Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Исмаилова Хазинат Ханпашаевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: высшее образование
Магомедова Р.М.
к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
педагогический университет»
Исмаилова Х.Х.
магистрант 2 года обучения
г. Махачкала
Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой
психического развития
А. Н. Леонтьев считает, что дошкольный возраст это - первый этап
формирования личности. Именно в этом периоде начинается становление
основных механизмов и структур, обуславливающих дальнейшее развитие
личности [3]. О. Н. Первушина в своих работах отмечала, что психические
процессы выполняют функции реагировании и упорядочивание окружающей
действительности.
Есть
процессы
с
высокой
степенью
реагирования,
например,
познавательные процессы, и процессы с высокой степенью упорядочивания,
например, эмоции и воля [4]. В своей монографии, «Психология эмоций», К.
Изард пишет о теории дифференциальных эмоций, которая имеет свое
название
из-за
сосредоточения
на
отдельных
эмоциях,
которые
воспринимаются
как
различающиеся
переживательно-мотивационные
процессы [2].
Своевременная
и
целенаправленная
коррекция
эмоционально-
волевой сферы детей с нарушением интеллекта способствует социальной
адаптации будущих учеников вспомогательной школы.
Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное
количество
специальной
педагогической
литературы,
отражающей
современные представления о характере эмоционально-волевой сферы и
особенностях их коррекции у данной группы дошкольников.
Под умственной отсталостью в современной специальной психологии
понимается состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным
недоразвитием
психики
с
выраженной
недостаточностью
интеллекта,
затрудняющее
или
делающее
полностью
невозможным
адекватное
социальное функционирование индивидуума [5].
В
настоящее
время,
кроме
термина
«умственная
отсталость»
используются также и другие обозначения рассматриваемых состояний:
«психическая недостаточность», «психическое недоразвитие», «психический
дефект»,
«психическая
несостоятельность».
Нетрудно
заметить,
что
перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной
отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к
обучению (последний термин).
С.Я. Рубинштейн определяет умственную отсталость как стойкое,
необратимое
поражение,
снижение
познавательной
деятельности
в
результате органических нарушений нервной системы [2].
Б.Л. Пузанова дает определение: «умственная отсталость - состояние
задержанного или полного недоразвития психики, которое проявляется
нарушением
способностей,
обеспечивающих
общий
уровень
интеллектуальности» [1].
В.М Мозговой, Л.М. Шипицина считают, что умственная отсталость -
стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также
эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим
поражением мозга, имеющим диффузный характер [4].
Е.М. Мастюкова формирует термин «умственная отсталость», как
стойкое нарушение интеллекта, то есть разные клинические формы
интеллектуального недоразвития - как резидуальные (олигофрении), так и
прогредиентные,
обусловленные
прогрессирующими
заболеваниями
центральной нервной системы [3].
С. Я. Рубинштейн определяет умственную отсталость как стойкое,
необратимое
поражение,
снижение
познавательной
деятельности
в
результате органических нарушений нервной системы [6].
Говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие,
включая в него и умственную недостаточность, которая бывает, обусловлена
резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем
детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных
контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т. п.
Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и
зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу
массе детей, и составляют более 2% от общей детской популяции, которых
объединяет
наличие
органического
повреждения
мозга,
имеющего
диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.
Традиционно
все
формы
нарушения
интеллекта
по
глубине
интеллектуального дефекта делят на степени: легкая степень, средняя
степень (умеренная), тяжелая степень, глубокая степень. Так же нарушение
интеллекта
разделяют
на
олигофрению,
(поражение
нервных
клеток
головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период
родов или первые три года жизни) и деменцию (повреждение головного
мозга возникает после трех лет, происходит распад уже сформированных
навыков).
Рассмотрим
классификацию
умственной
отсталости,
которую
приводит Л. М. Шипицина [4]. Согласно этой классификации психологи
основываются на определении интеллектуального коэффициента ребенка. По
ее данным при легкой умственной отсталости 10 равен 70, при умеренной –
находится в диапазоне от 70 до 50, при тяжелой – в диапазоне от 50 до 25,
при глубокой – от 25 до 0.
Так
выделяют:
легкую
умственную
отсталость,
умеренную
умственную
отсталость,
тяжелую
умственную
отсталость,
глубокую
умственную отсталость.
Рассмотрим
подробнее
описание
легкой
степени
умственной
отсталости. По мнению Л. С. Выготского наиболее легкая степень называется
дебильность. В силу того, что эта отсталость невелика, у таких детей
особенно отчетливо выступают индивидуальные черты.
Общим для них и отличающим их от нормальных детей дефектом
является недостаточность отвлеченного словесно-логического мышления.
Эти дети обладают способностью к образованию простых понятий, их
мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к данной
ситуации. Их «абстрактное» мышление проявляется в том, что они
пользуются усвоенными трафаретами, цитатами без глубокого их понимания.
Даже овладев представлениями о времени, пространстве, причинности, эти
дети обнаруживают сниженную способность ориентироваться в новой для
них обстановке. Анализ разнообразных свойств предмета, установление
связей
между
ними,
то
есть
аналитико-синтетическая
деятельность,
осуществляются в самой примитивной форме.
Независимо от особенностей того или иного определения умственной
отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются
два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и
нарушение адаптационного поведения.
Степени умственной отсталости [5]. Принято различать три
степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность
(более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).
Дети с нарушением интеллекта, заканчивая вспомогательную
школу, достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня
психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т. е
несут
ответственность
за
свои
поступки,
овладевают
профессиями,
требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами комнат,
домов и т. д. В ряде случаев возникают сомнения в их вменяемости,
дееспособности и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или
девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием
для
психиатрической
экспертизы.
Однако
сама
по
себе
умственная
отсталость в степени дебильности не может быть причиной невменяемости,
нетрудоспособности либо недееспособности человека. Причиной этого могут
оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной
отсталости. В настоящее время люди с нарушением интеллекта считаются
ограниченно годными
к несению
воинской службы.
Заключение
об
ограниченной годности или непригодности к несению воинской службы
делается на основе психиатрической экспертизы. При этом большое вни-
мание уделяется характеристике из вспомогательной школы, которую
окончил
юноша-призывник.
Кроме
того,
широко
применяются
экспериментально-психологические методы исследования для оценки его
психического состояния и развития [5].
Список использованной литературы
1.
Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика/А.А. Катаева.- М.:
Вла- дос, 2001.- 490с.
2.
Калинина,
Р.Р.
Развитие
и
коррекция
эмоциональной
сферы
дошкольников и младших школьников [Текст] /Р.Р. Калинина.- Ярославль:
Гринго, 2007.- 90 с.
3.
Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя
диагностика и коррекция/Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
4.
Петрова,
В.Г.
Психология
умственно
отсталых
школьников/В.Г.
Петрова.- М.: Академия, 2004.- 159с.
5.
Рубинштейн,
С.Л.
Основы
общей
психологии
[Текст]/
С.Л.
Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком. 1999. -720с.
6.
Шаповалова,
О.Е.
Технологии
коррекционно-развивающего
воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников/О.Е.
Шапова- лова// Коррекционная педагогика.- 2005.- №4(10).- С.5-12.