Автор: Конышева Яна Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ЦРР Д/С №11 ЛГО"
Населённый пункт: город Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад №11
Лесозаводского городского округа»
Автор: воспитатель первой квалификационной категории
Конышева Яна Вадимовна
Статья
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры и
упражнения
На
начальном
этапе
жизни
именно мелкая
моторика
отражает
то,
как развивается
ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной
моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в
руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая
моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также
ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется
это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения
пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны,
отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание,
умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая
моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на
скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать,
концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений
руки
должна
стать
важной
частью развития
детской
речи,
формирования
навыков
самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками,
зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память,
внимание, а также словарный запас.
Давно подмечена ценность раннего обучающего воздействия и созданы детские потешки,
песенки, игрушки и игры, которые забавляют и в то же время учат маленького ребёнка. Эти
народные
игрушки:
башенки,
матрёшки,
неваляшки,
разборные
шары
привлекают
своей
красочностью и разнообразием. Играя с ними, ребёнок совершенствует свои навыки в умении
различать сенсорные признаки и развивает мелкую моторику рук. И всё это своеобразное обучение
элементарным знанием и умением осуществляется эмоционально, в увлекательных формах,
доступных ребёнку. Многому можно научить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в
быту, во время режимных процессов: умывания, одевания, кормления, на прогулках, в играх, в
непосредственно образовательной деятельности. Но, по-прежнему, важная роль принадлежит
дидактическим играм. И проводить их следует не от случая к случаю, а в определённой системе.
Формы работы с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В группах раннего возраста должны использоваться разные виды дидактических игрушек,
различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции:
игрушки для нанизывания (кольца, шары, кубы, имеющие сквозное отверстие);
игрушки, предназначенные для прокатывания, а также выполнения действий на
группировку и соотнесение предметов по цвету, величине, форме (геометрические тела: кубы,
призмы, шары, кольца разных размеров и т.д.);
игрушки, состоящие из геометрических тел – вкладышей (разноцветные кубы, цилиндры,
предназначенные для вкладывания, накладывания разной величины);
народные игрушки – сборно-разборные (матрёшки, бочонки, грибочки – больших и
маленьких размеров);
сюжетные игрушки (небольшого размера и высоты – бирюльки, куколки, машины, цыплята,
грибочки, собачки и т.д.), а также предметы, подобранные по определённым признакам: цвету,
форме, величине (различные коробочки, баночки, шишки, жёлуди, ракушки, фасоль, горох, грецкие
орехи, пуговицы, шестигранные карандаши и т. д);
игрушки, изготовленные своими руками: с липучками, пуговицами, крючками, замками,
кнопками, стенды с «любимыми» детьми выключателями, шпингалетами, дисками от стационарных
телефонов;
музыкальные игрушки (заводские и самодельные);
самодельные пальчиковые и теневые театры;
сенсорные уголки с множеством ящиков и разноцветных горок для скатывания шаров.
Почти все игрушки должны быть размещены так, чтобы ребёнок мог достать без труда то, что
привлечёт его внимание.
Педагоги как можно больше должны говорить стихами, песенками, прибаутками, говорить
«вкусно», чтобы детям захотелось повторить. Ведь одной из любимой малышами форм
дидактических игр является – пальчиковая гимнастика. Не зря же народная мудрость гласит: «Чем
лучше развиты пальчики, тем умнее головушки».
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует
овладению навыками мелкой моторики; развивает психические процессы: внимание, память,
мышление,
воображение;
развивает
тактильную
чувствительность;
снимает
тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.
Это инсценировка каких – либо
рифмованных историй, сказок при помощи рук, пальчикового театра.
Виды игр, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2.специальные
упражнения
без
речевого
сопровождения,
объединѐнные
в
комплекс
гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика; Выполняя
пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук,
которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Восточные медики установили, что по насыщенности акупунктурными зонами кисть не
уступает уху и стопе и поэтому пальчиковая гимнастика имеет особое, стимулирующее воздействие.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного –
оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на
печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно
воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.
Использование в деятельности дидактических игр и пособий позволяет изменить динамику
развития, у детей раннего возраста, мелкой моторики рук: развитие точности и ритмичности
движений, ловкости и выносливости пальцев, силы кисти, зрительного контроля движений.
Это свидетельствует о том, что дидактические игры и пособия являются эффективным
средством развития мелкой моторики и координации движений рук у малышей.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе с детьми раннего возраста
разнообразных видов дидактических игр способствует овладению активной речью и положительно
влияет на отношение малыша к процессу познания окружающего мира.