Автор: Морозова Наталья Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка практических достижений профессиональной деятельности
Тема: "Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
образовательной области «Познание» в средней группе.
Тема: «Удивительные пузыри».
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное
развитие, физическая культура, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей.
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать умения проводить «исследование», размышлять,
обобщать результаты опыта. Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о
свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, тренировать дыхание. Упражнять в использовании
нетрадиционного приема: рисование мыльными пузырями.
Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность,
умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: коробочка, кусочки мыла различной формы , жидкое мыло, листы бумаги
на каждого ребенка, пластмассовые ложки, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, гуашь,
трубочки.
Предварительная работа: беседа о свойствах воды и мыла, наблюдение за свойствами мыла в ходе
проведения культурно – гигиенических навыков, экскурсия в прачечную, чтение художественной
литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка
«Пузырь, соломинка и лапоть»
Формы организации
деятельности, методы и
приёмы
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Вводная часть:
Воспитатель:
Вопросы:
Воспитатель:
Рассматривание
посылки:
Воспитатель:
Вопрос:
Ребята, вы любите сказки? Тогда слушайте.
«Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик.
Он был очень красивый, но у него не было друзей.
А без друзей хорошо жить? А почему?
Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он
обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему
подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик
прислал нам посылку и письмо. Адрес на посылке:
«Детям детского сада группы «Бабочки».
Читаю письмо: « Дорогие ребята! Пишет вам
мыльный Пузырик. Я живу в большой стране один.
Мне очень скучно, потому что у меня нет друзей. Я
высылаю вам волшебные кирпичики, из которых
появляются пузырики. Я их грел, тер и даже кормил,
но пузырики так и не появились. Помогите мне,
пожалуйста. С уважением к вам Пузырик
Ребята, поможем Пузырику?
Интересно, что это за волшебные кирпичики. А чтобы
узнать это, нужно отгадать загадку:
«Это наш хороший друг, терпеть не может грязных
Сидят на
стульчиках,
слушают.
Отвечают на
вопросы.
Дети слушают.
Отвечают на вопрос.
1
Воспитатель:
Воспитатель:
Показать содержимое
посылки:
Вопрос:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель:
Физкультминутка.
Основная часть:
Воспитатель:
Вопрос:
Вопрос:
Вопрос:
Воспитатель:
рук,
На грязь оно сердится, в руках оно вертится, запенится
вода.
От страха грязь бледнеть начнет, и побежит, и потечет,
исчезнет без следа.
А руки станут чистыми, душистыми, душистыми»
(Мыло) Ребята, что это?
Да, это мыло. А что мы с вами знаем о мыле?
Какие помощники нашего тела нам могут помочь
больше узнать о мыле? (глаза, уши, рот, нос, руки).
Расскажем о мыле с помощью наших помощников.
Первый наш помощник – глаза. Что они говорят вам о
мыле? Глаза определяют форму, цвет, размер.
(прямоугольное, овальное, круглое, синее, зеленое,
маленькое)
Второй наш помощник – уши. О чем они говорят?
(предмет не издает звука)
А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в
рот брать нельзя, он не съедобный)
Возьмите мыло в руки. Что руки вам говорят, какое
мыло? (гладкое, тяжелое, холодное, твердое).
Что нос говорит о мыле? (ароматное, душистое,
пахучее).
Положим мыло в коробочку.
А для чего нужно мыло? (мыть руки, стирать,
умываться).
Вот мы и рассказали все о мыле. Превратимся в
мыльные пузырики.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»:
Много мыльных пузырей,
Много радужных друзей,
Много круглых толстяков
Много милых добряков
Летят по воздуху гурьбой
Вполне довольные собой
Но как из мыла сделать пузырят? Я предлагаю вам
поэкспериментировать. Подойдем и займите свои
места вокруг столов. При изготовлении пузырят мы
будем использовать такое же мыло, но жидкое. Что
надо помнить при работе с мылом? (не трогать руками
глаза и рот).
Посмотрите, что находится в стаканах? (вода)
Потрогайте пальчиками, какая вода? (теплая,
прозрачная, мокрая, без запаха))
Нальем жидкое мыло в воду и размешаем. Налили
мыло, а пузырьков нет!
Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри?
(выдуть через трубочки). Пить эту воду нельзя. В
Отгадывают загадку
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Берут в руки мыло
Отвечают на вопрос.
Убирают мыло в
коробочку.
Отвечают на вопрос.
Рисуют маленькие
круги.
Рисуют радугу.
Гладят живот.
Друг другу
улыбаются.
Имитация полета на
месте.
Отвечают на
вопрос:
Определяют
качество воды.
Наливают жидкое
мыло в воду,
размешивают.
2
Вопрос:
Воспитатель:
Показ рисунка.
Итог:
Вопрос:
Воспитатель:
Анализ:
ваших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные
пузыри.
Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть
(вдыхаем через нос, выдыхаем через рот). Подули на
ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте
в нее.
Какие пузыри у вас получились? ( большие,
маленькие, прозрачные). Когда много мыльных
пузырей, что получается? (пена). Что произойдет, если
до пузырей дотронуться? (лопнут) А если подуть на
пузыри? (полетят)
Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга,
какие они дружные.
Ребята, пузыри можно сделать волшебными,
цветными. Раскрасим наши пузыри в разные цвета,
чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что
необходимо сделать, как вы думаете? (добавить
краску). Окрашивание воды красками.
Сейчас я предлагаю Вам нарисовать Пузырику
подарки, а рисовать мы с вами будем цветными
мыльными пузырями. Я дую в трубочку и пузыри
поднимаются. Закрываю пузыри листом, и на листе
отпечаток мыльных пузырей. У нас получится
разноцветное фото мыльных пузырей.
“Вы все палочки возьмите, мыльных пузырей надуйте,
Листик сверху приложите, что получится, скажите.
Какие красивые фотографии мыльных пузырей у нас
получились, сейчас мы ими полюбуемся.
Ребята, кому мы сегодня помогали? (Пузырику). Что
мы сегодня делали? (готовили мыльные пузыри). Как
мы делали мыльные пузыри? Как вы думаете, мы
справились с заданием?
Мы сегодня молодцы! Научились сами делать
мыльные пузыри.
Чтобы пузырик не забыл, как образуются мыльные
пузыри, мы сейчас расскажем.
«Пузыри, чтоб получить, надо чудо совершить:
Просто взять немного мыла и в водичку налить
Все размылить , размешать и немного подождать!
Полетели пузыри легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть, половить и полетать ».
Опускают трубочки
в воду и дуют .
Отвечают на
вопросы.
Отвечают на вопрос.
Добавляют краску в
воду, дуют в
трубочку.
Накрывают стакан
листочком бумаги.
Отвечают на
вопросы.
Имитация, льем
воду из стакана
Намыливают руки,
мешают.
Летают.
Хлопают в ладоши,
ловят, летают.
3
4
5