Напоминание

Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность


Автор: Берловская Евгения Ивановна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГБПОУ Томский коммунально-строительный техникум
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Методическая разработка урока производственного обучения по УП 01 "Штукатурные работы", ориентированной на действие
Тема: Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент профессионального образования Томской области ОГБПОУ Томский коммунально-строительный техникум
Методическая разработка урока производственного обучения по УП 01

«Штукатурные работы» с использованием методики дидактических

задач
Автор: Е.И.Берловская, мастер производственного обучения ОГБПОУ «ТКСТ» Томск 2015

Аннотация
Е.И.Берловская. Методическая разработка по УП 01 «Штукатурные работы» с использованием методики дидактических задач по теме «Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность». Томск, ОГБПОУ «ТКСТ», 2015. – 15с. Методическая разработка по УП 01 «Штукатурные работы» с использованием технологии обучения, ориентированной на действие, по методике дидактических задач на тему «Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность» предназначена для преподавателей и мастеров производственного обучения по профессии «Штукатур» ПМ 01 «Штукатурные работы» 2

План урока

Предмет:
УП 01 «Штукатурные работы»
Тема программы:
Оштукатуривание различных поверхностей мокрым способом .
Тема урока:
Нанесение обрызга на вертикальную кирпичную поверхность
Тип урока:
по выполнению простых комплексных работ.
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
1. К концу урока каждый обучающийся будет: знать - уметь -  методы организации труда на рабочем месте;  технологию и способы подготовки кирпичных поверхностей;  виды и свойства основных материалов;  наименование, назначение и правила применении ручного инструмента, приспособления и инвентаря;  технологию нанесения обрызга  организовывать рабочее место;  создавать условия безопасности труда;  приготавливать вручную обычные растворы по заданному составу;  подготавливать к работе кирпичные поверхности;  наносить обрызг на вертикальную поверхность Требование по качеству обученности К  2  0,7. 2. В ходе урока содействовать
воспитанию
у обучающихся:  самостоятельности;  внимательности;  бережного отношения к инструменту;  трудолюбия;  аккуратности;  интереса к профессии;  умения работать в группе;  ответственности за выполненную работу. 3. В ходе урока способствовать
развитию
у обучающихся:  аналитических способностей;  творческого мышления;  наблюдательности;  внимания. 3

Материально-дидактическое оснащение урока

дидактические материалы:
 дидактическое задание Д-1  лист планирования Д-2  информационные листы Д-3, Д-4, Д-5  эталон листа планирования Д-6  технологические карты Д-7, Д-8  оценочный лист Д-9
оборудование и инструменты:
 штукатурный ящик  штукатурный ковш  штукатурная кельма  ведро  кисть - окамелок  зубило  молоток  металлическая щетка  глина  песок  вода 4

Технологическая карта



Этапы урока

В

р

е

м

я

(

м

и

н

)

Пд

об

уч-

ся

на

эта

пе

Методические особенности и краткие

указания по проведению этапов урока

Примечания
 1  Организационный  5   Проверить явку обучающихся и их готовность к уроку, выдать комплекты дидактических материалов.  Комплекты дидактических материалов  2  Информация  1 0   1  Сообщить тему урока.  Познакомить учащихся с текстом дидактической задачи.  Привлечь обучающихся к целеполаганию.  Вопросы обучающимся: «Что необходимо знать и уметь, чтобы выполнить данное задание?»  Обобщить ответы обучающихся и сформировать цель урока.  Дидактическое задание Д-1   3  Планирование  1 5   2  Предложить обучающимся самостоятельную работу по информационным листам и листам планирования  Д – 1, Д – 2   4  Принятие решения  1 0   2  Разделить обучающихся на микрогруппы, состав которых преподаватель определяет до урока.  Предложить обучающимся выработать вариант группового решения.  Выдать в микрогруппы пустой лист планирования для оформления варианта группового решения.  Активизировать внутригрупповую дискуссию.  Д – 1, Д – 2, Д – 3,  Д – 4, Д – 5  Д-6  Д-7, Д-8 
 Сравнить выбранный способ решения задачи с эталоном листа планирования  Показать трудовые приемы и операции по выполнению дидактической задачи  5  Выполнение  5 ч   2  Выполнение нанесения обрызга в соответствии с принятым решением  Д-7, Д-8  плакаты  6  Контроль  1 0   1  Предложить обучающимся провести самоконтроль, сравнить свой вариант решения с эталоном выполнения задания.  Д-6  Д-7, Д-8   7  Оценка  1 0   Предложить обучающимся заполнить оценочные листы.  Д - 9

Д-1
  
Дидактическая задача – анализ
  Штукатур выполняет обрызг вертикальной кирпичной поверхности вручную. Для этого он:   Подготовил раствор с осадкой стандартного конуса на 10-15 ед.;  Наносит раствор на поверхность способом накидывания «от себя» ковшом;  Разравнивает нанесенный раствор полутерком;  Перетирку оштукатуренной поверхности не выполняет, т.к. этого делать не требуется.   Проанализируйте действия штукатура. При обнаружении ошибок укажите на них предложите свои способы устранения ошибок в работе.

Д-2
 
Лист планирования
 Штукатур выполняет обрызг вертикальной кирпичной поверхности вручную. Для этого он выполняет следующие рабочие операции:   (обучающиеся самостоятельно перечисляют последовательность выполнения рабочих операций, необходимых для выполнения дидактической задачи)                                    
Правильность заполнения листа планирования оценивается в 7 баллов.


Д-6
 
Эталон листа планирования
  Штукатур выполняет обрызг вертикальной кирпичной поверхности вручную. Для этого он выполняет следующие рабочие операции:   Выбирает инструменты и приспособления для выполнения работы, т.е. подготавливает рабочее место;  Подготавливает к работе кирпичную поверхность, т.е. выполняет расшивку швов глубиной не менее 10 мм, производит очистку поверхности от наплывов раствора, высолов, пыли, сальных или жирных пятен, увлажняет поверхность перед нанесением раствора;  Подготавливает раствор с осадкой стандартного конуса на 9-12см.;  Наносит раствор на поверхность способом накидывания «от себя» ковшом;  Разравнивание нанесенного раствора полутерком не выполняет, т.к. этого делать не требуется;  Перетирку оштукатуренной поверхности не выполняет, т.к. этого делать не требуется.  По окончании работ приводит рабочее место в порядок, т.е. убирает остатки и упавший на пол раствор, очищает и моет инструменты и приспособления, убирает инструменты и приспособления в предназначенные для этого места хранения .

Д-3

Подготовка кирпичных поверхностей под оштукатуривание
   1. Швы кирпичной кладки, уложенные не в пустошовку, выбивают зубилом и молотком на глубину не менее 10 мм

  2. Пятна невысыхающих масел обмазывают специальной пастой или слоем жирной глины с последующим просушиванием и очисткой (иногда процесс повторяют).  3. От копоти промывают 3 %-ным раствором соляной кислоты с последующей обмывкой чистой водой.   4. От пыли, грязи, остатков раствора обрабатывают стальными щетками, жесткими вениками, пароструйными, иногда пескоструйными аппаратами.   5. Выпуклости более 10 мм срубают штукатурным молотком, скарпелью или зубилом.  6. Вогнутости более 10 мм замазывают раствором, предварительно смочив поверхность.   7. Отклонения по вертикали более 10 мм устраняют выравнивающим слоем раствора без последующей затирки, предварительно смочив поверхность.   8. Оставшуюся пыль удаляют со стены щетками.
  9. Перед оштукатуриванием хорошо смачивают поверхность.   

Д-4
 
Приготовление раствора.
  Для обрызга, грунта и накрывки нужны растворы различной густоты. Степень густоты растворов измеряют конусом. Делают конус из белой жести или кровельной стали, покрытой олифой, и наполняют балластом - песком или свинцом. Общий вес конуса с балластом должен равняться 300 г. Конус погружают (свободно, без нажима) в раствор и замечают, на сколько сантиметров он углубился. В сметанообразный раствор для обрызга конус должен погрузиться на 9-12 см, в тестообразный для грунта - на 7-10 см, в раствор для накрывки - на 10¬12 cм.  Обрызг поверхности — первый этап штукатурных работ. Основное назначение обрызга — обеспечение надежного сцепления с поверхностью всех последующих слоев.  Для обрызга используется штукатурный раствор консистенции жидкой сметаны. Относительная жидкость такого штукатурного раствора позволяет ему заполнить все неровности поверхности, обеспечивая прочное сцепление и позволяя удерживать последующие слои штукатурки. Раствор накладывается сплошным слоем толщиной до 5 мм для кирпичных и бетонных стен и 10 мм для деревянных. Обрызг разравнивают только при наличии на поверхности выступающих и свисающих конгломератов раствора. После предварительного схватывания раствора переходят ко второму этапу штукатурных работ, нанесению грунта

Д-5
 
Нанесение обрызга.
    Штукатурный намет наносят на поверхность послойно. Первый слой — обрызг — предназначен для соединения штукатурки с основанием путем заполнения пустот и трещин отделываемой поверхности. Обрызг выполняют раствором жидкой консистенции. Обрызг формирует на стене шершавую поверхность, увеличивающую площадь сцепления с последующим слоем. Второй слой — грунт — служит для выравнивания поверхности более густым раствором и получения требуемой толщины штукатурки. Грунт можно наносить в несколько слоев толщиной не более 7 мм каждый. Последний, верхний слой — накрывку — наносят жидким раствором на мелком песке для образования заглаженного и уплотненного отделочного слоя толщиной около 2 мм (декоративная накрывка — 5 мм). Средняя суммарная толщина слоев простой штукатурки — 12, улучшенной — 15, высококачественной — 20 мм.  Обрызг делают жидким раствором, нанося его на стену штукатурным ковшом или мастерком, им зачерпывают раствор из ведра и накидывают на стену. Обрызг следует обязательно набрасывать, но зде сь нужен н а в ы к . При набрасывании раствора на стену кистевое движение руки примерно такое же, как
при игре в настольный теннис. При набрасывании раствора на поверхность работает кисть руки, а не вся рука. Кисть руки должна делать лопаткой (ковшом) взмах с резкой остановкой, как удар спущенной пружины, чем достигается быстрое слетание раствора. Взмах должен быть не очень сильным. От очень сильного взмаха раствор разбрызгивается.  Кидать надо не слишком сильно, но и не слабо — так, чтобы раствор прилипал к стене, но не разбрызгивался при этом. Во время набрасывания раствора он с силой ударяется о поверхность, уплотняется и создает одинаковую по прочности и пористости штукатурную корку, без пустот и раковин.    При оштукатуривании следует помнить, что обрызг надо обязательно наносить путем набрасывания, чтобы раствор лучше проник во все шероховатости и прочнее сцепился с ними.  Нанесенный раствор не разравнивают, а оставляют высыхать на стене, как есть. Раствор наносят набрасыванием сплошным слоем, без пропусков. Его назначение — заполнить все шероховатости, а у деревянных стен — проникнуть под дрань и зацепиться за нее.

ТК-1

Инструменты для нанесения, разравнивания и отделки штукатурки
  Инструменты для нанесения, разравнивания и отделки штукатурки: а) сокол; б) кельма штукатурная; в) ковш; г) ковш штукатурный; д) полутерок; е) правило; ж) лузговый и усенковый полутерки. 
Штукатурную кельму
применяют для дозировки материала, размешивания, набрасывания, намазывания, заглаживания раствора, а так же для «срезания» лишнего раствора. 
Ковш
для отделочных работ применяют для дозировки материала и набрасывания раствора на обрабатываемую поверхность. 
Сокол
представляет собой деревянный или алюминиевый щит с ручкой посередине. Он предназначен для удерживания порций раствора, его намазывания и разравнивания. 
Полутерок
состоит из полотна и ручки. Его применяют для разравнивания и намазывания раствора. 
Полутерок лузговый и усенковый (фасонные)
применяют для разделки и натирки углов. 
Правило
предназначено для проверки ровности поверхности и разравнивания растворной смеси. 

ТК-2
    На плакате Рабочее положение при выполнении работ показаны рабочие положения при выполнении штукатурных работ:  Набивка раствора на сокол  Держание сокола с растворм  Нанесение раствора слева направо на уровне головы и на уровне пояса  Нанесение раствора справа налево на уровне головы и внизу  Намазывание раствора на стену соколом и полутерком
 Нанесение раствора ковшом на потолок и на стены

Д - 6

Оценочный лист
 №  ФИО обучающег ося  Ли ст пл ан ир ов ан ия  (m ax 7б)  Выполнение рабочих операций  (max 2б за каждую операцию)  Вкл ад рабо ту груп пы  (ma x 5б)  Су мм а ба лл ов  Ит ого вая оц ен ка  Под гото вка рабо чего мес та  При гото влен ие раст вор ной сме си  Нан есен ие раст вор ной сме си  При веде ние рабо чего мес та в пор ядок  1.            Общая оценка за урок складывается переводом общего количества баллов в пятибалльную систему оценки.   Максимальное количество баллов – 30  17 – 20 баллов – оценка 5 (отлично)  14 – 16 баллов – оценка 4 (хорошо)  11 – 13баллов – оценка 3 (удовлетворительно )  10 баллов и менее – оценка 2 (неудовлетворительно)   Если у Вас 17 – 20 баллов, Вы отлично справились с заданием. Молодцы!
 Если у вас 14 – 16 баллов, Вы хорошо справились с заданием, но в работе были небольшие недочеты. Возможно, Вы были где-то невнимательны.  Если у Вас 11 – 13 балла, Вы справились с заданием, но стоит вернуться назад и проанализировать свои действия.  Если у Вас менее 11 баллов, не отчаивайтесь, вернитесь к началу занятия, повторите пройденный материал, проанализируйте свои действия и Вас, без сомнения, ждет успешный результат


В раздел образования