Автор: Савельева Юлия Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Ручеек"
Населённый пункт: город Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Аспекты работы с развивающими играми в центрах творчества для детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Аспекты работы с развивающими играми в центрах творчества для
детей старшего дошкольного возраста.
Савельева Юлия Олеговна,
педагог дополнительного образования
МБДОУ д/с № 1 «Ручеек»
Г-к Анапа
Согласитесь, что мы живем в необычно время. Сейчас недостаточно просто
предложить детям игры и познакомить с технологией, необходимо увлечь играми.
Игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее
неотъемлемой составляющей.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в
воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать
эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Для
того
чтобы
заинтересовать
ребенка
развивающими
играми,
образовательной деятельностью в целом, можно сначала увлечь его сказкой, дать
ему пережить сопричастность к персонажам. После этого ребенок постарается
снова пережить очарование сказкой и потянется к этим играм. А там и сам начнет
создавать свои образы, по-своему развивать сюжет.
Во
все
времена
сказка
способствовала
развитию
позитивных
межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также
нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний
мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития
ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.
Такой микс игры и сказки предоставляет нам программа Светланы
Вячеславовны Макушкиной «Умные игры в добрых сказках» Ее отличительной
особенностью является синтез технологии развивающего обучения, элементов
сказкотерапии и информационно-коммуникационных технологий.
Немного о каждом компоненте программы.
Развивающие игры.
Базовыми являются игры Вячеслава Вадимовича
Воскобовича. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко
внедрить в обычный игровой процесс. Детали конструкторов В.В.Воскобовича
«Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1, 2, 3» и другие легко сочетаются между собой,
что дает простор для творчества детей и педагога. Также включены такие игры,
как «Сложи узор» и «Кубики для всех» Никитиных, «Палочки Кюизенера».
Сказкотерапия. Любая сказка – это путь приобщения ребенка к опыту всего
народа, то есть социализация. На этой основе начинают формироваться чувства
дружбы, товарищества, коллективизма и более сложные социально-нравственные
чувства. Развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и
способность управлять отношениями. Основной смысл занятий – не только
познакомить с содержанием сказки, но и оформить у детей личностное
отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту
уровне.
Инновационные
методы
и
технологии.
Использование
на
занятиях
мультимедийной установки позволяет демонстрировать детям иллюстрации
отечественных
художников-иллюстраторов,
активизировать
музыкальное
сопровождение.
К
программе
прилагается
флешка
с
демонстрационным
материалом: картины, схемы, музыка.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Форма организации занятий – подгрупповая (8-15 детей).
Каждое занятие построено на основе сказочного либо былинного сюжета.
Описание элементов занятия
1.
Эмоциональное
реагирование.
На
протяжении
занятия
дети
знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их
эмоционально. Активно используется мимика, эмоции, жесты.
2.
Сказкотерапевтические
моменты.
Показывая
эмоционально
с
помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом
пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют,
хорошо ли поступил данный герой, нравится им это или нет.
3.
Инструкция. С целью учета разного возраста и уровня интеллекта
детей предлагается два вида инструкций – для старших детей
(подготовительная группа) и для младших детей (старшая группа и
дети 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья).
4.
Работа с развивающими играми
5.
Ритуал прощания. В конце занятия педагог говорит «Вот и сказочке
конец, а кто делал – молодец!». Затем педагог перечисляет игры,
которые были сегодня на занятии и спрашивает детей, игра им
понравилась больше всего.
Для эффективного решения задач развитию дошкольников предлагаю несколько
вариантов проигрывания игр: в парах, в малых группах, в командах.