Автор: Линецкая Айгюль Рауфатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 73 "Василёк"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №73 «Василёк»
Проект
Тема: «Формирование основ здорового
образа жизни у детей старшего
дошкольного возраста»
Линецкой Айгюль Рауфатовны
воспитателя
высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
2021-2022 гг.
1.
Задачи самообразования
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической
литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том
числе и на интернет сайтах).
2.Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
3.Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-
развивающей среды (уголок здоровья, уголок книги).
4.Изучить особенности развития физической культуры дошкольников как одного из
оптимальных способов формирования навыков здорового образа жизни.
5.Изучить материалы экскурсий, прогулок, бесед.
6.Разработать мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни детей
старшего дошкольного возраста.
7. Проверить эффективность разработанных мероприятий.
2.
Введение
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна
сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать
формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни?
Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых
дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,
поступающих в школу.
Особо следует отметить, отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения
напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное
состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые
тесно связаны с самовоспитанием.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка,
можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается
сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть
противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает
превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою
очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ
дополнительного образования. С другой стороны, для решения основной задачи дошкольного
образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить
оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для
осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой
происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном
итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья
ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
3.
Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач
развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми
документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об
утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации" и др.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все
новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья
значительно возрастает.
В. А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это
важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная
мудрость. И задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем
мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным
умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной
работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент
будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду
являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных
ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка
правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего
вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство
ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по
сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма
человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние
общего душевного комфорта.
Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов
поведения человека в обществе.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• занятия физкультурой, прогулки
• рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий
для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения
отличать ложь от правды
• бережное отношение к окружающей среде, к природе
• медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных
рекомендаций
• формирование понятия "не вреди себе сам".
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви,
присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента
потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И
ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается
ребенок.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном
образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него
потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть
своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей
деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за
возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни
является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая
была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек
ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что
многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером
чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой
возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с
зубной щеткой, нет потребности не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не
беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является
овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе
представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что
для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не
заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях - ОБЖ.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является
реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность
его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления
детьми своих растущих физических возможностей.
На основании вышеизложенного я и выбрала тему самообразования «Формирование основ
здорового образа жизни». Над этой темой я работаю первый год, возраст детей: 5-7
лет (старшая и подготовительная группа).
4.
Цель и задачи работы:
Цель работы: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться
осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к
собственному здоровью так и здоровью окружающих.
Задачи:
• охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития,
повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
• формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
• привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
• научить " слушать" и "слышать" свой организм;
• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные
для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека,
умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов
деятельности.
Ожидаемые результаты:
• создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально
адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания
о здоровом образе жизни;
• снижение показателя заболеваемости;
• положительная динамика показателей физического развития детей.
5.
План работы по самообразованию 2021-2022 год
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме: «Формирование основ здорового
образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
2.Составление цикла тематических занятий для детей.
3.Подготовка консультации для родителей «Роль родителей в физическом воспитании
ребенка».
4.Подготовка консультации для родителей « Гигиена полости рта»
5.Подготовка консультации для родителей «Красивая осанка».
6.Подготовка консультации для родителей «Как научить ребёнка личной гигиене».
7.Подготовка консультации «Правильное питание дошкольника».
8.Подготовка консультации для родителей «Берегите глазки».
8.Подготовка индивидуальных консультаций на тему « Дневной сон-это важно»
9.Подготовка индивидуальных консультаций на тему « Закаливание ребёнка»
10.Изготовление буклета «Профилактика простудных заболеваний»
11.Подготовка к анкетированию родителей «Здоровый образ жизни»
12.Изготовление картотеки игр по ЗОЖ.
13.Изготовление картотеки «Гимнастика для глаз».
14.Изготовление картотеки «Игровой самомассаж».
15.Изготовление картотеки «Гимнастика пробуждения»
6.
Перспективный план
Тема занятия
Цель и задачи
Содержание
работы
Работа с родителями
сентябрь
«День зорких
глазок».
Почему
некоторым
людям
приходится
носить очки?
- формировать
элементарные
представление детей
об органах чувств –
глазах, их функциях,
- показать детям,
какую роль играет
зрение в жизни
человека,
-воспитывать
стремление
заботиться о своем
здоровье.
-просмотр презентации;
-чтение С. Сон
«Постаралась»
-гимнастика для глаз.
Информация в уголке
родителей «Берегите
глазки».
октябрь
1.«Путешествие
за витаминами»
-расширение
представлений детей
о значении
правильного питания
и о витаминах.
-игровое открытое
занятие по теме;
-чтение З. Александрова
«Маша и каша»,
Е. Благинина
«Простокваша»,
Ю. Тувим «Овощи»;
Е. Благинина «Про
малину»
-беседа «Для чего нужны
витамины?»
Анкетирование
«Здоровый образ
жизни»
2.«Нам микробы
не страшны, с
чистотою мы
дружны»
-формировать у детей
элементарные
представления о
микробах и вирусах,
-познакомить с
простыми способами
борьбы с
болезнетворными
бактериями,
формировать
понимание важности
заботы о
собственном
здоровье.
-чтение М. Аким
«Мыло»,
А. Барто «Девочка
чумазая»;
-разучивание
стихотворения
М. Яснов «Я мою руки»;
-рассматривание через
лупу грязных рук;
-просмотр презентации;
-беседа «Чем опасны
грязные руки».
Консультация «Как
научить ребёнка
личной гигиене»
ноябрь
1.Орган слуха -
уши. Почему
нельзя громко
слушать музыку?
-формировать
представления детей
об органах чувств
человека,
-познакомить детей
со строением уха и с
основными
правилами ухода за
ушами и массажем
ушей.
-беседа «Правила
хорошего слуха»,
- чтение С. Волков
«Для чего всем людям
уши?»
«Консультация для
родителей по гигиене
слуха»
2.Будь здоров!
Отчего люди
начинают
чихать?
-формировать
представления детей
дошкольного возраста
о здоровье как одной
из главных ценностей
человеческой жизни;
развивать умение
выделять компоненты
здоровья человека и
устанавливать их
взаимосвязь.
-чтение Ю. Прокопович
«Зачем носик малышам»,
Н. Пикулева «Бабка Ёжка
врачу позвонила»,
Л. Огурцова «Я
простужен»,
-показ презентации.
Изготовление и
ознакомление с
буклетом
«Профилактика
простудных
заболеваний»
декабрь
1.«День ослепи
тельной улыбки»
-формировать
первичные
представления детей
о строении зубов;
-обучить несложным
приёмам ухода за
зубами;
-воспитывать
желание ухаживать
за зубами.
-чтение А. Анпилова
«Зубки заболели»,
К. Авдеенко «Дятел-
стоматолог»,
Н. Коростылёв
«Королева зубная щётка»
-изготовление стенгазеты
«Советы тетушки зубной
щетки».
Индивидуальные
консультации на
тему « Гигиена
полости рта».
Составление сказок
на тему “Зубная фея”
2.«Врачи - наши
помощники»
-познакомить детей с
профессией врача и
медицинской сестры;
- учить детей не
бояться врача, самому
оказывать помощь;
-закрепить понятие
ценности здоровья,
желание быть
здоровым;
-развивать
наблюдательность.
-чтение Е. Успенский
«Детский врач»,
С. Михалков
«Прививка»;
-дидактические игры и
загадки.
Пополнение
книжного уголка
художественной
литературой.
январь
Полезная пища.
Почему мне
необходимы
белки, жиры и
углеводы?
-систематизировать
представления детей
о полезных
продуктах,
упражнять в умении
их
дифференцировать,
-формировать
потребность
заботиться о своём
здоровье.
-познакомить детей с
белками, жирами и
углеводами и их
ролью в организме
человека.
-просмотр презентации
«Путешествие пирожка»,
- В. Ковальчук «Сказка о
здоровом питании»,
А. Кардашова «За
ужином»,
С. Михалков «Про
девочку, которая плохо
кушала».
Консультация
«Правильное питание
дошкольника».
февраль
«Здоровье в
порядке, спасибо
зарядке!»
-способствовать
формированию основ
здорового образа
жизни, потребности
заниматься
физической культурой
и спортом.
-закрепить названия
некоторых видов
спорта.
-беседа «На зарядку
становись!»,
-чтение А. Барто
«Зарядка»,
А. Павлова «Весёлая
зарядка»,
Б. Заходер «Гимнастика
для головастика».
Физкультурный
досуг «Мама, Папа, я
– спортивная семья».
Индивидуальные
консультации на
тему «Родителям о
правилах утренней
гимнастики»
март
«Соблюдай
режим дня»
-привитие детям
навыков здорового
образа жизни;
-сформировать у
детей представление
о режиме дня.
-чтение Т. Варламова
«Мой день»,
С. Олексяк «Распорядок
дня»,
-беседа по теме.
Индивидуальные
консультации на
тему « Дневной сон-
это важно»,
апрель
1.«День спорта»
-формировать
представления
старших
дошкольников о
здоровом образе
жизни;
- закреплять
представления о
значении
для здоровья зимних
и летних видов
спорта, подвижных
игр на воздухе.
-чтение Т. Волгина «Два
друга»,
А. Бах «Надо спортом
заниматься»,
Е. Канн «Наша зарядка»,
В. Суслова «Про Юру и
физкультуру»;
-показ презентации
«Олимпийские игры»;
-просмотр
демонстрационных
картинок.
Консультация для
родителей
«Красивая осанка».
Фотовыставка
«Я спортом
занимаюсь»
Выставка рисунков
«Мой любимый вид
спорта».
2.«Солнце, воздух
и вода – наши
лучшие друзья»
- закрепить знания
детей о пользе
воздушных,
солнечных, водных
ванн;
-формировать
представления о
закаливании
организма;
-познакомить с
правилами и
способами
закаливания.
-чтение М. Витковская
«О том, как мальчуган
здоровье закалял»,
О. Высотская «Волны»,
-рисование иллюстраций.
Индивидуальные
консультации на
тему « Закаливание
ребёнка».
май
«Азбука
здоровья»
-закрепить понимание
о здоровом образе
жизни,
-формирование
знаний и навыков
о здоровом образе
жизни, необходимость
заботиться о
своем здоровье,
-систематизировать
знания о полезных и
вредных привычках и
продуктах питания, о
необходимости
соблюдения режима
дня.
-чтение С. Михалков
«Про мимозу»,
С. Михалков «Не спать»,
Э. Успенский «Зарядка»;
-изготовление коллажа
«Дерево здоровья».
Экскурсия в парк.
7.
Направления работы и методические приёмы
Работа будет проводиться в течение года по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Взаимодействие с руководством ГБДОУ
5. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытого занятия
методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• заучивание стихотворений;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• игры-тренинги;
• игры-забавы;
• подвижные игры;
• психогимнастика;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• самомассаж;
• физкультминутки.
формы работы:
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия;
• музыкально – ритмические занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным коврикам
• спортивные досуги, развлечения, праздники
• беседы
• консультации
• родительские собрания
8.
Заключение
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной
взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в
специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей
развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе
наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным
периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим
возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к
своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни,
которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых
является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с
состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической
культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и
сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный
опыт позволит избежать несчастных случаев.
Приложение 1.
Картотека детской художественной литературы по теме: «Здоровый образ жизни» для
старших дошкольников.
О физкультуре и спорте
А. Бах «Надо спортом заниматься»
А. Барто «Зарядка»
Б. Заходер «Гимнастика для головастика»
Е. Канн «Наша зарядка»
Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры»
А. Павлова «Весёлая зарядка»
В. Суслова «Про Юру и физкультуру»
О закаливании
М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье
закалял»
О. Высотская «Волны»
С. Михалков «Про мимозу»
В. Лебедев – Кумач «Закаляйся»
О питании
З. Александрова «Большая ложка»
Е. Благинина «Про малину»
З. Александрова «Маша и каша»,
Е. Благинина «Простокваша»,
В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»
А. Кардашова «За ужином»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Н. Носов «Мишкина каша»
Ю. Тувим «Овощи»
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в
Детском саду»
О сне
П. Воронько «Спать пора»
Н. Лоткин «Тихий час»
С. Михалков «Не спать»
С. Маршак «Дремота и зевота»
О теле
С. Волков «Для чего всем людям уши?»
М. Ефремов «Тело человека»
И. Ильина «Про всё»
Ю. Прокопович «Зачем носик малышам»
Р. Коренек «Мишка»
С. Сон «Постаралась»
О гигиене
А. Барто «Девочка чумазая»
Г. Голова «Замарашка»
М. Аким «Мыло»
А. Кузнецова «Кто умеет?»
В. Коростылёв «Королева зубная щётка»
Н. Найдёнова «Наши полотенца»
К. Чуковский «Мойдодыр» «Федорино горе»
М. Яснов «Я мою руки»
О режиме дня
Т. Варламова «Мой день»
С. Олексяк «Распорядок дня»
Э. Успенский «Зарядка»
О болезнях, их лечении и профилактике
К. Авдеенко «Дятел-стоматолог»
Р. Кудашева «Петушок»
И. Карнацкий «Постельный режим»
А. Крылова «Заболел петух ангиной»
Г. Лебедева «Скорая помощь»
С. Михалков «Прививка»,
«Как медведь трубку нашёл», «Грипп»,
« Тридцать шесть и пять».
Л. Огурцова «Я простужен»
Н. Пикулева «Бабка Ёжка врачу позвонила»
Н. Рубцов «Болеть не интересно»
Е. Успенский «Детский врач»
Приложение 2. План гимнастики для глаз в старшей и подготовительной группе
Месяц
Тема недели
Название упражнения
сентябрь
Детский сад
«Веселый мяч»
Веселый мяч помчался вскачь.
(дети смотрят вдаль)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
(смотрят на кончик носа, вдаль)
Покатился под ворота,
(смотрят вниз)
Добежал до поворота.
(выполняют круговые движения глазами)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
(закрывают глаза)
Осень
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять.
(шагают на месте)
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине,
(смотрят вверх)
Вот грибок растет на пне,
(смотрят вниз)
Дрозд на дереве сидит,
(смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз)
Слева ель растет - старушка,
(смотрят вправо)
Справа сосенки - подружки.
(смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау!
(повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду!
(влево - вправо, вверх – вниз)
Дома
«Гимнастика для глаз»
А сейчас, а сейчас,
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Профессии
«Маляры»
движения глаз вверх – вниз, плавно, 8–10 раз.
Нет забавнее игры:
Наши глазки – маляры.
(садятся прямо и настраиваются)
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(легко моргают)
Дары осени
«Ёжик»
Ходил ёжик по
полянке,
ходьба на месте
Он искал грибы
опятки.
повороты головы вправо и
влево;
Глазки щурил,
открывал
прищуриться и открыть
глаза;
Но грибов не
увидал
развести руки в стороны;
Вверх смотрел он,
вниз глядел
посмотреть вверх- вниз;
Сам тихонечко
пыхтел
произнести “пых”, “пых”,
Смотрел влево,
смотрел вправо
голова неподвижна,
посмотреть влево – вправо;
Вдруг увидел гриб
на славу!
закрыть и широко открыть
глаза;
Оглянулся он ещё
руки спрятать за спину;
Через левое плечо
повернуть голову влево,
посмотреть назад;
Через правое ещё
повернуть голову вправо,
посмотреть назад;
Ёж затопал по
тропинке
И грибок унёс на
спинке.
ходьба на месте, высоко
поднимая ноги.
октябрь
«Поиграем вместе с Варей»
Мы налево поглядим,
Мы направо поглядим;
Сказки
Ну а что там впереди?
А теперь поспим немножко:
Опустим веки, закроем глаза ладошками.
А пока мы отдыхали,
Варвара рассыпала детали!
Ну-ка, вниз мы поглядим,
Все детали разглядим!
А теперь посмотрим вверх –
Выше всех, дальше всех!
А сейчас дружно встали,
Потянулись вместе с Варей,
Наклонились вместе с Варей.
Присели! Встали! Сели!
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!
Откуда хлеб пришел
«Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.
(посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз
(посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).
Посуда. Продукты
питания
«Чудеса»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют
( продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву о, получается легко
(глазами рисуют букву о)
Вверх поднимем, глянем вниз,
( глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(глаза смотрят вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
Фрукты и овощи
«Ослик»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(выполняются круговые движения глазами)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(закрывают глаза)
ноябрь
Моя малая Родина
«Ночь»
выполняют действия, о которых идет речь
Ночь. Темно на улице.
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 - 4 раза)
Пернатые друзья
«Сова»
В лесу темно.
Все спят давно.
Только совушка- сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Звери, птицы, эх, держись!
Посмотрела все кругом –
за добычею бегом!
В мире животных
«Заяц белый»
Заяц белый отвечал:
(быстро моргают глазами)
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
(наклонять и выпрямлять голову)
«Я не бегал, я скакал».
(вперёд, закрыв глаза)
Заяц белый, заяц белый,
(опять быстро сжимать и разжимать веки)
Ну, а где же ты обедал?
Заяц белый отвечал:
(наклоны головы вправо-влево)
«Я сегодня голодал».
(закрыть глаза ладонями, расслабив глаза)
Моя семья
«Автобус»
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет...
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
декабрь
Зимушка-зима
«Снежки»
(дети выполняют движения в соответствии со словами
педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
Подводный мир
«Рыбка»
Рыбка плавала,
ныряла,
Рыбка хвостиком
виляла.
Вверх и вниз, вверх и
вниз.
Рыбка, рыбка, не
ленись!
проследить глазами за
движением рыбки вверх-вниз
(6-8 раз);
По волнам, по
волнам,
Тут и там, тут и там.
прослеживание глазами по
волнистой линии вправо-влево
(6-8 р.)
Вот она какая, рыбка
золотая.
поморгать глазами.
Животные жарких
стран
«Слоник»
Раз, два — слоник идет вправо,
(движения глаз вправо- влево)
Три, четыре — а теперь налево,
(повторить 4—5 раз)
Пять, шесть — дорожка лежит прямо,
Семь, восемь — все начинаем сначала.
Идет слоник по тропинке.
(движения глаз вверх-вниз)
Глядит вниз, как на картинке.
(вправо-влево)
Смотрит вверх, по сторонам.
(повторить 5-6 раз)
Ну-ка сделай так же сам.
Сел наш слоник отдохнуть.
(глаза закрыть, открыть)
Только он решил уснуть,
(круговые движения глазами)
Вдруг, откуда ни возьмись,
(повторить 4-5 раз)
В лесу пчелка появилась.
И, кружа, кружа, жужжит.
Как ее остановить?
Посмотрел наш слоник вдаль.
(глаза открыть, закрыть 5-6 раз)
К нам приходит
Новый год
«Ёлка»
Вот стоит большая елка,
(выполняют круговые движения глазами)
Вот такой высоты.
(посмотреть снизу вверх)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(посмотреть слева направо)
Есть на елке даже шишки,
(посмотреть вверх)
А внизу – берлога мишки.
(посмотреть вниз)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
январь
Спорт
«Волшебный сон»
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... Засыпают...
Шея не напряжена
И рассла-бле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко...
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Домашние животные
«Кошка»
Вот окошко распахнулось,
(разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз.
(имитируют мягкую, грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка вверх.
(смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз.
(смотрят вниз)
Вот налево повернулась.
(смотрят влево)
Проводила взглядом мух.
(взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
(дети приседают)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
(смотрят прямо)
И закрыла их руками.
(закрывают глаза руками)
Блокада
«Разминка»
Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко.
(растирают ладони)
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем.
(делают лодочки)
Ладошки – это лодочки у нас:
Одной закроем левый глаз,
Другой закроем правый глаз.
(закрывают глаза)
О хорошем подумать сейчас в самый раз.
Глаза закрыты, ладоней не касаются…
Сейчас с них напряжение снимается.
(думают о хорошем, воспитатель может давать
разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие,
глазки отдыхают» и т.д.)
Тихонько уберем ладони,
Медленно глаза откроем.
То, что стало четче видно,
Мы от вас, друзья, не скроем.
февраль
«Индеец Соколиный глаз»
У индейца по имени Соколиный глаз отличное зрение. Он
Эксперименты
самый лучший охотник в своем племени. Хотите ли вы,
ребята, чтобы у вас тоже было хорошее зрение? Нам
поможет Соколиный глаз.
Глаза отдыхают. Соколиный
глаз накрывает глаза
ладошками, закрывает их. Он
слушает шепот ветра, шум
воды, крик птиц.
держать ладони в
течение 30 с.
Соколиный глаз смотрит на
небо вверх, он определяет
погоду. Смотрит на землю.
повторить 4-5 раз.
Соколиный глаз смотрит на
ближнее дерево, на далекое
озеро.
повторить 4-5 раз.
Соколиный глаз
поворачивается вправо,
натягивает лук. Смотрит влево.
повторить 4-5 раз
Соколиный глаз не дает пыли и
ветру попадать в глаза, он быс-
тро моргает.
моргание глазами – 3
подхода по 10 раз
Наш Пушкин
«Варвара»
А Варвара смотрит вверх –
выше всех, дальше всех!
А теперь – смотрит вниз,
А теперь – глаза закрыла,
И открыла, и закрыла.
Веселы, бодры мы снова,
И к занятию готовы!
Глазки не напряжены и расслаблены.
Народные мастера
«Золотая хохлома»
А сейчас вновь гимнастика для глаз.
(дети выполняют данные движения стоя)
Глаза крепко закрываем,
Широко их открываем.
Все умеем мы моргать
И глазами «рисовать».
(поднять глаза вверх, сделать ими круговое
вращение по часовой стрелке и против часовой
стрелки)
Ветка влево повернулась
(вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч,
посмотреть влево при неподвижной голове)
И в колечко завернулась.
(согнуть левую руку в локтевом суставе)
Изогнулась мило вправо,
(вытянуть правую руку в правую сторону на уровне
плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)
Получился лист на славу!
(согнуть правую руку в локтевом суставе)
Рядом с листиком трёхпалым
(присесть)
Земляника цветом алым
(обхватить колени руками, посмотреть вниз)
Засияла, поднялась,
(приподняться на носочки и вытянуть руки вверх,
посмотреть на ладошки)
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
(наклоны туловища в стороны)
Золотая хохлома!
(опустить руки вниз)
Защитники
Отечества
«Гимнастика для глаз»
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
март
Самая красивая
мамочка моя
«Мамочка»
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
(вытянуть вперед руку, следить за кончиком пальца,
медленно приближая его к носу, а потом так же
медленно отодвигая обратно)
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
(закрыть глаза, погладить веки)
«Разминка»
Смотрит вправо —
резко переводят взгляд вправо-
Масленица
никого,
Смотрит влево —
никого.
Раз-два, раз-два —
Закружилась
голова.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали.
Как откроем мы
глаза,
Вверх посмотрим,
да-да-да.
Вниз ты глазки
опусти,
Вверх опять их
подними.
Пальцами погладь
глаза,
Отдыхать пришла
пора.
влево
выполняют круговые вращения
глазами
закрывают глаза
резко переводят взгляд вверх вниз
мягко поглаживают веки
указательными пальцами
Весна
«Радуга»
Мы глаза сейчас закроем.
В группе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем.
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз.
Жмурься сильно, но держись.
Поморгать глазами.
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх.
Закрыть глаза ладошками.
Посмотреть по дуге вверх.
Вправо и вверх – влево.
Поворачиваем вправо, влево.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, открыть и
поморгать ими.
Мир театра
«Колобок»
Колобок румяный бок
На окошке сидел
В лес глядел.
Спрыгнул вниз он на дорожку,
Повстречал он Мурку – кошку.
Кошка испугалась
И на ёлочку взобралась.
( зрительная гимнастика с предметами).
прослеживание взглядом за предметом.
«Муха»
Громко муха
вытягивают вперед руку и
Книжкина неделя
зажужжала,
Над слоненком
виться стала
Муха, муха
полетела
И на нос слоненку
села.
Снова муха
полетела,
И на ухо она села.
Муха вверх, и
муха вниз.
Ну, Слоненок,
берегись!
описывают указательным пальцем
в воздухе круг, прослеживая
движение глазами.
дотрагиваются пальцем до
кончика носа, сфокусировать
взгляд на кончике пальца.
дотрагиваются до уха,
прослеживая движение пальца
взглядом в пределах видимости, не
поворачивая головы. Также
медленно дотрагиваются до
второго уха, прослеживал
движения взглядом.
резко перемещают взгляд вправо,
влево, вверх, вниз, зафиксирован
его на кончике пальца.
апрель
Части тела
«Зонтик»
Зонтик у меня цветной
Яркий - красный,
голубой
Ветер осенний
засвистел
Зонтик в небо полетел
Выше- выше-
высоко…
Дальше – дальше –
далеко
Кружит – кружит
зонт цветной
Яркий – красный,
голубой .
прослеживание глазами за
движением зонтика по
волнистой линии 4-6 раз;
прослеживание глазами вверх –
вниз,
проследить вправо – влево
прослеживание глазами по
кругу в одну и другую стороны
4 раза;
Космос
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза – как горошины глаза
(траектория восьмерки)
Влево, вправо, верх, вперед
(глазами смотрим по тексту)
Ну, совсем как вертолет
(по большому кругу)
Мы летаем высоко,
(смотрим вверх)
Мы летаем низко,
(смотрим вниз)
Мы летаем далеко,
(смотрим по большому кругу)
Мы летаем близко,
(смотрим по малому кругу)
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Дружат дети всей
земли
«Лимпопо»
А в Африке, а в Африке,
На черной Лимпопо,
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
Он в Африке, он в Африке.
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?
Но вот, поглядите, какая-
то птица
Все ближе и ближе по
воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит
Айболит
И шляпою машет и громко
кричит
«Да здравствует милая
Африка!»
сидят по-турецки,
медленно, в ритме
стихотворения двигают
зрачками слева направо.
переводят взгляд вверх-
вниз.
складывают пальцы
трубочкой и смотрят в
«трубу» сначала правым
глазом, потом левым.
До свидания,
детский сад!
«Переменка»
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
май
День победы
«Хомка- хомка- хомячок»
Хомка - хомка хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом.
Мир растений
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(глазки открыли, вправо-влево поглядели, ресницами
помахали)
Транспорт
«Светофор»
У дороги, словно в сказке,
(взор переводят вверх, вниз)
На столбе живёт трёхглазка.
(взор переводят вправо, влево)
Всё мигает и мигает,
(моргают глазами)
Ни на миг не засыпает.
(широко раскрывают глаза)
Она транспорт стережёт,
(глаза закрывают)
Пешеходам путь даёт.
(широко открывают и закрывают глаза)
(повторить 2 – 3 раза)
Лето
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(моргают глазками)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(отводят взгляд вправо)
9.Список использованной литературы
1.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников
детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108.
2.Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. –
М. : Гардарики, 2007. – 183 с
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.:
Просвещение, 1989. – 78с.
4. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009
– 288с.
5. Лукьянов М. О.Моя первая книга о человеке: Науч- поп. изд. для детей. - М.: ООО
«Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 95 с.
6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.
– СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.
7. Мосалова Л. Л.Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей
дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80 с.