Напоминание

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития


Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Абдурахманова Джамиля Абдурахмановна
Должность: кандидат пед. наук. доцент, магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Тема: Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития
Раздел: высшее образование





Назад




Магомедова Р.М.

к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет»

Абдурахманова Д.А.

магистрант 2 года обучения

г. Махачкала

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста

с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это нарушения речи в раннем

возрасте. При этом задержка речевого развития означает более замедленные

темпы становления речи ребенка, по сравнению со сверстниками. Однако,

задержка речевого развития имеет временный характер и при правильно

выбранной методике коррекции обычно достаточно легко вылечивается.

Задержка речевого развития - тонкое заболевание, в причинах которого

специалистам зачастую бывает разобраться затруднительно. Если родители

заметили у ребенка отставание речевых функций, первое, что нужно

предпринять — это комплекс обследований у специалистов, включая таких

специалистов как детский дефектолог, психолог, логопед, невропатолог [2].

В ситуации, что ребенок родился без патологий центральной нервной

системы и повреждений мозга, но к трем годам он сильно отстает в

развитии речи от своих сверстников, тут также возможна задержка речевого

развития.

Это говорит о том, что надо проводить исследования и

диагностику и постараться найти причину задержки речевого развития.

Основная задача проведения диагностики — это анализ внешних и

внутренних факторов, повлиявших на трудности ребенка в обучении и

развитии. Здесь очень значимо детальное изучение анамнеза [4].

Специалистам необходимо поэтапно проследить развитие ребенка со

слов родителей и по выпискам и другим документам из медицинских

учреждений, где лечился или проходил обследование ребенок, по данным о

ребенке из образовательных учреждений, которые он посещал. Большую

важность имеет протекание беременности, характер родов, самое раннее

общее и речевое развитие малыша (во сколько месяцев он начал держать

головку, сидеть, стоять, ходить; когда появились первые зубки; появление и

характер гуления и лепета, затем первых слов и предложений, особенности

речевого общения и поведения), были ли тяжело протекавшие болезни в

раннем возрасте [3].

Специалисты обнаруживают причину задержки речевого развития в

присутствии

у

ребенка

минимальной

мозговой

дисфункции.

Этому

свидетельствуют клинические симптомы и электроэнцефалографические

феномены, показывающие различные нарушения подкорковых структур

мозга, подтверждаемые у многих детей с диагнозом «Задержка речевого

развития». Но тем не менее, минимальные мозговые дисфункции не должны

мешать нормальному детскому развитию.

При изучении данных детей с

задержкой речевого развития, установлено, что нарушение нормального

развития связной речи обусловлено следующими факторами [6]:

1.

Душевное

и

эмоциональное

состояние

матери

во

время

беременности,

патологии

беременности,

преждевременные,

долгие,

осложненные роды, наличие безводного периода или асфексии плода при

родах,

различные

родовые

травмы,

раннее

начало

использования

искусственных смесей для вскармливания;

2.

Наличие психологических и психических травм у ребенка.

Возможно, малыш очень сильно переживает разлуку с близкими людьми,

например при разводе родителей, или при проживании его не с родителями,

а с бабушками и дедушками, или же эмоциональный фон в семье является

психотравмирующим для ребенка.

3.

Ранние тяжелые детские болезни, травмы головы, даже частые

падения в раннем возрасте, ухудшение слуха различной степени также

могут являться источниками задержки речевого развития ребенка.

4.

Частая или длительная госпитализация, долгое пребывание без

родственников в детских учреждениях с большим количеством детей, где

ребенку остро недостает близкого общения.

5.

Сверхзабота. Родственники сами все делают за ребенка. Так как

с помощью речи ребенок учится доносить до окружающих свои требования

и желания, то при сверхзаботе родственников, у ребенка не возникает

острой необходимости в развитии речевых навыков, потому что все его

желания «предугадываются» с полуслова.

6.

Ранняя

самостоятельность.

Здесь

мы

видим

прямо

противоположную сверхзаботе причину задержки речевого развития:

матери рано приходится расстаться с ребенком при досрочном выходе из

декрета на работу. Ребенок находится с няней или бабушкой, которые

зачастую не уделяют должного внимания развитию малыша: «главное, чтоб

был накормлен». У ребенка практически не стимулируется развитие

речевых навыков: с ним мало разговаривают и поют, практически не читают

книг и не занимаются. Вечером вся семья садится у телевизора, который и

становится для ребенка «главной няней».

7.

Постоянный просмотр телевизора детьми очень часто является

причиной задержки речевого развития. Потому что речь — это не

подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Развитие

речевых функций практически стоит на месте, если в жизни ребенка

отсутствует живое, непосредственное общении, когда он сам является

участником диалога, а не только слушает чужие реплики из телевизора.

8.

Нервозоподобная предрасположенность психики ребенка. Такой

ребенок зачастую капризен и эгоцентричен, вместе с тем робок и

нерешителен [5].

Негативные условия в семье: алкоголизм членов семьи, крик и

грубость по отношению к ребенку, наказания, в том числе и телесные,

авторитаризм в воспитании ребенка и нежелание родителей объяснять,

почему можно, а почему нельзя делать что-либо, также могут повлиять на

задержку в речевом развитии ребенка. Сюда же можно отнести недостаток

предметной и игровой деятельности, соответствующей возрасту ребенка, а

также элементарное отсутствие в необходимой мере общения со взрослыми

[2]. Области головного мозга, развитие которых идет в момент воздействия

неблагоприятных факторов наиболее интенсивно, имеют самый большой

риск повреждений.

При исследованиях выяснено, что если у ребенка хотя бы один из

родителей подвержен психическим расстройствам, то он чаще, чем

остальные его сверстники, склонен к задержке речевого развития. Замечено,

что дети повторных или поздних беременностей, дети из неполных семей,

дети из двуязычных семей так же имеют предрасположенность к задержке

речевого развития. Конечно, нельзя сказать, что отрицательные социальные

и биологические факторы являются патологическими для развития ребенка,

но в любом случае, они тем или иным образом оказывают негативное

воздействие на его психику [7].

Нельзя не сказать про влияние наследственности на речевое развитие

малыша. Если косноязычность присуща хотя бы одному из родителей, то у

ребенка с большой степенью вероятности будет наблюдаться задержка в

речевом развитии. Зачастую при психомоторной или психической задержке

развития у ребенка как следствие появляется задержка речевого развития

[5].

Любой психический процесс сложен по структуре и разделен на

несколько уровней, которые в свою очередь состоят из нескольких звеньев.

Так, уровнями структуры развития связной речи являются психологический

и лингвистический, а их звеньями - объем восприятия, звукоразличение,

оперативная память и т.п.

Если в любом из звеньев любого из уровней присутствует нарушение,

то формирование процессов развития связной речи может быть искажено

или заторможено, а незрелость соответствующих зон мозга или их

поражение будет каждый раз в ином месте. Таким образом, при одном и том

же диагнозе «Задержка речевого развития» механизмы его возникновения

могут различаться. Своевременное формирование и развитие высших

психических функций зависит от правильного созревания соответствующих

зон мозга и адекватного взаимодействия между анализаторными системами.

Если же некоторые высшие психические функции несформированы, то

соответственно, может наблюдаться отставание в созревании определенных

мозговых

зон

и

нарушение

взаимодействия

между

анализаторными

системами [1,2].

Таким образом, одной из причин задержки речевого развития является

отсутствие или недостаточность взаимодействия между анализаторными

системами, что может послужить причиной нарушения слухо-моторных,

слухо-зрительных, оптико-пространственных, сомато-пространственных и

тому

подобных

связей.

Также

нарушенное

взаимодействие

между

анализаторными системами служит причиной аномальных проявлений в

развитии ребенка.

Исследователями в области нейропсихологии было установлена

прямая зависимость зрелости и сформированности взаимодействий между

анализаторными системами и эффективностью проводимой с детьми

коррекционно-восстановительной работы [4].

Список использованной литературы

1.

Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов

на / Д: Феникс, 2008. - 141 с.

2.

Бородич, А.М. Методика развития речи у детей / А.М. Бородич. М.:

Просвещение, 2001. - 149 С.

3.

Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего

возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.

4.

Жулин, Е.В. Психологическая коррекция задержки речевого развития в

период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм / Е.В.

Жулина. Н.Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т., 2000. - 64 c.

5.

Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников А. М. Леушина

// Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 30.

6.

Правдина, О.В. Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. / Правдина О.В., Семенова, В.А.

– М. Изд. центр

«Академия», 2003, - 96 с.

7.

Ушакова, О.С.: Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет / Ушакова

О.С. – М.: ТЦ Сфера, 2011 – с.192



В раздел образования