Автор: Перовская Анастасия Михайловна
Должность: ГБОУ СОШ № 27 им. И.А. Бунина Василеостровского района Санкт- Петербурга
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 27 им. И.А. Бунина Василеостровского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование техники коллажирования в проектной деятельности при изучении традиций и обычаев празднования Нового года
Раздел: дошкольное образование
Использование техники коллажирования в проектной
деятельности
при изучении традиций и обычаев празднования Нового года
с детьми младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: Проектная деятельность, семейные традиции, техника
коллажирования, развитие речи.
Аннотация:
В статье раскрывается методика формирования познавательного интереса к совместной
деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста. Автор предлагает особый
подход в ознакомлении с традициями нового года.
.
Новый год – самый долгожданный и радостный праздник для большинства взрослых, и
уж тем более для детей! Уже в самом начале декабря, на улице и в общественных местах,
появляются нарядные ёлочки и яркие сверкающие гирлянды, что создаёт праздничное
настроение и предвкушение чего-то волшебного. И взрослые, и дети с нетерпением ожидают
новогодних каникул, подарков, радостных застолий с близкими и друзьями, зимних уличных
развлечений и уютных вечеров в кругу семьи.
В каждой семье существуют свои собственные традиции и обычаи празднования
Нового года и проведения новогодних каникул, многие стараются сделать эти дни как можно
более праздничными и насыщенными. Традиционные семейные праздники и, связанные с ними,
обычаи празднования, играют огромную роль в воспитании психически здорового и
подготовленного к взрослой жизни ребенка. Ведь он чувствует поддержку близких и их
любовь, помогающие воплотить в реальность идеи и планы. Семейные традиции делают семью
дружной, родственные связи становятся крепче и в них преобладает уважение,
взаимопонимание, любовь к друг другу, значительно уменьшается число ссор. Семейные
традиции и обычаи: семейные праздники, подарки близким людям, совместное проведение
досуга, забота о бабушках и дедушках, семейные путешествия, семейный отдых, совместное
обсуждение планов, сказка на ночь, альбом семейных фотографий, составление
родословной семьи, игры в выходные дни, вместе наряжать ёлку.
Использование техники коллажирования является эффективным средством при обучении
связной речи дошкольников. Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,
использование коллажей в ходе непрерывной образовательной деятельности по развитию
связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную
информацию, сохранять и воспроизводить её. Техника коллажирования значительно облегчает
детям поиск и запоминание слов и текстов. Коллажи служат дидактическим материалом в
работе по развитию связной речи детей . Они активно используются для обогащения
словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов текстов,
заучивании стихов, а также при автоматизации звуков. Известно, что человеческая память
устроена таким образом, что в ней чётко фиксируется зрительные образы. Поэтому для
развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного
мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после
наблюдения (зрительного или слухового)запоминание возможно, только если его объект
ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. И поэтому, особое
место в данном проекте занимает дидактический материал в форме коллажей, что заметно
облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного образа делает
рассказы чёткими, связными и последовательными.
Изучение традиций празднования Нового года и связанных с ними разных обычаев
каждой отдельной семьи, определило актуальную значимость детско-родительского проекта
«Новый год глазами ребёнка» познавательно - творческой направленности, который прошел с
09.12 по 17.01.2020 в младшей группе ГБОУ СОШ №27 им. И.А. Бунина Василеостровского
района. В нем приняли участие 30 детей и 30 родителей.
Педагогическая технология проектной деятельности, направленная на сотрудничество
педагога-ребёнка-родителя, была выбрана не случайно, именно в ходе реализации проекта,
была достигнута цель: знакомство с традициями и обычаями празднования Нового года детьми
младшего дошкольного возраста посредством использования техники коллажирования.
Задачи, которые были поставлены входе проекта:
1. Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями
празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой,
персонажами.
2. Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды
деятельности.
3. Побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
4. Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.
5. Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств.
6. Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной
творческой деятельности с детьми.
7. Развивать речь у детей.
8. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, быть внимательным к выступлениям
сверстников.
9. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Получать положительные эмоции от полученных результатов.
Работа по теме данного проекта включала в себя три взаимосвязанных и дополняющих
друг друга этапа:
На подготовительном этапе проектной деятельности были определены проблемы, цели
и задачи проекта; шло активное информирование участников проекта об актуальности, целях и
задачах проекта; составление плана реализации основного этапа проекта, подбор методической
и художественной литературы по выбранной тематике проекта. Подбор дидактических,
подвижных, сюжетно- ролевых игр; подбор необходимого оборудования и пособий для
практического обогащения проекта. Была подготовлена информация из истории праздника
«Новый год», о традициях празднования праздника в нашей стране и в других странах.
Проведена беседа с родителями о реализации проекта «Новый год глазами детей», привлечение
родителей к участию в данном проекте. Организована предметно - развивающей среда:
изготовлены дидактические игры, раскраски на новогоднюю тему, изготовлены украшения для
помещений детского сада, подготовены шаблонов для украшения окон группы.
На основном этапе проектной деятельности проведены беседы на тему "Новый год",
"Рождество", письма дедушке Морозу "Хочу в подарок на Новый год....",
чтение
художественной литературы на новогоднюю тему, разучивание стихотворений, прослушивание
и разучивание песен на новогоднюю тематику; создание картотек подвижных, режиссерских,
дидактических игр по теме, копилок артикуляционных, пальчиковых гимнастик, пластических
этюдов, изготовление новогодних шаблонов для украшения окон и "Новогодней
мастерской",
выставка новогодних поделок, рисунков, игрушек; подбор раскрасок на новогоднюю тематику,
просмотр презентаций и т.д.
На заключительном этапе проектной деятельности обобщены и подведены итоги
реализации проекта "Новый год глазами детей"; проведён новогодний утренник для
воспитанников, выставка поделок «Мастерская деда мороза» и составление коллажа с
описанием «Как я встретил новый год» совместно с родителями.
В результате совместной деятельности помогли раскрыться творческим талантам наших ребят.
Ощутили заинтересованность и желание включиться в творческий процесс родителей. Это
прослеживалось во всех начинаниях. Использованием метода коллажирования в данном
проекте , по нашему мнению, является наиболее актуальным, поскольку облегчает детям
овладеть связной речью, увеличивает объем памяти и развивает речемыслительную
деятельность, расширить круг знаний об окружающем мире.
А еще, взрослые - педагоги, попытались воскресить утратившие свою значимость семейные
традиции. В-третьих, все педагоги и сотрудники детского сада с удовольствием окунулись в
волшебный мир детства и постарались создать все условия для радостного проживания детьми
данного праздника.