Автор: Людмила Алексеевна Аалто
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №121" Умничка"
Населённый пункт: Карелия г.Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Пальчиковая гимнастика - средство развития речи младших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Пальчиковая гимнастика, как средство развития мелкой моторики.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие
детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они
отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами
на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети
часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных
сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С
течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации
движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования
навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится
ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с
развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных
двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий
хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его
руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое
стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека
является как бы «выходом» из головного мозга. Многочисленные научные исследования
указывают на то, что при развитии мелкой моторики ребенка (пальчиковая гимнастика)
быстрее
развиваются
речь,
мышление,
а
в
дальнейшем
формируется
письмо.
Следовательно, работе по развитию мелкой моторики должно проводиться регулярно.
Только
тогда
можно
будет
достигнуть
наибольшей
эффективности.
С
целью
предотвращения
переутомления
и
поддержания
интереса
ребенка
необходим
индивидуальный подход. Необходимо увлечь ребенка используя туже игру.
На начальном этапе рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику с опорой руками
о стол или другую поверхность. А потом уже в положении с согнутыми руками перед
собой на уровне груди.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как
«Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное
движение);
«Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным
звуком);
«Почистим клювы»
(большим пальцем дети тщательно со всех сторон
«очищают» каждый пальчик ведущей руки).
Затем можно перейти к более сложным играм. В качестве словесного сопровождения
пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие
стихи, считалки). Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует координации и
произвольной моторики, кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается
правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Всем вам известны такие
патешки как «Сорока белобока», «Ладушки», «Этот пальчик Бабушка...», однако
существует множество и других интересных текстов стихотворений, патешек которые
могут стать основой для пальчиковой гимнастики.
После того как ваш ребенок научится выполнять простые варианты «пальчиковой
гимнастики» можно перейти к более сложным играм с пальчиками. Так, например,
существуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», которые используется для развития
межполушарных связей.
Ладони лежат на столе или на коленях правая повернута вверх, а левая вниз. Произнося
текст, ладони меняют свое положение, нужно следить, чтобы ребенок не срывался на
одинаковое положение рук.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
У нашего у Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый
У Марины куст малины
У Арины две рябины,
А у Вани
На плетень
Зелененький
Вьется хмель
выставляют два кулака
ставят ладони не ребро
показывают две ладони
выставляют два кулака
левая рука: загибают пальцы, начиная с
мизинца
показывают ладонь
выставляют кулак
ладонь
кулак
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически
активных зон.
Жили-были зайчики
На лесной опушке
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапки.
Наряжались зайчики
Надевали тапки
3 три пальца в кулак, указательный и
средний – ушки
хлопают в ладоши
показывают ушки
показывают домик.
Трут уши.
Моющие движения руками.
Движения ладонями сверху вниз по
туловищу.
Показывают.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что лишь при регулярном проведении этих
упражнений с ребенком, можно достигнуть желаемого эффекта, т.е. развития у ребенка
мелкой моторики, а значит и речи, памяти, внимания, зрительного и слухового
восприятия.