Напоминание

Развитие профессиональной компетентности преподавателя по формированию функциональной грамотности студентов в условиях профессиональной образовательной организации


Авторы: Михалева Маргарита Дмитривена, Михалева Маргарита Дмитриевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Забайкальский транспортный техникум"
Населённый пункт: г.Чита
Наименование материала: Развитие профессиональной компетентности преподавателя по формированию функциональной грамотности студентов в условиях профессиональной образовательной организации
Тема: Развитие профессиональной компетентности преподавателя по формированию функциональной грамотности студентов в условиях профессиональной образовательной организации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация.

В нынешний период в рамках педагогики функциональная

грамотность

изучается

в

качестве

базиса,

позволяющего

развивать

компетентность.

Аргументируется

целесообразность

проектирования

функциональной

грамотности

учащихся

как

базиса

будущего

совершенствования проф. навыков, знаний, опыта.

Ключевые

слова:

развитие,

профессиональная

компетентность,

преподаватель, формирование функциональная грамотность, студенты.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER IN

THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS IN THE

CONDITIONS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Annotation. In modern pedagogy, functional literacy is considered as the basis

for the development of competence. The necessity of formation of functional literacy

of students as a basis for further development of professional competence is

substantiated

Keywords: development, professional competence, teacher, formation of

functional literacy, students.

Российские, иностранные эксперты, анализировавшие проблематику

качества образования, говорят о том, что результаты тех, кто участвовал в

Международной программе оценивания достижений в области образования

студентов,

прямым

образом

взаимосвязаны

с

уровнем

формирования

функциональной грамотности учащихся. Специалисты говорят о том, что в

организациях

образования

России

стадии

появления

функциональной

грамотности отводится малая роль [2]. В процессе исследования проблематики

отсутствия такой грамотности у студентов нужно принимать в расчет аспект

владения преподавателем технологиями, дающими возможность развития

функциональной грамотности, общего увеличения качества образовательной

деятельности. Стадия ее появления у учащихся предполагает комплексность,

которая, главным образом, связана с тем, что рассматриваемый термин сложно

поддается подробному определению. Дефиниция не принимает в расчет

изменения, наблюдаемые в нынешний период в образовательной отрасли.

Следует

выделить,

что

зачастую

преподаватели

принимают

в

рассмотрение, главным образом, формирование общих учебных навыков

студентов, не уделяя достаточную роль опыту учащихся. Это может помешать

тем, кто учится умению успешно адаптироваться в социуме. Нехватка

профессиональной

компетентности

ряда

преподавателей,

которые

придерживаются классических методик образования, делает более сложной

стадию появления функциональной грамотности у студентов. Еще в некоторых

случаях не отводится весомая роль проектированию значимых компонентов

грамотности учащихся. Примеры:

Составляющая коммуникации,

Составляющая фин. грамотности,

Компонент правовой грамотности.

В литературных источниках, которые посвящены педагогике, по-разному

формулируется термин «функциональная грамотность». Например, А. Леонтьев

дает такую дефиницию: функционально грамотный индивид, по его мнению,

может пользоваться регулярно получаемыми в рамках жизнедеятельности

сведениями, навыками, чтобы решать обширный перечень задач в разных

отраслях работы, в рамках коммуникации, а также общественных отношений

[3].

Согласно дефиниции М. Бершадской, функциональная грамотность,

которая получена индивидом в школе, расширяется в рамках обучения в

высшем учебном заведении при проектировании таких общих навыков: навык

восприятия, дедукция, исследование данных, установка задачи, подбор методов

ее

реализации;

логически

правильное,

аргументированное

выстраивание

письма,

устной

речи;

навык

самостоятельного

развития;

повышение

квалификации [1]. А. Новиков говорит о том, что функциональную грамотность

можно назвать регулярным компонентом проф. образования, который прямым

образом взаимосвязан с термином «компетентность», который заменил термин

«профессионализм» [4]. Современная же трактовка такова: функциональной

грамотностью

именуют

уровень

подготовки

индивида

к

исполнению

возлагаемых

на

лицо

обязательств

либо

добровольно

принимаемых

обязательств. Составляющими термина можно считать правовую грамотность;

возможность

оформления,

предоставления

результатов

деятельности

на

зарубежном языке; навык группового взаимодействия, разрешения конфликтов;

возможность

управлять

данными,

принимать

решения,

самостоятельно

обучаться [5].

Базисом образования сегодня является подготовка индивида к активной

жизнедеятельности в контексте общей инфосреды. Таким образом, в рамках

специфики глобализации учащийся должен владеть методами коммуникации

посредством анализа, работы, коммуникативного процесса, рефлексии (они

требуются для реализации процесса, который взаимосвязан с грамотностью

молодых людей в качестве аспекта соц. благополучия) [7]. Операциональный

компонент

включает

такую

деятельность

в

рамках

обучения:

чтение,

декодирование

текстовой

информации;

обнаружение

проблематики,

ее

характеристика;

исследование,

обобщение;

освоение

данных

в

рамках

применения различных методик обработки; разрешение комплексных задач

междисциплинарного

содержания;

подтверждение

собственной

позиции;

самостоятельный контроль; самостоятельное оценивание, коррекция учебных,

познавательных действий.

Системным базисом в такой ситуации можно назвать понимание

учащимися

целесообразности

разрешения

учебно-познавательного

проблемного аспекта в качестве индивидуально значимой проблематики.

Функциональная грамотность состоит из ряда составляющих: мотивация,

поведенческий, деятельностный, рефлективный компоненты. Эти компоненты

предусматривают такой функционал: проектирование структуры учебных,

образовательных

компетенций;

роль

связующего

компонента

между

грамотностью,

компетентностью;

аспектами

появления

функциональной

грамотности учащихся. Технически способность применять приобретённые

знания, умения и навыки для решения жизненных задач производится в рамках

образования

с

применением

методик

совершенствования

критического

мышления посредством чтения, письма, проработки студенческих проектов,

разрешения ситуационных целей.

Следует выделить, что в рамках текущей специфики развития социума,

образовательной отрасли стадия приобретения навыков функциональной

грамотности может продолжаться у индивида длительное время. Изучаемый

термин анализируется в рамках педагогики в контексте компетентностной

концепции

как

значимости

анализируемой

проблематики.

Появление

функциональной

грамотности

у

учащихся

эта

базис

будущего

совершенствования

учебных,

познавательных

компетенций

будущих

инженеров [6]. Чтобы сформировать рассматриваемые способности, студенты в

нынешний период могут применять методику проектов, дающую возможность

формирования навыков приспособления к разным задачам; а также специфике

командной деятельности.

Другая методика формирования функциональной грамотности – это

эксперимент.

Помимо

совершенствования

навыков,

разрешаются

аналитические задачи. Методика позволяет сформировать навык групповой

работы, исследования получаемых сведений; прогнозирования итогов в рамках

применения информации из различных областей. Также может использоваться

методика проблемного обучения. Применение проблемных задач в рамках

стадии образования предоставляет возможность развития следующих навыков:

Находчивость,

Сообразительность,

Навык нахождения творческого решения проблемного аспекта,

Формирование культуры коммуникации.

Для

студентов

важна

интерпретация

разной

стилистики

текстов.

Требуется понимать суть представленной информации, правильно излагать ее в

рамках

занятий,

в

процессе

жизнедеятельности.

Требуется

навык

взаимодействия и с классическими линейными текстами, и с нелинейной

информацией (пример – табличные данные, диаграммы). Разные методы,

которые применяются в рамках взаимодействия с текстом, дают возможность

выявления основных тезисов, их графического оформления, использования

получаемых сведений на практике.

Понимание

общей

взаимной

связи

структуры

функциональной

грамотности; учебных, познавательных навыков в контексте профподготовки

дает возможность поиска способов совершенствования интереса к будущей

специальности учащихся, поддерживая желание освоить специализацию в

рамках общей подготовительной стадии. Это помогает развивать проф.

компетенции в перспективе.

Список источников

1. Бершадская М. Б. Функциональная грамотность школьников и

проблемы высшей школы // Отечественные записки. — 2019. — № 4 (49). — С.

122-130.

2. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования

функциональной

грамотности

студентов

среднего

профессионального

образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №4.

3. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению:

материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26-28 марта 2019 г.) /

под ред. И. В. Усачевой: в 2 ч. Ч. 1. М., 2019. С. 5-8.

4. Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования //

Педагогика. 2019. № 3. С. 3-8

5. Формирование системы профессиональных квалификаций. Словарно-

справочное пособие. М.: Перо, 2019. 48 с.

6. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа

развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова //

Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2019.

№ 1 (35). С .182–186.

7. Юртаева О.А. Роль профессиональной компетентности учителя в

формировании

функциональной

грамотности

школьников

//

Проблемы

современного педагогического образования. 2021. №72-1.



В раздел образования