Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность
Автор: Берловская Евгения Ивановна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ОГБПОУ Томский коммунально-строительный техникум Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: Методическая разработка урока производственного обучения по УП 01 "Штукатурные работы", ориентированной на действие Тема: Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность Раздел: среднее профессиональное
Департамент профессионального образования Томской области
ОГБПОУ Томский коммунально-строительный техникум
Методическая разработка урока производственного обучения по УП 01
«Штукатурные работы» с использованием методики дидактических
задач
Автор:
Е.И.Берловская, мастер производственного обучения ОГБПОУ «ТКСТ»
Томск 2015
Аннотация
Е.И.Берловская. Методическая разработка по УП 01 «Штукатурные работы»
с
использованием
методики
дидактических
задач
по
теме
«Нанесение
обрызга
на
вертикальную
кирпичную
поверхность».
Томск,
ОГБПОУ
«ТКСТ», 2015. – 15с.
Методическая разработка по УП 01 «Штукатурные работы» с
использованием технологии обучения, ориентированной на действие, по
методике дидактических задач на тему «Нанесение обрызга на
вертикальную кирпичную поверхность» предназначена для преподавателей и
мастеров производственного обучения по профессии «Штукатур» ПМ 01
«Штукатурные работы»
2
План урока
Предмет: УП 01 «Штукатурные работы»
Тема программы: Оштукатуривание различных поверхностей мокрым
способом .
Тема урока: Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность
Тип урока: по выполнению простых комплексных работ.
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
1.
К концу урока каждый обучающийся будет:
знать -
уметь -
методы организации труда на
рабочем месте;
технологию и способы
подготовки кирпичных
поверхностей;
виды и свойства основных
материалов;
наименование, назначение и
правила применении ручного
инструмента, приспособления и
инвентаря;
технологию нанесения обрызга
организовывать рабочее место;
создавать условия безопасности
труда;
приготавливать вручную
обычные растворы по
заданному составу;
подготавливать к работе
кирпичные поверхности;
наносить обрызг на
вертикальную поверхность
Требование по качеству обученности К
2
0,7.
2.
В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:
самостоятельности;
внимательности;
бережного отношения к инструменту;
трудолюбия;
аккуратности;
интереса к профессии;
умения работать в группе;
ответственности за выполненную работу.
3.
В ходе урока способствовать развитию у обучающихся:
аналитических способностей;
творческого мышления;
наблюдательности;
внимания.
3
указания по проведению этапов урока
Примечания
1
Организационный
5
Проверить явку обучающихся и их готовность
к уроку, выдать комплекты дидактических
материалов.
Комплекты
дидактических
материалов
2
Информация
1
0
1
Сообщить тему урока.
Познакомить учащихся с текстом
дидактической задачи.
Привлечь обучающихся к целеполаганию.
Вопросы обучающимся: «Что необходимо
знать и уметь, чтобы выполнить данное
задание?»
Обобщить ответы обучающихся и
сформировать цель урока.
Дидактическое
задание Д-1
3
Планирование
1
5
2
Предложить обучающимся самостоятельную
работу по информационным листам и листам
планирования
Д – 1, Д – 2
4
Принятие решения
1
0
2
Разделить обучающихся на микрогруппы,
состав которых преподаватель определяет до
урока.
Предложить обучающимся выработать
вариант группового решения.
Выдать в микрогруппы пустой лист
планирования для оформления варианта
группового решения.
Активизировать внутригрупповую дискуссию.
Д – 1, Д – 2, Д –
3,
Д – 4, Д – 5
Д-6
Д-7, Д-8
Сравнить выбранный способ решения задачи с
эталоном листа планирования
Показать трудовые приемы и операции по
выполнению дидактической задачи
5
Выполнение
5
ч
2
Выполнение нанесения обрызга в
соответствии с принятым решением
Д-7, Д-8
плакаты
6
Контроль
1
0
1
Предложить обучающимся провести
самоконтроль, сравнить свой вариант решения
с эталоном выполнения задания.
Д-6
Д-7, Д-8
7
Оценка
1
0
Предложить обучающимся заполнить
оценочные листы.
Д - 9
Д-1
Дидактическая задача – анализ
Штукатур выполняет обрызг вертикальной кирпичной поверхности вручную.
Для этого он:
Подготовил раствор с осадкой стандартного конуса на 10-15 ед.;
Наносит раствор на поверхность способом накидывания «от себя» ковшом;
Разравнивает нанесенный раствор полутерком;
Перетирку оштукатуренной поверхности не выполняет, т.к. этого делать не
требуется.
Проанализируйте действия штукатура. При обнаружении ошибок укажите на
них предложите свои способы устранения ошибок в работе.
Д-2
Лист планирования
Штукатур выполняет обрызг вертикальной кирпичной поверхности вручную.
Для этого он выполняет следующие рабочие операции:
(обучающиеся самостоятельно перечисляют последовательность выполнения
рабочих операций, необходимых для выполнения дидактической задачи)
Правильность заполнения листа планирования оценивается в 7 баллов.
Д-6
Эталон листа планирования
Штукатур выполняет обрызг вертикальной кирпичной поверхности вручную.
Для этого он выполняет следующие рабочие операции:
Выбирает инструменты и приспособления для выполнения работы, т.е.
подготавливает рабочее место;
Подготавливает к работе кирпичную поверхность, т.е. выполняет расшивку
швов глубиной не менее 10 мм, производит очистку поверхности от наплывов
раствора, высолов, пыли, сальных или жирных пятен, увлажняет поверхность
перед нанесением раствора;
Подготавливает раствор с осадкой стандартного конуса на 9-12см.;
Наносит раствор на поверхность способом накидывания «от себя» ковшом;
Разравнивание нанесенного раствора полутерком не выполняет, т.к. этого
делать не требуется;
Перетирку оштукатуренной поверхности не выполняет, т.к. этого делать не
требуется.
По окончании работ приводит рабочее место в порядок, т.е. убирает остатки и
упавший на пол раствор, очищает и моет инструменты и приспособления,
убирает инструменты и приспособления в предназначенные для этого места
хранения .
Д-3
Подготовка кирпичных поверхностей под оштукатуривание
1. Швы кирпичной кладки,
уложенные не в пустошовку,
выбивают зубилом и молотком на
глубину не менее 10 мм
2. Пятна невысыхающих масел
обмазывают специальной пастой
или слоем жирной глины с
последующим просушиванием и
очисткой (иногда процесс
повторяют).
3. От копоти промывают 3 %-ным
раствором соляной кислоты с
последующей обмывкой чистой
водой.
4. От пыли, грязи, остатков
раствора обрабатывают
стальными щетками, жесткими
вениками, пароструйными, иногда
пескоструйными аппаратами.
5. Выпуклости более 10 мм
срубают штукатурным молотком,
скарпелью или зубилом.
6. Вогнутости более 10 мм
замазывают раствором,
предварительно смочив
поверхность.
7. Отклонения по вертикали более
10 мм устраняют выравнивающим
слоем раствора без последующей
затирки, предварительно смочив
поверхность.
8. Оставшуюся пыль удаляют со
стены щетками.
9. Перед оштукатуриванием
хорошо смачивают поверхность.
Д-4
Приготовление раствора.
Для обрызга, грунта и накрывки нужны растворы
различной густоты. Степень густоты растворов
измеряют конусом. Делают конус из белой жести
или кровельной стали, покрытой олифой, и
наполняют балластом - песком или свинцом.
Общий вес конуса с балластом должен равняться
300 г. Конус погружают (свободно, без нажима) в
раствор и замечают, на сколько сантиметров он
углубился. В сметанообразный раствор для
обрызга конус должен погрузиться на 9-12 см, в
тестообразный для грунта - на 7-10 см, в раствор для накрывки - на 10¬12 cм.
Обрызг поверхности — первый этап штукатурных работ. Основное
назначение обрызга — обеспечение надежного сцепления с поверхностью всех
последующих слоев.
Для обрызга используется штукатурный раствор консистенции жидкой
сметаны. Относительная жидкость такого штукатурного раствора позволяет ему
заполнить все неровности поверхности, обеспечивая прочное сцепление и позволяя
удерживать
последующие
слои
штукатурки. Раствор
накладывается
сплошным
слоем толщиной до 5 мм для кирпичных и бетонных стен и 10 мм для деревянных.
Обрызг
разравнивают
только
при
наличии
на
поверхности
выступающих
и
свисающих конгломератов раствора. После предварительного схватывания раствора
переходят ко второму этапу штукатурных работ, нанесению грунта
Д-5
Нанесение обрызга.
Штукатурный намет наносят на поверхность послойно. Первый слой —
обрызг — предназначен для соединения штукатурки с основанием путем заполнения
пустот
и
трещин
отделываемой
поверхности.
Обрызг
выполняют
раствором
жидкой
консистенции.
Обрызг
формирует
на
стене
шершавую
поверхность,
увеличивающую площадь сцепления с последующим слоем. Второй слой — грунт —
служит
для
выравнивания
поверхности
более
густым
раствором
и
получения
требуемой
толщины
штукатурки.
Грунт
можно
наносить
в
несколько
слоев
толщиной не более 7 мм каждый. Последний, верхний слой — накрывку — наносят
жидким раствором на мелком песке для образования заглаженного и уплотненного
отделочного слоя толщиной около 2 мм (декоративная накрывка — 5 мм). Средняя
суммарная
толщина
слоев
простой
штукатурки
—
12,
улучшенной
—
15,
высококачественной — 20 мм.
Обрызг делают жидким раствором, нанося его на стену штукатурным
ковшом или мастерком, им зачерпывают раствор из ведра и накидывают на стену.
Обрызг
следует
обязательно
набрасывать,
но
зде сь
нужен
н а в ы к . При
набрасывании раствора на стену кистевое движение руки примерно такое же, как
при
игре
в
настольный
теннис.
При
набрасывании
раствора
на
поверхность
работает кисть руки, а не вся рука. Кисть руки должна делать лопаткой (ковшом)
взмах
с
резкой
остановкой,
как
удар
спущенной
пружины,
чем
достигается
быстрое слетание раствора. Взмах должен быть не очень сильным. От очень
сильного взмаха раствор разбрызгивается.
Кидать надо не слишком сильно, но и не слабо — так, чтобы раствор
прилипал к стене, но не разбрызгивался при этом. Во время набрасывания раствора
он
с
силой
ударяется
о
поверхность,
уплотняется
и
создает
одинаковую
по
прочности и пористости штукатурную корку, без пустот и раковин.
При оштукатуривании следует помнить, что обрызг надо обязательно
наносить путем набрасывания, чтобы раствор лучше проник во все шероховатости и
прочнее сцепился с ними.
Нанесенный
раствор
не
разравнивают,
а
оставляют
высыхать
на
стене, как есть. Раствор наносят набрасыванием сплошным слоем, без пропусков.
Его назначение — заполнить все шероховатости, а у деревянных стен — проникнуть
под дрань и зацепиться за нее.
ТК-1
Инструменты для нанесения, разравнивания и отделки штукатурки
Инструменты для нанесения, разравнивания и отделки штукатурки: а) сокол; б) кельма
штукатурная; в) ковш; г) ковш штукатурный; д) полутерок; е) правило; ж) лузговый и
усенковый полутерки.
Штукатурную кельму применяют для дозировки материала,
размешивания, набрасывания, намазывания, заглаживания раствора, а так же для
«срезания» лишнего раствора.
Ковш для отделочных работ применяют для дозировки материала и
набрасывания раствора на обрабатываемую поверхность.
Сокол представляет собой деревянный или алюминиевый щит с ручкой
посередине. Он предназначен для удерживания порций раствора, его намазывания и
разравнивания.
Полутерок состоит из полотна и ручки. Его применяют для
разравнивания и намазывания раствора.
Полутерок лузговый и усенковый (фасонные) применяют для
разделки и натирки углов.
Правило предназначено для проверки ровности поверхности и
разравнивания растворной смеси.
ТК-2
На плакате Рабочее положение при выполнении работ показаны рабочие положения при
выполнении штукатурных работ:
Набивка раствора на сокол
Держание сокола с растворм
Нанесение раствора слева направо на уровне головы и на уровне пояса
Нанесение раствора справа налево на уровне головы и внизу
Намазывание раствора на стену соколом и полутерком
Нанесение раствора ковшом на потолок и на стены
Д - 6
Оценочный лист
№
ФИО
обучающег
ося
Ли
ст
пл
ан
ир
ов
ан
ия
(m
ax
7б)
Выполнение рабочих операций
(max 2б за каждую операцию)
Вкл
ад
рабо
ту
груп
пы
(ma
x
5б)
Су
мм
а
ба
лл
ов
Ит
ого
вая
оц
ен
ка
Под
гото
вка
рабо
чего
мес
та
При
гото
влен
ие
раст
вор
ной
сме
си
Нан
есен
ие
раст
вор
ной
сме
си
При
веде
ние
рабо
чего
мес
та в
пор
ядок
1.
Общая оценка за урок складывается переводом общего количества баллов в пятибалльную систему оценки.
Максимальное количество баллов – 30
17 – 20 баллов – оценка 5 (отлично)
14 – 16 баллов – оценка 4 (хорошо)
11 – 13баллов – оценка 3 (удовлетворительно
)
10 баллов и менее – оценка 2 (неудовлетворительно)
Если у Вас 17 – 20 баллов, Вы отлично справились с заданием. Молодцы!
Если у вас 14 – 16 баллов, Вы хорошо справились с заданием, но в работе были небольшие недочеты. Возможно,
Вы были где-то невнимательны.
Если у Вас 11 – 13 балла, Вы справились с заданием, но стоит вернуться назад и проанализировать свои действия.
Если у Вас менее 11 баллов, не отчаивайтесь, вернитесь к началу занятия, повторите пройденный материал,
проанализируйте свои действия и Вас, без сомнения, ждет успешный результат