Напоминание

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы


Автор: Титаренко Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №147 "Голубые дорожки"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Картотека дидактических игр по развитию речи
Тема: Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного

вида № 147 «Голубые дорожки» г. Брянска

Дидактические

игры

по развитию речи

для детей средней группы

подготовила

воспитатель:

Титаренко Н.П.

г. Брянск 2022г

Дидактических игры по развитию речи

в средней группе

Дидактическая игра - основной вид игр в работе над развитием речи.

Это игровой метод и форма обучения детей, самостоятельная игровая

деятельность, средство всестороннего воспитания ребёнка.

Подразделяются на виды:

игры с предметами,

настольно-печатные игры,

словесные игры.

Настольно-печатные игры:

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Цели: Совершенствование грамматического строя речи (упражнение в

образовании притяжательных прилагательных); развитие зрительного

восприятия, внимания.

Ход игры: Воспитатель размещает на демонстрационной картине

плоскостные изображения диких животных и птиц так, чтобы были видны

лишь какие-либо части их тела (лисий хвост, оленьи рога и. т. п.). Детям

предлагается отыскать животных и птиц, спрятавшихся в лесу и назвать ту

часть их тела, которую они видят. (Я вижу лисий хвост. Я вижу воробьиную

голову. И т. п.)

Игра «Подбери и объясни»

Цели: Закрепление представлений об осени, ее приметах; упражнение в

составлении простых предложений; развитие внимания, мышления.

Ход игры: Перед детьми карточки с изображением примет различных

времен года. Воспитатель предлагает отобрать только те из них, на которых

приметы осени, обосновать свой ответ (составить предложения об осени).

Игра «Подбери картинку»

Цель: Научить

- классифицировать;

- сравнивать и обобщать;

- находить закономерности;

- слышать и различать звуки;

- делить слова на слоги и определять их количество в слове;

Предлагается три варианта правил игры.

1 вариант игры - Каждый из участников получает карту с игровым полем

(можно 2 или 3). Ведущий показывает маленькую карточку. Если

изображение на маленькой карточке соответствует теме выбранного

игрового поля, то один из участников игры, которому подходит эта карточка,

берет ее себе. Выигрывает тот, кто первым без ошибок заполнит игровое

поле.

2 вариант игры - Игра на развитие памяти. Перед малышом раскладываются

картинки (количество их зависит от индивидуальных особенностей ребенка),

ведущий предлагает запомнить их. После рассмотрения картинки

переворачиваются, и ребенок перечисляет названия предметов, которые

запомнил.

3 вариант игры - Обучение грамоте. Ребенок рассматривает картинку и

называет изображенный на ней предмет. Определяет сколько в

произнесенном слове слогов и сколько нужно букв для его написания.

Произносит еще раз и называет первый и последний звук данного слова.

Можно предложить ребенку подобрать картинки с изображением предметов,

названия которых начинаются с одинаковых звуков.

Игра развивает:

- внимание;

- логическое мышление;

- зрительную и слуховую память;

- познавательную деятельность;

- связную речь.

Игра активизирует словарный запас.

Игра «Противоположности»

Цель: Подобрать в пару противоположные по значению картинки. Развивает

мышление, умение анализировать, рассуждать.

Игра «Где чей дом?»

Цель: Научить различать животных, правильно определять их среду

обитания; Развивать память, мышление, речь.

Цель: Определить места (домики) животных на игровом поле.

Игра «Профессии»

Цель: Правильно определить и вставить карточку-поле фишки с картинкой

нужного предмета для данной профессии. Рассказать, что это за предмет и

для чего он необходим

.

Игры в чемоданчиках

Цель: Правильно найти фишке к игровой карточке. Учит отвечать на вопрос

«Кто это?»; Давать правильно названия животных.

Словесные игры:

«Закончи предложение»

(употребление сложноподчинённых предложений)

•Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

•Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

•Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

•Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

•Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

•Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

•Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

•Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

•Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

•Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки)

«Кому угощение?»

( употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать

кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя,

птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру,

жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова»

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос.

Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не

замедляя темпа ходьбы.

•Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

•Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может

летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых

действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта)

Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается

придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк»

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу.

Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого

она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто

должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы»

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий

деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию,

но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные

предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две

ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи.

«Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной

вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка

(головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью),

рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер

(шерстью) и т.д.?



В раздел образования