Автор: Кривцова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 20 "Белочка" общеразвивающего вида
Населённый пункт: Республика Коми, город Инта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности кружка «Волшебная кисточка» средний возраст (первый год обучения)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 «Белочка»»
Программа дополнительного образования
по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности
кружка «Волшебная кисточка»
средний возраст
(первый год обучения)
на …………….. учебный год
Составитель:
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 20
«Белочка» Кривцова Е.Н.
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном.
Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается,
пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его
представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками,
делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники
рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук,
самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно
усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает
стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста
дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные
ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом
дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами,
предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными
способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности
в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить
детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает
детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие
способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Изодеятельность проводится в форме игр, цель которых –
научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и
положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение
такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и
окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Рабочая программа по нетрадиционной технике изодеятельности кружка «Волшебная кисточка» (далее Программа)
представляет собой детально разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми в условиях детского сада. В
рабочей программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по
использованию нетрадиционных техник изодеятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование,
спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети. Актуальность Программы заключается в том, что в
современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники является
наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цель:
создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники
изодеятельности.
Задачи:
1. Сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
2. Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном) и жанров, учить понимать
выразительные средства искусства.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на
выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы реализации:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе,
структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития
ребенка.
3. Принцип доступности предполагает построение непосредственно образовательной деятельности дошкольников на уровне их
реальных познавательных возможностей.
4. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между
составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Организация занятий кружка:
Группа комплектуется детьми по социальному заказу родителей (законных представителей) с учетом желания ребенка.
Срок реализации: 1 учебный год.
Режим организации занятий:
Занятие 1 раз в неделю, в месяц 4 занятия, (январь - 3 занятия),
в год 39 занятий.
Длительностью: 20 минут (один академический час), согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Ожидаемые результаты :
Дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;
Экспериментируют с изобразительными материалами;
Проявляют фантазию художественного творчества;
Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков;
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа;
Владеть первичными навыками дизайнерского искусства;
А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием в нетрадиционных техниках.
Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы по изодеятельности «Волшебная кисточка»:
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации
выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах
муниципального, регионального уровня.
№
н/п
Наименование
нетрадиционных техник
Номер занятия в программе
Общее количество часов (занятий) по
данной технике
1.
Пальчиковая живопись
2.
Оттиск пробкой
3.
Восковые мелки и акварель
4.
Печать по трафарету
5.
Рисование ладошкой
6.
Граттаж
7.
Комкание бумаги
8.
«Знакомая форма -новый
образ»
9.
Тычок жесткой полусухой
кистью
10.
Самостоятельно выбранная
техника
Итого:
№
тема
цель
техники
рисования
Материалы и оборудование
сентябрь
1
Знакомство с
оборудовани-
ем
Познакомить детей с различными
материалами и оборудованием, показать
их применение на некоторых образцах.
Тычок, оттиск
Щетинная кисть, спонжики (разные),
смятая бумага, листья деревьев, ватные
палочки, свечка, гуашь, баночки с водой.
2
«Подсолнухи»
Познакомить с новым способом рисования
тычком полусухой щетинной кистью,
воспитывать интерес к художественному
экспериментированию
Тычок жесткой
полусухой
кистью
Лист формата А4 с карандашными
контурами цветка подсолнуха, гуашь,
кисточки щетинная и тонкая мягкая.
Картинки с изображением подсолнухов.
3
«Тучки и
дождик»
Познакомить детей с нетрадиционной
изобразительной техникой рисования
смятой бумагой и ватной палочкой.
Показать приемы получения точек и
коротких линий. Учить рисовать дождик
из тучек, передавая его характер (мелкий,
капельками, сильный ливень), используя
точку и линию как средство
выразительности. Развивать мелкую
моторику. Воспитывать аккуратность.
Оттиск смятой
бумагой, тычок
Лист формата А4 светло-серого цвета,
синяя гуашь в мисочках, салфетки
влажные, бумага для смятия, ватные
палочки. (Можно для дождика
использовать пальчиковые краски)
4
«Астры в
вазе»
Познакомить с новым способом рисования
тычком полусухой щетинной кистью
(цветов ), воспитывать интерес к
художественному экспериментированию.
Тычок жесткой
полусухой
кистью
Лист формата А4 с карандашными
контурами вазы и трех небольших
кругов, гуашь, кисточки щетинная и
тонкая мягкая. Картинки с
изображением астр.
№
тема
цель
Техники
рисования
Материалы и оборудование
октябрь
5
«Веселые
мухоморы»
(первое
занятие)
Продолжать знакомить с техникой
рисования тычком полусухой щетинной
кистью - закрашивать шляпку гриба,
окунать кисть в краску по мере
необходимости.
Учить наносить ритмично и равномерно
точки ватной палочкой на шляпку гриба.
Тычок жесткой
полусухой
кистью
Вырезанные из белой бумаги шаблоны
мухоморов различной формы, красная и
оранжевая гуашь, жесткая кисть, ватные
палочки, мисочки с белой гуашью,
салфетки, баночки для воды, муляжи или
иллюстрации мухоморов.
6
«Веселые
мухоморы»
(второе
занятие).
Учить рисовать травку пальчиками (или
кисточками на ватмане). Учить украшать
работу сухими листьями (создание
элементарного коллажа). Закрепить
навыки наклеивания.
Пальчиковая
живопись
Листы формата А4 голубого и серого цвета
или ватманский лист, зеленая гуашь в
мисочках, кисти, сухие листья, салфетки,
клей, тряпочки.
7
«В нашем
саду
листопад»
Закрепить тычок ватными палочками.
Учить наносить тычки ритмично и
равномерно на всю крону дерева.
Воспитывать интерес к художественному
экспериментированию, чувство
композиции.
Тампонирование
ватными
палочками
Лист тонированной бумаги формата А4 с
нарисованным стволом дерева, ватные
палочка по 10 шт.связанные, гуашь
желтого, оранжевого, красного цвета в
мисочках, эскизы. Репродукции картин
художника Шишкина, И.Левитана
«Золотая осень», В.Поленова «Золотая
осень».
8
«Кисть
рябинки,
гроздь
калинки»
Учить рисовать на ветках ягодки
(пальчиками) и листья (приманиванием).
Развивать мелкую моторику рук.
Закрепить данные приемы рисования.
Развивать цветовосприятие, чувство
Пальчиковая
живопись
Бумага формата А4 с нарисованной
веточкой, зеленая и красная гуашь в
мисочках, кисти, тряпочки, ветка рябины,
репродукции картины И. Грабаря
«Рябина».
композиции.
№
тема
цель
Техники
рисования
Материалы и оборудование
ноябрь
9
«Первый
снег»
Знакомить с техникой рисования
пальчиками; развивать инициативу,
закрепить знания цветов; учить
составлять композицию.
Рисование
пальчиками,
тычок
Лист формата А4 темно-синего или
фиолетового цвета с нарисованным
силуэтом дерева, пальчиковая белая гуашь
в мисочках, влажные салфетки, спонжики
круглые (для изобр. сугробов)
10
«Мой
маленький
добрый друг»
Закрепить технику рисования тычком
полусухой кистью – учить имитировать
шерсть животного, т.е. используя
создаваемую тычком фактуру как
средство выразительности. Учить
наносить рисунок по всей поверхности
бумаги. Учить рисовать круглым
спонжиком мячик.
Тычок
Шаблон силуэта котенка или вырезанный
из бумаги, жесткая кисть, гуашь черного,
коричневого, оранжевого, серого цветов,
большой круглый спонжик, гуашь в
мисочке для изображения мячика,
иллюстрации и изображения домашних
животных.
11
«Подводный
мир» (рыба
ёж)
Познакомить детей со способом
рисования отпечаток пузырчатой
пленкой, развивать изобразительные
навыки и умения, зрительное восприятие,
моторику рук. Закрепить умение
украшать рисунок дополнительными
деталями - камушки, песочек.
Воспитывать аккуратность.
Отпечаток
Лист формата А4 синего, фиолетового
цвета. Вырезанные из пузырчатой пленки
круги, гуашь, кисточки широкая и тонкая с
мягким ворсом, пробки (для пузырей),
мисочка со штемпельной подушечкой из
тонкого поролона, пропитанного гуашью
белого цвета(для пузырей).Иллюстрации
рыбы ёж.
№
тема
цель
Техники
Материалы и оборудование
декабрь
12
«Мои
рукавички»
Продолжать знакомить детей со
способом рисования ватной палочкой,
печатью штампами, развивать
изобразительные навыки и умения,
зрительное восприятие, моторику рук.
Закрепить умение украшать предмет
несложной формы, нанося рисунок по
возможности равномерно на всю
поверхность. Воспитывать аккуратность.
Тычок,
штампонирование
Вырезанные из бумаги шаблоны
рукавичек, ватные палочки, гуашь, пробки,
мисочки со штемпельной подушечкой из
тонкого поролона, пропитанного гуашью.
13
«Веселый
снеговичок»
Упражнять в технике рисовании тычком.
Воспитывать интерес к нетрадиционным
методам рисования.
Развивать внимание, воображение,
эстетическое отношение к окружающему
миру. Закреплять приёмы изображения
круглых форм в различных сочетаниях.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Тычок жесткой
полусухой
кистью.
Листы синей бумаги А4, жесткая кисть или
поролоновые помпоны, тонкая кисть,
гуашь, стаканчик с водой, салфетки,
картинка с изображением двух снеговиков
имеющих 5 отличий, простые карандаши.
На каждого ребёнка: набор шаблонов
кругов, из которых можно
сложить снеговика и обвести круги.
14
«Зимний лес»
Познакомить с приемом – отпечаток
капустным листом, развивать творческую
индивидуальность; закреплять владение
техникой рисования ватной
палочкой(снежинки); развивать
фантазию. Развивать чувство
композиции.
Отпечаток
листьями,
тампонирование
ватными
палочками, тычок
спонжиком
Лист тонированной бумаги формата А4
темно голубого, синего, фиолетового
цвета, гуашь белого цветов в мисочках,
капустные листья, кисточка широкая,
баночки с водой, салфетки, круглые
поролоновые спонжики ,ватные палочки.
15
«Новогодняя
ёлочка»
Упражнять в печати по трафарету.
Развивать чувство композиции
Печать по
трафарету, тычок
Лист формата А4 голубого, фиолетового
цвета, круглый спонжик, трафареты елей
разной величины, гуашь, ватные палочки
(огоньки на ёлочке, снежинки)
№
тема
цель
Техники
рисования
Материалы и оборудование
январь
16
«Полярные
совушки»
Продолжать знакомить детей с
техникой - оттиск спонжиком, развивать
пространственное мышление,
воспитывать любовь к природе.
Оттиск круглым
спонжиком
Бумага тонированная формата А4,
спонжики круглые, гуашь, ватные палочки,
кисточки. Иллюстрации совушек
16
«Сказочные
пингвины»
Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной техникой рисования –
оттиск картошкой; развивать
пространственное мышление;
воспитывать любовь к природе.
Оттиск
картофелем
Бумага тонированная формата А4,
картофель разрезанный пополам, спонжики,
гуашь белая, черная, красная, кисточки.
Иллюстрации пингвинов на льдине.
17
«Морозные
узоры на
окне»
Познакомить детей с техникой
фотокопия. Учить детей рисовать по
представлению; рассматривать.
Придумывать и изображать морозные
узоры, учить детей работать свечой.
Вызвать у детей интерес к зимним
явлениям природы. Развивать
зрительную наблюдательность,
способность замечать необычное в
окружающем мире и желание отразить
увиденное в своём творчестве.
Совершенствовать умения и навыки
детей в свободном
экспериментировании с
изобразительным материалом, помочь
детям освоить метод спонтанного
рисования. Воспитывать эстетическое
отношение, развивать творчество.
фотокопия
Бумага формата А4 плотная белого цвета,
свечка, разведенная синяя гуашь, плоские
широкие спонжики, рамка «окошка» из
малярного скотча на листе бумаги или
рамка вырезанная из бумаги, силуэт кошки.
Картинки морозных окошек.
№
тема
цель
Техники рисования
Материалы и оборудование
февраль
18
19
«Медуза»
Способствовать развитию у детей
воображения и творческой активности.
Способствовать развитию у детей
навыков нетрадиционных способов
рисования – рисование с
использованием соли и клея, развитию
мелкой моторики.
Развивать любознательность и
познавательный интерес.
Формировать у детей представления о
подводных обитателях, их разнообразии
и образе жизни, воспитывать бережное
отношение к морским обитателям.
Насыпка - с
использованием
клея и соли
Иллюстрации с изображением медуз,
картон, акварельные краски, клей ПВА в
бутылочке с узким носиком, кисточка,
соль, подносы, баночка с водой, тряпочка.
20
«Рыбки в
море»
Упражнять в технике трафаретного
рисования-штампонирование,
закреплять тычок ватными палочками,
упражнять в нанесении рисунка по всей
поверхности листа
Штампонирование
Бумага формата А4голубого, синего,
фиолетового цвета, картонки с
вырезанными силуэтами рыбок, гуашь,
кисть тонкая, поролоновые спонжики,
ватные палочки, баночки с водой.
Иллюстрации морских рыбок.
21
«Ёжик»
Продолжать знакомить детей с техникой
рисования «оттиск смятой бумагой».
Закрепить знания детей о внешнем виде
ежа, (особенности строения, окраска) и
образе жизни; уточнить понятие «дикое
животное»; развивать умения у детей
воплотить в рисунке характерные
признаки ежа; воспитывать заботливое
отношение к животным.
Оттиск смятой
бумагой
альбомный лист, гуашь серая, зеленая в
мисочках, гуашевые краски, кисточка,
ватные палочки для глазок и носика,
бумажные листы(салфетки плотные) для
смятия, баночка с водой, влажные
салфетки, простой карандаш, шаблон ежа.
Иллюстрации ежей, игрушка ёжик.
№
тема
цель
Техники рисования
Материалы и оборудование
март
22
«Мимоза для
мамы»
Продолжать учить рисовать стебель,
наносить отпечатки у основания стебля.
Расширять знания о цветах, развивать
эстетическккое отношение к
окр.миру.Формировать нравственные
основы:внимание и любовь к
близким.Воспитывать аккуратность в
работе.
Тычок
Листы бумаги А4 пополам согнутые в
форме открытки. Спонжик круглый на
метал.спице. Гуашь желтая в мисочке,
зеленая, салфетки влажные, кисточка
тонкая, баночки с водой. Иллюстрации
веточки мимозы.
23
«Букет для
мамы»
Совершенствовать технику рисования
тычок. Расширять знания о цветах,
развивать эстетическое отношение к
окружающему миру, формировать
нравственные основы: внимание и
любовь к близким, желание делать
подарки.
Тычок
Лист формата А4 с контуром корзины,
гуашь, акварель, спонжики на
металлич.спице (2 шт), баночки с водой,
кисточка толстая, салфетки влажные.
Иллюстрации букетов цветов.
24
«Гусеничка и
яблоко»
Закреплять технику рисования тычком.
Продолжать учить рисовать тонкой
кистью траву. Способствовать развитию
у детей воображения и творческой
активности. Закреплять навыки
пользования клеем.
Тычок
Листы бумаги формата А4, гуашь.
Спонжи круглые: маленький и побольше,
кисточка широкая и тонкая, баночки с
водой, клей.
25
«Дерево в
цвету»
Закреплять технику рисования тычком.
Создавать у детей радостное настроение
средствами музыки, поэзии в
изобразительной деятельности.
Закрепить знание о временах года.
Тычок
Тонированный лист формата А4 с
силуэтом дерева, гуашь розового и
зеленого цвета, ватные палочки
связанные по 8-10шт. для рисования
цветов на дереве, щетинная кисть(для
травки)
№
тема
цель
Техники
рисования
Материалы и оборудование
апрель
26
«Девочка и
воздушный
шар»
Развивать воображение и мышление,
чувство цвета и композиции. Продолжать
закреплять тычок спонжиком. Обогащать
эмоциональную сферу.
Тычок
Листы тонированные светлого цвета
формата А4 с нарисованными силуэтами
девочки( клоуна и т.д.), гуашь в мисочках,
круглые спонжики на метал.спице по 4 шт.
27
«Космос»
Упражнять в технике трафаретного
рисования тычком жесткой кистью,
ватными палочками, в нанесении
рисунка по всей поверхности листа
Штампонирование
Бумага формата А4 черного цвета, гуашь,
кисть тонкая, жесткая кисть, ватные
палочки, баночки с водой. Иллюстрации
космоса, трафареты космических
кораблей, ракет, спутников.
28
«Розовый
фламинго»
Продолжать знакомить детей со
способом рисования отпечаток
пузырчатой пленкой, развивать
изобразительные навыки и умения,
зрительное восприятие, моторику рук.
Закрепить умение украшать рисунок
дополнительными деталями - камушки,
песочек, травка. Воспитывать
аккуратность.
Отпечаток
Лист формата А4 светлого цвета.
Вырезанные из пузырчатой пленки
конусы( форма туловища), гуашь розового
цвета, кисточки широкая и тонкая с
мягким ворсом. Иллюстрации фламинго.
29
«Праздничный
салют»
Научить детей рисовать, используя
картонные втулки , праздничный салют.
Рисовать композицию, ритмично
располагая в определенных местах огни
салюта, используя разные цвета красок.
Воспитывать патриотические чувства,
уважать и любить свою Родину.
Штампование
Листы формата А4 тёмно синего, черного
цвета, втулки, краска гуашь в тарелочках.
№
тема
цель
Техники
рисования
Материалы и оборудование
май
30
«Маки»
Развивать воображение и мышление,
чувство цвета и композиции.
Продолжать знакомить детей с
нетрадиционными техниками рисования.
Обогащать эмоциональную сферу.
Пальчиковая
живопись
Листы формата А4, пальчиковые краски в
мисочках красного и черного цвета, зеленая
гуашь в мисочке (трава) и зубные щетки для
её изображения, тонкие кисточки, баночки с
водой, влажные салфетки.
31
«Цветы
одуванчика»
Развивать воображение и мышление,
чувство цвета и композиции.
Продолжать знакомить детей с
нетрадиционными техниками рисования.
Обогащать эмоциональную сферу
Пальчиковая
живопись
Листы формата А4, пальчиковые краски в
мисочках белого и коричнего цвета, зеленая
гуашь в мисочке(трава) и зубные щетки для
её изображения, тонкие кисточки, баночки с
водой, влажные салфетки.
32
«Носит
одуванчик
желтый
сарафанчик»
Упражнять в технике штампование
(втулкой) цветов одуванчика. Отпечаток
сухими листьями.
Закреплять умение рисовать тонкой
кистью листья и стебли.
Воспитывать аккуратность.
Штампование,
отпечаток
Альбомный лист формата А4 светлого
цвета, гуашь белого цвета на тарелочке,
втулки разрезанные с одной стороны, кисть
тонкая, салфетки, иллюстрации
одуванчиков.
№
тема
цель
Техники
рисования
Материалы и оборудование
июнь
33
«Божьи
коровки на
лужайке»
Упражнять в технике рисования тычком.
Закреплять умение равномерно наносить
точки на всю поверхность предмета,
рисовать травку различных оттенков
зубными щетками.
Для создания полянки можно
использовать обрывание бумаги.
Коллаж.
тычок, обрывание
Листы формата А4 светлых оттенков,
гуашь, зеленая гуашь в мисочке, ватные
палочки, зубные щетки. Клей, кисти
клеевые, бумага цветная зеленого цвета –
для создания полянки.
34
«Цыпленок»
Предложить нарисовать цыпленка,
передавая его характерные особенности.
Продолжать знакомить с техникой
работы со щетинной кистью. Упражнять
в рисовании мелких деталей концом
кисти.
Тычок жесткой
полусухой кистью
Лист тонированной бумаги формата А4,
кисти щетинные и тонкие № 3, гуашь,
тряпочки, баночки с водой. Изображения
цыплят, игрушка-цыпленок. Книга К.
Чуковского «Цыпленок».
35
«Цыпленок»
Учить детей наносить клей на отдельный
участок, щедро насыпать крупу,
аккуратно окрашивать рис, «оживлять»
работу с помощью ватной палочки.
Рисование с
помощью риса +
клей
Шаблон, клей ПВА, рис, ватные палочки,
гуашь.
36
«Улей»
Продолжать рисовать предметы с
помощью пузырчатой пленки. Закрепить
технику рисования круглыми
спонжиками или смятой бумагой
(изображение травы)
Штампонирование,
печать смятой
бумагой, круглыми
спонжиками
Листы формата А4, заготовки силуэтов
ульев из пузырчатой пленки. Гуашь,
кисточки толстая и тонкая, стаканчики для
воды, влажные салфетки, спонжики,
салфетки для смятия, картинки с
изображением ульев и пчел
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь
«Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование)
Октябрь
«Роль нетрадиционного рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
(Родительское собрание)
Ноябрь
«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» (Консультация)
Декабрь
«Рисование нетрадиционными способами» (Консультация)
Январь
«Рисуем без кисточки» (Папка-передвижка)
Февраль
«Как рисуют девочки, а как мальчики» (Консультация)
Март
«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»
(Мастер-класс для родителей с детьми)
Апрель
«Советы родителям по развитию творческих способностей детей» (Памятка)
Май
«Мы волшебники» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с
родителями)
Список литературы
1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006.
2. Кол, М.-Э. Дошкольное творчество/ пер.с англ. Е.А. Бакушева. – Мн.: ООО «Попурри», 2005.
3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-
самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Карапуз, 2008.
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
5.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир.
– М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.
6. «Цветные ладошки» И. А. Лыковой
7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»,
2008.
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.
Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
9. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
10. Погодина, С. Рисование с помощью пищевой пленки и салфеток / Погодина С.// Дошкольное воспитание. - 2011. - № 7. - С.
56-67.
11.. Погодина, С. Художественные техники. Рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши / Погодина С.//
Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С. 57-64.
12. Шипкова ,В. Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в
изобразительной деятельности / Шипкова В. Н.// Дошкольная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 25-29.
13.Брунова, М. Русское кружево : [нетрадиционная техника рисования манной крупой] / Брунова М.// Дошкольное воспитание.
- 2010. - № 4. - С. 96-100.
14. Ярыгина, А. Творчество и выразительность : нетрадиционные изобразительные техники / Ярыгина А.// Дошкольное
воспитание. - 2009. - № 6. - С. 57-61.