных по вопросам. Цель: закрепить правописание падежных окончаний и умение определять падеж и склонение Составление рассказа из предложений в разбивку Карточки, таблица, образец 20.04 145 10 Определение склонения имён существительных. Цель: закрепить умения определять склонение существительных Образование имён существительных от других частей речи. Карточки, таблица, образец 21.04 146 11 Обобщение знаний по теме «падежи и падежные окончания существительных» Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме. Карточки, образец, схема
Пред

ложе

ние

(20

часо

в)
22.04 147 1 Подлежащее и сказуемое Цель: закрепить умение определять подлежащее и сказуемое в предложении, устанавливать связь слов в предложении Составление предложений по картинке Карточки 23.04 148 2 Определение подлежащего и сказуемого в простом предложении. Цель: закрепить умение определять подлежащее и сказуемое в предложении, устанавливать связь слов в предложении Роль подлежащего и сказуемого в предложении.Цель: закрепить умения устанавливать по вопросу подлежащее и сказуемое Составление предложений по темеОбразец24.04 27.04 1493 150 4 Второстепенные члены предложения. Цель: закрепить умения устанавливать связь слов в предложении Многозначность слов Образец 28.04 151 5 Роль второстепенных членов в предложении. Цель: учить находить связь слов в предложении составлять схемы Карточки 29.04 152 6 Объяснительный диктант. 30.04 153 7 Работа над ошибками.
Второстепенные члены предложения 154 8 Распространенные и нераспространенные предложения. Цель: дать понятие о распространенных и нераспространённых предложениях; - закрепить умения находить главные и второстепенные члены предложения Распространение предложений Карточки 155 9 Распространение предложений. Цель: закрепление понятия о распространенном и нераспространённом предложении Распространение предложений словами для справок Карточки 156 10
Контрольный диктант

№8 по теме

«Предложение»
Цель: проверить уровень сформированности умений и навыков. 157 11 Работа над ошибками. Цель: закрепить умения учащихся в подборе проверочных слов. Комментирование. Зрительный диктант Карточки 158 12 Использование частей речи в распространённом предложении. Цель: закрепить умения составлять распространённые предложения и использовать в устной речи Составление рассказа по рисункам Карточки 159 13 Однородные члены предложения. Запятая при однородных членах. Цель: дать понятие об однородных членах предложения; - запятая при перечислении однородных членов Составление ответов на вопросы Карточки, схема, образец 160 14 Распространение предложений однородными членами. Цель: закрепление умений пользоваться однородными членами при составлении предложений, ставить запятую при перечислении Обобщающие слова. Составление ответов на вопросы № 500 Карточки, схема, образец 161 15 Соединение однородных членов союзом и. Запятая при однородных членах с союзом и. Цель: формировать навыки правописания запятой при однородных членах с союзом и; - закрепить понятие об однородных членах Составление предложений о птицах. Употребление однородных членов в речи Карточки 162 16
Объяснительный

диктант.
Цель: формировать навыки правописания запятой при однородных членах с союзом и; - закрепить понятие об однородных членах 163 17 Знаки препинания в предложении с Цель: закрепить умение в правописании запятой при однородных членах с союзом Составление ответов на вопросы с Карточки
однородными членами с союзом и и при перечислении без союза. и и без него. использованием однородных членов № 202 164 18 Нераспространённые предложения с однородными членами. Цель: закрепить умения по определению однокоренных членов и правописанию запятой Творческий диктант Схема 165 19 Распространение однородными членами нераспространённых предложений. Цель: закрепить знания об однокоренных членах и постановке запятой Составление предложений по картинкам Карточки 166 20 Закрепление по теме нераспространенные предложения с однородными членами. Цель: закрепить умения по определению однокоренных членов и правописанию запятой Составление ответов на вопросы с использованием однородных членов Схема, образец
Повт

орен

ие (9

часо

в)
167 1 Правописание однокоренных слов с безударной гласной. Цель: закрепить правила проверки безударных гласных в корне слова Слова – синонимы Карточки 168 2 Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Цель: закрепление правописания словарных слов. Словарный диктант Карточки
Предупредительный диктант.
Цель: закрепление правописания словарных слов. 1693 170 4 Состав слова. Образование родственных слов от других частей речи. Цель: закрепить умения определять состав слова и образовывать однокоренные слова от других частей речи Карточки 171 5 Предлоги и приставки. Цель: закрепить дифференциацию предлогов и приставок, определение падежа по предмету Составление рассказа «В степи» Карточки 172 6 Падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го склонения. Цель: закрепить правописание безударных окончаний имён существительных 1-2 склонения Составление предложений о лете Карточки, схема, образец
173 7 Падежные окончания имён существительных 3-го склонения имён существительных 3-го склонения. Цель: закрепить правописание падежных окончаний имён существительных 3-го склонения Разбор предложений по составу № 531 Карточки, схема, образец 174 8
Контрольный диктант

№ 9 по теме

«Повторение»
Цель: проверить уровень сформированности умений и навыков. Сб/диктант ов 175 9 Работа над ошибками. Цель: закрепить умения учащихся в подборе проверочных слов. Комментирование. Зрительный диктант Карточки

5.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся по

письму и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; - обозначать мягкость согласных буквой
Ь
; - разбирать слово по составу; - выделять имя существительное как часть речи; - строить простое распространённое предложение; - связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); - пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит; - способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).
Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - обозначать мягкость согласных буквой
ь
; - разбирать слова по составу; - выделять имя существительное как часть речи; - строить простое распространённое предложение; - пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит

Оценка знаний, умений, навыков учащихся
: 1) Оценка устного ответа – правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умения практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. 2) Оценка письменных работ учащихся – оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При оценке изложений или сочинений, учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические средства обучения рабочей программы 1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с. 2. Учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор – составитель В.В.Воронкова, Москва «Просвещение», 2006. Дополнительная литература 1. Зикеев А.Г. Методика работы над сложным предложением: пособие для учителя дефектолога - Москва «Владос», 2004. 2. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Служебные части речи: предлог, союз, частица, междометие: учебное пособие - Москва «Владос», 2007 3. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное: учебное пособие - Москва «Владос», 2007 4. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Деепричастие. Имя числительное. Наречие: учебное пособие - Москва «Владос», 2007 5. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Глагол. Местоимение. Причастие: учебное пособие, Москва «Владос», 2007 6. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы, составитель Е.. Кудрявцева - Москва «Владос», 2005 7. Сборник текстов для изложений. автор – составитель Н.Н. Максимук - , Москва «Вако», 2009


В раздел образования