Автор: Семёнова Ирина Альбинасовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Солнышко"
Населённый пункт: п. Ханымей
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Пальчиковая гимнастика по лексическим темам для детей 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное
Образовательное Учреждение
«Детский сад « Солнышко»
п. Ханымей
Картотека пальчиковой гимнастики по
лексическим темам
для детей
5-7 лет
Выполнила: учитель-логопед
Семёнова И.А.
Пальчиковая
гимнастика
для
дошколят
играет
огромную
роль.
Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых
зон
мозга,
способствующие
более
быстрому
формированию
речи.
Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте. Развивая мелкую
моторику мы успешно подготавливаем руку к письму. Ведь держат ручку
всего три пальца (большой, указательный и средний), а в упражнениях
развиваются все пальцы, каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой
моторики и качественно ускоряя влияние на речь. Происходит чередование
движений: сжатие, расслабление, растяжение, прослеживается наличие
тонуса в кисти и пальцах. В работу поочередно включаются обе руки,
независимо от доминантной руки ребенка. В начале игры с детьми
рассматривается
иллюстрация,
обсуждается
содержание,
при
этом
отрабатываются необходимые жесты, различные комбинации пальцев,
движения. Это создаст необходимый эмоциональный настрой и позволит
подготовить дошкольников к правильному выполнению упражнений.
№
Тема недели: Осень. Признаки осенью. Деревья осенью
1
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
2
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
3
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну,
то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках
одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
4
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно
опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками
по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
Тема недели: Огород. Овощи.
1
Мы капусту рубим-рубим,
(движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим
(поочередное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
Попробовали… Пересолили…
2
Левая рука: Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Тянут, тянут бабка с дедкой
(разгибают большие пальцы)
Из земли большую репку.
(разгибают указательные)
К ним пришла тут внучка,
(разгибают средние)
Подбежала Жучка,
(разгибают безымянные)
Кошка тоже потянула.
(разгибают мизинцы)
Берут репку.
Хоть держалась крепко —
Вытянута репка!
(поднимают руки вместе)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
(«шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла.
(на каждое название загибают пальчик)
ОХ!
(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.
Тема недели: Сад. Фрукты.
1
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с
большого)
Он сердит на нас, беда!!!
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!!
(бегут пальцами по столу)
2
Палец сильный и большой
(поднять большие пальцы обеих рук)
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
(указательный жест указательным пальцем)
Средний палец самый меткий —
Он срывает сливы с ветки!
(средний оттянуть и отпустить)
Безымянный подбирает,
(«подбираем» безымянным)
А мизинчик в землю косточки сажает.
(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями)
3
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а пальцем правой руки помешивают.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим-варим мы компот.
Угостим честной народ.
4
На базар ходили мы,
(соединение мизинцев)
Много груш там и хурмы,
(соединение безымянных)
Есть лимоны, апельсины,
(соединение средних)
Дыни, сливы, мандарины.
(соединение указательных)
Но купили мы арбуз –
(соединение больших)
Это самый вкусный груз!
5
Тема недели: Грибы, ягоды
1
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять.
(обе руки идут по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
(загибают пальчики, начиная с большого)
И братишке отнесем.
2
Дети в лес грибной пошли
(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.
(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали
с грибами)
3
На полянке возле кочки
Мы увидели грибочки:
Две горькушки,
Две серушки,
Две волнушки,
Две свинушки.
А два беленьких грибочка
Мы увидели на кочке.
(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки,
перечисляя грибы)
4
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
(«идут» пальчиками по столу)
Много вы грибов найдете.
(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)
5
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
6
Раз, два, три, четыре, пять,
(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)
Пошли пальцы в лес гулять.
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
И грибы в нее кладут.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны.
Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.
Большие пальцы образуют ручку)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот все глядел.
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с
текстом поочередно разгибаем пальцы).
Тема недели: Одежда. Головные уборы.
1.
Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
4
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).
5
Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.
Тема недели: Обувь.
1
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. (удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви
Да ещё ботинки загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
2
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем. Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать Дети загибают по одному пальчику, начиная с
большого.
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.
3
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами
обеих рук.
Тема недели: Игрушки.
1
Есть у нас игрушки:(Хлопки).
Пластмассовые погремушки,(Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой,(Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной,(Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный,(Руки сложить в круг перед собой).
Шарик легкий надувной,(Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой.(Хлопают в ладоши).
2
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат
кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
3
У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с
большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Катины игрушки
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат
кулаками.
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками.
4
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга
попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг
о друга попеременно)
Помогите сосчитать!
Тема недели: Посуда. Виды посуды.
1
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец
с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
2
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз;
разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .
3
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
4
В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих
рук.
Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и
средние пальцы рук.
Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы
рук.
А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы
Тема недели: Зима. Зимние месяцы.
1
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).
2
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! обе руки протянуть вперед
3
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.
4
Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос. (Хватают себя за нос)
Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком)
И на лыжах («Едут на лыжах»)
И на саночках катаются («Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в
ладоши)
Тема недели: Правила дорожного движения.
1
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
2
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются
параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –
«сигналим».)
3
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)
4
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
5
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят
вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.
Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев
Я порядок навожу.
Тема недели: Домашние животные и их детеныши
1
Бодливые телята
Теленочек бодливый рос,
Другой теленок – тоже.
Они бодались каждый день.
Кто их разнять поможет?
На правой руке дети сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме
мизинца и указательного.
Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.
Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются».
2
Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут – они сразу бегут.
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.
Называя детенышей домашних животных, дети разгибают пальцы на руке,
начиная с большого.
Все пальцы – снова в кулак.
3
Вот бежит моя лошадка,
Колокольчиком звеня,
Громко цокают копыта,
Скоро дома буду я.
Сидя произнося слова, дети ритмично поочередно стучат кулачками по
столу или коленкам.
Складывают пальцы одной руки в щепотку и ритмично «звонят в
колокольчик».
Стучат кулачками по столу, изображая бегущую лошадку.
4
Что же делают собаки?
Спят, ласкаются, скулят,
Лают, прыгают, играют,
Охраняют и рычат,
Воду свежую лакают,
Мясо вкусное съедают.
Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать собаки.
5
Что же могут делать кошки?
Что же могут делать кошки?
Молоко лакать из плошки,
Помяукать у дверей,
Чтоб открыли поскорей.
Поиграть с клубком и с мышкой,
Зашипеть на шалунишку,
Могут когти выпускать,
На деревья залезать,
Могут красться,
Прыгать, бегать
И, мурлыча, отдыхать.
Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать кошки.
6
Мне папа открытки купил,
Что вижу, сказать попросил.
Я вижу свинью с поросятами.
Я вижу корову с телятами,
И вижу я кошку с котятами,
И вижу козу я с козлятами,
И вижу козу я с ягнятами.
Домашних животных, которых я вижу,
Всегда напою, накормлю, не обижу.
Дети имитируют движения – ритмично «выкладывают открытки на стол».
Поочередно соединяют пальцы рук.
Тема недели: Дикие животные.
1
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год (смена рук).
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу. Поочерёдное соединение всех пальцев с большим,
начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении от
мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной руки,
потом – другой (на ударные слоги).
2
Мама мишек будит рано.
Не встают они с дивана.
-Эй, Большак, вставай скорей!
Ждут друзья уж у дверей!
-Ну, а ты, лентяй Указка!
У тебя засохла краска!
Вы должны с Середняком
Побелить амбар и дом.
-Безымянный, мой бедняжка!
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
Полежи ещё два дня.
Ты, Мизинчик – малышок,
Роста у тебя – вершок!
Но зато проказ и драк
Сосчитать нельзя никак!
3
Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев)
Пришли белки поиграть.
Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину)
Четыре белочки осталось. (Выставит четыре пальца)
А теперь скорей смотри- (Спрятать руку за спину)
Их уже осталось три. (Выставить три пальца)
Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось. (Выставить два пальца)
Эта новость так грустна- (Спрятать руку за спину)
Осталась белочка одна. (Выставить один палец)
Пока мы с тобой считали, (Спрятать руку за спину)
Белочки от нас сбежали.
4
Волк раскроет свою пасть, (Указательный, средний, безымянный
Хочет зайчика украсть: пальцы и мизинцы на обеих руках
Щёлк да щёлк и снова щёлк! прижимать друг к другу,
Не поймает зайца волк а подушечку большого пальца то
прижимать к сомкнутым четырём
пальцам, то отпускать, изображая
волчью пасть. «Щёлкать пастью»
на обеих руках)
Пастью щёлкает напрасно - (Расслабить пальцы на обеих руках
Заяц бегает прекрасно! и «бежать» ими по поверхности стола)
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибать пальцы в кулачок,
Это лисёнок, это волчонок, начиная с мизинца)
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращать большим пальцем)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
5
По лесу шагал косолапый медведь, (приставить кулачки к голове
«медведь»)
Навстречу шел волк – на овец посмотреть, (повернуть ладонь к себе
указательный палец согнуть,
подушечку большого пальца
приподнять - «волк»)
Увидел их зайка косой из-под елки (указательный и средний
пальцы поднять вверх «зайка»)
И так задрожал, что упали иголки. («дрожащий зайка»)
Тема недели: Мебель. Назначение мебели.
1
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих
руках.
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы скотом
Посидели за столом, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
2
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику)
3
Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в
кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали, Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали! Сжимают кулачки и поднимают их вверх.
4
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой
руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы
скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к
другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак
опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально
вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем
к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и
направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в
стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
Тема недели: Новый год
1
Ждали праздника мы долго. Трём ладошку о ладошку.
Наконец пришла зима. Сжать кулаки, прижать их друг к другу.
Наконец пришла зима Пальцы «идут» по столу, по коленкам.
В гости ёлку привела. Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы
сцепляются
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. Круговые движения кистями рук.
Покружились, поплясали, Кисти рук опустить, расслабить.
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, Ладони прижать друг к другу, потом протянуть
вперёд.
Нам подарки принеси.
2
Дед мороз принес подарки: «Шагают» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки, На каждое название загибают
Кукол мишек и машины, по одному пальчику, сначала на
Попугая и пингвина, правой, потом на левой руке.
Шоколадок пол мешка Делают из пальчиков правой руки
И пушистого щенка! мордочку щенка, согнуты
Гав! Гав! средний и указательный пальчики – «ушки»
3
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. Удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «шагают» средним и указательным пальчиками
по столу.
Нам подарки преподнес. «рисуют» руками большой круг.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики, начиная с большого
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один золотистый мандарин.
4
Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками, Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами.
5
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно соединяют подушечки пальцев
обеих рук, начиная с большого.
Будем ёлку наряжать Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят
руки в стороны
Мы повесим шарики, Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя
шарики
Яркие фонарики, Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты,
выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад
Весёлого Петрушку, Показывают длинный нос
И разные игрушки: Вытягивают ладони вперёд
И мишку - шалунишку Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из
стороны в сторону
И заиньку – трусишку Прикладывают раскрытые ладони к голове
6
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти
вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках,
образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука -
ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Тема недели: Зимние каникулы.
1
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят
ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)
Давай, дружок
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его
от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга
снизу вверх)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая
широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами
глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую
метлу)
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем
садятся на корточки, закрывая голову руками)
2
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по
столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по
ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то
другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
3
Чтоб болезней не бояться Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.
Надо спортом занимать Сжимаем и разжимаем кулаки.
Играет в теннис теннисист Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист
4
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о
друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. ("ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
5
Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на
лыжах)
Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно движения
пальцами
А потом – на коньках, (“бегут” на коньках)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки (сверху то одна
рука, другая)
А потом снежки катили, Катят воображаемый комок
А потом без сил упали "Кидают друг в друга"
И домой побежали
Тема недели: Транспорт. Виды транспорта.
1
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые
движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
2
Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперед и
назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать. (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.( катают машинку по пальцам, которые
слегка согнуты)
Закрылись. ( сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже. (заглядывают в маленькую щелочку в
кулаке).
3
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
(вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль
(изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик
(параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются.
(ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип
(нажимаем себе на нос)
4
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
5
Дети сели на бревно:
Будет поездом оно.
(присаживаемся и встаем)
Загудели: «У-У-У-У!!!
Мы поехали в Москву!»
(играем на «дудочке»)
Дети едут и гудят,
Точно паровозы,
(топаем ногами и «гудим»)
А вверху грачи кричат
На ветвях березы.
(поднимаем руки вверх)
6
Мы сегодня самолеты,
(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
(четыре хлопка в ладоши)
Руки — нос, и руки — крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)
7
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)
Тема недели: Профессии взрослых. Трудовые действия.
1
Ну-ка, братцы, за работу. Поочередно разгибать пальцы,
Покажи свою охоту. начиная с большого.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.
Наших деток забавлять.
2
Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, «шьет» и задевает указательный
Пальцу колко. пальчик на левой руке.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик «Надевают наперсток».
Прыг!
Говорит иголке: «Шьют».
-Шей,
а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.
3
Повар готовил обед, Ребром ладони стучат по столу.
А тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке.
Повар леща берет
И опускает в компот. Загибают указательный палец.
Бросает в котел поленья, -средний
В печку кладет варенье - безымянный
Мешает суп кочерыжкой, - мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! Разводят руками.
4
Маляры известку носят, Держат в руках воображаемые ведра, имитируют
ходьбу на месте.
Стены кистью купоросят. Лицом друг к другу, движения воображаемой
кистью вверх-вниз.
Не спеша, разводят мел. Наклонились, мешают кистью в воображаемом
ведре.
Я бы тоже так сумел. «Красят»
5
Идет кузнец из кузнецы, Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз,
Несет кузнец два молота. пальцы приподняты, слегка согнуты.
Тук, тук, тук, тук, Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми
пальцами.
Да ударил разом вдруг. Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.
6
Что принес нам почтальон? Сжимать и разжимать кулаки.
С толстой сумкой ходит он. Шагать пальчиками по столу.
Перевод, журнал, газету, Загибать пальцы, начиная с большого.
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
Тема недели: Орудия труда. Инструменты.
1
Целый день – тук-да-тук
Стучать кулачками друг о друга.
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой
Сложить руки домиком, поднять над головой.
И с крылечком, и с трубой.
Поставить ладошки перед собой
горизонтально, сомкнуть, по- вернуть в вертикальное положение
Разукрасим мы дом,
Имитировать движения кистью.
Наверху флажок прибьем,
Стучать кулачком по ладошке.
Принесем мы цветов,
Развести руки в стороны.
Новый дом, встречай жильцов!
Приложить руки к груди, слегка
наклониться вперед.
Будут жить в доме том:
Зайка, с мишкой и слоном.
Поочередно: приложить руки к голове, развести в стороны, сделатьуши
слона.
2
Раз, два, три, четыре,
Поочередно загибать пальцы на
правой руке.
Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку
Поочередно загибать пальцы на левой руке.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Имитировать моющие движения.
Только чашку мы разбили.
Поочередно прикасаться кончиками пальцев друг к другу.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Ложку тоже мы сломали -
Так мы маме помогали.
Сжимать и разжимать кулачки.
3
Кукле кашу я сварю,
Имитировать движения помеши- вания каши.
В миску молока налью,
Положу туда крупу,
Тереть пальчики друг о друга.
И поставлю на плиту.
Развернуть руки ладонями вверх,
протянуть вперед.
Будет каша хороша,
Хлопать в ладоши.
Кушай, кукла, не спеша!
Грозить пальчиком.
Тема недели: Животные жарких стран. Повадки. Детеныши.
1
Белые медведи мороза не боятся, Руки на столе ладонями вниз; разводить
пальцы правой руки в стороны и соединять.
Нравится им в море ледяном купаться. Руки на столе ладонями вниз;
разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи, Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с
большого.
На рыбу и тюленей охотятся они. Поднимать пальцы левой руки по одному,
начиная с большого.
2
Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками
похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
3
Если в жаркую страну
Я случайно попаду, Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.
То увижу там шакала, Соединить все пальцы обеих рук с большими,
образуя «бинокль», поднести к глазам.
Кенгуру, гиппопотама, Разогнуть большой и указательный пальцы правой
руки.
Обезьяну, тигра, льва, Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец
правой руки.
Крокодила и слона. Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.
Хорошо живется им - Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец
левой руки.
Не бывает снежных зим. Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.
4
В зоопарке стоит слон,
Уши, хобот – всё при нём.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает. Средний палец опущен. С одной стороны он
зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим.
Шевелить средним пальцем, качать кистью.
5
Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать. (Выполнять движения, соответствующие тексту)
Ловко принялись за дело
И очки они надели. (Показать руками «очки»)
К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели
Ничего в очках не видно. (Ладошки отдалить от лица)
И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)
Тема недели: Комнатные растения
1
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки Распускают
лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
(Сжимают и разжимают пальцы.)
(Открывают и закрывают ладонями
лицо.)
(Сводят и разводят пальцы, веером.)
(Делают наклоны кистей вправо,
влево.)
(Делают круговые движения
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты?
кистями.)
(Делают наклоны кистей вниз, вверх.)
(Делают повороты кистями вправо,
влево, ладони кверху.)
Тема недели: Наша армия.Защитники Отечества.
1
Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки Приподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши.
2
Для солдата строго норма: Показать два пальца в "рогатке"
Всегда выглаженная форма. Сжать руки в кулак оттопырив большой палец
"класс"
В руки взял Арсений пультик, "Прошагать" пальцами по коленям
Посмотреть хотел он мультик Хлопнуть в ладоши
У пограничников есть пост, Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам
Под охраной у них мост. Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в
мост
3
Сегодня праздник всех отцов, Сжимают и разжимают пальцы
Всех сыновей, всех кто готов, Хлопают в ладоши
Свой дом и маму защитить, Из ладошек делают «домик», руки
прикладывают к сердцу
Всех нас от бед отгородить! Сжимают и разжимают пальцы
4
Я плыву на лодке белой концы пальцев направить вперед, прижать руки
ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями
рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)
Тема недели: пресноводные и аквариумные рыбы.
1
Перед началом игры выбирается «сом».
Эй, Сом! (Подносят ладони «рупором» ко рту.)
Эй, Сом!
Шевельни Хвостом! (Делают волнообразные движения кистями рук.)
А я тебя, не боюсь! (Грозят указательным пальцем.)
Дай подергаю за ус! (Поочерёдно ударяют кулако кулак (одна рука сверху,
вторая снизу, затем поменять).
Ты — ленивый, (Поочерёдно соединяют пальцы с большим в « колечки»
одновременно на обеих руках.)
Ты — проворный, Ты — серебряный, Ты — чёрный.
И не хлопай (Изображают ладонями раскрывающуюся пасть.)
Пастью зря, не поймаешь пескаря! (Разбегаются в разные стороны)
2
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.Две ладошки вместе изображают плавательные
движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.
Хватательные движения “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.
3
Десять рыб поймали мы –
(Показывают ладони с расставленными десятью пальцами)
В речке плавали они.
(Показывают рукой волны)
Лещ, плотва, налим, карась,
(Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке,
перечисляя названия рыб)
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
(Загибают десятый палец)
Он сорвался и уплыл.
(Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную
линию)
4
В парке есть глубокий пруд.
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.
(дети вытягивают ладони и качают запястья вправо – влево)
5
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в
воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее"
движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Тема недели: Ранняя весна. Первые весенние цветы.
1
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,
начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж- Снова, скрестив большие пальцы, помахать
ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв»
— « птицы поют».
2
Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторо
3
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок
раскрылся»)
4
Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони
Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой
Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой
Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо
5
С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке. Кап-кап, кап- кап! В
медленном темпе. Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем
темп. Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек. И быстрей звенит
капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.
6
Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.
Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.
Кап-кап, дзинь – дзинь.
Тема недели: Наша – Россия.
1
Живут в России разные народы давних пор, (руки соединить в «замок»
Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. (руки вверх и стороны)
Каждого народа язык свой и наряд. (руки вперед, пальцы соединить)
Один черкеску носит, (руки над головой)
Другой надел халат. (имитация одевания халата)
Одни – рыбак с рожденья, (ладони имитируют плаванье рыбки)
Другой – оленевод. (пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над
головой)
Один кумыс готовит, (круговое поглаживание живота рукой)
Другой готовит мед. (тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим – милей весна (приседают, поглаживают «траву»)
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.
Тема недели: Москва – столица нашей Родины.
1
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
Тема недели: Скоро в школу
1
Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают
пальцы)
Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)
2
Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)
Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш.
3
Если хочешь строить мост, (идут по кругу)
Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают
руки вверх)
Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый
руль, бегут по группе)
Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны
«летают» по группе)
Хорошо работай в школе, (руки складывают, как
школьники, сидящие за партой)
Добросовестно учись!
4
Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают
в ладоши)
Отдохните хорошенько
Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)
Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)
Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки
и затихают)
Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)
По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)
Их по своим маршрутам водители ведут
Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты
туловищем)
Иль в школу на урок,
Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу)
Тема недели: Детский сад.
1
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
2
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу,
Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
3
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с
мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с
мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
4
Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
5
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом
другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Тема недели: Ателье. Закройщица.
1
Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка
Пальцу больно, «шьет» и задевает указательный
Пальцу колко. пальчик на левой руке.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик «Надевают наперсток».
Прыг!
Говорит иголке: «Шьют».
-Шей,
а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.
Тема недели: Насекомые.
1
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка. (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба. (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого. (пальчиком грозят)
2
Дружно пальчики считаем – Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с
большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! Прячут руки за спину.
3
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать: Последовательно соединять пальцы обеих рук с
большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… Поочередно загибать пальцы рук, начиная с
большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а
левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть
пальцев.
4
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по
предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены, выполняем
стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
А за ним ползут все детки, Действия аналогичны первоначальным
Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают на голове
5
Прилетела к нам вчера Машут ладошками
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек На каждое название насекомого загибают пальчик
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. . Роняют ладони на стол..
Тема недели: Стройка. Профессии на стройке.
1
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы
опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик
тюльпана")
2
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный!
Тема недели: Космос
1
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.
2
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки
вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими,
образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
3
Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по
Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с
Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками.
Всех я вас приветствую!
Тема недели: Откуда хлеб пришел?
1
Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста
Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в
кулачки (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки
2
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто )
А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги )
Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы )
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши )
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед )
Тема недели: Почта.
Тема недели: Цветы на лугу.
1
Во дворе растёт подсолнух, утром тянется он к солнцу. (Дети встают на
одну ногу и тянут руки вверх. Рядом с ним второй, похожий, к солнцу
тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх. Мы
вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд, а потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд
и назад. Отдохнули мы чудесно, и пора нам сесть на место. (Дети садятся.
Раз - цветок, два - цветок.
2
Наши нежные цветки Руки в вертикальном положении.
Распускают лепестки. Развести пальцы рук.
Ветерок чуть дышит, Ритмичные движения пальцев рук.
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. Соединить пальцы вместе.
Тихо засыпают, Небольшие покачивания рук со сжатыми
пальцами.
Головой качают.
3
Высокие, красивые Скрещенные руки с широко
расставленными
пальцами медленно опускаются.
Цветы у нас растут. Ладони вместе соприкасаются пальцами
и
запястьями.
А корни под землею Руки вверх, ладони с сомкнутыми
пальцами,
соприкасаются запястьями.
Для них водичку пьют. Руки опустить вниз, ладони
соединить
обратной стороной, широко
расставить
пальцы.