Автор: Луков Антон Владимирович
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: город Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Введение в учебный курс ОБЖ
Раздел: среднее образование
Модуль 1. Культура безопасности
жизнедеятельности в современном обществе
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №5»
Луков Антон Владимирович
Тема 1. Введение
Вы
узнаете
05
04
03
02
01
В чём состоят цель и задачи предмета ОБЖ,
каковы его ключевые понятия и какое
значение он имеет для каждого человека.
Понятия «опасность», «безопасность»,
«риск».
Об источниках опасности и их классификации.
Смысл понятия «культура безопасности
жизнедеятельности».
Общие принципы безопасного поведения.
Целевая установка предмета ОБЖ
Основы безопасности жизнедеятельности — это
предмет, помогающий узнать о том, как не попасть
в беду, и о том, как вести себя в трудных и опасных
ситуациях, чтобы сохранить жизнь и здоровье свои
и того, кто находится рядом. При изучении этого
предмета рассматриваются самые разные аспекты
жизни человека: безопасность в быту, на природе,
на транспорте, в общественных местах, в
информационном пространстве и др.
01
02
Основные задачи предмета
ОБЖ
Усвоение базовых, общих
принципов безопасного
поведения и овладение
способностью их применять
Приобретение знаний и
формирование умений
безопасно действовать в
конкретных обстоятельствах с
учётом своих слабых и
сильных сторон
Ключевые понятия предмета ОБЖ
Опасность
— это события, явления, факторы,
процессы, которые могут негативно сказаться на
жизни и здоровье человека, благосостоянии
общества или государства в целом (например,
нарушение жизнедеятельности, вред здоровью,
нанесение ущерба и пр.).
Опасности
классифицируютс
я по различным
основаниям,
например:
по происхождению
природные, антропогенные, техногенные,
экологические, социальные, биологические;
по характеру воздействия
механические, физические, химические,
биологические, психофизиологические;
по локализации
атмосферные, гидросферные, литосферные,
космические;
1
2
3
Безопасность
— наличие условий для комфортной
жизни, устойчивого развития личности, общества и
государства.
Действия, направленные на обеспечение
безопасности
— меры, позволяющие не допустить
возникновения опасного события, прекратить его
негативное действие, уменьшить либо
нейтрализовать его последствия.
1
2
3
4
5
6
Информаци
-онные
Биолог-
ические
Физические
Химические
Психофизио-
логические
Социальны
е
природные климатические показатели (температура воздуха,
скорость
ветра
и
др.)
и
антропогенные
источники
(ионизирующие
излучения,
электрический
ток,
шум,
вибрация и др.).
1
естественные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии
и
грибки),
различные
биологические
средства,
созданные
человеком, больные люди и животные.
2
природные
и
синтезированные
человеком
вредные
химические вещества.
3
физические
статические
и
динамические
перегрузки,
умственное
и
эмоциональное
перенапряжение,
монотонность труда.
4
войны,
голод,
экстремизм
и
терроризм,
различные
криминальные источники и др.
5
вредоносные
программы,
утечка,
искажение
или
уничтожение данных, блокирование доступа к ним и
др.
6
В настоящее время выделяют несколько групп источников опасности:
Источники
опасности
индивидуальны
й уровень
групповой
уровень
общественно-
государственн
ый уровень
планетарный
уровень
Уровни опасности
Культура безопасности
жизнедеятельности
Несмотря на наличие нескольких уровней опасности, как и прежде,
в основе безопасности жизнедеятельности лежит задача
сохранения жизни и здоровья конкретного человека. Для её
успешного решения важна культура безопасности
жизнедеятельности, базирующаяся на идее осознания каждым
гражданином значимости безопасного поведения в повседневной
жизни.
Мысль о необходимости объединить понятия «культура» и
«безопасность» принадлежит Международному агентству по
атомной энергии. Высказана она была в 1986 г. в ходе анализа
причин и оценки последствий аварии на Чернобыльской атомной
электростанции.
Уровни культуры
безопасности
жизнедеятельности
01
OPTION
02
OPTION
03
OPTION
групповой
индивидуальный
(базовый)
общественно-
государственный
Общие принципы безопасного
поведения
Как
показывает
многолетний
опыт
развития
человечества,
в
основу
модели индивидуального безопасного поведения следует положить ряд
общих
принципов,
которые
в
виде
простых
правил
были
выдвинуты
основателем первой европейской школы выживания Яцеком Палкевичем:
1.Предвидеть опасность.
2.По возможности избегать её.
3.При необходимости действовать
.
Осмыслить
эти
правила,
понять
их
простоту
и
силу,
научиться
эффективно
выполнять
их
в
интересах
активной,
полноценной
и
счастливой
жизни
вам
поможет
школьный
предмет
«Основы
безопасности жизнедеятельности».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Примите участие в конкурсе социальной рекламы.
Объединившись в группы по три-четыре человека,
снимите ролик или нарисуйте плакат на тему «Личность
безопасного типа — основа развития России».
2.Составьте небольшое эссе в тетради, ответив на
вопрос: «Как природа и техносфера усиливают или
ослабляют опасность друг друга?»
3.Какие личностные качества влияют на культуру
безопасности? Приведите примеры.
Спасибо за внимание!