Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса (адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью)
Автор: Астафурова Татьяна Петровна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: "МОУ СОШ №1 п.Пангоды" Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, п. Пангоды Наименование материала: Рабочая программа Тема: Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса (адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью) Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса (адаптированная общеобразовательная программа для
детей с умственной отсталостью) разработана на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в
развитии»;
-
программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида
для
5-9
классов
под
ред.
В.В.Воронковой.
Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и
успешно используется при обучении письму и развитию речи в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе
имеются учебники для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности
детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует
их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Данная программа использована без
изменений и дополнений.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она
включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного
специального коррекционного обучения.
В процессе изучения предмета «Письмо и развитие речи» реализуется
цель:
создание
условий
для
овладения
знаниями
в
объёме
базового
ядра
обязательных
учебных
курсов,
единых
для
специальных (коррекционных) учреждений и коррекция недостатков в развитии, направленная на преодоление трудностей в
овладении русского языка, учитывая особенности познавательной деятельности учащихся с отклонениями в развитии.
Задачи программы:
1.
Развивать умения грамматически правильно оформлять предложение.
2.
Осваивать элементарные сведения о фонетике, грамматике русского языка.
3.
Корректировать недостатки в развитии диалогической и монологической форм устной речи.
4.
Воспитывать уважительное отношение и интерес к русскому языку, приобщать учащихся к культуре и литературе
русского народа.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и
решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Коррекционные задачи:
- в процессе изучения письма и развития речи у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к русскому языку,
формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к
ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление,
творческое воображение.
Настоящая программа предусматривает проведение систематической работы по отслеживанию динамики развития и
обучению учащихся, результаты которой используются для индивидуальной работы.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Формы, методы и приёмы обучения:
Форма обучения – урок
Методы обучения - наблюдения, беседа, объяснение, работа с учебником, сравнения, дидактические игры.
Приёмы
обучения
-
осуществление
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
с
учётом
возрастных
особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и
корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль
играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется
взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение
совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
2.
Общая характеристика курса
Программа по письму и развитию речи в 5 классе рассчитана на 175 часов в год, 5 часов в неделю, в том числе для
проведения самостоятельных и контрольных работ.
3.
Содержание программы учебного предмета «Письмо и развитие речи»
№ п/п
Название раздела, темы.
Кол-во
часов
Формы контроля
1
Предложение.
7
Диктант
2.
Звуки и буквы.
13
Контрольный диктант
3
Состав слова.
43
Списывание
3.1
Корень и однокоренные слова
6
Диктант
3.2
Окончание
2
Диктант
3.3
Приставка
3
Диктант
3.4
Суффикс
2
Диктант
3.5
Правописание гласных в корне слова
11
Контрольный диктант
3.6
Правописание звонких и глухих согласных в
корне слова
6
Изложение
3.7
Непроверяемые гласные и согласные в корне
слова
6
Контрольный диктант
3.8
Приставка и предлог
3
3.9
Разделительный
твёрдый
знак
(ъ)
после
приставок
4
Сочинение
4
Части речи.
6
Диктант
5
Имя существительное
77
5.1
Имя существительное
25
Диктант
5.2
Изменение
имен
существительных
по
падежам
11
Диктант
5.3
Три склонения имен существительных
7
Диктант
5.4
Первое склонение имен существительных в
единственном числе
12
Диктант
5.5
Второе склонение имен существительных в
единственном числе
11
Диктант
5.6
Третье
склонение
имен
существительных
в
единственном числе
11
Диктант
6
Предложение
20
Списывание
Контрольный диктант
7
Повторение
9
Итого
175
Предложение.
Изучение
предложений
имеет
особое
значение
для
подготовки
школьника
с
психическим
недоразвитием
к
самостоятельной жизни, общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у
школьников навыки построения простого предложения разной степени сложности и сложного предложения. Одновременно
закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Обучающиеся должны знать: построение простого предложения и предложения с однородными членами; схему и
постановку запятых в предложении с однородными членами, различение предложений по интонации.
Обучающиеся
должны
уметь: строить
простое
распространенное
предложение,
предложения
с
однородными
членами; связно высказываться устно и письменно.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; тестирование; диктанты с
грамматическим заданием.
Состав слова.
Повторение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию
словаря
учащихся.
В
процессе
упражнений
формируются
навыки
правописания
(единообразное
написание
гласных
и
согласных в корне слова и приставке).
Обучающиеся должны знать: способы проверки написания гласных и согласных в корне слов; разбор слов по составу;
способ образования слов с помощью приставки и суффикса.
Обучающиеся должны уметь: правильно обозначать звуки буквами на письме; подбирать группы родственных слов;
проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; разбирать
слово по составу.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; тестирование; изложение;
контрольные диктанты с грамматическим заданием.
Имя существительное.
Повторение сведений об имени существительном, полученных в начальных классах. Морфологические признаки имени
существительного. Род имен существительных, склонение.
Развитие речи:
Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся
должны
знать: морфологические
признаки
существительного;
имена
существительные
и
нарицательные; одушевленные и неодушевленные; род имен существительных; изменение существительных по падежам.
Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных.
Обучающиеся должны уметь: различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими
правилами
при
выборе
написаний,
основанных
на
морфологическом
принципе;
правильно
употреблять
изученную
морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания;
изменять существительные по падежам; различать падежи по вопросам. Выполнять упражнения в правописании падежных
окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения; одновременно склонять имена существительные, относящиеся к
различным склонениям.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных
практических работ; сочинение по картине; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
4.
Т
ематическое планирование
Дата
№
п/п
К-во
час.
Тема урока
Цель коррекционной работы
Развитие речи
Примечание
Оборудова
ние
Предложение - 7 часов
02.09
1
1
Предложение.
Цель: закрепить знания
о предложении,
формировать навыки
грамотного письма
Составление предложений о лете. Ответь
на вопрос; задай вопрос.
Сюжетная
картинка
03.09
2
2.
Установление связи
слов в предложении по
вопросам.
Цель: выяснить умения детей задавать
вопросы и устанавливать связь слов в
предложении с помощью вопросов.
Постановка вопросов к
словам.
Схемы,
образец,
сюжетная
картинка
04.09
3
3.
Главные и
второстепенные члены
предложения
Цель: учить определять главные и
второстепенные члены предложения по
вопросам
Составление
предложений по
картинке
Схема,
образец,
сюжетная
картинка
05.09
4
4
Подлежащее и
сказуемое – главные
члены.
Цель: закрепить понятие о главных членах
предложения; учить задавать
соответствующие вопросы.
Признаки плохой о
хорошей погоды
Сюжетная
картинка
08.09
5
5
Второстепенные члены
предложения.
Предупредительный
диктант.
Цель: закрепить понятие о главных и
второстепенных членах предложения
Составление
предложений по
картинке
Сюжетная
картинка
09.09
6
6.
Виды предложений по
интонации.
Цель: учить правильно ставить знаки
препинания в конце предложения
определение кол-во
предложений в тексте.
Составление рассказа и
озаглавливание.
Схема,
образец,
сюжетная
картинка
10.09
7
7
Обобщение знаний по
теме «Предложение»
Цель: закрепить умения в постановке
вопросов и установление связи слов в
предложении
Установление главной
темы в предложении,
рассказе
Схема,
образец,
сюжетная
картинка
Тема: «Звуки и буквы». 13 часов.
11.09
8
1.
Понятие о звуках и
буквах.
Цель: учить различать звуки и буквы.
Диалог
Образец
12.09
9
2.
Гласные и согласные
звуки и буквы.
Цель: учить дифференцировать гласные и
согласные звуки и буквы
Составление
предложений по
сюжетной картинке
Образец,
таблица
гласных и
согласных
букв
15.09
10
3.
Твёрдые и мягкие
согласные звуки и
буквы.
Цель: учить дифференцировать твёрдые и
мягкие согласные звуки и буквы.
Постановка вопросов к
глаголам и сущ.
Таблица
твёрдых и
мягких
гласных.
Образец
16.09
11
4.
Буква мягкий знак (ь).
Правописание мягкого
знака.
Цель: учить обозначать мягкость
согласного при письме с помощью мягкого
знака.
Беседа о признаках
погоды в данный день.
Таблица
17.09
12
5.
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком.
Объяснительный
диктант.
Цель: закрепить правописание твёрдых и
мягких согласных и слов с мягкими и
разделительным мягким знаками
Составление
предложений по
картинке
Сюжетная
картинка
Толко
вание
прила
гатель
ных,
их
значе
ние в
предл
.
Главн
ая
тема
предл
ожен
ия
Ал
фавит
13
6.
Звонкие и глухие
согласные звуки и
буквы.
Цель: учить дифференцировать на слух и
обозначать при письме звонкие и глухие
звуки и буквы.
Толкование значения
слов с звонкими и
глухими согласными
Таблица
,
карто
чкиЦ
ель:
закре
пить
дифф
еренц
иаци
ю в
произ
ноше
нии
парн
ых
звонк
их и
глухи
х
согла
сных;
7.Пра
вопис
ание
парн
ых и
звонк
их
глухи
х
согла
сных
в
слове
.18.09
учить
подб
ирать
прове
рочн
ое
слово
22.09
14
19.09
15
8.
Правила проверки
правописания парных
звонких и глухих
согласных в слове.
Цель: закрепить умения по проверке
правописания парных звонких и глухих
согласных в слове.
Комментирование.
Зрительный диктант
Образец
сюжетные
картинки
23.09
16
9.
Контрольный диктант
№1 (входной)
Цель: проверить уровень
сформированности умений и навыков.
11.Уда
рение
.
Цель
:
закре
пить
знани
я
учащ
ихся
об
ударе
нии;
форм
ирова
ть и
разви
вать
умен
ие
инто
наци
онно
прави
льно
17
10.
Работа над ошибками.
Цель: закрепить умения учащихся в
подборе проверочных слов.
Комментирование.
Зрительный диктант
Карточки
произ
носит
ь
слова
Сост
авлен
ие
предл
ожен
ий с
выде
ленн
ыми
слова
миТа
блица
,
карто
чки2
4.09
26.09
18
25.09
19
12.
Ударные и безударные
гласные звуки и буквы.
Цель: закрепить дифференциацию ударных
и безударных звуков
Толкование значения
слов с звонкими и
глухими согласными
Образец
сюжетные
картинки
29.09
20
13.
Обобщающий урок по
теме «Звуки и буквы»
Цель: закрепить знания учащихся по теме;
формировать и развивать умение
применять правила на изученные
орфограммы при письме.
Составление
предложений по
картинке
Образец
сюжетные
картинки
Тема
:
«Сос
тав
слов
а»
43
часа
Коре
нь и
одно
коре
нные
слов
а 6
часо
в.
30.09
21
1.
Корень и однокоренные
слова.
Цель: закрепить знания учащихся об корне
и однокоренных словах; учить подбирать
однокоренные слова
Выделение главной темы
текста. Понятие - текст
Таблица,
схема
Закрепить понятие текста. КомментированиеКарточки. ОбразецРодственные слова. Общая часть родственных слов – корень.Цель: закрепить
понятие о родственных словах;01.10
- научить выделять общую часть родственных слов – корень
02.10
222.
23
3.
Корень. Определение
корневых гнёзд в
родственных словах.
Цель: закрепить понятие корня в
родственных словах;
- научить подбирать родственные слова и
выделять корневые гнёзда
Диалог упр.64
Образец,
карточки
03.10
24
4.
Сочинение на тему
«Осень в лесу»
Цель: учить писать сочинение, составлять
план, логически правильные предложения.
Работа по тексту
сочинения
06.10
25
5.
Единообразие
написания корня в
родственных словах..
Цель: закрепить правила проверки
правописания безударных гласных и
парных звонких и глухих согласных в
корне слова
Составление
предложений из слов
вразбивку № 65.
Схема,
карточки
07.10
26
6.
Образование
однокоренных слов.
Цель: закрепить единообразное написание
корня в родственных словах
Комментирование
Карточки
Окон
чани
е 2
часа.
08.10
27
1.
Окончание. Роль
окончания в связи слов
в предложении.
Цель: учить определять окончание в слове
путём изменения по вопросам
Выделение главной
мысли в тексте
Схема,
образец,
карточки
Составление рассказа по плану и картинкам. Озаглавливание.Образец, карточки, схемаЗакрепление понятия об окончании. Определение окончаний
в словах.Цель: закрепить понятие об окончании;09.10
- научить определять окончание в слове.
Прис
тавк
а 3
часа.
282.
10.10
29
1.
Приставка.
Объяснительный
диктант.
Цель: дать понятие о приставке,
формировать и развивать умение учащихся
определять приставку с словах.
Составление
предложений по
картинам.
Образец,
карточки,
схема
Словообразующая роль приставки.Цель: закрепить словообразующее назначение приставкиСоставление предложений. Творческий
диктантТаблица, схема13.10
14.10
302.
31
3.
Образование новых
слов при помощи
приставок.
Цель: закрепить правописание приставок и
изученных орфограмм
Выделение главной
мысли в тексте
таблица
Суф
фикс
2
часа
15.10
32
1
Суффикс.
Словообразующая роль
суффикса.
Цель: учить образовывать новые слова при
помощи суффикса
Комментирование.
Словарный диктант
Таблица,
схема,
образец
Таблица, карточкиЦель: закрепить навыки образования слов пр
и помощи суффиксаПостроение ответов на вопросыЗакрепление понятия о
словообразующей роли суффикса.16.10
Подбор нужного прилагательного
Предупредительный диктант.
Прав
опис
ание
безуд
арны
х
гласн
ых в
корн
е
слов
а (11
часо
в)332
17.10
34
1
Правописание
безударных гласных в
корне слова.
Цель: учить подбирать родственные слова
для проверки правописания безударных
гласных в конце; закрепить понятие о
корневых гнёздах.
Составление коротких
предложений на тему
«Золотая осень»
Образец,
карточки
Единообразие написания ударной и безударной гласной в корне слова.Цель: закрепить понятие об ударении; формировать умение подбирать
родственные слова с ударной гласной в корнеСловарный диктантКартинки. Образец20.10
21.10
352
36
3
Проверка правописания
безударных гласных в
корне слова.
Цель: закрепить навыки безударных
гласных в корне слова путём подбора
корневых гнёзд
Комментирование.
Карточки,
схема,
таблица
22.10
37
4
Роль корневых гнёзд в
проверке правописания
безударных гласных в
корне.
Цель: учить подбирать корневые гнёзда;
закрепить правила правописания
безударных гласных
Составление
предложений. Письмо по
памяти
23.10
38
5
Правописание слов с
двумя безударными
гласными в корне.
Объяснительный
диктант.
Цель: учить проверять правописание слов
с двумя безударными гласными в корне;
Подбор синонимов
Таблица,
карточки
24.10
39
6
Проверка правописания
слов с двумя
безударными в корне.
Цель: учить проверять слова с двумя
безударными гласными в корне.
Составление
предложений.
27.10
40
7
Закрепление
правописания
безударных гласных в
корне слова
Цель: закрепить навыки подбора
родственных слов для проверки
правописания безударных гласных в корне
слова.
Составление
предложений из слов
вразбивку.
28.10
41
8
Контрольный диктант
№ 2 по теме: «Состав
слова. Правописание
безударных гласных»
Цель: проверить уровень
сформированности умений и навыков по
теме.
Сб/диктант
ов
29.10
42
9
Работа над ошибками.
Цель: закрепить умения учащихся в
подборе проверочных слов.
Комментирование.
Зрительный диктант
Карточки
30.10
43
10
Непроверяемые
безударные гласные в
корне слова.
Цель: учить пользоваться
орфографическим словарём;
- закрепить правописание изученных
словарных слов.
Составление
предложений по
предметным картинкам
Орфографи
ческий
словарь
31.10
44
11
Закрепление
правописания
Цель: закрепить правописание
непроверяемых безударных гласных в
Словарный диктант
Картинки.
Образец
непроверяемых
безударных гласных в
корне слова.
корне слова.
Прав
опис
ание
звон
ких и
глух
их
согла
сных
в
корн
е
слов
а (6
часо
в)
10.11
45
1
Правописание
согласных в корне
слова.
Цель: учить подбирать родственные слова
для проверки правописания согласных в
корне слова; закрепить понятие о
корневых гнёздах
Составление
предложений по
предметным картинкам
Таблица,
образец
Парные звонкие и глухие согласныеЦель: формировать навыки дифференциации произношения и правописания парных звонких и глухих
согласных, закрепить понятие о звонких и глухих согласныхСлова – антонимы и синонимы Письмо по памятиТаблица, образец11.11
12.11
462
47
3
Правописание звонких
и глухих согласных в
корне слова.
Цель: закрепить навыки подбора
родственных слов для проверки
правописания звонких и глухих согласных
в корне слова
Множественное и
единственное число
предметов.
Образец,
таблица,
схема
13.11
48
4
Закрепление правил
проверки правописания
звонких и глухих
согласных в корне
слова.
Цель: закрепить правописание звонких и
глухих согласных в корне слова
Признаки и явления
природы
Образец,
карточки,
схема
14.11
49
5
Изложение «Лебеди»
Цель: развивать письменную речь
учащихся, учить писать изложения,
составлять предложения.
Письмо изложений
Сб/изложен
ий
17.11
50
6
Правописание
проверяемых и
непроверяемых
непроизносимых
согласных в слове.
Цель: формировать умения проверки
правописания непроизносимых согласных
путём подбора родственных слов;
Непроизносимые
согласные (т, д, л. в).
Образец,
таблица
Непр
овер
яемы
е
гласн
ые и
согла
сные
в
корн
е
слов
а (6
часо
в)
18.
11
51
1
Непроверяемые гласные и согласные в
корне слова.
Объяснительный диктант.
Цель: учить определять
слова с
непроизносимыми
гласными и согласными
в корне слова.
Проверка
безударных
гласных в
корне слова
Обра
зец19
.11
52
2
Двойные согласные.
Цель: учить определять слова с двойными
согласными по слуху, правила переноса
слов с двойными согласными
Подбор родственных
слов. Заканчивание
предложений
Таблица,
образец
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.Цель: закрепить умение правописания звонких и глухих согласных в корне
словаСоставление рассказа по предложениюТаблица20.11
21.11
533
54
4
Контрольный диктант
№ 3 по теме
«Правописание
согласных в корне
слова. Звуки и буквы»
Цель: проверить уровень
сформированности знаний и умений по
теме.
Сб/диктант
ов
24.11
55
5
Работа над ошибками.
Цель: учить делать работу над ошибками,
подбирать проверочные слова.
Составление ответов на
вопросы
Карточки,
образец
25.11
56
6
Проверка
непроизносимых
согласных.
Цель: закрепить навыки проверки
правописания непроизносимых согласных.
Работа с
деформированным
текстом
Таблица,
образец
Прис
тавк
а и
пред
лог
(3
часа)
26.11
57
1
Приставка и предлог.
Цель: закрепить о обобщить знания
учащихся об приставке и предлоге.
Составление ответов на
вопросы
27.11
58
2
Правописание
приставок.
Цель: закрепить понятие о приставке,
учить различать при письме приставку и
предлог
Слова – синонимы,
антонимы
Картинки
Закрепление правописания приставок и предлоговЦель: закрепить навыки правописания предлогов со словами, определять приставку28.11
Разде
лите
льны
й
твёр
дый
знак
(ъ)
посл
е
прис
таво
к (4
часа)
593
01.12
60
1
Правописание буквы ъ
после приставок.
Цель: учить писать разделительный
твёрдый знак после приставок перед
гласными е, ё, я
Толкование значения
слов с разделительным ъ
знаком после приставок
02.12
61
2
Закрепление
правописания
разделительного ъ знака
после приставок. Слова
без разделительного ъ
знака после приставок.
Цель: формировать умения писать слова
без разделительного ъ знака;
- закрепить наыки правописания слов с
разделительным ъ знаком перед гласными
е, ё, я.
Записка
Сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»Цель: учить писать сочинение, составлять грамматически правильно построенные
предложенияКартина03.12
04.12
623
63
4
Обобщающий урок по
теме «Состав слова»
Цель: обобщить и систематизировать
знания учащихся по теме.
Контрольные вопросы
карточки
Част
и
речи
(6
часо
в)
05.12
64
1
Понятие о частях речи.
Цель: дать понятие о частях речи и
определении их по вопросам
Классификация частей
речи по вопросам
Таблица,
картинки,
карточки
08.12
65
2.
Закрепление понятия
части речи в
нераспространенном
предложении.
Подлежащее и
сказуемое,
второстепенные члены
их соответствие частям
речи.
Цель: закрепить понятие о частях речи;
учить определять в нераспространённом
предложении имя существительное и
глагол, имя прилагательное в
словосочетании с существительным.
Подбор
соответствующих частей
речи. Зрительный
диктант
Таблица,
картинки,
карточки
Подбор соответствующих частей речи. Стр. 74Картинки, образецСоставление предложений с последующей дифференциацией частей речи.
Постановка вопросов к частям речи.Цель: развивать умение подбирать вопросы к частям речи;09.12
- закрепить понятие о значимости частей речи в предложении.
10.12
663.
67
4
Определение частей
речи в однокоренных
словах.
Объяснительный
диктант.
Цель: закрепить умения по определению
частей речи по вопросам
Толкование значения
частей речи
Таблица,
картинки,
карточки
11.12
68
5
Распространение
предложений на основе
использования частей
речи и вопросов.
Цель: закрепить понятие о назначении
частей речи и умение определять их по
вопросам
Картинки,
образец
12.12
69
6
Обобщающий урок по
теме «Части речи»
Цель: обобщить и систематизировать
знания учащихся по теме.
Контрольные вопросы
карточки
Имя
суще
стви
тель
ное
(76
часо
в)
15.12
70
1.
Понятие о
многозначности и
предметности имени
существительного
Цель: формировать понятие предметности
имени существительного и умения
доказывать это вопросами что? кто?
Беседа по стих-ю
«Нива»Ю.
Таблица,
картинки,
карточки
16.12
71
2.
Закрепление понятия об
имени существительном
и его роли в речи.
Цель: учить выделять по вопросам кто?
Что? Имя существительное в устной и
письменной речи;
- закрепить умение определять части речи
по вопросам
Замена словосочетаний
существительными
Таблица,
картинки,
карточки
Цель: учить определять имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросу начальной формыСоставление
предложений по картинкеИмена существительные одушевлённые и неодушевлённые.17.12
Предупредительный диктант.
18.12
723.
73
4.
Определение имен
существительных
одушевленных и
неодушевленных.
Цель: закрепить понятие об именах
существительных одушевленных и
неодушевленных.
Составление
предложений упр.167
Таблица,
картинки,
карточки
19.12
74
5.
Собственные и
нарицательные имена
существительные.
Цель: учить определять имена
существительные собственные и
нарицательные.
Составление ответов на
вопросы
Таблица,
картинки,
карточки
22.12
75
6.
Закрепление
правописания имён
собственных, кавычки в
именах собственных.
Цель: закрепить правописание большой
буквы в именах существительных
собственных.
Составление
предложений по
картинке
Карточки,
картинки
23.12
76
7.
Контрольный диктант
№ 4 по теме «Части
речи»
Цель: проверить уровень
сформированности знаний и умений по
теме.
Сб/диктант
ов
24.12
77
8.
Работа над ошибками.
Цель: учить делать работу над ошибками,
подбирать проверочные слова
Составление ответов на
вопросы
Карточки,
таблица,
образец
25.12
78
9.
Число имён
существительных.
Цель: дать понятие категории числа имён
существительных
Составление
предложений по
картинке
Схема,
таблица
26.12
79
10
Изменение имен
существительных по
числам.
Цель: закрепить навыки употребления
имени существительного в единственном и
множественном числе.
Составление рассказа по
плану и картинкам
Картинки
29.12
80
11
Дифференциация имен
существительных в
единственном и во
множественном числе.
Цель: учить дифференцировать имена
существительные в единственном и во
множественном числе.
Составление
словосочетаний
Схема,
карточки
30.12
81
12
Род имён
существительных.
Цель: учить определять род имён
существительных при помощи
местоимений он, она, оно;
- закрепить понятие о числе
существительных
12.01
82
13
Имена
существительные
мужского рода.
Цель: учить определять род имёни
существительного мужского рода при
помощи местоимения он.
Составление
словосочетаний
Схема,
карточки
13.01
83
14
Имена
существительные
женского рода.
Цель: учить определять род имёни
существительного женского рода при
помощи местоимения она.
Тема текста.
Составление
предложений
Таблицы,
схемы
14.01
84
15
Имена
существительные
среднего рода.
Цель: учить определять род имёни
существительного среднего рода при
помощи местоимения оно.
Составление ответов на
вопросы
Карточки
15.01
85
16
Закрепление понятия о
категории рода имён
существительных.
Цель: закрепить умения в определении
рода имён существительных
Диалог
Схемы,
таблицы
16.01
86
17
Правописание имён
существительных
женского и мужского
рода с шипящей (ж, ш,
ч, щ) на конце.
Цель: формировать навыки правописания
имён существительных женского и
мужского рода с шипящей на конце
Толкование смысла имён
существительных
Слова – синонимы
Таблицы,
схемы
19.01
87
18
Дифференциация имён
существительных
женского и мужского
рода с шипящей на
конце.
Предупредительный
диктант.
Цель: учить дифференцировать имена
существительные мужского и женского
рода с шипящей на конце.
Творческий диктант.
Слова - антонимы
Схемы,
карточки
20.01
88
19
Употребление
Цель: закрепить правописание мягкого
Составление
Карточки,
существительных
мужского и женского
рода с шипящей на
конце в устной и
письменной речи в ед.
числе.
знака на конце имён существительных с
шипящей (ж, ш, ч, щ)на конце в ед. числе.
предложений. Письмо по
памяти
схемы
21.01
89
20
Закрепление
правописания имен
существительных
мужского и женского
рода с шипящей на
конце.
Цель: закрепить правописание мягкого
знака у имён существительных мужского и
женского рода с шипящей на конце ед.ч.
Составление адреса на
конверте.
22.01
90
21
Контрольный диктант
№ 5 по теме «Части
речи»
Цель: проверить уровень
сформированности знаний и умений по
теме.
Сб/диктант
ов
23.01
91
22
Работа над ошибками.
Цель: учить делать работу над ошибками,
подбирать проверочные слова.
Составление ответов на
вопросы
Карточки,
таблица,
образец
26.01
92.
23
Обобщающий урок по
теме «Имя
существительное»
Цель: закрепить и обобщить знания
учащихся по теме «Имя существительное»
Контрольные вопросы и
задания
27.01
93.
24
Изложение
«Серебряный хвост»
Цель: развивать письменную речь
учащихся, учить писать изложения,
составлять предложения.
Письмо изложений
Сб/изложен
ий
28.01
94.
25
Падежи имён
существительных. Их
название.
Цель: дать понятие о падежах, их вопросах
и названиях.
Составление
словосочетаний
Схемы
Изме
нени
е
имён
суще
стви
тель
ных
по
паде
жам
11
часо
в.
29.01
95
1
Изменение имен
существительных по
падежам.
Цель: учить изменять имена
существительные по падежам.
Составление
словосочетаний
Таблицы
30.01
96
2
Изменение имён
существительных
единственного числа по
вопросам.
Цель: учить наблюдать за изменением
окончаний имён существительных в
зависимости от вопроса;
- закрепить понятие об окончании как
изменяемой части слова
Составление
предложений по схеме
Карточки
Цель: дать понятие об И.п., как начальной форме слова, являющейся подлежащим в предложенииСоставление предложений о погодеОбразец,
схемаИменительный падеж имён существительных.02.02
03.02
973
98
4.
Родительный падеж
имён существительных.
Вопросы и обозначение,
предлоги Р.п.
Цель: дать понятие о родительном падеже,
способе определения по вопросу, учить
определять связь слов в словосочетаниях
Составление
предложений
Образец,
таблица
04.02
99
5.
Дательный падеж имён
существительных.
Вопросы и предлоги
Д.п.
Цель: учить определять дательный падеж в
сравнении с Р.п.
Составление
предложений
Карточки,
образец,
схема
05.02
100
6.
Винительный падеж
имён существительных.
Сравнение В.п. и Р.п.
Предупредительный
диктант
Цель: учить определять В.п. и различать с
Р.п.
Установление
управления в
предложении
Образец
06.02
101
7.
Творительный падеж.
Вопросы Т.п., предлоги.
Цель: учить определять имена
существительные в Т.п. по вопросу,
предлогу
Составление
предложений.
Установление
управления
Карточки,
образец,
схема
09.02
102
8.
Предложный падеж.
Вопросы и предлоги
П.п.
Цель: учить определять имена
существительные в П.п., сравнение с Д.п.
Составление
предложений с
использованием
управления
Схема,
образец
10.02
103
9.
Закрепление
Цель: закрепить правописание падежных
Описание картины
Карточки
правописания
падежных окончаний
имен существительных.
окончаний имен существительных.
16.02
104
10.
Обобщающий урок по
теме «Изменение имен
существительных по
падежам»
Цель: закрепить и обобщить знания
учащихся по теме.
Составление
словосочетаний
Карточки
17.02
105
11.
Изложение «Река стала»
Цель: развивать письменную речь
учащихся, учить писать изложения,
составлять предложения.
Письмо изложений
Сб/изложен
ий
Три
скло
нени
я
имён
суще
стви
тель
ных
(7
часо
в)
18.02
106
1.
Три склонения имён
существительных. 1-е
склонение.
Цель: дать понятие о трёх склонениях
имён существительных, способы
определения 1-го склонения имен
существительных
Образец,
таблица
19.02
107
2.
Второе склонение имён
существительных.
Цель: учить определять 2-е склонение
имён существительных
Обобщающие слова
Схема,
таблица
Третье склонение имён существительных. Объяснительный диктант. Цель: учить определять 3-е склонение имён существительных20.02
24.02
1083.
109
4.
Закрепление понятия о
трёх склонениях.
Цель: закрепить умения по определению
склонения имён существительных
Выборочный диктант
Таблица
25.02
110
5.
Обобщение знаний по
теме «Три склонения
имён
существительных».
Цель: обобщить и закрепить знания и
умения по определению склонения имён
существительных
Составление
предложений.
Диалог
Карточки
26.02
111
6
Контрольный диктант
№ 7 по теме:
Цель: проверить уровень
сформированности знаний и умений по
Сб/диктант
ов
«Склонение имён
существительных»
теме.
27.02
112
7
Работа над ошибками.
Цель: учить делать работу над ошибками,
подбирать проверочные слова.
Составление ответов на
вопросы
Комментированное
письмо
Карточки,
таблица,
образец
Перв
ое
скло
нени
е
имён
суще
стви
тель
ных
в
един
ствен
ном
числ
е (12
часо
в)
02.03
113
1
Первое склонение имён
существительных в
единственном числе.
Цель: учить определять существительные
первого склонения имен существительных
в единственном числе
Составление
предложений с
выделенными
существительными
Таблица
03.03
114
2
Ударные и безударные
падежные окончания.
Цель: формировать навыки правописания
ударных и безударных окончаний
Составление
словосочетаний
Именительный падеж имен существительных 1-го склонения.Цель: учить определять именительный падеж имен существительных 1-го склонения
по вопросуСоставление предложений с опорой на рисункиСхема04.03
05.03
1153
116
4
Родительный падеж
имен существительных
1-го склонения.
Цель: учить определять родительный
падеж имен существительных 1-го
склонения по вопросу.
Лес и лесные жители
Схема
06.03
117
5
Дательный падеж имен
существительных 1-го
Цель: учить определять дательный падеж
имен существительных 1-го склонения по
Составление
словосочетаний
Схема
склонения.
вопросу.
09.03
118
6
Закрепление
правописания
падежных окончаний
существительных 1-го
склонения в Р.п. и Д.п.
Цель: закрепить навыки правописания
падежных окончаний существительных 1 –
го склонения в Р.п. и Д.п.
Составление
предложений и
деформир. текста
Образец,
карточки
10.03
119
7
Винительный падеж
существительных 1 – го
склонения.
Цель: учить определять винительный
падеж сущ-х 1-го склонения по вопросу;
- закрепить правописание падежных
окончаний сущ-х 1 скл.
Установление связи слов
в предложении
Таблица,
образец,
схема
11.03
120
8
Творительный падеж
существительных 1-го
склонения.
Предупредительный
диктант.
Цель: учить определять творительный
падеж сущ-х 1-го склонения по вопросу;
- закрепить правописание падежных
окончаний сущ-х 1 скл.
Вставить в скобки
пропущенные слова
Таблица,
образец,
схема
12.03
121
9
Предложный падеж
существительных 1-го
склонения.
Цель: учить определять предложный
падеж сущ-х 1-го склонения по вопросу;
- закрепить правописание падежных
окончаний сущ-х 1 скл.
Составление
словосочетаний
Таблица,
образец,
схема
13.03
122
10
Закрепление
правописания
падежных окончаний
существительных 1 – го
склонения в ед.ч.
Цель: закрепить навыки определения
падежей по вопросу и проверки
окончаний.
Составление ответов на
вопросы стр. 148
Таблица,
образец,
схема
16.03
123
11
Обобщающий урок по
теме «Первое склонение
имен существительных
в единственном числе»
Цель: закрепить и обобщить знания
учащихся по теме.
Составление
поздравительной
открытки
карточки
17.03
124
12
Тест по теме
«Склонение
существительных»
Цель: закрепить и обобщить знания
учащихся по теме.
Втор
ое
скло
нени
е
имен
суще
стви
тель
ных
в
един
ствен
ном
числ
е (11
часо
в)
17.03
125
1
Имена
существительные 2-го
склонения. Ударные и
безударные окончания
имён существительных
2-го склонения.
Цель: учить определять имена
существительные 2-го склонения и писать
по вопросу окончания.
Составление
предложений
Таблица,
образец,
схема
18.03
126
2
Именительный падеж
имён существительных
2-го склонения.
Объяснительный
диктант.
Цель: учить определять падежные
окончания И.п. сущ-х 2-го склонения.
Составление
предложений
Таблица,
образец,
схема
Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.Цель: учить определять падежные окончания Р.п. сущ-х 2-го склонения.Изменение
падежных окончанийОбразец19.03
20.03
1273
128
4
Закрепление
правописание имен
существительных 2-го
скл. в Р.п.
Цель: закрепить правописание падежных
окончаний имен существительных в Р.п.
Диалог Составление
словосочетаний
Таблица,
образец,
схема
23.03
129
5
Дательный падеж имён
существительных 2 – го
склонения.
Цель: учить определять Д.п. сущ-х 2-го
склонения по вопросу;
- закрепить правописание ударных и
безударных окончаний сущ-х 2-го
склонения в Р.п., В.п., Д.п.
Составление ответов на
вопросы
Таблица,
образец,
схема
24.03
130
6
Контрольный диктант
№ 6 по теме «Первое
Цель: проверить уровень
сформированности знаний и умений по
Сб\диктант
ов
склонение имён
существительных в
единственном числе»
теме.
25.03
131
7
Работа над ошибками.
Цель: учить делать работу над ошибками,
подбирать проверочные слова.
Составление ответов на
вопросы
Комментированное
письмо
Карточки,
таблица,
образец
01.04
132
8
Винительный падеж
имён существительных
2 – го склонения.
Цель: учить определять В.п. сущ-х 2-го
склонения по вопросу;
- закрепить правописание ударных и
безударных окончаний сущ-х 2-го
склонения в Р.п., В.п., Д.п.
Составление
предложений
Таблица,
образец,
схема
02.04
133
9
Творительный падеж
имён существительных
2-го склонения.
Цель: учить определять Т.п. сущ-х 2-го
склонения по вопросу;
- закрепить правописание ударных и
безударных окончаний сущ-х 2-го
склонения
Ответы на вопросы с
использованием слов,
Таблица,
образец,
схема
03.04
134
10
Предложный падеж
существительных 2-го
склонения.
Цель: учить определять П.п. сущ-х 2-го
скл.;
- закрепить правописание ударных и
безударных окончаний сущ-х 2-го
склонения
Составление ответов на
вопросы стр. 163
Таблица,
образец,
схема
06.04
135
11
Закрепление
правописания
падежных окончаний
сущ-х 2-го склонения.
Цель: закрепить правописание ударных и
безударных окончаний сущ-х 2-го
склонения
Комментированное
письмо Составление
словосочетаний
Таблица,
образец,
схема
Трет
ье
скло
нени
е
имен
суще
стви
тель
ных
в
един
ствен
ном
числ
е (11
часо
в)
07.04
136
1
Имена
существительные 3-го
склонения. Образование
имён существительных
3-го склонения от
других.
Цель: учить определять имена
существительные 3-го склонения.
Слова – антонимы.
Составление
предложений.
Таблица,
образец,
схема
08.04
137
2
Именительный падеж
имен существительных
3-го склонения.
Цель: учить определять падежные
окончания И.п. сущ-х 3-го склонения.
Составление
словосочетаний
Таблица,
образец,
схема
Составление ответов на вопросыТаблица, образец, схемаРодительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.Цель:
учить писать падежные окончания сущ-х 3-го склонения в Р. П., Д. п., П. п.;09.04
- заркепить правописание ударных и безударных окончаний сущ-х 1,2 склонения.
10.04
1383
139
4
Винительный падеж
имен существительных
3-го склонения.
Цель: учить определять падежные
окончания В.п. сущ-х 3-го склонения.
Рассказ на тему «Как я
болел»
Таблица,
образец,
схема
13.04
140
5
Творительный падеж
имён существительных
3-го склонения.
Цель: учить определять Т.п. имён
существительных;
- закрепить правописание ударных и
безударных падежных окончаний
существительных.
Изменение окончаний
существительных по
вопросам. Составление
предложений
Таблица,
образец,
схема
14.04
141
6
Дифференциация
падежных окончаний
имен существительных
3 склонения.
Предупредительный
диктант.
Цель: учить дифференцировать падежные
окончания имен существительных 3
склонения
Диалог
Карточки,
схема,
образец
15.04
142
7
Закрепление
правописания
падежных окончаний
имён существительных
Цель: закрепить умения определять
падежи и писать падежные окончания сущ-
х 3-го склонения
Слова – антонимы,
синонимы
Карточки,
схема,
образец
3-го склонения.
16.04
143
8
Падежи и падежные
окончания имён
существительных.
Цель: закрепить умения по определению
склонения имён существительных;
- определение падежа по вопросу
Карточки,
таблица,
образец
17.04
144
9
Изменение имён
существительных по
вопросам.
Цель: закрепить правописание падежных
окончаний и умение определять падеж и
склонение
Составление рассказа из
предложений в разбивку
Карточки,
таблица,
образец
20.04
145
10
Определение склонения
имён существительных.
Цель: закрепить умения определять
склонение существительных
Образование имён
существительных от
других частей речи.
Карточки,
таблица,
образец
21.04
146
11
Обобщение знаний по
теме «падежи и
падежные окончания
существительных»
Цель: обобщить и закрепить знания
учащихся по теме.
Карточки,
образец,
схема
Пред
ложе
ние
(20
часо
в)
22.04
147
1
Подлежащее и
сказуемое
Цель: закрепить умение определять
подлежащее и сказуемое в предложении,
устанавливать связь слов в предложении
Составление
предложений по
картинке
Карточки
23.04
148
2
Определение
подлежащего и
сказуемого в простом
предложении.
Цель: закрепить умение определять
подлежащее и сказуемое в предложении,
устанавливать связь слов в предложении
Роль подлежащего и сказуемого в предложении.Цель: закрепить умения устанавливать по вопросу подлежащее и сказуемое Составление предложений по
темеОбразец24.04
27.04
1493
150
4
Второстепенные члены
предложения.
Цель: закрепить умения устанавливать
связь слов в предложении
Многозначность слов
Образец
28.04
151
5
Роль второстепенных
членов в предложении.
Цель: учить находить связь слов в
предложении составлять схемы
Карточки
29.04
152
6
Объяснительный
диктант.
30.04
153
7
Работа над ошибками.
Второстепенные члены
предложения
154
8
Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Цель: дать понятие о распространенных и
нераспространённых предложениях;
- закрепить умения находить главные и
второстепенные члены предложения
Распространение
предложений
Карточки
155
9
Распространение
предложений.
Цель: закрепление понятия о
распространенном и нераспространённом
предложении
Распространение
предложений словами
для справок
Карточки
156
10
Контрольный диктант
№8 по теме
«Предложение»
Цель: проверить уровень
сформированности умений и навыков.
157
11
Работа над ошибками.
Цель: закрепить умения учащихся в
подборе проверочных слов.
Комментирование.
Зрительный диктант
Карточки
158
12
Использование частей
речи в
распространённом
предложении.
Цель: закрепить умения составлять
распространённые предложения и
использовать в устной речи
Составление рассказа по
рисункам
Карточки
159
13
Однородные члены
предложения. Запятая
при однородных членах.
Цель: дать понятие об однородных членах
предложения;
- запятая при перечислении однородных
членов
Составление ответов на
вопросы
Карточки,
схема,
образец
160
14
Распространение
предложений
однородными членами.
Цель: закрепление умений пользоваться
однородными членами при составлении
предложений, ставить запятую при
перечислении
Обобщающие слова.
Составление ответов на
вопросы № 500
Карточки,
схема,
образец
161
15
Соединение
однородных членов
союзом и. Запятая при
однородных членах с
союзом и.
Цель: формировать навыки правописания
запятой при однородных членах с союзом
и;
- закрепить понятие об однородных членах
Составление
предложений о птицах.
Употребление
однородных членов в
речи
Карточки
162
16
Объяснительный
диктант.
Цель: формировать навыки правописания
запятой при однородных членах с союзом
и;
- закрепить понятие об однородных членах
163
17
Знаки препинания в
предложении с
Цель: закрепить умение в правописании
запятой при однородных членах с союзом
Составление ответов на
вопросы с
Карточки
однородными членами с
союзом и и при
перечислении без
союза.
и и без него.
использованием
однородных членов №
202
164
18
Нераспространённые
предложения с
однородными членами.
Цель: закрепить умения по определению
однокоренных членов и правописанию
запятой
Творческий диктант
Схема
165
19
Распространение
однородными членами
нераспространённых
предложений.
Цель: закрепить знания об однокоренных
членах и постановке запятой
Составление
предложений по
картинкам
Карточки
166
20
Закрепление по теме
нераспространенные
предложения с
однородными членами.
Цель: закрепить умения по определению
однокоренных членов и правописанию
запятой
Составление ответов на
вопросы с
использованием
однородных членов
Схема,
образец
Повт
орен
ие (9
часо
в)
167
1
Правописание
однокоренных слов с
безударной гласной.
Цель: закрепить правила проверки
безударных гласных в корне слова
Слова – синонимы
Карточки
168
2
Непроверяемые
безударные гласные в
корне слова.
Цель: закрепление правописания
словарных слов.
Словарный диктант
Карточки
Предупредительный диктант. Цель: закрепление правописания словарных слов.
1693
170
4
Состав слова.
Образование
родственных слов от
других частей речи.
Цель: закрепить умения определять состав
слова и образовывать однокоренные слова
от других частей речи
Карточки
171
5
Предлоги и приставки.
Цель: закрепить дифференциацию
предлогов и приставок, определение
падежа по предмету
Составление рассказа «В
степи»
Карточки
172
6
Падежные окончания
имён существительных
1-го, 2-го склонения.
Цель: закрепить правописание безударных
окончаний имён существительных 1-2
склонения
Составление
предложений о лете
Карточки,
схема,
образец
173
7
Падежные окончания
имён существительных
3-го склонения имён
существительных 3-го
склонения.
Цель: закрепить правописание падежных
окончаний имён существительных 3-го
склонения
Разбор предложений по
составу № 531
Карточки,
схема,
образец
174
8
Контрольный диктант
№ 9 по теме
«Повторение»
Цель: проверить уровень
сформированности умений и навыков.
Сб/диктант
ов
175
9
Работа над ошибками.
Цель: закрепить умения учащихся в
подборе проверочных слов.
Комментирование.
Зрительный диктант
Карточки
5.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по
письму и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на
письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных
путём изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой Ь ;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы
слова).
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на
письме;
- обозначать мягкость согласных буквой ь ;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит
Оценка знаний, умений, навыков учащихся :
1)
Оценка
устного
ответа
–
правильность
ответа
по
содержанию,
свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; полнота
ответа;
умения
практически
применять
свои
знания;
последовательность
изложения и речевое оформление ответа.
2)
Оценка письменных работ учащихся – оценка знаний учащихся
осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся,
текущих и итоговых контрольных работ. Ошибки, обусловленные тяжелыми
нарушениями
речи
и
письма,
следует
рассматривать
индивидуально
для
каждого
ученика.
При
оценке
изложений
или
сочинений,
учитывается
правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
1.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора
педагогических наук В.В.Воронковой, 2011. – 224 с.
2.
Учебник
«Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, автор – составитель В.В.Воронкова,
Москва «Просвещение», 2006.
Дополнительная литература
1.
Зикеев А.Г. Методика работы над сложным предложением: пособие для
учителя дефектолога - Москва «Владос», 2004.
2.
Зикеев
А.Г.
Практическая
грамматика
на
уроках
русского
языка:
Служебные
части
речи:
предлог,
союз,
частица,
междометие:
учебное
пособие - Москва «Владос», 2007
3.
Зикеев
А.Г.
Практическая
грамматика
на
уроках
русского
языка:
Лексика.
Состав
слова
и
словообразование.
Имя
существительное.
Имя
прилагательное: учебное пособие - Москва «Владос», 2007
4.
Зикеев
А.Г.
Практическая
грамматика
на
уроках
русского
языка:
Деепричастие.
Имя
числительное.
Наречие:
учебное
пособие
-
Москва
«Владос», 2007
5.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Глагол.
Местоимение. Причастие: учебное пособие, Москва «Владос», 2007
6.
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы
VIII вида 5-7 классы, составитель Е.. Кудрявцева - Москва «Владос», 2005
7.
Сборник текстов для изложений. автор – составитель Н.Н. Максимук - ,
Москва «Вако», 2009