Напоминание

Особенности формирования привязанности у воспитанников Дома ребенка


Автор: Федосова Валентина Валериевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО " Дом ребенка специализированный"
Населённый пункт: г.Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности формирования привязанности у воспитанников Дома ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности формирование привязанности у воспитанников Дома

ребенка.

Что такое привязанность?

Привязанность — это устойчивая психологическая связь между людьми.

Развитие привязанности происходит в раннем детстве и оказывает влияние в течение

всей жизни человека. Для того, чтобы в будущем ребенок мог гармонично

развиваться, любить и быть счастливым во взаимоотношениях с окружающими его

людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Основой для крепких и

доверительных отношений в будущем, является сформировавшаяся в раннем возрасте

надежная привязанность к близкому взрослому.

Чем опасно нарушение привязанности к значимому взрослому?

Нарушение привязанности может стать причиной соматических заболеваний

малыша, привести в будущем к становлению асоциальной личности, к развитию

психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте. Если малыш с

самого раннего возраста был разлучен со значимым для него взрослым, это может

привести к тому, что ребенок в дальнейшем будет испытывать трудности в

выстраивании взаимоотношений с окружающими.

В наш Дом ребенка поступают дети от рождения до 3 - 4 лет. С момента

поступления ребенка в учреждение, персонал начинает работу по формированию

надежной привязанности. Дети младенческого возраста максимум времени находятся

на руках у сотрудников учреждения. В это время, близкий взрослый разговаривает с

малышом, употребляет в речи ласковые слова и слова умиления, пестушки и потешки,

использует тактильный контакт. Такие действия персонала формируют у ребенка

ощущение того, что ему рады, он хороший и любимый.

Персонал нашего учреждения своевременно реагирует и не игнорирует плач

малыша. Ведь плач для ребенка — это своего рода сигнал о помощи. Откликаясь на

плач ребенка, мы помогаем малышу снова и снова понять, что он в безопасности и под

надежной защитой.

Главным для полноценного развития личности и формирования привязанности

является не только уход и удовлетворение физиологических потребностей ребенка.

Главным является создание теплых, доверительных, продолжительных отношений с

близким взрослым. Таким близким взрослым для наших воспитанников становится

каждый сотрудник учреждения. Педагоги, медицинский персонал и младший

медицинский

персонал

нашего

Дома

ребенка

компенсируют

воспитанникам

отсутствие близкого взрослого (родителя) и дарят каждому малышу свою заботу,

теплоту, создают атмосферу безопасности и комфорта. Наши сотрудники не

ограничиваются только уходом и удовлетворением физиологических потребностей

малыша. Мы уделяем большое значение эмоциональному общению и игре. Ведь игра

— это ведущий вид деятельности для детей раннего возраста, а в рамках

эмоционального общения, у детей первого года жизни, развиваются психические

процессы.

Вопреки сложившемуся мнению, что воспитанники сиротских учреждений

испытывают ненадежную привязанность, мы можем констатировать следующее:

большинства наших воспитанников сформирована надежная привязанность. Наши

дети испытывают настороженность в присутствии незнакомых взрослых, стараются

находится

рядом

с

сотрудником

учреждения,

испытывают

дискомфорт

при

расставании с близким взрослым, устанавливают контакт «глаза в глаза» и отвечают

улыбкой на улыбку.

Однако,

в наше учреждение поступают дети, у которых мы отмечаем

ненадежную привязанность. Они охотно и безбоязненно вступают в контакт с

незнакомыми взрослыми, у них отмечаются определенные нарушения в установлении

эмоционального контакта. Как правило это дети из неблагополучных, асоциальных

семей. Дети, которые, возможно, испытывали родительское пренебрежение, жестокое

обращение.

Персонал нашего учреждения прилагает максимум усилий, для исправления

ситуации и формирования у таких детей надёжной привязанности. Взрослые начинают

позитивно

взаимодействовать

с

ребенком,

удовлетворяют

его

потребности,

принимают малыша, как своего, как одного из нас. Такая слаженная работа всего

коллектива дает свои результаты. Поведение детей меняется, они начинают с

удовольствием вступать в контакт с близкими взрослыми, проявляют интерес к

окружающему и научаются четко дифференцировать «своих» и «чужих».

Таким образом, мы можем отметить, что большинство проблем, связанных с

формированием привязанности, преодолимы и зависят от окружающих ребенка

близких взрослых.

Такая привязанность сформирована у наших воспитанников, которые находятся в

учреждении с младенчества.

Мы стараемся свести к минимуму отсутствие рядом с малышом близкого

взрослого

Для чего она нужна?

Значение формирования привязанности.

Можно с большой уверенностью сказать, что для детей, воспитывающихся в нашем

учреждении, формирование привязанности играет значимую роль и оказывает

огромное значение на развитие личности в целом.



В раздел образования