Напоминание

"Методы и приемы работы со слабоуспевающими учениками"


Автор: Бакунова Оксана Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы работы со слабоуспевающими учениками"
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приемы работы со слабоуспевающими учениками

Общеизвестно, что нет неспособных, неталантливых детей, а есть те, кто

пока не раскрыл свой потенциал в силу различных причин. Актуальная задача

современного образования, на мой взгляд, – «не потерять», «не упустить»

учащихся с низкими учебными возможностями. Слабоуспевающими принято

считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые

учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых

отсутствует мотивация к обучению. Чтобы данная категория учащихся не

перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа

учителя.

Одна из главных проблем слабоуспевающего ученика - затруднение в

обучении, связанное с состоянием здоровья; неблагоприятной обстановкой в

семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная

потребность исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не

возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая»

работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно

осваивать учебный материал, получая постоянное поощрение от учителя.

Необходимы дополнительные упражнения, индивидуальные задания, (например,

на карточках), в которые заключена продуманная система помощи ребенку,

заключающая в серии «подсказок».

Рассмотрим особенности неуспевающих учащихся:

низкий уровень знаний

отсутствие познавательного интереса;

несформированность элементарных организационных навыков;

необходимость индивидуального подхода с психологической и

педагогической (в плане обучения) точки зрения;

нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;

отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

частые пропуски занятий (как правило)

Перед учителем встают вопросы:

Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

Своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях и

организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Выбирать

доступные

способы

учебной

работы,

применяемые

учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

Систематически, а не от случая к случаю работать с данной

категорией детей.

Развивать

у

учащихся

внутреннюю

мотивацию

учебной

деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как повысить работоспособность учеников?

Разнообразить виды деятельности.

Проводить физминутки.

Всегда

помнить

о

соблюдении

принципа

необходимости

и

достаточности.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический

климат на уроке.

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

Многократно проговаривать и закреплять материал урока.

Стремиться к алгоритмизации деятельности.

Хорошую эффективность в работе показали

-

опережающее обучение;

-

различные формы групповой работы;

-

взаимоопрос, самоконтроль;

-

конспекты по разным темам

При

работе

со

слабыми

учащимися

опираюсь

на

следующие

психологические правила:

1. Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку

ответа.

2. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени

большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на

отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

3. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому,

только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок,

предоставив возможность ученикам позаниматься дома.

4. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но

и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать

уверенность в своих силах, знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность

поможет ученику в экстремальных стрессовыхситуациях сдачи экзаменов,

написания контрольных работ и т. д.

5. Тактично, без ироничных комментариев оценивать неудачи ученика, ведь

он сам очень болезненно к ним относится.

6. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для

проверки и исправления написанного. Следует в минимальной степени отвлекать

ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не

нервозную обстановку.

7. Применять дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из

этапов урока:

-

при закреплении;

-

при проверке домашнего задания;

-

при самостоятельной работе.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи

1.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план

ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома.

2.

Больше

времени

готовиться

к

ответу

у

доски,

делать

предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

3.

Ученикам

задаются

наводящие

вопросы,

помогающие

последовательно излагать материал.

4.

При опросе создаются специальные ситуации успеха.

5.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на

которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

6.

В ходе опроса

и

при анализе его результатов обеспечивается

атмосфера доброжелательности.

Положительные аспекты дифференцированного

и индивидуального

подходов:

-

Полная занятость всех учащихся

-

Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия,

уверенности в себе, творчества;

-

Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;

-

Развитие способностей учащихся

Трудности

в

реализации

дифференцированного

и

индивидуального

подходов:

-

Большая подготовительная работа перед уроком

-

Переработка содержания материала

-

Дидактическое обеспечение

-

Подготовка учащихся к такой форме работы;

-

Педагогический мониторинг

Хорошие результаты дает метод проектов. Рассматриваю его как способ

актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что

необходимо в работе со слабоуспевающими учащимися.

Работая над проектом, учащиеся не только систематизируют и обобщают

полученные

на

уроках

знания,

но

и

развивают

внимание.

Проектно-

исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить

знания, полученные на уроках. Но следует заметить, что при осуществлении

проекта слабоуспевающему ученику потребуется консультация учителя (и,

скорее всего, не одна). Здесь также приветствуется помощь других учителей-

предметников.

Результат, как показывает моя практика, стоит затраченных усилий.

В заключение хочу напомнить всем педагогам слова Франсуа Рабле:

«Ребенок – это не ваза, которую нужно наполнить, а огонь, который нужно

зажечь».



В раздел образования