Автор: Дорожкина Елена Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: г.Тамбов Тамбовская область
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Тема: «Подготовка руки к письму»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Медвежонок»
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Подготовка руки к письму»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Дорожкина Елена Геннадиевна
г. Тамбов, 2022
1
№
Содержание:
Стр.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цель и задачи программы
5
1.3
Содержание программы
7
1.4
Планируемые результаты
7
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1
Календарный учебный график 8
2.2
Условия реализации программы 25
2.3
Формы аттестации 25
2.4
Оценочные материалы 25
2.5
Методические материалы 27
2.6
Список литературы 28
2
Информационная карта:
ФИО педагога: Дорожкина Елена Геннадиевна
Вид программы: авторская
Тип программы: общеразвивающая
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие
Направленность деятельности: социально-педагогическая
Способ освоения содержания образования: практический, репродуктивный
Уровень освоения содержания образования: углубленный
Уровень реализации программы: дошкольное образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: 2 года
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы - социально-педагогическая
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного
возраста
во
взаимодействии
с
семьей
способствует
формированию
интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное,
сохранению психического и физического развития ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений
кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а
также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять
упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь
станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка
развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком
письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких
координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы
мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия
3
для
накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития
навыков ручной умелости.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически
любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь
«открытых». Можно по-разному объяснить, зачем пальцы ребенка должны
развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы
значение работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика
руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных
возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и
внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться,
если начать… с пальчика! Уникальность и мудрость опыта наших предков
передавалась из одного поколения в другое народные потешки: «сорока -
белобока», «мальчик – пальчик», «ладушки – ладушки» и т.д. «Ребенок может
стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» -
утверждают ученые. «Систематические упражнения по тренировке пальцев
является мощным средством повышения работоспособности головного мозга»
- по мнению М.М. Кольцовой.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не
обучение
ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до
поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых –
общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению
навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного
обучения. И.М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат
ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными
изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Таким
образом,
формирование
и
совершенствование
тонкой
моторики кисти и пальцев рук играет огромную роль. Поэтому в
образовательном
процессе
дошкольных
учреждений
возникла
необходимость уделять большое внимание умению детей управлять
движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и
познавательного материала из различных областей знаний.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что
дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и
запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по
развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму. Специфика
предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что подготовка детей к
обучению в школе в настоящее время является одной из актуальных проблем
современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в
практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция -
неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику
общеобразовательной
школы альтернативных форм
обучения и
новых
4
педагогических
технологий,
заставляющих
предъявлять
будущему
первокласснику более высокие требования. Подготовка к обучению письму
требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему
специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая
тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и
при помощи взрослого.
Объем программы: 148 часов
Формы обучения: практические
Режим занятий: 2 раза в неделю, 74 часа.
Продолжительность одного занятия:
в старшей группе (5-6 лет) — 25 минут
в подготовительной (6-7 лет) — 30 минут
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы:
обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование
интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений
и трудностей в овладении письмом.
Для
решения
поставленной
цели
были
выдвинуты
психолого-
педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на
развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система
работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии, с
сохранением традиций общественного дошкольного воспитания. В работе
использовались
современные
методики
и
технологии
разных
авторов:
И.А.Подрезова, Е.В.Колесникова, С.А.Калик, С.О.Филлипова, Г.Г.Галкина,
Т.И.Дубинина…
Содержание,
объем,
порядок
изучения
программного
материала
рассчитаны на посещение кружка в течение двух лет, и построены с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Общие задачи:
Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на
выполнение поставленных задач.
Развивать мелкую моторику и зрительно–
двигательную координацию.
Формирование пространственного восприятия, пространственных
представлений.
Формировать мыслительные операции (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
5
Увеличить объем внимания, памяти.
Развивать речь.
Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки
к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
Сохранение здоровья.
Задачи для детей 5-6 лет:
1.
Работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной
чувствительности, упражнять в координации движений с речью.
2.Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и
навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.
3.Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки,
умение выполнять задания по словесной инструкции.
4.Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия,
слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.
5.Расширять знания и представления об окружающем мире.
6.Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.
Задачи для детей 6-7 лет:
1.Тренировать
тонкокоординированные
движения
руки,
мелкую
мускулатуру пальцев.
2.Продолжать
работать
над
развитием
слухо-зрительно-моторных
функций, ориентировки на микро-плоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных
видов
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради
перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать
умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти,
мышления, воображения.
6.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение
к работе.
Занятия
по
подготовке
детей
к
обучению
письму
предполагают
организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук;
2. Задания по изо-деятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
5. Формирование элементарных графических навыков.
6
1.3. Содержание программы
Учебный план
1-й год обучения
№ Тема
Количество часов
Формы
Форма
организации аттестации
всего
теория
практика
(контроля)
1
Знакомство с правилами
2
1
1
занятие
опрос
письма
2
Работа на листе в клетку
35
1
34
занятие
Контрольное
занятие
3
Упражнения в строке
35
1
34
занятие
Контрольное
занятие
Итого
72
2-й год обучения
№ Тема
Количество часов
Формы
Форма
организации аттестации
всего
теория
практика
(контроля)
1
Знакомство с правилами
2
1
1
занятие
опрос
письма
2
Работа на листе в клетку
35
1
34
занятие
Контрольное
занятие
3
Упражнения в строке
35
1
34
занятие
Контрольное
занятие
Итого
72
1.4 Планируемые результаты
•
уметь правильно держать ручку, карандаш;
•
писать в определенной, заданной последовательности,
ориентируясь на сигнальную красную строчку со штрихом;
•
уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
•
соблюдать строку, и вести прямую линию закруглять ее;
•
писать элементы букв по образцу;
•
учиться ориентироваться в тетради, на ее листах;
•
прописывать элементы букв (от простого к сложному):
а) обвести контур в воздухе;
б) по пунктирам;
в) по опорным точкам;
г) самостоятельное прописывание по образцу.
7
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график 1-ый год обучения
№ М Ч Время
Форма
Кол-
Тема занятия
Место
Форма
е
и
проведе-
занятия во
проведе-
контроля
с
с
ния
часов
ния
я
л
занятия
ц
о
1
С
вторая
занятие 1
Знакомимся с правилами при
Группова
я ячейка
Контроль
Е
половина
ное
письме(Здравствуй карандаш)
Н
дня
Познакомить детей с
занятие
Т
правильным хватом карандаша
Я
пальцами рук, правильная
Б
посадка, положение листа.
Р
Развивать внимание, слуховое
Ь
восприятие, двигательную
активность гибкость пальцев,
кистей рук, умение понимать
словесные установки.
вторая
занятие 1
Правила при письме.
Группова
я ячейка
Контроль
половина
Ориентировка на листе бумаги
ное
дня
(Здравствуй карандаш)
занятие
вторая
занятие 1
Рисуем вертикальные линии.
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Веселый дождик)
ное
дня
Формировать пространственную
занятие
ориентацию на листе бумаги,
умение правильно держать
карандаш, проводить
вертикальные линии сверху вниз,
не отрывая карандаш от листа
бумаги.
вторая
занятие 1
Регулируем нажим на
Группова
я ячейка
Контроль
половина
карандаш.
ное
дня
(Дождик тише, дождик
занятие
громче.)
Продолжать учить правильно
держать карандаш, придавать
телу правильное положение,
формировать пространственную
ориентацию на
листке бумаги (справа, слева, в
центре, в верху, внизу) Учить
проводить линии сверху вниз
регулируя нажим на карандаш.
вторая
занятие 1
Рисуем вертикальные линии.
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Строим забор)
ное
дня
занятие
8
Учить детей «строить» забор из
палочек слева направо, беря по
одной палочке правой рукой,
выкладывать их на полоску на
расстоянии друг от
друга, рисовать забор также
слева направо, проводя
вертикально линии сверху вниз,
от верхней полоски к низшей, не
заходя за них.
вторая
занятие
1
Регулируем нажим на
Группова
я ячейка
Контроль
половина
карандаш
ное
дня
(Разукрашиваем забор)
занятие
Учить проводить вертикальные
линии сверху вниз, меняя нажим
на карандаш (слабо, сильнее,
сильно), рисовать в ограниченном
пространстве. Развивать
моторные движения и действия
правой и левой руки.
вторая
занятие
1
Раскрашиваем рисунок
Группова
я ячейка
Контроль
половина
ное
(Цыплята гуляют на лужайке)
дня
Учить рисовать линии (травку)
занятие
сверху вниз слева на право в
ограниченном пространстве,
раскрашивать в пределах
контура рисунка. Следить за
позой ребенка, положением
бумаги
и карандаша.
вторая
занятие
1
Горизонтальные линии
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Учимся рисовать дорожку)
ное
дня
Учить детей понимать
занятие
словесные установки педагога,
выполнять движение по показу,
рисовать прямые
горизонтальные линии по
середине, слева на право не
отрывая карандаш от бумаги.
Продолжать развивать
согласованное действие обеих
рук.
2
О
вторая
занятие
1
Горизонтальные линии
Группова
я ячейка
Контроль
К
половина
(Дорожки для автомобилей)
ное
Т
дня
Продолжать учить проводить
занятие
Я
горизонтальные линии слева на
Б
право, не отрывая карандаш от
Р
бумаги, формировать умение
Ь
пространственной ориентации,
9
развивать мелкую моторику
руки.
вторая
занятие
1
Пунктирные линии
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Чудесный платочек)
ное
дня
Познакомить с пунктирной
занятие
линией, учить правильно ее
рисовать. Продолжать
формировать умение правильно
держать карандаш. Следить за
позой ребенка, положением
бумаги на столе.
вторая
занятие
1
Пунктирные линии
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Украсим платочек)
ное
дня
Продолжать формировать
занятие
умение правильно рисовать
пунктирную линию, используя ее
для украшения платочка,
регулировать нажим на карандаш
(слабо, сильнее, сильно),
развивать моторные умения и
гибкость рук.
вторая
занятие
1
Вертикальные,
Группова
я ячейка
Контроль
половина
горизонтальные, наклонные
ное
дня
линии ( Расчески для куклы)
занятие
Развивать зрительно-моторную
координацию, чувство
пространства, умение соблюдать
на листе бумаги направление
линий (вертикальные,
горизонтальные, наклонные)
рисуя по образцу.
вторая
занятие
1
Штриховка горизонтальными
Группова
я ячейка
Контроль
половина
линиями (Учимся штриховать)
ное
дня
Познакомить детей с правилами
занятие
штриховки: проводить линии
только в заданном направление,
не выходя за контуры фигуры
(квадрата, прямоугольника).
Соблюдать параллельность
линий. Продолжать
активизировать моторику рук
при помощи пальчиковой
гимнастики
вторая
занятие
1
Штриховка вертикальными
Контроль
половина
линиями (Учимся
Группова
я ячейка
ное
дня
штриховать)
занятие
Учить детей рисовать
вертикальные штрихи,
10
увеличивая и уменьшая высоту
линии, постепенно
заштриховывая треугольник.
Продолжать развивать мышцы
пальцев и кистей рук
вторая
занятие
1
Штриховка наклонными
Группова
я ячейка
Контроль
половина
линиями (Учимся штриховать)
ное
дня
Учить рисовать наклонные линии
занятие
постепенно заштриховывая ими
геометрическую фигуру. Развивать
зрительно-моторную
координацию, умение соблюдать
направление линии.
вторая
занятие
1
Рисование по точкам
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Учимся рисовать по точкам)
ное
дня
Учить детей обводить рисунок по
занятие
точкам, не отрывая карандаш от
бумаги, развивать
пространственное видение,
заштриховывать рисунок аккуратно
в пределах контура рисунка.
3
Н
вторая
занятие
1
Волнистая линия
Группова
я ячейка
Контроль
О
половина
(Волны большие, волны
ное
Я
дня
маленькие)
занятие
Б
Учить рисовать волнистую
Р
линию, слева на право.
Ь
Закрепить умение регулировать
нажим на карандаш, продолжать
формировать зрительно-моторную
координацию.
вторая
занятие
1
Волнистая линия
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Волны большие, волны
ное
дня
маленькие)
занятие
Закрепить умение рисовать
волнистые линии, закрашивать
рисунок в пределах контура
вторая
занятие
1
Линии в различных
Группова
я ячейка
Контроль
половина
направлениях
ное
дня
(Елочка - зеленая иголочка)
занятие
Развивать воображение
зрительно-моторную
координацию, чувство
пространства, умение соблюдать
направление линии.
вторая
занятие
1
Рисование и вырезание
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Приглашение на праздник)
ное
дня
Воспитывать у детей
занятие
положительное отношение к
окружающим, самостоятельно
11
использовать умение, полученно
в рисование и аппликации.
Продолжать развивать зрительно
моторную координацию.
вторая
занятие
1
Рисование (Ах, ты зимушка-
Группова
я ячейка
Контроль
половина
зима)
ное
дня
Учить детей самостоятельно
занятие
выбирать содержание рисунка,
располагать предметы, передавать
не сложный сюжет, аккуратно
закрашивать, используя приемы
штриховки сверху вниз, слева на
право.
вторая
занятие
1
Линии разных направлений
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Мороз рисует узоры на стекле)
ное
дня
Развивать воображение,
занятие
зрительно-моторную
координацию, чувство
пространства, умение
соблюдать на листе бумаги
направление линий.
вторая
занятие
1
Линии разных видов:
Группова
я ячейка
Контроль
половина
горизонтальные,
ное
дня
вертикальные, волнистые,
занятие
пунктирные (Украсим
рукавички)
Закрепить умение проводить
линии разных видов:
вертикальные, горизонтальные,
волнистые, пунктирные.
Развивать зрительно-моторную
координацию.
вторая
занятие
1
Спираль (Волшебный
Группова
я ячейка
Контроль
половина
клубочек)
ное
дня
Учить «разматывать» и
занятие
«сматывать» клубочки по точкам
в направление стрелок,
формировать восприятия форм
предмета, зрительно-
двигательную координацию.
Закрепить понятие правый,
левый, верхний угол, нижний
угол, верх, низ.
4
Д
вторая
занятие
1
Спираль (Волшебный
Группова
я ячейка
Контроль
Е
половина
клубочек)
ное
К
дня
Продолжать формировать умение
занятие
А
самостоятельно рисовать
Б
12
Р
клубочки на свободном
Ь
пространстве листа.
вторая
занятие
1
Штриховка (Заштрихуй
Группова
я ячейка
Контроль
половина
рисунок)
ное
дня
Продолжать формировать умение
занятие
штриховать только в заданном
направление, не выходить за
контуры фигуры, соблюдать
параллельность линей, не
сближать штрихи.
вторая
занятие
1
Рисование полукругов
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Цветы на лугу)
ное
дня
Учить детей на листочках в
занятие
клетку рисовать узор из
полукругов по образцу, а затем
его раскрашивать, не заходя за
контур. Формировать умение
анализировать и
воспроизводить образец.
вторая
занятие
1
Рисование полукругов
Группова
я ячейка
Контроль
половина
(Цветы на лугу)
ное
дня
Продолжать учить детей рисовать
занятие
лепестки цветов полукруглой
формы. Вначале по образцу, а
затем самостоятельно. Развивать
воображение, умение
ориентироваться в пространстве
вторая
занятие
1
Рисование круглой формы
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Угощение для друзей)
ное
дня
Учить рисовать предметы
занятие
круглой формы, формировать
умение различать форму,
величину предмета
вторая
занятие
1
Рисование круглой формы
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Угощение на тарелочках)
ное
дня
Продолжать учить рисовать
занятие
предметы круглой формы
(тарелочки). Самостоятельно
дорисовывать «тарелочки»вокруг
угощения
вторая
занятие
1
Рисование круглой формы
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Рисуем веселого снеговика)
ное
дня
Закрепить умение рисовать
занятие
предметы круглой формы,
продолжать формировать
зрительно-моторную
координацию, умение
ориентироваться в пространстве
13
14
листа.
вторая
занятие
1
Рисование круглой формы
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Платье для куклы)
ное
дня
Учить самостоятельно рисовать
занятие
колечки, кружки разных размеров
украшая ими вырезанный силуэт
платья.
Групповая
ячейка
5
Я
вторая
занятие
1
Линии разных видов
Групповая
ячейка
Контроль
Н
половина
(Украсим шапочки)
ное
В
дня
Закрепить умение проводить
занятие
А
линии разных видов
Р
(вертикальные,
Ь
горизонтальные, волнистые,
пунктирные). Развивать
зрительно-моторную
координацию
вторая
занятие
1
Раскрашивание
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Села птичка на окошко)
ное
дня
Продолжать формировать
занятие
умение обводить рисунки точно
по линиям. Правильно держать
карандаш, раскрашивать в
пределах контура
Групповая
ячейка
вторая
занятие
1
Волнистая линия
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Кораблик качается на волнах)
ное
дня
Закрепить умение рисовать
занятие
волнистую линию.
Раскрашивать в пределах
контура. Умение
ориентироваться в
пространстве
Групповая
ячейка
вторая
занятие
1
Графические узоры
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Узоры на коврике)
ное
дня
Продолжать формировать
занятие
умение ориентироваться на
листе бумаги, самостоятельно
рисовать графические узоры по
образцу. Развивать
зрительно-моторную
координацию.
Групповая
ячейка
вторая
занятие
1
Рисование
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Весна, ручейки, солнце ярко
ное
дня
светит)
занятие
Воспитывать у детей
15
эстетическое восприятие,
любовь к природе, стремление
передавать ее в рисунке,
располагать рисунок на
широком пространстве листа,
закрепить умение проводить
линии в разных направлениях
вторая
занятие
1
Штрихуем разными способами
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Продолжать формировать
ное
дня
умение детей заштриховывать
занятие
фигуры разными способами:
горизонтальными,
вертикальными, наклонными,
волнистыми линиями, не
выходя за контуры рисунка,
соблюдать параллельность
линий и расстояние между
ними.
вторая
занятие
1
Учимся писать цифры (цифра 1)
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Познакомит детей с тетрадью в
ное
дня
клетку. Учить писать цифру 1.
занятие
Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных ориентации:
слева на право, сверху вниз,
верхний левый угол.
Групповая
ячейка
вторая
занятие
1
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Цифра 2)
ное
дня
Учить писать цифру 2.
занятие
Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных ориентации:
слева направо, сверху вниз,
верхний левый угол. Развивать
слуховое восприятие, следить за
правильным хватом карандаша.
6
Ф
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
Е
половина
(Цифра 3)
ное
В
дня
Учить писать цифру 3.
занятие
Р
Согласовывать свои действия с
А
инструкциями педагога,
Л
закрепить понятия
Ь
пространственных ориентации:
слева направо, сверху вниз,
верхний левый угол. Развивать
слуховое восприятие, следить за
правильным хватом карандаша.
16
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Цифра 4)
ное
дня
занятие
Учить писать цифру 4.
Согласовывать свои действия с
инструкциями педагога,
закрепить понятия
пространственных ориентации:
слева направо, сверху вниз,
верхний левый угол. Развивать
внимание, сосредоточенность,
следить за правильным
положением тела.
Групповая
ячейка
7
М
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
А
половина
(Цифра 5)
ное
Р
дня
Учить писать 5. Согласовывать
занятие
Т
свои действия с инструкциями
педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации..
Развивать внимание,
сосредоточенность, следить за
правильным положением тела
вторая
занятие
8
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Цифра 6)
ное
дня
Учить писать 6. Согласовывать
занятие
свои действия с инструкциями
педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации.
Развивать внимание,
сосредоточенность, следить за
правильным положением тела
Групповая
ячейка
8
А
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
П
половина
(Цифра 7)
ное
Р
дня
Учить писать 7. Согласовывать
занятие
Е
свои действия с инструкциями
Л
педагога, закрепить понятия
Ь
пространственных ориентации.
Развивать внимание,
сосредоточенность, следить за
правильным положением тела.
Совершенствовать двигательные
функции руки.
Групповая
ячейка
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
(Цифра 8)
Учить писать 8. Согласовывать
свои действия с инструкциями
Групповая
ячейка
Контроль
половина
ное
дня
занятие
17
9
М
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
А
половина
(Цифра 9)
ное
Й
дня
Учить писать 8. Согласовывать
занятие
свои действия с инструкциями
педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации.
Развивать внимание,
сосредоточенность, следить за
правильным положением тела,
карандаша. Совершенствовать
графомоторные навыки.
вторая
занятие
4
Учимся писать цифры
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(Цифра 10)
ное
дня
Учить писать 8. Согласовывать
занятие
свои действия с инструкциями
педагога, закрепить понятия
пространственных ориентации.
Развивать внимание,
сосредоточенность, следить за
правильным положением тела,
карандаша. Совершенствовать
графомоторные навыки.
18
Календарный учебный график 2-й год обучения
№ М
Ч
Время
Форма
Кол-
Тема занятия
Место
Форма
е
и
проведе-
занятия
во
проведе-
контроля
с
с
ния
часов
ния
я
л
занятия
ц
о
1
С
вторая
занятие
2
1.Тест «Школьная зрелость»
Групповая
ячейка
Контроль
Е
половина
авторы В. Керн – И. Йерасека.
ное
Н
дня
2.Тест на определение уровня
занятие
Т
сформированности умения
Я
удерживать заданную позу
Б
пальцев доминантной руки.
Р
3.Диагностическое задание для
Ь
выявления уровня графической
подготовленности.
вторая
занятие
2
1.Проверка готовности детей к
Групповая
ячейка
Контроль
половина
началу учебного года.
ное
дня
2.Повторения гигиенических
занятие
правил по формированию
графических навыков.
3.Игра на повторение понятий:
слева, справа, вверху, внизу.
вторая
занятие
2
1.Повторить название сторон
Групповая
ячейка
Контроль
половина
клетки: а) левая, правая, верхняя,
ное
дня
нижняя; б) верхний правый угол,
занятие
верхний левый угол, нижний
правый угол, нижний левый угол
клетки.
2.Тренировочные упражнения на
демонстрационном, плакате с
изображением увеличенной
клеточки по закреплению знаний
углов клетки.
3.Работа в тетради (соедини
точки)
вторая
занятие
2
1.Работа в тетрадях. Нахождение
Групповая
ячейка
Контроль
половина
заданных сторон и углов
ное
дня
клеточки.
занятие
2.Деление клетки на 2, 4 равные
части разными способами.
3.Срисовывание предмета по
точкам.
2
О
вторая
занятие
2
1.Работа в тетрадях. Нахождение
Групповая
ячейка
Контроль
К
половина
заданных сторон и углов
ное
Т
дня
клеточки.
занятие
Я
2.Деление клетки на 2, 3, 4
Б
неравные части разными
Р
способами.
19
Ь
3.Графический диктант.
Рисование на слух узора.
вторая
занятие
1
1.Нахождение отличий на двух
Групповая
ячейка
Контроль
половина
рисунках.
ное
дня
2.Описание картинки по памяти.
занятие
3.Графический диктант. Найти
закономерность и дорисовать
узор до конца строчки.
вторая
занятие
1
«Рамка для фотографий»
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(мозаичная аппликация из
ное
дня
яичной скорлупы) Тренировать
занятие
навык приклеивания мелких
деталей, учитывая их форму.
вторая
занятие
2
1.Игра на повторение понятия:
Групповая
ячейка
Контроль
половина
справа, слева, спереди, сзади.
ное
дня
2.Срисовывание предмета по
занятие
клеткам.
3.Сравнение нарисованных
предметов по размерам, по длине,
высоте, ширине, толщине.
вторая
занятие
1
1.Игра на повторение понятия:
дальше, ближе, между.
2.Игра, направленная на
анализирование образа букв.
3.Печатание букв с разлиновкой
«линейка».
Групповая
ячейка
Контроль
ное
занятие
половина
дня
вторая
занятие
1
Ниткография: «Выложи узор».
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Игра «Гномик» (пристёгивание
ное
дня
пуговиц, кнопок. липучек).
занятие
Игры с пальчиками
«Солнышко», «Баран».
Наматывание нитки на катушку,
игра «Пуговицы».
Пластилинография.
Игры с мелкими волчками.
Геоконт, конструктор букв, игры
с песком.
Планшетная игра «Пчёлка».
3
Н
вторая
занятие
1
1.Игра на развитие воображения
Групповая
ячейка
Контроль
О
половина
(дорисуй рисунок из
ное
Я
дня
предложенной геометрической
занятие
Б
фигуры).
Р
2.Игра, направленная на
Ь
анализирование образа гласных
букв.
3.Печатание букв с разлиновкой
20
«клетка».
вторая
занятие
1
1. Пальчиковая гимнастика
Групповая
ячейка
Контроль
половина
«Буренушка», «Апельсин».
ное
дня
2.Фигурки из палочек «Машина»,
занятие
«Банка для варенья».3. Д/и «Узнай
на ощупь фигуру животного»4.
Рисование пластилином «Яблоко».
5.Дорисовка узора.6. Оригами
«Корова»
вторая
занятие
2
1.Дорисовывание не достающих
Групповая
ячейка
Контроль
половина
частей предмета с ориентацией
ное
дня
на образец.
занятие
2.Группировка предметов по
одному, по двум, по трем
признакам.
3.Анализирование образа букв.
4.Печатание букв на обычном
листе.
вторая
занятие
2
1.Повторение понятий
последующий, предыдущий,
последний, предпоследний.
2.Упражнения на
синтезирование образа буквы.
3.Графический диктант.
Рисование на слух предмета
окружающего мира.
Групповая
ячейка
Контроль
ное
занятие
половина
дня
вторая
занятие
1
1.Повторение представлений:
Групповая
ячейка
Контроль
половина
ближе, дальше, далеко, рядом,
ное
дня
низко.
занятие
2.Графический диктант. Рисование
на слух замкнутого контура.
Деление контура по второй
клеточки.
вторая
занятие
1
1. Пальчиковая гимнастика
Групповая
ячейка
Контроль
половина
«Снежный ком».2. Фигурки из
ное
дня
палочек «Санки 3. «Сказочный
занятие
иней» (обрывание из бумаги по
контуру) 4. «Снег идет»
(наклевание на готовый трафарет
елки мелких ватных комочков)
4
Д
вторая
занятие
1
1.Повторение использования
предлогов: в, на, над, за, перед,
между.
2.Масштаб. Срисовывание
предметов в большом масштабе
по клеточкам.
Групповая
ячейка
Контроль
Е
половина
ное
К
дня
занятие
А
Б
Р
21
Ь
вторая
занятие
1
«Заснеженная елочка» (работа с
Групповая
ячейка
Контроль
половина
бисером) Учить детей нанизывать
ное
дня
мелкий бисер на проволоку с
занятие
учетом рисунка. Бисер цветной,
проволока.
вторая
занятие
2
1.Повторение понятий: до,
Групповая
ячейка
Контроль
половина
после, рядом, между.
ное
дня
2.Срисовывание предметов в
занятие
меньшем масштабе по
клеточкам.
3.Упражнение на
синтезирование образа букв.
вторая
занятие
2
1.Ориентировка в пространстве.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
2.Графический диктант.
ное
дня
3.Рисование на слух печатной
занятие
буквы.
4.Сборка сюжетной картинки из
счетных палочек.
вторая
занятие
1
Новогодний конкурс:
1.Нахождение отличий на двух
рисунках.
2.Рисование печатных букв.
3.Ориентировка в пространстве.
4.Дорисовать недостающих
частей предмета на сюжетной
картине.
5.Графический диктант.
Рисование узора.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
ное
дня
занятие
Групповая
ячейка
вторая
занятие
1
«Новогодняя елка» (мозаичная
Групповая
ячейка
Контроль
половина
аппликация) Учить выкладывать
ное
дня
мелкие детали на елке, соблюдая
занятие
принципы мозаичной
аппликации. Закреплять умение
аккуратно пользоваться клеем.
5
Я
вторая
занятие
2
1.Графический диктант.
Групповая
ячейка
Контроль
Н
половина
Рисование на слух печатных
ное
В
дня
цифр.
занятие
А
2.Срисовывание предметов в
Р
большом масштабе по точкам.
Ь
3.Дорисовывание частей
геометрических фигур.
вторая
занятие
2
1.Графический диктант.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Рисование на слух от исходных
ное
дня
точек букв. Составление из букв
занятие
слов.
22
2.Задание на анализ и синтез
образа букв.
вторая
занятие
2
1.Графический диктант.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Рисование на слух от исходных
ное
дня
точек букв. Составление из букв
занятие
слов.
2.Срисовывание различных
предметов в мелком масштабе
по точкам.
вторая
занятие
2
1.Рисование на слух замкнутого
Групповая
ячейка
Контроль
половина
контура. Деление контура на
ное
дня
части по 3 клеточкам.
занятие
2.Дорисовывание недостающих
частей предмета.
3.Графический диктант.
Рисование на слух узора.
Поиск закономерности,
продолжение рисование узора
до конца строчки.
6
Ф
вторая
занятие
2
Оформление открытки к 14
Групповая
ячейка
Контроль
Е
половина
февраля (из бумажных комочков)
ное
В
дня
Продолжать учить скатывать
занятие
Р
аккуратные бумажные комочки
А
большим и указательным
Л
пальцами.
Ь
вторая
занятие
2
1.Рисование на слух контура.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Деление контура на части по 4
ное
дня
клеточки. Счет полученных
занятие
частей контура.
2.Повторение правильности
использования предлогов : в, на,
над, за, перед, между.
3.Практическое использование
предлогов при выполнении
заданий на листочках.
вторая
занятие
2
1.Асимметрии. Зеркальное
Групповая
ячейка
Контроль
половина
отображение. Рисование второй
ное
дня
половинки предмета в
занятие
зеркальном отображении.
2.Логические задачи. Найти
закономерность и продолжить
ряд.
3.Сборка целого предмета из
частей. Нахождение частей от
целого.
вторая
занятие
2
1.Рисование контура в
Групповая
ячейка
Контроль
половина
зеркальном отображении.
ное
23
дня
2.Сборка сюжетной картинки из
занятие
геометрических фигур.
3.Рисование по памяти
предметов, состоящих из 6-8
частей.
Групповая
ячейка
7
М
вторая
занятие
1
1.Рисование печатных цифр и
Групповая
ячейка
Контроль
А
половина
букв в зеркальном отображении.
ное
Р
дня
2.Графический диктант.
занятие
Т
Рисование на слух контура.
Деление конура на 4 части. Счет
полученных частей.
3.Ориентация в кабинете по
плану.
Групповая
ячейка
вторая
занятие
1
«Красивые бусы, браслет»
Групповая
ячейка
Контроль
половина
(лепка из соленого теста,
ное
дня
полимерной глины, пластики)
занятие
Учить детей лепить из соленого
теста. Укреплять мелкие мышцы
кисти. Учить нанизывать
бусинки на шнурок, завязывать
узлы на шнурке, аккуратно
раскрашивать бусы
вторая
занятие
2
1.Рисование простейших
сюжетных картинок в
зеркальном отображении.
2.Повторение понятий слева,
справа, вверху, внизу, между,
далеко, близко, рядом, дальше,
ближе.
3.Их практическое
использование при выполнении
заданий в тетрадях.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
ное
дня
занятие
вторая
занятие
2
1.Рисование на слух от исходных
Групповая
ячейка
Контроль
половина
точек 3 буквы. Составление из
ное
дня
букв слова.
занятие
2.Повторение понятий: каждый
второй, каждый третий, через
один, через два и т.д.
3.Их практическое
использование при выполнении
заданий в тетрадях.
вторая
занятие
2
1.Графический диктант.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Рисование на слух предмета
ное
дня
окружающего мира.
занятие
2.Контуры: «Все наоборот».
3.Ориентация в кабинете по
24
словесной инструкции
воспитателя.
8
А
вторая
занятие
2
1.Рисование простейших
Групповая
ячейка
Контроль
П
половина
сюжетных картинок в
ное
Р
дня
зеркальном отображении.
занятие
Е
2.Повторение понятий слева,
Л
справа, вверху, внизу, между,
Ь
далеко, близко, рядом, дальше,
ближе.
3.Их практическое
использование при выполнении
заданий в тетрадях.
вторая
занятие
2
1.Рисуем на слух цифр, букв
Групповая
ячейка
Контроль
половина
внутри увеличенной клеточки.
ное
дня
2.Поиск спрятанных игрушек в
занятие
кабинете по словесной
инструкции воспитателя.
3.Контур «Все наоборот».
Рисование в зеркальном
отображении.
вторая
занятие
2
1.Рисование на слух контура.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Деление его на частей по 5
ное
дня
клеточкам. Счет частей.
занятие
2.Рисование от исходных точек 4
букв. Составление из букв слова.
3.Срисовывание предметов в
одинаковых масштабах по
клеточкам.
вторая
занятие
2
1.Рисование предметов в
Групповая
ячейка
Контроль
половина
зеркальном отображении.
ное
дня
2.Ориентация внутри контура.
занятие
Строчка. Поиск заданной
клеточки по словесной
инструкции педагога.
3.Поиск спрятанных игрушек в
кабинете по словесной
инструкции воспитателя.
9
М
вторая
занятие
2
1.Закрепление понятий: вне,
Групповая
ячейка
Контроль
А
половина
внутри, на стороне.
ное
Й
дня
Практические задания с
занятие
использованием понятий: вне,
внутри, на стороне.
2.Графический диктант.
Рисование на слух предмета
окружающего мира.
3.Сборка картинки из частей с
ориентацией на образец.
вторая
занятие
2
1.Графический диктант.
Групповая
Контроль
25
ячейка
половина
Рисование на слух печатных
ное
дня
цифр.
занятие
2.Ориентация по плану. Найти
нужный домик, ориентируясь по
плану. Найти нужный домик,
ориентируясь по плану.
3.Срисовывание, дорисовывание
предметов по клеточкам.
вторая
занятие
3
1.Графический диктант.
Групповая
ячейка
Контроль
половина
Рисование на слух букв, цифр,
ное
дня
контура и предмета из
занятие
окружающего мира.
2.Найти закономерность в
нарисованном узоре и
продолжить рисовать его до
конца строчки.
3.Найти ошибки на рисунке.
Групповая
ячейка
вторая
занятие
3
1.Тест: «Школьная зрелость»
Групповая
ячейка
Контроль
половина
авторы В. Керн – И. Иерасека.
ное
дня
2.Тест на определение уровня
занятие
сформированности умения
удерживать заданную позу
пальцев доминантной руки.
3.Диагностическое задание для
выявления уровня графической
подготовленности.
2.2 Условия реализации программы
Настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы,
мозаики разных размеров, «Лего», «Маленький строитель»;
Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага
и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные
и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки,
проволока);
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал,
бусы,
пуговицы,
крупный
бисер,
крупы
(горох,
фасоль,
гречка),
семена
подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки;
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик,
рисунков по клеточкам;
Фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной
азбуки;
Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями;
Тематические иллюстрации.
2.3 Формы аттестации
- открытое занятие
26
2.4 Оценочные материалы
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием
методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности
к чтению и письму детей 5-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йерасика,
графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание
круга».
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия,
Развитие графических навыков
имя ребенка
Срисовывание
Штриховка
Графический
Тест Керна
образца
диктант
Йерасика
1.
2.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний
пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),
-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается бы- строта,
создание рисунка)
Завязывание шнурков разной величины
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты
-Д\И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними,
сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина
27
6. Тест Керна Йерасика
-Срисовывание фразы «Он ел суп» -
Срисовывание группы точек -
Рисование фигуры человека
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма
конечностей.
2.5 Методическое обеспечение
Раздел
Дидактический материал
Техническое оснащение занятий
Тема
“Пальчиковая
Картотека пальчиковых
игр,
Пальчиковый театр
гимнастика”
физкультминуток,
пауз,
Театр теней
речевых гимнастик
“Лепка”
Тематические иллюстрации.
бумага и картон разной фактуры,
пластилин,
соленое
тесто,
краски,
“Аппликация”
Тематические иллюстрации.
восковые,
цветные
и
простые
карандаши,
ножницы,
природный
материал,
ткань,
нитки,
иголки,
проволока.
“Графические
рисунки по клеточкам
Тетради в клетку, карандаши.
упражнения
Фигурные
и геометрические
Графический
трафареты,
буквы и цифры
Тетради в клетку, карандаши.
диктант
магнитной азбуки.
Игры
и "Чудесный
мешочек",
Мелкие предметы: счетные
палочки,
действия
с
"Моталочки"
игрушки, природный материал, бусы,
предметами
пуговицы,
крупный бисер, крупы
(горох,
фасоль,
гречка),
семена
подсолнечника,
кабачков,
дыни,
ракушки.
Рисование,
Тетради на печатной основе с ручка,
простой
карандаш,
цветные
раскрашивание
заданиями
карандаши, мел
Работа
с
бумага
(писчая, рисовальная,
газетная,
бумагой,
оберточная, цветная.
оригами
Игровой
Карандаши с гранями, магнитофон,
самомассаж
шишки, массажные мячики
Работа в
Тетради в клетку, линейку.
тетрадях в
клетку и линию
28
2.6 Список литературы
1.
Антонова А.В. развитие графических навыков у дошкольников.
2.
Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
3.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В.
Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
4.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва,
2008
5.
Готовим детей к школе.Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
6.
Гурьянов Е.В.Психология обучения письму:
Формирование графических навыков письма.-М., 1959
7.
Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
8.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
9.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве.
Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
10.
Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и
письму детей 6-7 лет» Москва,2007
11.
Комарова Т.С. Формирование графических навыков
у дошкольников.-М.,1970
12.
Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
13.
«Организация работы в группах предшкольной
подготовки», О.В.Загороднева, АРКТИ, 2011
14.
Особенности обучения письму шестилетних
первоклассников.\\ Начальная школа.1987№4
15.
Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
29