Напоминание

«Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с – ц»


Автор: Морозова Юлия Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 65 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с использованием игровых технологий
Тема: «Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с – ц»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с использованием игровых

технологий по теме:

« Звуковая культура речи: Дифференциация звуков с – ц»

Цель: развитие умения у детей отчетливо произносить звуки с – ц, дифференцировать их.

Задачи:

Образовательная область - «Познавательное развитие»

• Развивать внимание, память, логическое мышление

Образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие»

• Закреплять умение действовать вместе, помогать товарищу.

• Воспитывать чувство солидарности, уважение друг к другу.

Образовательная область - «Речевое развитие"

• Упражнять детей в отчетливом произношении звуков с – ц и их дифференциации:

различать в словах, выделять в словах с заданным звуком из фразовой речи;

• Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка

Образовательная область – «Физическое развитие»

• Развивать координацию движений, становление ценностей здорового образа жизни,

овладение его элементарными нормами, при формировании полезных привычек.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной гимнастики, разучивание

движений «На что похож звук»

Оборудование: Магнитная доска, магнитные буквы (С – Ц), картинки с иллюстрациями

для магнитной доски, мешочек, мелкие игрушки, картонные буквы (С – Ц)

Ход занятия

1. Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика:

Упражнение «Улыбка». Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

Упражнение «Трубочка» Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

- С какого звука начинается слово «слон»? (Ответы детей)

- А теперь произнесите звук с протяжно. На что похоже? (Ответы детей)

- Давайте покажем: вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с.

- Придумайте слова, в которых есть звук с. (Ответы детей)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

- А теперь послушайте другую загадку:

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

- С какого звука начинается слово «цапля»? (Ответы детей)

- Попробуйте громко произнести звук ц. (Произносят)

- На что похож этот звук? (Ответы детей)

- Давайте все поцокаем, как белочка.

- Придумайте слова со звуком ц. (Ответы детей)

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, царь, цирк, скворец, конец, образец)

- Ребята, вы молодцы! Вы отгадали звуки, с которыми мы будем играть. Мы сегодня

научимся их слышать в словах, различать и хорошо их проговаривать.

4. Физкультминутка: «Мы идём в осенний лес»

(Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

5. Чистоговорки.

- А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц.

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

- С каким звуком чистоговорка? (Ответы детей)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

- С каким звуком чистоговорка? (Ответы детей)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

6. Игра «Слушай – и не ошибись!»

- Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти

звуки в словах. На звук с – изобразите умывание, на звук ц – махните рукой, будто

белочка машет хвостом (движение кистью правой руки вправо)

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

7. Игра «Чудесный мешочек».

- А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек». У меня в мешочке разные предметы.

Надо их узнать на ощупь, правильно назвать, показать и сказать, какой звук – с или ц

- слышится в слове и поставить к нужному звуку

(Огурец, яйцо, цифра, расческа, перец, автобус, курица, колесо)

8. Игра «Звуковые домики» (командная работа)

- На магнитной доске изображены домики. На крышах домиков живут звуки С – Ц.

Ваша задача узнать эти звуки в картинках и выбранные картинки расположить в

домике с нужным звуком.

(Дети делятся на 2 команды, вместе выполняют задание, затем идет взаимопроверка

выполненного задания)

9. Подведение итогов:

- Я вами, сегодня так довольна, вы так сегодня хорошо отвечали, работали вместе,

дружно. Друг друга слушали.

- С какими звуками мы сегодня работали? (Ответы детей)

- Что вам понравилось?( Ответы детей)

- Вы много вспомнили слов с нужными звуками. Я предлагаю вам вечером поискать еще

слова со звуками с – ц, дома или на прогулке и на следующем занятии нам эти слова

рассказать.



В раздел образования