Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Абдурахманова Джамиля Абдурахмановна
Должность: кандидат пед. наук. доцент, магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Тема: Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М.
к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет»
Абдурахманова Д.А.
магистрант 2 года обучения
г. Махачкала
Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
с задержкой речевого развития
Задержка речевого развития (ЗРР) – это нарушения речи в раннем
возрасте. При этом задержка речевого развития означает более замедленные
темпы становления речи ребенка, по сравнению со сверстниками. Однако,
задержка речевого развития имеет временный характер и при правильно
выбранной методике коррекции обычно достаточно легко вылечивается.
Задержка речевого развития - тонкое заболевание, в причинах которого
специалистам зачастую бывает разобраться затруднительно. Если родители
заметили у ребенка отставание речевых функций, первое, что нужно
предпринять — это комплекс обследований у специалистов, включая таких
специалистов как детский дефектолог, психолог, логопед, невропатолог [2].
В ситуации, что ребенок родился без патологий центральной нервной
системы и повреждений мозга, но к трем годам он сильно отстает в
развитии речи от своих сверстников, тут также возможна задержка речевого
развития.
Это говорит о том, что надо проводить исследования и
диагностику и постараться найти причину задержки речевого развития.
Основная задача проведения диагностики — это анализ внешних и
внутренних факторов, повлиявших на трудности ребенка в обучении и
развитии. Здесь очень значимо детальное изучение анамнеза [4].
Специалистам необходимо поэтапно проследить развитие ребенка со
слов родителей и по выпискам и другим документам из медицинских
учреждений, где лечился или проходил обследование ребенок, по данным о
ребенке из образовательных учреждений, которые он посещал. Большую
важность имеет протекание беременности, характер родов, самое раннее
общее и речевое развитие малыша (во сколько месяцев он начал держать
головку, сидеть, стоять, ходить; когда появились первые зубки; появление и
характер гуления и лепета, затем первых слов и предложений, особенности
речевого общения и поведения), были ли тяжело протекавшие болезни в
раннем возрасте [3].
Специалисты обнаруживают причину задержки речевого развития в
присутствии
у
ребенка
минимальной
мозговой
дисфункции.
Этому
свидетельствуют клинические симптомы и электроэнцефалографические
феномены, показывающие различные нарушения подкорковых структур
мозга, подтверждаемые у многих детей с диагнозом «Задержка речевого
развития». Но тем не менее, минимальные мозговые дисфункции не должны
мешать нормальному детскому развитию.
При изучении данных детей с
задержкой речевого развития, установлено, что нарушение нормального
развития связной речи обусловлено следующими факторами [6]:
1.
Душевное
и
эмоциональное
состояние
матери
во
время
беременности,
патологии
беременности,
преждевременные,
долгие,
осложненные роды, наличие безводного периода или асфексии плода при
родах,
различные
родовые
травмы,
раннее
начало
использования
искусственных смесей для вскармливания;
2.
Наличие психологических и психических травм у ребенка.
Возможно, малыш очень сильно переживает разлуку с близкими людьми,
например при разводе родителей, или при проживании его не с родителями,
а с бабушками и дедушками, или же эмоциональный фон в семье является
психотравмирующим для ребенка.
3.
Ранние тяжелые детские болезни, травмы головы, даже частые
падения в раннем возрасте, ухудшение слуха различной степени также
могут являться источниками задержки речевого развития ребенка.
4.
Частая или длительная госпитализация, долгое пребывание без
родственников в детских учреждениях с большим количеством детей, где
ребенку остро недостает близкого общения.
5.
Сверхзабота. Родственники сами все делают за ребенка. Так как
с помощью речи ребенок учится доносить до окружающих свои требования
и желания, то при сверхзаботе родственников, у ребенка не возникает
острой необходимости в развитии речевых навыков, потому что все его
желания «предугадываются» с полуслова.
6.
Ранняя
самостоятельность.
Здесь
мы
видим
прямо
противоположную сверхзаботе причину задержки речевого развития:
матери рано приходится расстаться с ребенком при досрочном выходе из
декрета на работу. Ребенок находится с няней или бабушкой, которые
зачастую не уделяют должного внимания развитию малыша: «главное, чтоб
был накормлен». У ребенка практически не стимулируется развитие
речевых навыков: с ним мало разговаривают и поют, практически не читают
книг и не занимаются. Вечером вся семья садится у телевизора, который и
становится для ребенка «главной няней».
7.
Постоянный просмотр телевизора детьми очень часто является
причиной задержки речевого развития. Потому что речь — это не
подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Развитие
речевых функций практически стоит на месте, если в жизни ребенка
отсутствует живое, непосредственное общении, когда он сам является
участником диалога, а не только слушает чужие реплики из телевизора.
8.
Нервозоподобная предрасположенность психики ребенка. Такой
ребенок зачастую капризен и эгоцентричен, вместе с тем робок и
нерешителен [5].
Негативные условия в семье: алкоголизм членов семьи, крик и
грубость по отношению к ребенку, наказания, в том числе и телесные,
авторитаризм в воспитании ребенка и нежелание родителей объяснять,
почему можно, а почему нельзя делать что-либо, также могут повлиять на
задержку в речевом развитии ребенка. Сюда же можно отнести недостаток
предметной и игровой деятельности, соответствующей возрасту ребенка, а
также элементарное отсутствие в необходимой мере общения со взрослыми
[2]. Области головного мозга, развитие которых идет в момент воздействия
неблагоприятных факторов наиболее интенсивно, имеют самый большой
риск повреждений.
При исследованиях выяснено, что если у ребенка хотя бы один из
родителей подвержен психическим расстройствам, то он чаще, чем
остальные его сверстники, склонен к задержке речевого развития. Замечено,
что дети повторных или поздних беременностей, дети из неполных семей,
дети из двуязычных семей так же имеют предрасположенность к задержке
речевого развития. Конечно, нельзя сказать, что отрицательные социальные
и биологические факторы являются патологическими для развития ребенка,
но в любом случае, они тем или иным образом оказывают негативное
воздействие на его психику [7].
Нельзя не сказать про влияние наследственности на речевое развитие
малыша. Если косноязычность присуща хотя бы одному из родителей, то у
ребенка с большой степенью вероятности будет наблюдаться задержка в
речевом развитии. Зачастую при психомоторной или психической задержке
развития у ребенка как следствие появляется задержка речевого развития
[5].
Любой психический процесс сложен по структуре и разделен на
несколько уровней, которые в свою очередь состоят из нескольких звеньев.
Так, уровнями структуры развития связной речи являются психологический
и лингвистический, а их звеньями - объем восприятия, звукоразличение,
оперативная память и т.п.
Если в любом из звеньев любого из уровней присутствует нарушение,
то формирование процессов развития связной речи может быть искажено
или заторможено, а незрелость соответствующих зон мозга или их
поражение будет каждый раз в ином месте. Таким образом, при одном и том
же диагнозе «Задержка речевого развития» механизмы его возникновения
могут различаться. Своевременное формирование и развитие высших
психических функций зависит от правильного созревания соответствующих
зон мозга и адекватного взаимодействия между анализаторными системами.
Если же некоторые высшие психические функции несформированы, то
соответственно, может наблюдаться отставание в созревании определенных
мозговых
зон
и
нарушение
взаимодействия
между
анализаторными
системами [1,2].
Таким образом, одной из причин задержки речевого развития является
отсутствие или недостаточность взаимодействия между анализаторными
системами, что может послужить причиной нарушения слухо-моторных,
слухо-зрительных, оптико-пространственных, сомато-пространственных и
тому
подобных
связей.
Также
нарушенное
взаимодействие
между
анализаторными системами служит причиной аномальных проявлений в
развитии ребенка.
Исследователями в области нейропсихологии было установлена
прямая зависимость зрелости и сформированности взаимодействий между
анализаторными системами и эффективностью проводимой с детьми
коррекционно-восстановительной работы [4].
Список использованной литературы
1.
Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов
на / Д: Феникс, 2008. - 141 с.
2.
Бородич, А.М. Методика развития речи у детей / А.М. Бородич. М.:
Просвещение, 2001. - 149 С.
3.
Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего
возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.
4.
Жулин, Е.В. Психологическая коррекция задержки речевого развития в
период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм / Е.В.
Жулина. Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т., 2000. - 64 c.
5.
Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников А. М. Леушина
// Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 30.
6.
Правдина, О.В. Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. / Правдина О.В., Семенова, В.А.
– М. Изд. центр
«Академия», 2003, - 96 с.
7.
Ушакова, О.С.: Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет / Ушакова
О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2011 – с.192