Автор: Федосова Валентина Валериевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО " Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности формирования привязанности у воспитанников Дома ребенка
Раздел: дошкольное образование
Особенности формирование привязанности у воспитанников Дома
ребенка.
Что такое привязанность?
Привязанность — это устойчивая психологическая связь между людьми.
Развитие привязанности происходит в раннем детстве и оказывает влияние в течение
всей жизни человека. Для того, чтобы в будущем ребенок мог гармонично
развиваться, любить и быть счастливым во взаимоотношениях с окружающими его
людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Основой для крепких и
доверительных отношений в будущем, является сформировавшаяся в раннем возрасте
надежная привязанность к близкому взрослому.
Чем опасно нарушение привязанности к значимому взрослому?
Нарушение привязанности может стать причиной соматических заболеваний
малыша, привести в будущем к становлению асоциальной личности, к развитию
психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте. Если малыш с
самого раннего возраста был разлучен со значимым для него взрослым, это может
привести к тому, что ребенок в дальнейшем будет испытывать трудности в
выстраивании взаимоотношений с окружающими.
В наш Дом ребенка поступают дети от рождения до 3 - 4 лет. С момента
поступления ребенка в учреждение, персонал начинает работу по формированию
надежной привязанности. Дети младенческого возраста максимум времени находятся
на руках у сотрудников учреждения. В это время, близкий взрослый разговаривает с
малышом, употребляет в речи ласковые слова и слова умиления, пестушки и потешки,
использует тактильный контакт. Такие действия персонала формируют у ребенка
ощущение того, что ему рады, он хороший и любимый.
Персонал нашего учреждения своевременно реагирует и не игнорирует плач
малыша. Ведь плач для ребенка — это своего рода сигнал о помощи. Откликаясь на
плач ребенка, мы помогаем малышу снова и снова понять, что он в безопасности и под
надежной защитой.
Главным для полноценного развития личности и формирования привязанности
является не только уход и удовлетворение физиологических потребностей ребенка.
Главным является создание теплых, доверительных, продолжительных отношений с
близким взрослым. Таким близким взрослым для наших воспитанников становится
каждый сотрудник учреждения. Педагоги, медицинский персонал и младший
медицинский
персонал
нашего
Дома
ребенка
компенсируют
воспитанникам
отсутствие близкого взрослого (родителя) и дарят каждому малышу свою заботу,
теплоту, создают атмосферу безопасности и комфорта. Наши сотрудники не
ограничиваются только уходом и удовлетворением физиологических потребностей
малыша. Мы уделяем большое значение эмоциональному общению и игре. Ведь игра
— это ведущий вид деятельности для детей раннего возраста, а в рамках
эмоционального общения, у детей первого года жизни, развиваются психические
процессы.
Вопреки сложившемуся мнению, что воспитанники сиротских учреждений
испытывают ненадежную привязанность, мы можем констатировать следующее:
большинства наших воспитанников сформирована надежная привязанность. Наши
дети испытывают настороженность в присутствии незнакомых взрослых, стараются
находится
рядом
с
сотрудником
учреждения,
испытывают
дискомфорт
при
расставании с близким взрослым, устанавливают контакт «глаза в глаза» и отвечают
улыбкой на улыбку.
Однако,
в наше учреждение поступают дети, у которых мы отмечаем
ненадежную привязанность. Они охотно и безбоязненно вступают в контакт с
незнакомыми взрослыми, у них отмечаются определенные нарушения в установлении
эмоционального контакта. Как правило это дети из неблагополучных, асоциальных
семей. Дети, которые, возможно, испытывали родительское пренебрежение, жестокое
обращение.
Персонал нашего учреждения прилагает максимум усилий, для исправления
ситуации и формирования у таких детей надёжной привязанности. Взрослые начинают
позитивно
взаимодействовать
с
ребенком,
удовлетворяют
его
потребности,
принимают малыша, как своего, как одного из нас. Такая слаженная работа всего
коллектива дает свои результаты. Поведение детей меняется, они начинают с
удовольствием вступать в контакт с близкими взрослыми, проявляют интерес к
окружающему и научаются четко дифференцировать «своих» и «чужих».
Таким образом, мы можем отметить, что большинство проблем, связанных с
формированием привязанности, преодолимы и зависят от окружающих ребенка
близких взрослых.
Такая привязанность сформирована у наших воспитанников, которые находятся в
учреждении с младенчества.
Мы стараемся свести к минимуму отсутствие рядом с малышом близкого
взрослого
Для чего она нужна?
Значение формирования привязанности.
Можно с большой уверенностью сказать, что для детей, воспитывающихся в нашем
учреждении, формирование привязанности играет значимую роль и оказывает
огромное значение на развитие личности в целом.