Автор: Лосевская Елена Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Улыбка" Населённый пункт: с. Песчанокопское, Ростовской области Наименование материала: Проект Тема: "Птицы зимой" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с №1 «Улыбка»
Проект
«Птицы - наши друзья»
(средняя группа №2)
Автор проекта:
воспитатель ДОУ
Е.А. Лосевская
с. Песчанокопское
январь-февраль 2016 г.
Актуальность выбора темы проекта.
Птицы наши друзья. Они приносят людям пользу и радость целый год.
Но как живётся птицам в холодное время года? И что об этом знают наши
воспитанники?
Проведя с детьми беседу, предложив им демонстрационный материал
(карточки с изображением зимующих и перелётных птиц), выяснилось, что
большинство опрошенных воспитанников могут назвать всего 2-3 птицы.
Из этого, к сожалению, следует, что наши дети очень мало знают о пернатых
друзьях, редко смотрят познавательные передачи о животных, не имеют
опыта наблюдения за птицами в природе. У большинства из них не
сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить
знания детей о перелётных и зимующих птицах, об их повадках, образе
жизни, помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц, создать
условия для общения ребёнка с миром природы.
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать
любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта:
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке - информационно - практико-ориентированный
(дети собирают, получают информацию и реализуют её, ориентируясь на
социальные интересы)
3. по срокам реализации – среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта: воспитанники группы, их родители, педагоги
группы.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний о перелётных и зимующих
птицах и формирование ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей общие представления о перелётных и зимующих
птицах.
2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, эстетическое
восприятие образа пернатых друзей и умение передавать увиденное в
рисунках, поделках.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность,
любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно
оценивать поступки других людей.
5. Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.
6. Пополнить развивающую среду группы материалами по теме проекта.
7. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Основные формы реализации проекта:
– определение темы, постановка цели и задач;
– определение методов и приёмов работы;
– диагностирование уровня экологического воспитания;
– подбор методической и художественной литературы,
демонстрационного материала;
– подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
– подбор материала для творческого труда;
Основные виды деятельности и технологии реализации проекта:
– игровая,
– познавательная,
- поисковая,
– продуктивная,
- коллекционирование,
– совместная работа с родителями и др.
Продуктом проектной деятельности должны стать:
Рисунки, поделки детей, фотографии занятий, совместное с родителями
изготовление кормушек и подкармливание пернатых жильцов.
Обеспечение:
Методическое:
– Журавлёва В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников»,
– Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,
- Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»;
- И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду» и другая методическая
литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ
Материально-техническое:
– презентация «Зимующие птицы»;
– картинки, иллюстрации с изображением птиц;
- глобус и карта мира;
- подбор рассказов В.Л. Бианки «Лесная газета»;
- стихи и рассказы других авторов о перелётных и зимующих птицах.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
• Беседа с детьми (определение уровня знаний детей): «Что вы знаете о
птицах, как они готовятся к зиме»
• Рассматривание картинок, карточек «Перелётные птицы», «Зимующие
птицы».
• Определение темы проекта, задач, форм и методов его реализации.
Подбор необходимой литературы по данной теме.
2 этап:
основной - исследовательско-творческий:
Взаимодействие с детьми.
Формы совместной деятельности:
Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Как птицы готовятся к зиме?»
Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок о птицах.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Просмотр телепередач о птицах.
Рассказы детей о «птичкиных историях».
Рисование «Снегири (др. птицы) нашли корм»
Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для игр.
Оформление альбома «Зимующие птицы».
Сбор коллекции картинок, фотографий с изображением птиц.
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке
Оформление плаката «Зимующие птицы».
Рисование «Моя любимая птичка».
Заготовка корма для птиц;
Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не
увидишь», «Дикие и домашние птицы» и др.
Подвижные игры «Воробьи и автомобили», «Коршун и курица», «Перелёт
птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова» и др.;
Прослушивание записи голосов птиц.
Развивающая игра «Птичий концерт».
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Взаимодействие с родителями:
Сбор картинок, фотографий с изображением птиц.
Оформление раскладушки «Зимующие птицы».
Конкурс поделок «Мастерим кормушки для птиц»
Консультации -
« Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Заключительный этап.
Развлечение «Птичкин день»
Ожидаемый результат:
-у детей сформированы общие представления о зимующих и перелётных
птицах;
-в ходе реализации проекта развились коммуникативные навыки общения с
детьми и взрослыми;
-у детей появилось желание помогать птицам, оберегать их в зимнее время
года.
Перспективы проекта: В следующем учебном году планирую разработать
подробнее проект «Перелётные птицы».
Формы совместной деятельности:
Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Как птицы готовятся к зиме?»
Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок о птицах.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Просмотр телепередач о птицах.
Рассказы детей о «птичкиных историях».
Рисование «Зимующие птицы»
Изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для игр.
Оформление альбома «Зимующие птицы».
Сбор коллекции картинок, фотографий с изображением птиц.
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке
Оформление плаката «Зимующие птицы».
Рисование «Моя любимая птичка».
Заготовка корма для птиц;
Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не
увидишь», «Дикие и домашние птицы» и др.
Подвижные игры «Воробьи и автомобили», «Коршун и курица», «Перелёт
птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова» и др.;
Прослушивание записи голосов птиц.
Развивающая игра «Птичий концерт».
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Взаимодействие с родителями:
Сбор картинок, фотографий с изображением птиц.
Оформление раскладушки «Зимующие птицы».
Конкурс поделок «Мастерим кормушки для птиц»
Консультации -
« Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Заключительный этап.
Развлечение «Птичкин день»
Ожидаемый результат:
-у детей сформированы общие представления о зимующих и перелётных
птицах;
-в ходе реализации проекта развились коммуникативные навыки общения с
детьми и взрослыми;
-у детей появилось желание помогать птицам, оберегать их в зимнее время
года.
Перспективы проекта: В следующем учебном году планирую разработать
подробнее проект «Перелётные птицы».