Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Рустамова Альбина Физулиевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Коммуникативная компетентность, как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М.
к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет»
Рустамова А.Ф.
магистрант 2 года обучения
г. Махачкала
Коммуникативная
компетентность,
как
условие
успешной
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В
свете
современных
тенденций
образования
и
общества
выдвигаются
первостепенные
задачи
формирования
коммуникативной
компетентности, как условия успешной социализации детей с ограниченными
возможностями
здоровья.
Коммуникативная
компетентность
(англ.
communicative competence) – понимается, как умение эффективно общаться,
способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми, а также как
система внутренних ресурсов, необходимых для успешного общения в
определенном круге ситуаций [4]. В современной психологии компетентность
понимается как сочетание опыта, знаний, способностей человека.
Так, профессиональная подготовка обеспечивает в той или иной
степени
готовность
будущего
специалиста
к
конкретному
решению
«частных»
профессиональных
задач.
Профессиональное
образование
предполагает
профессиональную
компетентность,
за
которой
стоят
понимание и целостное видение специалистом объекта своей деятельности и
конкретную профессиональную ситуации в ней.
Уточнение сущности понятий «профессиональное образование» и
«профессиональная подготовка» показало, что это разные по своей природе,
дополняющие друг друга, образовательные процессы.
Содержание понятия «профессиональное образование» шире, потому
что вбирает в себя конкретное содержание, процедуру подготовку и
оформляется в виде результата: формального признака – получение
сертификата соответствующего образца [1]. Понятия «профессиональная
подготовка» и «профессиональное образование» отражают смысл двух
взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, которые в совокупности
способствуют
достижению
главной
цели
–
формированию
основ
педагогической готовности преподавателя высшей школы к реализации
системообразующих
функций
педагогического
процесса.
С
учетом
вышеизложенного, мы уточнили содержание понятия «профессиональная
подготовка».
Профессиональная
подготовка
–
это
составная
часть
профессионального
образования;
целенаправленный
процесс,
в
ходе
которого закладываются основы педагогической готовности к реализации
системообразующих
функций
педагогического
процесса.
Качество
педагогической деятельности преподавателя тесно связано с уровнем его
профессионализма.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести
полноценную жизнь.
Синонимами
данного
понятия
могут
выступать
следующие
определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами»,
«нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные
дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не
признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная
группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию [3, c.
22].
Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
можно разделить на две категории. Одна группа таких детей — это дети с
врожденными
нарушениями
работы
различных
органов
чувств,
с
физическими недостатками или умственно отсталые дети.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из
которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит
дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Другая группа детей
— это те, кто вошел в группу лица с ограничениями по состоянию здоровья
в результате длительной болезни. Л.С. Выготский отмечал необходимость
включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную
социально
значимую
деятельность,
направленную
на
формирование
детского опыта [4, c. 34]. 7 Л.С.
Выготский
ввел
понятие
«Структура
дефекта».
Первичное
нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой
вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие
вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах
могут иметь сходное проявление.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю
структуру
психического
развития
ребенка.
По
классификации,
предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие
категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х
нарушений)
[5,
с.
32].
Существуют
причины
появления
детей
с
ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: -
пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери,
нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов): это
могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально
биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания,
алкоголизм, СПИД.
Коммуникативная
компетентность
заключена
в
практическом
владении
способами
общения,
которые
позволяют
осуществлять
результативное, позитивное взаимодействие со всей группой участников
образовательных отношений (педагоги, члены семьи и родители, дети).
Исследовательская
компетентность
педагогов
дошкольного
образования содержит в себе умение применять в практике деятельности
опытно-экспериментальные
и
исследовательские
методы
организации
образовательного
процесса:
создание
ситуаций
для
самостоятельного,
непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых
они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений
окружающей
действительности,
учатся
делать
выводы,
познают
закономерности.
Таким образом, содержательный анализ понятий «профессионализм»,
«профессиональное
мастерство»,
«компетентность»,
«профессиональная
компетентность» показал, что они имеют инвариантные составляющие – это
педагогические знания, умения, навыки, способности, личностные качества и
опыт,
способствующие
достижению
высоких
результатов
в
профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1.
Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная
компетентности современного дошкольника [Текст]: учеб. пособие / Т.
П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 138 с.
2.
Беляева,
О.
Л.
Организационно-педагогические
условия
формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в
процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I
ступени [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / О. Л. Беляева. – Красноярск: [б. и.],
2010. – 224 с.
3.
Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением
интеллекта [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / И. А. Емельянова. –
Екатеринбург: [б. и.], 2009. – 274 с.
4.
Лубовский,
В.
И.
Психолого-педагогические
проблемы
дифференцированного и интегрированного обучения [Текст] / В. И.
Лубовский // Специальная психология. – 2008. – № 4. – С. 11-15.
5.
Равен,
Дж.
Компетентность
в
современном
обществе.
Выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М. : Когито-Центр,
2002. – 400 с.