Напоминание

Коммуникативная компетентность, как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья


Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Рустамова Альбина Физулиевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Коммуникативная компетентность, как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование





Назад




Магомедова Р.М.

к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет»

Рустамова А.Ф.

магистрант 2 года обучения

г. Махачкала

Коммуникативная

компетентность,

как

условие

успешной

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В

свете

современных

тенденций

образования

и

общества

выдвигаются

первостепенные

задачи

формирования

коммуникативной

компетентности, как условия успешной социализации детей с ограниченными

возможностями

здоровья.

Коммуникативная

компетентность

(англ.

communicative competence) – понимается, как умение эффективно общаться,

способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми, а также как

система внутренних ресурсов, необходимых для успешного общения в

определенном круге ситуаций [4]. В современной психологии компетентность

понимается как сочетание опыта, знаний, способностей человека.

Так, профессиональная подготовка обеспечивает в той или иной

степени

готовность

будущего

специалиста

к

конкретному

решению

«частных»

профессиональных

задач.

Профессиональное

образование

предполагает

профессиональную

компетентность,

за

которой

стоят

понимание и целостное видение специалистом объекта своей деятельности и

конкретную профессиональную ситуации в ней.

Уточнение сущности понятий «профессиональное образование» и

«профессиональная подготовка» показало, что это разные по своей природе,

дополняющие друг друга, образовательные процессы.

Содержание понятия «профессиональное образование» шире, потому

что вбирает в себя конкретное содержание, процедуру подготовку и

оформляется в виде результата: формального признака – получение

сертификата соответствующего образца [1]. Понятия «профессиональная

подготовка» и «профессиональное образование» отражают смысл двух

взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, которые в совокупности

способствуют

достижению

главной

цели

формированию

основ

педагогической готовности преподавателя высшей школы к реализации

системообразующих

функций

педагогического

процесса.

С

учетом

вышеизложенного, мы уточнили содержание понятия «профессиональная

подготовка».

Профессиональная

подготовка

это

составная

часть

профессионального

образования;

целенаправленный

процесс,

в

ходе

которого закладываются основы педагогической готовности к реализации

системообразующих

функций

педагогического

процесса.

Качество

педагогической деятельности преподавателя тесно связано с уровнем его

профессионализма.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие

различные отклонения психического или физического плана, которые

обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести

полноценную жизнь.

Синонимами

данного

понятия

могут

выступать

следующие

определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами»,

«нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные

дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не

признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная

группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию [3, c.

22].

Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

можно разделить на две категории. Одна группа таких детей — это дети с

врожденными

нарушениями

работы

различных

органов

чувств,

с

физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из

которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит

дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Другая группа детей

— это те, кто вошел в группу лица с ограничениями по состоянию здоровья

в результате длительной болезни. Л.С. Выготский отмечал необходимость

включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную

социально

значимую

деятельность,

направленную

на

формирование

детского опыта [4, c. 34]. 7 Л.С.

Выготский

ввел

понятие

«Структура

дефекта».

Первичное

нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой

вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие

вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах

могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю

структуру

психического

развития

ребенка.

По

классификации,

предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие

категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х

нарушений)

[5,

с.

32].

Существуют

причины

появления

детей

с

ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: -

пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери,

нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов): это

могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально

биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания,

алкоголизм, СПИД.

Коммуникативная

компетентность

заключена

в

практическом

владении

способами

общения,

которые

позволяют

осуществлять

результативное, позитивное взаимодействие со всей группой участников

образовательных отношений (педагоги, члены семьи и родители, дети).

Исследовательская

компетентность

педагогов

дошкольного

образования содержит в себе умение применять в практике деятельности

опытно-экспериментальные

и

исследовательские

методы

организации

образовательного

процесса:

создание

ситуаций

для

самостоятельного,

непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых

они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений

окружающей

действительности,

учатся

делать

выводы,

познают

закономерности.

Таким образом, содержательный анализ понятий «профессионализм»,

«профессиональное

мастерство»,

«компетентность»,

«профессиональная

компетентность» показал, что они имеют инвариантные составляющие – это

педагогические знания, умения, навыки, способности, личностные качества и

опыт,

способствующие

достижению

высоких

результатов

в

профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1.

Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная

компетентности современного дошкольника [Текст]: учеб. пособие / Т.

П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 138 с.

2.

Беляева,

О.

Л.

Организационно-педагогические

условия

формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в

процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I

ступени [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / О. Л. Беляева. – Красноярск: [б. и.],

2010. – 224 с.

3.

Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования

коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением

интеллекта [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Емельянова. –

Екатеринбург: [б. и.], 2009. – 274 с.

4.

Лубовский,

В.

И.

Психолого-педагогические

проблемы

дифференцированного и интегрированного обучения [Текст] / В. И.

Лубовский // Специальная психология. – 2008. – № 4. – С. 11-15.

5.

Равен,

Дж.

Компетентность

в

современном

обществе.

Выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М. : Когито-Центр,

2002. – 400 с.



В раздел образования