Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"


Автор: Лубенникова Анжела Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Ливенская СОШ" ДОГ
Населённый пункт: г. Ливны, область Орловская, пос. Набережный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Я работала над темой: « Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений дошкольников» Особенностью моей педагогической деятельности является работа в разновозрастной группе возраст детей от3 до 5 лет. Интенсивное формирование умственных способностей , познавательного интереса к математическим знаниям происходит именно в период дошкольного детства. Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий. Однако знакомство с формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
ЦЕЛЬ:
использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
ЗАДАЧИ:

1
.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2.Дать общую характеристику содержания понятия формирования элементарных математических представлений. 3.Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений. 4.Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр. 5.Разработать картотеку игр по фэмп. 6.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок. Для решения поставленных задач мною были использованы методы: - анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; - наблюдение, - диагностика, - математическая обработка данных. Содержание моей работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Принцип возрастного и индивидуального подхода к детям- предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей , создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности. . Принцип сознательности и активности обучения - предполагает использование в работе различных приемов и способов, позволяющих стимулировать познавательную деятельность дошкольников, способствующих восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала , его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала , при котором знания опираются на ранее полученные. Принцип наглядности – реализовывается в разных условиях по разному, способствует обобщению учебного материала, установлению определенных закономерностей. Принцип сотрудничества – предполагает , что все мы- члены одной человеческой семьи и лучшая деятельность та, которая учитывает интересы всех сторон. Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование, художественная литература и др.; Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности .Деятельность единственный способ само- реализации , самораскрытия человека. Дошкольник стремиться к активной деятельности , и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Принцип игровой подачи материала – позволяет достичь максимального эффекта, от какой- либо деятельности. Работая над данной темой: я подобрала материал для математических игр. Разработала перспективный план работы «Дидактические игры, формирующие элементарные математические представления» В результате перспективного плана была изготовлена картотека по фэмп. Создала математический
уголок с дидактическими играми , пособиями для формирования у детей математических способностей.( Д-И. «Под бери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры».)Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки .При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Каждый день я использовала игровой материал в непосредственно образовательной деятельности , в режимных моментах , на основе дидактических игр проводилась индивидуальная работа с детьми В уголке по фэмп ,представлены игры на восприятие, а в дальнейшем для закрепления: ко личества, формы, величины, цвета предметов. Для фэмп использовались на занятиях игровые ситуации, сказки , стихи,: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»….Стихи детских поэтов :С.Михалков «Котята», С.Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки. Сдержание игрового материала привлекает детей своим красочным оформлением, разнообразием.Много дидактического материала создаю сама с помощью цветного картона. Были созданы картотеки физ. минуток ,пальчиковые игры – так же математического содержания. Разработала конспекты игр-драматизации Кто, где находится в лесу» (ориентировка в пространстве), конспект игры «Найди домик для мишки»(сравнение множеств по количеству предметов, их составляющих), конспект нод «Обучение математике при ознакомлении с при родой» и т. д.Все игры и пособия применяла в непосредственно образовательной деятельности, давала консультации родителям и коллегам такие как «Учимся играя», «Занимательный счет»,»Геометрические фигуры» Результаты диагностического исследования уровня знаний по фэмп Показывают , что программный материал усвоен детьми в полном объеме. На начало учебного года больше половины детей – 58% показали средний уровень усвоения программного материала ; 35% высокий уровень; и 17% низкий.В конце учебного года 47% средний уровень, 51% высокий, а детей с низким уровнем 2% .Данные говорят о хорошей динамике в усвоении знаний по фэмп.В непосредственно образовательной деятельности по фэмп –дети хорошо знают геометрические фигуры, умеют соотносить форму предметов с геометрическими фигурами, называют предметы заданной формы; умеют отсчитывать предметы из большого количества предметов, выкладывать заданное количество предметов, умеют устанавливать равенство групп предметов, считают в пределах 5.( некоторые дети в пределах 10). Хорошо ориентируются в пространстве, обозначают положение предмета по отношению к себе. Но не все дети умеют давать полные ответы, отвечают на вопросы односложно. На основе выше сказанного , можно сделать вывод: что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение эмп у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.


В раздел образования