Автор: Михалева Маргарита Дмитриевна
Должность: Преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "Забайкальский транспортный техникум"
Населённый пункт: г.Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие профессиональной компетентности преподавателя по формированию функциональной грамотности студентов в условиях профессиональной образовательной организации
Раздел: среднее профессиональное
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация.
В нынешний период в рамках педагогики функциональная
грамотность
изучается
в
качестве
базиса,
позволяющего
развивать
компетентность.
Аргументируется
целесообразность
проектирования
функциональной
грамотности
обучающихся
как
базиса
будущего
совершенствования профессиональных навыков, знаний, опыта.
Ключевые
слова:
развитие,
профессиональная
компетентность,
преподаватель, формирование функциональной грамотности, студенты.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN
THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS IN THE
CONDITIONS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Annotation. In modern pedagogy, functional literacy is considered as the basis
for the development of competence. The necessity of formation of functional literacy
of students as a basis for further development of professional competence is
substantiated
Keywords: development, professional competence, teacher, formation of
functional literacy, students.
Российские, иностранные эксперты, анализировавшие проблематику
качества образования, говорят о том, что результаты тех, кто участвовал в
Международной программе оценивания достижений в области образования
студентов,
прямым
образом
взаимосвязаны
с
уровнем
формирования
функциональной грамотности учащихся. Специалисты говорят о том, что в
организациях
образования
России
стадии
появления
функциональной
грамотности отводится малая роль [2]. В процессе исследования проблематики
отсутствия такой грамотности у студентов нужно принимать в расчет аспект
владения преподавателем технологиями, дающими возможность развития
функциональной грамотности, общего увеличения качества образовательной
деятельности. Стадия ее появления у учащихся предполагает комплексность,
которая, главным образом, связана с тем, что рассматриваемый термин сложно
поддается подробному определению. Дефиниция не принимает в расчет
изменения, наблюдаемые в нынешний период в образовательной отрасли.
Следует
выделить,
что
зачастую
преподаватели
принимают
в
рассмотрение, главным образом, формирование общих учебных навыков
студентов, не уделяя достаточную роль опыту учащихся. Это может помешать
тем, кто учится умению успешно адаптироваться в социуме. Нехватка
профессиональной
компетентности
ряда
преподавателей,
которые
придерживаются классических методик образования, делает более сложной
стадию появления функциональной грамотности у студентов. Еще в некоторых
случаях не отводится весомая роль проектированию значимых компонентов
грамотности учащихся. Примеры:
составляющая коммуникации,
составляющая финансовой грамотности,
компонент правовой грамотности.
В литературных источниках, которые посвящены педагогике, по-разному
формулируется термин «функциональная грамотность». Например, А. Леонтьев
дает такую дефиницию: функционально грамотный индивид, по его мнению,
может пользоваться регулярно получаемыми в рамках жизнедеятельности
сведениями, навыками, чтобы решать обширный перечень задач в разных
отраслях работы, в рамках коммуникации, а также общественных отношений
[3].
Согласно дефиниции М. Бершадской, функциональная грамотность,
которая получена индивидом в школе, расширяется в рамках обучения в
высшем учебном заведении при проектировании таких общих навыков: навык
восприятия, дедукция, исследование данных, установка задачи, подбор методов
ее
реализации;
логически
правильное,
аргументированное
выстраивание
письма,
устной
речи;
навык
самостоятельного
развития;
повышение
квалификации [1]. А. Новиков говорит о том, что функциональную грамотность
можно назвать регулярным компонентом проф. образования, который прямым
образом взаимосвязан с термином «компетентность», который заменил термин
«профессионализм» [4]. Современная же трактовка такова: функциональной
грамотностью
именуют
уровень
подготовки
индивида
к
исполнению
возлагаемых
на
лицо
обязательств
либо
добровольно
принимаемых
обязательств. Составляющими термина можно считать правовую грамотность;
возможность
оформления,
предоставления
результатов
деятельности
на
зарубежном языке; навык группового взаимодействия, разрешения конфликтов;
возможность
управлять
данными,
принимать
решения,
самостоятельно
обучаться [5].
Базисом образования сегодня является подготовка индивида к активной
жизнедеятельности в контексте общей инфосреды. Таким образом, в рамках
специфики глобализации учащийся должен владеть методами коммуникации
посредством анализа, работы, коммуникативного процесса, рефлексии (они
требуются для реализации процесса, который взаимосвязан с грамотностью
молодых людей в качестве аспекта соц. благополучия) [7]. Операциональный
компонент
включает
такую
деятельность
в
рамках
обучения:
чтение,
декодирование
текстовой
информации;
обнаружение
проблематики,
ее
характеристика;
исследование,
обобщение;
освоение
данных
в
рамках
применения различных методик обработки; разрешение комплексных задач
междисциплинарного
содержания;
подтверждение
собственной
позиции;
самостоятельный контроль; самостоятельное оценивание, коррекция учебных,
познавательных действий.
Системным базисом в такой ситуации можно назвать понимание
учащимися
целесообразности
разрешения
учебно-познавательного
проблемного аспекта в качестве индивидуально значимой проблематики.
Функциональная грамотность состоит из ряда составляющих: мотивация,
поведенческий, деятельностный, рефлективный компоненты. Эти компоненты
предусматривают такой функционал: проектирование структуры учебных,
образовательных
компетенций;
роль
связующего
компонента
между
грамотностью,
компетентностью;
аспектами
появления
функциональной
грамотности учащихся. Технически способность применять приобретённые
знания, умения и навыки для решения жизненных задач производится в рамках
образования
с
применением
методик
совершенствования
критического
мышления посредством чтения, письма, проработки студенческих проектов,
разрешения ситуационных целей.
Следует выделить, что в рамках текущей специфики развития социума,
образовательной отрасли стадия приобретения навыков функциональной
грамотности может продолжаться у индивида длительное время. Изучаемый
термин анализируется в рамках педагогики в контексте компетентностной
концепции
как
значимости
анализируемой
проблематики.
Появление
функциональной
грамотности
у
учащихся
–
эта
базис
будущего
совершенствования
учебных,
познавательных
компетенций
будущих
инженеров [6]. Чтобы сформировать рассматриваемые способности, студенты в
нынешний период могут применять методику проектов, дающую возможность
формирования навыков приспособления к разным задачам; а также специфике
командной деятельности.
Другая методика формирования функциональной грамотности – это
эксперимент.
Помимо
совершенствования
навыков,
разрешаются
аналитические задачи. Методика позволяет сформировать навык групповой
работы, исследования получаемых сведений; прогнозирования итогов в рамках
применения информации из различных областей. Также может использоваться
методика проблемного обучения. Применение проблемных задач в рамках
стадии образования предоставляет возможность развития следующих навыков:
находчивость,
сообразительность,
навык нахождения творческого решения проблемного аспекта,
формирование культуры коммуникации.
Для
студентов
важна
интерпретация
разной
стилистики
текстов.
Требуется понимать суть представленной информации, правильно излагать ее в
рамках
занятий,
в
процессе
жизнедеятельности.
Требуется
навык
взаимодействия и с классическими линейными текстами, и с нелинейной
информацией (пример – табличные данные, диаграммы). Разные методы,
которые применяются в рамках взаимодействия с текстом, дают возможность
выявления основных тезисов, их графического оформления, использования
получаемых сведений на практике.
Понимание
общей
взаимной
связи
структуры
функциональной
грамотности; учебных, познавательных навыков в контексте профподготовки
дает возможность поиска способов совершенствования интереса к будущей
специальности учащихся, поддерживая желание освоить специализацию в
рамках
общей
подготовительной
стадии.
Это
помогает
развивать
профессиональные компетенции в перспективе.
Список источников
1. Бершадская М. Б. Функциональная грамотность школьников и
проблемы высшей школы // Отечественные записки. — 2019. — № 4 (49). — С.
122-130.
2. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования
функциональной
грамотности
студентов
среднего
профессионального
образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №4.
3. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению:
материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26-28 марта 2019 г.) /
под ред. И. В. Усачевой: в 2 ч. Ч. 1. М., 2019. С. 5-8.
4. Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования //
Педагогика. 2019. № 3. С. 3-8
5. Формирование системы профессиональных квалификаций. Словарно-
справочное пособие. М.: Перо, 2019. 48 с.
6. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа
развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова //
Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2019.
№ 1 (35). С .182–186.
7. Юртаева О.А. Роль профессиональной компетентности учителя в
формировании
функциональной
грамотности
школьников
//
Проблемы
современного педагогического образования. 2021. №72-1.