Авторы: Гаджиева Фатима Гасановна, Раджабова Мадина Гасановна
Должность: кандидат пед. наук. доцент, магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: научная статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Раздел: высшее образование
Гаджиева Ф.Г.
к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет»
Раджабова М.Г.
магистрант 2 года обучения
г. Махачкала
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С
РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев
имеются
определенные
психологические
(психолого-педагогические,
патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования
личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи
в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в
некоторых случаях именно ими и вызываются.
По литературным данным встречается значительное количество детей
с не ярко выраженными отклонениями в психофизическом развитии, из них
около 60% с разными нарушениями речи. Данная проблема беспокоит
многих родителей детей, воспитателей детских садов, логопедов, учителей,
психологов, педиатров и других специалистов. Данная проблема является
одной из самых актуальных в логопедии, педагогике и психологии на
сегодняшний день.
Известно, что многие дефекты речи являются препятствием для
успешного обучения ребенка, отражаются на его личности. Для того, чтобы
ребенок быстро адаптировался в школе и не попал в разряд неуспевающих,
очень важна вовремя начатая коррекционная работа. Успешность ее зависит
от многих причин, в том числе и от взаимодействия в работе педагога-
воспитателя, психолога и учителя-логопеда детского сада.
Деятельность ребенка по овладению действительностью всегда опосредована
взрослыми – носителями социального опыта. В связи с этим Л.С. Выготский
1
,
Л.И. Божович
2
, А.И. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. считают,
что воспитание и обучение являются ведущими в процессе всего
психического развития ребенка, поскольку, «опираясь на возможности
ребенка и на знание того, чем ребенок овладел, взрослые организуют
его деятельность по овладению новыми сторонами действительности» (Д. Б.
Эльконин)
3
. При этом воспитание не «есть простая сумма каких-либо
специальных мер воздействия (хотя эти меры также входят в состав
воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и
деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей
его системы отношений к действительности» (Л.И. Божович)
4
, активное и
целенаправленное воздействие на формирование личности.
В случаях врожденных или приобретенных отклонений в развитии
поступательное развитие психических функций и формирование личности
ребенка нарушается. На дошкольный период развития детей должно быть
обращено особое внимание как на наиболее благоприятный для устранения
имеющихся у них отклонений в развитии. Изучение коррекционно-
воспитательной работы в массовых дошкольных учреждениях выявило
противоречие между предъявляемыми на сегодняшний день к психологам
требованиями по организации коррекционно-развивающего воздействия на
детей и реальной возможностью его осуществления. Это возникает из-за
незнания психологом особенностей развития детей с нарушениями речи и
неумения применить специальные средства и приемы работы и, как следст-
вие,
невозможности
оказать
дошкольникам
адекватную
помощь
в
соответствии со структурой имеющихся у них отклонений в речевом
развитии. Тем более не готовы к такой деятельности родители детей, которые
не всегда объективно оценивают уровень их развития, не уделяют достаточно
1 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Из-во АПН РСФСР, 1956, С 52-57
2 Запорожец А.В. Детская психология. Педагогические энциклопедии. Т. 1 М.: «Советские энциклопедия»,
С. 67.
3 Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия. Сб. «Сенсорное
воспитание дошкольников», Из-во АПН РСФСР, 1963
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. – С. 114-145
внимания целенаправленному воспитанию ребенка в семье.
Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи с
разной
степенью полноты представлены
в работах
Т.Б.
Филичевой,
Г.В.Чиркиной
5
, И.Ю. Левченко, О.Е. Грибовой и многих других известных и
уважаемых исследователей.
Современная диагностика психического развития детей с нарушениями
речи не может не учитывать опыт прошлого, развивая его. В этом выражена
диалектическая преемственность в специальной психологии , коррекционной
педагогике и логопедии в ее составе.
Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень развития, что уже вошло в
практику современной логопедии, представила описание таких детей (а их
достаточно много): у детей отмечаются остаточные явления не резко
выраженного недоразвития речи.
Психическое развитие детей с общим недоразвитием обычно в целом
протекает более благополучно, чем развитие их речи.
При алалии имеют место различные речевые и неречевые, в том числе
психолого-педагогические
особенности,
между
которыми
существуют
сложные опосредованные отношения. В симптоматике расстройств при
алалии, как установлено в последнее десятилетие в связи с развитием
патопсихологии и психолингвистики, преобладающими являются языковые
нарушения. Среди неречевых расстройств при алалии все исследователи
отмечают наличие в той или иной мере выраженных моторных, сенсорных,
психопатологических симптомов разного характера и в разной степени
выраженных.
Исследователями описаны разные варианты двигательных, сенсорных,
интеллектуальных, эмоционально-волевых нарушений при дизартрии.
Проблема личности детей с нарушением темпо-ритмической стороны
речи, в том числе и заикающихся, традиционно рассматривается в двух
планах:
во-первых,
именно
определенные
личностные
особенности
5
способствуют возникновению заикания, а во-вторых, возникнув, нарушение
вызывает разнообразные личностные особенности. В связи с этим и строится
система
перевоспитания
(на
фоне
лечения)
личности
и
поведения,
социальная реадаптация и адаптация заикающегося.
Основной целью психологического обследования является выявление
особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с
помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватных для
данного ребенка вида и формы обучения.
Необходимые
условия
для
проведения
психологического
обследования:
- наличие специального помещения, оборудования для индивидуальной
работы;
- обязательное «освоение» ребенка в комнате, где проводится
обследование, установление достаточного контакта с психологом перед
проведением обследования;
- адекватность поощрения и стимуляции ребенка, относительность
оценочных характеристик.
Непосредственно
перед
проведением
обследования
необходимо
выяснить характер жалоб или «претензий» к ребенку, которые имеются у
сопровождающих его взрослых, причем не желательно, чтобы ребенок
присутствовал при этом разговоре: он может в этот момент играть в другом
углу комнаты, где происходит обследование, рисовать на свободную тему,
знакомиться с обстановкой комнаты и т.п. В то же время, если у ребенка есть
страхи, то подобный разговор должен происходить после знакомства ребенка
со специалистом и комнатой. Желательно, чтобы в комнате, где проходит
обследование, не было обстановки или какого-либо оборудования, которые
могут отвлечь или напугать ребенка (яркие, красочные плакаты, оригиналь-
ная мебель, стеклянные шкафы с медицинскими инструментами и т.п.).
Также перед обследованием желательно выяснить, как ребенку
хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это
дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае
нельзя называть ребенка по фамилии.
В
некоторых
случаях,
когда
ребенок
особенно
непоседлив,
(«гиперактивен»), отказывается от обследования, не входит в контакт, не
следует заставлять его делать что-либо, объясняя матери, что он негативно
настроен, испуган и т.п. Имеет смысл отвлечься от ребенка, оставить его с
самим собой на 10—15 минут для свободной игры. С некоторыми детьми,
особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (в
мяч, какие-либо другие подвижные игры). В критических случаях даже
необходимо прервать обследование на этапе ознакомления, мотивировав это
и попросив родителей прийти в следующий раз.
При проведении обследования лучше, если ребенок находится не через
стол от психолога (принцип избегания позиции «глаза в глаза»), а рядом или
сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, общение легче. В то
же время нельзя препятствовать ребенку, если он не захочет слезать с
коленей матери – в этом случае целесообразно провести обследование в
данной позиции. В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребенка,
в некоторых случаях имеет смысл позиция психолога, когда его глаза
находятся на одном уровне с глазами ребенка, особенно это плодотворно для
установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного
возраста, а также с детьми, особенно трудно входящими в контакт.
Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со
стороны психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам,
присутствующим на обследовании. Более того, психолог должен корректно
пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе обследования
(типа «лопух», «неумеха» и т.п.). Кроме того, необходимо предупредить
родителей, чтобы они не высказывали критические замечания по поводу
неуспеха ребенка или отказа от работы после окончания обследования, по
дороге домой и т.п.
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
«Просвещение», 1968. – С. 114-145
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Из-во
АПН РСФСР, 1956, С 52-57
3. Запорожец А.В. Детская психология. Педагогические энциклопедии. Т. 1
М.: «Советские энциклопедия», С. 67.
4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968, – с. 82-83.
5. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикающихся у
дошкольников: учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2004. – 128 с.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. – 584 с.
7. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического
восприятия. Сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», Из-во АПН РСФСР,
1963