Автор: Голованова Александра Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №65 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: НОД ФЦКМ в старшей группе
Тема: НОД ФЦКМ в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
ФЦКМ Тема: "Поэты и писатели об осени" 05.10.2021
Цель: Развитие интереса к русской поэзии.
Задачи:
Обобщить, уточнить и расширить представления знаний детей об осени.
Формировать у детей представления об осени используя художественную
литературу: стихи, рассказы об осени.
Закрепить знания детей о творчестве русских поэтов и писателей.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, память, речь. Воспитывать
любовь к родной природе
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за явлениями природы (Смена цветового колорита
листьев и их опадание, осадки, ветер)
Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, народных примет.
Оборудование:
Осенние листья, запись "осенней песни" П. И .Чайковского, "Осень" Вивальди.
Ход НОД:
1. Вводная часть
Пришла без красок и без кисти
и перекрасила все листья. (Осень)
-Ребята, я приглашаю вас в гости к осени.
-Вы заметили, что осень очень красивое время года. Осень надевает самый
красивый наряд - разноцветные листья, цветы, пожелтевшая трава.
-Да, ребята, осень - это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в
яркие убранства.
Но осень бывает разная. Одна - радостная, яркая, пышно убранная цветами,
листвой, богатая урожаем. Это ранняя осень, золотая.
Другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, поникшей, опадающей
листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Это поздняя
осень. И к каждой осени у нас особая любовь. Вдохновила осень и многих поэтов на
создание замечательных произведений.
2. Основная часть
Послушайте отрывок из стихотворения И.Бунина "Листопад"
Лес,точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
-Какой лес в этом стихотворении? (лиловый, золотой, багряный)
-С чем автор сравнивает его? ( Словно терем расписной)
-Это стихотворение о каком периоде осени? ( Золотая осень)
Физминутка
На полу листочки с разных деревьев. Под музыку дети гуляют возле них, когда
музыка заканчивается , то выполняют задание воспитателя:
-Раз, два, три - красный лист бери.
-Раз, два, три - кленовый лист бери.
-Раз, два, три - два листа бери.
-Раз, два, три - такой же как у меня лист бери.
-Раз, два, три - ничего не бери.
-Послушайте еще одно очень красивое стихотворение, которое написал
Константин Бальмонт "Осень".
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
-Какая осень изображена в этом стихотворении? (подтверждаем ответы детей
словами из текста)
-Изменилось ли ваше настроение, когда вы слушали это стихотворение .
-Как еще можно сказать об осени, описанной в этом стихотворении? ( холодная,
дождливая, сонная, мокрая, грустная...)
- Посмотрите, какой сказочный букет и листьев приготовила нам осень. Мы с
ними сейчас поиграем.
Игра « Осенние листочки»
Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с
педагогом проговаривают слова и выполняют движения:
Осень в гости к нам пришла.
Дождь и ветер принесла. (Берутся за руки и идут по кругу)
Ветер дует задувает,
С веточек листы сдувает. (Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в
сторону)
Листья по ветру кружатся
И под ноги нам ложатся. (Кружатся и приседают)
Посмотрите, у нас получился осенний ковер. Присаживайтесь на места и
послушайте рассказ «Осенний ковер» по Б. Трофимову.
Красный, желтый. Бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на
землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко светит ярко, но греет
уже не так, как летом. Пришла осень. Однако в лесу стало даже веселее и наряднее.
Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками – от зеленых до пурпурных. Среди
разноцветного, пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят
темно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают
гроздья брусники.
-Как вы думаете о каком периоде осени говорится в этом рассказе? Как вы
догадались?
- С чем сравнивает автор опавшие листья? (С лоскутным одеялом)
- Что такое лоскутное одеяло? (Одеяло, сшитое из разноцветных лоскутков.) А
здесь какие краски у осени? (Красные, желтые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые,
пестрые.)
- Какие слова использует автор, чтобы показать красоту осени.
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
-Какая осень нравится вам?
-Я вам предлагаю отправиться на прогулку и полюбоваться красотой осени.