Напоминание

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития


Авторы: Магомедова Разият Магомедовна, Исмаилова Хазинат Ханпашаевна
Должность: кандидат педагогических наук, доцент Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: высшее образование





Назад




Магомедова Р.М.

к. пед. наук, доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет»

Исмаилова Х.Х.

магистрант 2 года обучения

г. Махачкала

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с задержкой

психического развития

А. Н. Леонтьев считает, что дошкольный возраст это - первый этап

формирования личности. Именно в этом периоде начинается становление

основных механизмов и структур, обуславливающих дальнейшее развитие

личности [3]. О. Н. Первушина в своих работах отмечала, что психические

процессы выполняют функции реагировании и упорядочивание окружающей

действительности.

Есть

процессы

с

высокой

степенью

реагирования,

например,

познавательные процессы, и процессы с высокой степенью упорядочивания,

например, эмоции и воля [4]. В своей монографии, «Психология эмоций», К.

Изард пишет о теории дифференциальных эмоций, которая имеет свое

название

из-за

сосредоточения

на

отдельных

эмоциях,

которые

воспринимаются

как

различающиеся

переживательно-мотивационные

процессы [2].

Своевременная

и

целенаправленная

коррекция

эмоционально-

волевой сферы детей с нарушением интеллекта способствует социальной

адаптации будущих учеников вспомогательной школы.

Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное

количество

специальной

педагогической

литературы,

отражающей

современные представления о характере эмоционально-волевой сферы и

особенностях их коррекции у данной группы дошкольников.

Под умственной отсталостью в современной специальной психологии

понимается состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным

недоразвитием

психики

с

выраженной

недостаточностью

интеллекта,

затрудняющее

или

делающее

полностью

невозможным

адекватное

социальное функционирование индивидуума [5].

В

настоящее

время,

кроме

термина

«умственная

отсталость»

используются также и другие обозначения рассматриваемых состояний:

«психическая недостаточность», «психическое недоразвитие», «психический

дефект»,

«психическая

несостоятельность».

Нетрудно

заметить,

что

перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной

отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к

обучению (последний термин).

С.Я. Рубинштейн определяет умственную отсталость как стойкое,

необратимое

поражение,

снижение

познавательной

деятельности

в

результате органических нарушений нервной системы [2].

Б.Л. Пузанова дает определение: «умственная отсталость - состояние

задержанного или полного недоразвития психики, которое проявляется

нарушением

способностей,

обеспечивающих

общий

уровень

интеллектуальности» [1].

В.М Мозговой, Л.М. Шипицина считают, что умственная отсталость -

стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также

эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим

поражением мозга, имеющим диффузный характер [4].

Е.М. Мастюкова формирует термин «умственная отсталость», как

стойкое нарушение интеллекта, то есть разные клинические формы

интеллектуального недоразвития - как резидуальные (олигофрении), так и

прогредиентные,

обусловленные

прогрессирующими

заболеваниями

центральной нервной системы [3].

С. Я. Рубинштейн определяет умственную отсталость как стойкое,

необратимое

поражение,

снижение

познавательной

деятельности

в

результате органических нарушений нервной системы [6].

Говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие,

включая в него и умственную недостаточность, которая бывает, обусловлена

резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем

детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных

контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т. п.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и

зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу

массе детей, и составляют более 2% от общей детской популяции, которых

объединяет

наличие

органического

повреждения

мозга,

имеющего

диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.

Традиционно

все

формы

нарушения

интеллекта

по

глубине

интеллектуального дефекта делят на степени: легкая степень, средняя

степень (умеренная), тяжелая степень, глубокая степень. Так же нарушение

интеллекта

разделяют

на

олигофрению,

(поражение

нервных

клеток

головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период

родов или первые три года жизни) и деменцию (повреждение головного

мозга возникает после трех лет, происходит распад уже сформированных

навыков).

Рассмотрим

классификацию

умственной

отсталости,

которую

приводит Л. М. Шипицина [4]. Согласно этой классификации психологи

основываются на определении интеллектуального коэффициента ребенка. По

ее данным при легкой умственной отсталости 10 равен 70, при умеренной –

находится в диапазоне от 70 до 50, при тяжелой – в диапазоне от 50 до 25,

при глубокой – от 25 до 0.

Так

выделяют:

легкую

умственную

отсталость,

умеренную

умственную

отсталость,

тяжелую

умственную

отсталость,

глубокую

умственную отсталость.

Рассмотрим

подробнее

описание

легкой

степени

умственной

отсталости. По мнению Л. С. Выготского наиболее легкая степень называется

дебильность. В силу того, что эта отсталость невелика, у таких детей

особенно отчетливо выступают индивидуальные черты.

Общим для них и отличающим их от нормальных детей дефектом

является недостаточность отвлеченного словесно-логического мышления.

Эти дети обладают способностью к образованию простых понятий, их

мышление остается преимущественно конкретным, привязанным к данной

ситуации. Их «абстрактное» мышление проявляется в том, что они

пользуются усвоенными трафаретами, цитатами без глубокого их понимания.

Даже овладев представлениями о времени, пространстве, причинности, эти

дети обнаруживают сниженную способность ориентироваться в новой для

них обстановке. Анализ разнообразных свойств предмета, установление

связей

между

ними,

то

есть

аналитико-синтетическая

деятельность,

осуществляются в самой примитивной форме.

Независимо от особенностей того или иного определения умственной

отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются

два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и

нарушение адаптационного поведения.

Степени умственной отсталости [5]. Принято различать три

степени умственной отсталости: дебильность (самая легкая), имбецильность

(более глубокая) и идиотия (наиболее тяжелая).

Дети с нарушением интеллекта, заканчивая вспомогательную

школу, достигают в результате обучения сравнительно высокого уровня

психического развития. Они становятся самостоятельными гражданами, т. е

несут

ответственность

за

свои

поступки,

овладевают

профессиями,

требующими средней квалификации, имеют право быть владельцами комнат,

домов и т. д. В ряде случаев возникают сомнения в их вменяемости,

дееспособности и трудоспособности, и тогда тот факт, что юноша или

девушка окончили вспомогательную школу, может послужить основанием

для

психиатрической

экспертизы.

Однако

сама

по

себе

умственная

отсталость в степени дебильности не может быть причиной невменяемости,

нетрудоспособности либо недееспособности человека. Причиной этого могут

оказаться лишь те основные заболевания, которые привели к умственной

отсталости. В настоящее время люди с нарушением интеллекта считаются

ограниченно годными

к несению

воинской службы.

Заключение

об

ограниченной годности или непригодности к несению воинской службы

делается на основе психиатрической экспертизы. При этом большое вни-

мание уделяется характеристике из вспомогательной школы, которую

окончил

юноша-призывник.

Кроме

того,

широко

применяются

экспериментально-психологические методы исследования для оценки его

психического состояния и развития [5].

Список использованной литературы

1.

Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика/А.А. Катаева.- М.:

Вла- дос, 2001.- 490с.

2.

Калинина,

Р.Р.

Развитие

и

коррекция

эмоциональной

сферы

дошкольников и младших школьников [Текст] /Р.Р. Калинина.- Ярославль:

Гринго, 2007.- 90 с.

3.

Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя

диагностика и коррекция/Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

4.

Петрова,

В.Г.

Психология

умственно

отсталых

школьников/В.Г.

Петрова.- М.: Академия, 2004.- 159с.

5.

Рубинштейн,

С.Л.

Основы

общей

психологии

[Текст]/

С.Л.

Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком. 1999. -720с.

6.

Шаповалова,

О.Е.

Технологии

коррекционно-развивающего

воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников/О.Е.

Шапова- лова// Коррекционная педагогика.- 2005.- №4(10).- С.5-12.



В раздел образования