Напоминание

Финансовая грамотность


Авторы: Фисюк Ольга Сергеевна, Малютина Мария Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад с. Корнилово
Населённый пункт: Томский район
Наименование материала: Викторина для родителей "Азбука финансов"
Тема: Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Корнилово» Томский район

Подготовили:

воспитатели старшей группы

Малютина Мария Александровна

Фисюк Ольга Сергеевна

Томск 2022

Викторина для родителей «Азбука финансов»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников

черезвзаимодействие с семьей посредством игры.

Задачи:

Сформировать элементарные экономические знания у родителей

Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через

взаимодействие с семьей

Привить бережное и экономное отношение детей к деньгам, через

взаимодействие с семьей

Обучить своих детей правильно управлять своим поведением на основе

первичных представлений о мире финансов Родители делятся на две

команды (путем жеребьёвки).

На каждое задание дается 5мин. На правильный ответ (выделен синим цветом)

дается один балл. Выигрывает та команда, которая соберет больше балов.

Финансовая разминка.

Блиц-опрос для разогрева по различным темам финансовой грамотности

проводим блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы), готовы?

1. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги).

2. На товаре быть должна,

Обязательно... (цена).

3. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт... (кассир).

4. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам... (продавцы).

5. Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает? (Покупатель)

ЗАДАНИЕ 1. Игра «Кто больше знает финансовых терминов?

Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как

можно больше терминов.

По истечению времени команды обмениваются друг с другом бланками.

Чужая команда подсчитывает доход команды – соперника, при этом

обязательно учитывается соответствие написанных слов с заданной тематикой

и грамотностью.

За каждый правильный термин дается 1 балл.

Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?

"Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди

людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и

изгоняют людей из жилищ, деньги обращают мысли людей самых благородных

ко всему постыдному и гибельному для человека..."

Древнегреческий философ Софокл так говорил 2 тыс. лет назад о деньгах.

- А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех преступлениях, в

которых их обвиняет Софокл?

Обсуждение с двумя командами

Вывод: в современном мире деньги могут способствовать добру, а могут

помогать или даже совершать зло. Все зависит от того, в чьих руках они

находятся.

ЗАДАНИЕ 2. «Продолжите предложение»

Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их

нужно зарабатывать и экономить, то …

a.

у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет

ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным

финансам.

b.

это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

c.

это

повлияет

на

формирующееся

миропонимание

и

восприятие

окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается

самооценка.

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут

уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А

если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители

должны……

говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом

объяснять причину отказа.

удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и

наносят удар по бюджету семьи

предложите

ему

что-либо

взамен,

поддержите

ласковым

словом,

телесным контактом.

ЗАДАНИЕ 3. «Кто последний?»

Книги, фильмы, мультфильмы, способствующие развитию финансовой

грамотности дошкольников. (Команды по очереди называют, проигрывает та

команда, от которой не поступило очередного названия)

Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о

золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко,

Цветик-Семицветик, Конек-Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики-

Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.

Физическая разминка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все

пальцы).

ЗАДАНИЕ 4. «У кого больше»

Перечислить

игры,

способствующие

развитию

финансовых

манипуляций. (Выигрывает та команда, которая перечислила большее

количество)

«Денежный поток», «Капитал», «Инвестор 2000» и «Монополии»,

«Секреты

богачей»,

«Крысиные

бега»,

ОНЛАЙН-ИГРА

«Финансовая

грамота»

ЗАДАНИЕ 5. Игра «Верю - не верю»

Каждой команде по очереди задается вопрос, а они должны ответить верят или

нет.

1.Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?

(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло,

какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура

бананов).

2.Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в

виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-

Крус.

Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10

сантиметров).

Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые

колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис,

куниц)

3. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов

Океании есть «Остров каменных денег»?

(Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть

огромный

регион

Микронезии,

включающий

архипелаг

Каролинских

островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким

названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)

ЗАДАНИЕ 6. «А у нас…»

Рассказать интересную смешную, поучительную историю о финансовом

воспитаниив семье.

Благодарю за сотрудничество!

Приложение 1

Предлагаю вниманию словарь финансовых терминов (для 1 задания).

Понятия,

указанные

ниже

относятся

к

изучаемым

экономическим

категориям.

АВАНС — деньги (часть заработной платы), которые выплачивают до

окончания всей работы.

БАНК — организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и

давать их в долг.

БАНКИР — управляющий или владелец банка.

БЕДНЫЕ — люди, которые имеют очень низкие доходы и поэтому не могут

удовлетворить необходимые потребности, и у которых нет накоплений.

БЕЗРАБОТНЫЙ — человек, который не работает или потерял работу.

БЕРЕЖЛИВЫЙ — человек, который бережно относится ко всему, что его

окружает.

БИЗНЕС

-

это

инициативная

экономическая

деятельность,

которая

осуществляется предпринимателем на свой риск и под свою ответственность.

Бизнес - развитие собственного дела с целью получения прибыли.

БОГАТЫЕ — люди, у которых большие доходы и есть накопления.

БЮДЖЕТ

- схема доходов и расходов определённого объекта (семьи,

бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый

период

времени,

обычно

на

один

год.

Бюджет

--

это

документ,

детализированный

план

деятельности

организации,

направленный

на

достижение

целей

организации,

содержащий

плановые

показатели

организации на ближайшую перспективу.

ВАЛЮТА — деньги других стран.

ВЫГОДА - это количество денег, разница, которую вы получаете, когда вам

платят за что-либо больше, чем заплатили за это вы.

ДЕНЕЖНАЯ КУПЮРА — бумажные деньги с обозначенной на них

стоимостью.

ДЕНЬГИ — это бумажные или металлические знаки как средство покупки

товаров или оплаты услуг.

ДЕШЕВЫЙ — имеющий низкую цену, недорогой.

ДОЛГ — вещи, ценные бумаги или деньги, взятые на время с обещанием

(обязательством) вернуть в определенный срок.

ДОЛЛАР — денежная единица в США, Канаде, Австралии и некоторых

других государствах.

ДОРОГОЙ — имеющий высокую цену.

ДОХОД — деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или

государство в результате какой-либо деятельности.

ЕВРО — денежная единица Франции, Германии, Австрии, Бельгии и других

европейских стран (стран, входящих в Европейский Союз).

ЗАРПЛАТА (заработная плата) — деньги, получаемые за работу.

ИНФЛЯЦИЯ - это переполнение каналов денежного обращения избыточной

денежной массой, проявляемое в росте товарных цен. Инфляция рост цен на

товары и услуги. При инфляции происходит обесценивание денег, снижается

покупательная способность населения.

КАПИТАЛ

- это совокупность материальных, интеллектуальных и

финансовых

средств,

используемых

для

получения

прибыли,

дополнительных материальных благ. Капитал - это состояние, накопления,

сбережения. Самое короткое "экономическое" определение капитала -

активы. В зависимости от их формы капитал может быть финансовым или

физическим. Но не зависимо от их формы капитал - это только те ресурсы,

которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека, а

используются для производства товаров и услуг.

МЕНЕДЖЕР — человек, который помогает управлять производством,

организует его.

МОНЕТА — металлический денежный знак.

НАКОПЛЕНИЯ — деньги, которые откладывают или хранят в банке.

НАЛОГ

-

это

обязательный,

индивидуально

безвозмездный

платёж,

принудительно взимаемый органами государственной власти различных

уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения

деятельности государства и других учреждений. Налог - это обязательный,

индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и

физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги

служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь

расходует их на благо населения страны.

ПЕНСИЯ — деньги, выплачиваемые тем, кто проработал много лет и достиг

определенного возраста.

ПОСОБИЕ — денежная помощь государства тем людям, которые не могут

самостоятельно зарабатывать для того, чтобы удовлетворить жизненно

важные потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь, это

нужда

или

недостаток

в

чем-либо,

необходимом

для

поддержания

жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы,

общества в целом; внутренний побудитель активности.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

ПРЕМИЯ — деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые

успехи в работе.

ПРИБЫЛЬ - это денежное выражение основной части денежных накоплений,

создаваемых

предприятиями

любой

формы

собственности.

Как

экономическая

категория

она

характеризует

финансовый

результат

предпринимательской

деятельности

предприятия.

Прибыль

-

это

существенная разница между доходом одного независимого субъекта

предпринимательской деятельности от реализации определенной продукции,

различных товаров, услуг и затратами на развитие и ведение хозяйственной

деятельности. Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе

производства

и

реализованного

в

сфере

обращения,

который

непосредственно получает предприятие.

РАСХОД — деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или

купить товары.

РЕКЛАМА — информация (сообщение) о товарах,

которая помогает

продавцу найти покупателя, а покупателю — сделать нужную покупку.

РЕКЛАМНЫЙ АГЕНТ — человек, который распространяет сведения о

достоинствах товаров и услуг с целью продажи.

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ — распределение доходов и расходов в семье.

СПОНСОР — человек (или предприятие), который помогает деньгами

отдельным людям или группам людей в осуществлении какого- либо

мероприятия и не требует возврата своих денег.

СПРОС — показывает, сколько людей хотят приобрести товар.

СТИПЕНДИЯ — денежная поддержка государства тех, кто хорошо учится.

ТОВАР —

изделие,

вещь,

которые

продаются,

покупаются

или

обмениваются.

ТРАНЖИРА — тот, кто тратит деньги (материалы, время) попусту.

ТРУД

-

это

целесообразная,

сознательная

деятельность

человека,

направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в

материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность

может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему

побуждению, либо по тому и другому.

УСЛУГА — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей

человека.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ — тот, кто умеет правильно вести домашнее хозяйство.

ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара или услуги.

ЭКОНОМИКА - это часть повседневной жизни людей, люди принимают

ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической

среде,

постоянно

используют

термины,

употребляемые

экономистами

(деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Экономика - это

наука, которая изучает, как люди используют имеющиеся ресурсы для

удовлетворения своих неограниченных потребностей. Основой экономики

является производство товаров. Без производства не может быть ни торговли,

ни обмена, ни потребления. Экономика - это наука о правильном ведение

хозяйства. Экономика - это особая сфера жизни общества, охватывающая

производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление

созданных в обществе благ.

ЭКОНОМИЯ- это бережливое ведение хозяйства, в основе которого лежит

уменьшение издержек, расходов, затрат экономических ресурсов.

ЭКОНОМНЫЙ — человек, который с наименьшими затратами сил, средств

и времени добивается лучших результатов.



В раздел образования