"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
Автор: Лубенникова Анжела Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Ливенская СОШ" ДОГ Населённый пункт: г. Ливны, область Орловская, пос. Набережный Наименование материала: методическая разработка Тема: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры" Раздел: дошкольное образование
Я работала над темой: « Роль дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений дошкольников»
Особенностью моей педагогической деятельности является работа в
разновозрастной группе возраст детей от3 до 5 лет.
Интенсивное формирование умственных способностей , познавательного
интереса к математическим знаниям происходит именно в период
дошкольного детства.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста
проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество,
форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться
в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом,
способствует формированию понятий.
Однако знакомство с формированием элементарных математических
представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить
мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических
представлений посредством использования дидактических игр.
ЦЕЛЬ: использование дидактических игр при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
ЗАДАЧИ:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме.
2.Дать общую характеристику содержания понятия формирования
элементарных математических представлений.
3.Исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе
формирования элементарных математических представлений.
4.Разработать систему занятий по формированию элементарных
математических представлений с использованием дидактических игр.
5.Разработать картотеку игр по фэмп.
6.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы,
оформив математический уголок.
Для решения поставленных задач мною были использованы методы:
- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме
исследования;
- наблюдение,
- диагностика,
- математическая обработка данных.
Содержание моей работы основывается на следующих главных
педагогических принципах:
Принцип возрастного и индивидуального подхода к детям- предусматривает
организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных
способностей , создание условий для активной познавательной деятельности
всех детей группы и каждого ребенка в отдельности. .
Принцип сознательности и активности обучения - предполагает
использование в работе различных приемов и способов, позволяющих
стимулировать познавательную деятельность дошкольников,
способствующих восприятию, запоминанию, сохранению, переработке
учебного материала , его самостоятельному анализу и обобщению и
последующему применению.
Принцип систематичности и последовательности предполагает такой
логический порядок изучения материала , при котором знания опираются на
ранее полученные.
Принцип наглядности – реализовывается в разных условиях по разному,
способствует обобщению учебного материала, установлению определенных
закономерностей.
Принцип сотрудничества – предполагает , что все мы- члены одной
человеческой семьи и лучшая деятельность та, которая учитывает интересы
всех сторон.
Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе
аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование,
художественная литература и др.;
Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во
время активной деятельности .Деятельность единственный способ само-
реализации , самораскрытия человека. Дошкольник стремиться к активной
деятельности , и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать
его дальнейшему развитию.
Принцип игровой подачи материала – позволяет достичь максимального
эффекта, от какой- либо деятельности.
Работая над данной темой: я подобрала материал для математических игр.
Разработала перспективный план работы «Дидактические игры,
формирующие элементарные математические представления»
В результате перспективного плана была изготовлена картотека по фэмп.
Создала математический
уголок с дидактическими играми , пособиями для формирования у детей
математических способностей.( Д-И. «Под бери по форме», «Один-много»,
«Большой-маленький», «Геометрические фигуры».)Достаточно широкий
выбор игр на развитие мелкой моторики руки .При выборе игр предпочтение
отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Каждый день
я использовала игровой материал в непосредственно образовательной
деятельности , в режимных моментах , на основе дидактических игр
проводилась индивидуальная работа с детьми В уголке по фэмп
,представлены игры на восприятие, а в дальнейшем для закрепления: ко
личества, формы, величины, цвета предметов. Для фэмп использовались на
занятиях игровые ситуации, сказки , стихи,: «Теремок», «Три медведя»,
«Колобок»….Стихи детских поэтов :С.Михалков «Котята», С.Маршак
«Веселый счет», многие считалки и потешки. Сдержание игрового материала
привлекает детей своим красочным оформлением, разнообразием.Много
дидактического материала создаю сама с помощью цветного картона.
Были созданы картотеки физ. минуток ,пальчиковые игры – так же
математического содержания. Разработала конспекты игр-драматизации
Кто, где находится в лесу» (ориентировка в пространстве), конспект игры
«Найди домик для мишки»(сравнение множеств по количеству предметов, их
составляющих), конспект нод «Обучение математике при ознакомлении с при
родой» и т. д.Все игры и пособия применяла в непосредственно
образовательной деятельности, давала консультации родителям и коллегам
такие как «Учимся играя», «Занимательный счет»,»Геометрические фигуры»
Результаты диагностического исследования уровня знаний по фэмп
Показывают , что программный материал усвоен детьми в полном объеме.
На начало учебного года больше половины детей – 58% показали средний
уровень усвоения программного материала ; 35% высокий уровень; и 17%
низкий.В конце учебного года 47% средний уровень, 51% высокий, а детей с
низким уровнем 2% .Данные говорят о хорошей динамике в усвоении знаний
по фэмп.В непосредственно образовательной деятельности по фэмп –дети
хорошо знают геометрические фигуры, умеют соотносить форму предметов с
геометрическими фигурами, называют предметы заданной формы; умеют
отсчитывать предметы из большого количества предметов, выкладывать
заданное количество предметов, умеют устанавливать равенство групп
предметов, считают в пределах 5.( некоторые дети в пределах 10).
Хорошо ориентируются в пространстве, обозначают положение предмета по
отношению к себе. Но не все дети умеют давать полные ответы, отвечают на
вопросы односложно.
На основе выше сказанного , можно сделать вывод: что использование
дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение эмп у
дошкольников и способствует повышению уровня математического развития
детей.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают
детям закрепить и расширить знания по математике.